В 2020 году в России было 4 090 058 студентов, почти половина из них (46%) училась бесплатно за счет бюджетных средств. Число вузов сократилось по сравнению с прошлым годом с 1264 до 1218 в первую очередь за счет уменьшения количества частных учебных заведений. В частных российских вузах обучается 7,9% от общего числа студентов, при этом доля негосударственных вузов сокращается (9,7% в 2018 году, 8,7% в 2019-м).
Ежегодно увеличивается число международных студентов, проходящих обучение в России. Страна занимает 7-е место в мире по числу иностранных учащихся (после США, Великобритании, Китая, Австралии, Франции и Канады): в отечественных вузах проходят обучение более 262 000 граждан других государств. Традиционно больше всего международных студентов поступает в РУДН — почти 6500 человек. Большой популярностью у иностранцев пользуются медицинские вузы, в некоторых из них доля международных студентов достигает 35–40% об общего числа обучающихся. Пандемия создала для университетов существенные сложности из-за невозможности привлечь запланированное число студентов из зарубежья, но последствия этих изменений мы увидим только в следующем году, когда вузы подведут итоги 2020/2021 учебного года.
ТОП-5 ЛУЧШИХ БРИТАНСКИХ ВУЗОВ В СФЕРЕ БИЗНЕСА / Где можно получить лучшее бизнес образование?
Первое место в рейтинге, как и год назад, заняла Высшая школа экономики, которая упрочила свое лидерство по сравнению с прошлым годом и увеличила отрыв от главного конкурента, МГУ им. М. В. Ломоносова, за счет более высокого среднего балла ЕГЭ, лучшего соотношения числа преподавателей и студентов и более молодого кадрового состава.
В этом году ВШЭ стала лидером и по итогам опроса работодателей. В число вузов, качество выпускников которых вызывает наибольшее доверие у компаний, попали также МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и УрФУ им. Б. Н. Ельцина. МФТИ уступил 3-е место МИФИ, которому удалось подняться на две позиции по сравнению с прошлым годом.
Благодаря поддержке работодателей и высоким баллам за качество образования 5-е место занял МИСиС.
Самыми востребованными российскими вузами среди детей миллиардеров оказались МГИМО (11 наследников), МГУ им. М. В. Ломоносова (10 наследников) и ВШЭ (8 наследников). Среди победителей рейтинга «30 до 30» оказалось больше всего выпускников ВШЭ (6 человек) и МГУ им. М. В. Ломоносова (5 человек).
В топ-20 вошли два частных вуза: Университет Иннополис и Российская экономическая школа (РЭШ). Иннополис поднялся с 36-го места на 12-е, совершить рывок ему помогли высокие показатели качества образования. РЭШ, в свою очередь, оказалась абсолютным лидером среди российских вузов по востребованности у талантливых абитуриентов, у нее самый высокий средний балл ЕГЭ поступивших на обучение (более 98). Также именно у РЭШ наиболее высока доля выпускников, нанятых в крупнейшие компании России. В топ-100 вернулась Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»), не попавшая в рейтинг в 2020 году.
Как мы считали
В лонг-лист вошли 502 российских вуза (государственных и частных), обучающих по программам бакалавриата и магистратуры. В рейтинге не оценивались вузы без бюджетных мест, филиалы и религиозные организации.
ТОП 10 Экономических ВУЗов России
Метрика «Качество образования» (максимум 30 баллов) основывалась на данных мониторинга Министерства образования и включала два параметра: качество преподавания и международную деятельность. Как и в прошлом году, качество преподавания оценивалось на основании уровня зарплат профессорско-преподавательского состава (5 баллов) и соотношения числа преподавателей и студентов (5 баллов). Кроме того, в этом году мы добавили новый параметр, оценивающий кадровый потенциал вуза, это доля молодых (до 40 лет) преподавателей (5 баллов). Этот параметр особенно важен в контексте изменений в подходах к обучению и необходимости цифровизации образования.
Для оценки «Международной деятельности» мы учитывали долю иностранных студентов, обучающихся в университете (5 баллов), долю иностранных преподавателей (5 баллов) и наличие совместных с зарубежными вузами программ двойных дипломов (5 баллов). Параметр «Международные стажировки» в этом году не учитывался из-за пандемии.
Метрика «Качество нетворкинга» (максимум 30 баллов) оценивала общий уровень поступивших в вуз студентов и возможность сформировать полезные связи в процессе обучения. Метрика включала два параметра: средний ЕГЭ принятых на обучение студентов (20 баллов) и фактор Forbes (10 баллов). Баллы в параметре «Фактор Forbes» получили те университеты, где учатся (учились) дети 200 богатейших бизнесменов России, а также победители рейтинга молодых и успешных россиян по версии Forbes «30 до 30» 2021 года.
Чтобы оценить «Востребованность выпускников» (30 баллов), мы направили запросы в 100 компаний, входящих в число лучших работодателей России, и попросили их ответить на три вопроса: «Выпускников каких вузов вы наняли в 2020–2021 годах?», «Недавние (до 5 лет) выпускники каких вузов получили повышение зарплаты и/или должности в 2020–2021 годах?», «Выпускников каких вузов вы хотели бы нанимать в приоритетном порядке, кто из них, на ваш взгляд, наиболее подготовлен?». Анкеты заполнили 35 компаний, в том числе «Яндекс», «Алроса», Тинькофф Банк, «Сибур», «Сплат», «Полюс», «Ростелеком», «Росатом», «Фосагро», Райффайзенбанк, «Лаборатория Касперского», «Северсталь», РЖД, «ПК Балтика», «Уралкалий», «Проктер Энд Гэмбл», «Р-Фарм», Росбанк, Mail.ru, ТМК, «Ланит», «Мегафон», «Русал», «Русгидро», «Магнит», «Евраз», «Акрон», «Силовые машины», НЛМК, аэропорты Домодедово и Шереметьево.
Данные по ответам на первые два вопроса учитывались в параметре «Трудоустройство». Число нанятых выпускников оценивалось пропорционально числу обучающихся в университете студентов по 10-балльной шкале. Ответы на третий вопрос использовались при подсчете параметра «Репутация среди работодателей». Голоса компаний за каждый вуз суммировались и переводились в баллы (максимум 20 баллов).
Наконец, каждый вуз мог получить до 10 дополнительных баллов в метрике «Международное признание», в которой учитывались присутствие и позиция университета в трех ведущих зарубежных рейтингах — QS World University Rankings, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities.
Наконец, каждый вуз мог получить до 10 дополнительных баллов в метрике «Международное признание», в которой учитывались присутствие и позиция университета в трех ведущих зарубежных рейтингах — QS World University Rankings, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities.
Источник: dzen.ru
Зачет по специальности
Агентство RAEX назвало лидеров высшей школы по 35 предметным областям
Учиться на экономиста и менеджера лучше всего в Москве и Санкт-Петербурге, тогда как получить качественное инженерное, медицинское и педагогическое образование можно во многих регионах России.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ
Агентство RAEX во второй раз публикует предметные рейтинги вузов России. В новом выпуске количество охваченных областей увеличилось на 20% и составило 35 направлений — это математика, широкий спектр естественно-научных и инженерных специальностей, социальных и гуманитарных направлений, а также педагогика, медицина и сельское хозяйство. Всего в списки лучших вошли 164 вуза из 42 регионов России (в 2022 году в 29 рейтингов входило 136 образовательных организаций).
В исследовании используются три группы показателей, традиционно фигурирующие во всех рейтингах семейства «Три миссии университета»: это образование, наука и общество. При этом предметные рейтинги учитывают специфику каждой области — набор показателей и их веса различаются в зависимости от предметной сферы. Например, для естественно-научных и инженерных направлений вес группы «Наука» составляет 35%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер — 25%.
Лидеры широкого профиля
Лидерами «медального зачета», как и в прошлом году, стали МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Только этим вузам удалось войти в топ-3 предметных рейтингов по более чем 10 областям.
МГУ стал призером 19 раз: в 12 случаях МГУ возглавил список лучших, четыре раза расположился на второй позиции и три раза стал бронзовым призером. В активе СПбГУ — 15 призовых мест: две медали высшего достоинства, восемь серебряных и пять бронзовых наград. В копилке НИУ ВШЭ — 11 медалей: университет занял первую позицию в четырех списках, вторую — в двух, третью — в пяти. Также к числу лидеров общего зачета можно отнести МГТУ им. Н. Э. Баумана, который шесть раз вошел в топ-3, заняв при этом первую строчку в четырех списках по инженерно-техническим направлениям.
С точки зрения предметного охвата наибольшие успехи продемонстрировали ведущие классические университеты, показавшие высокие результаты в рейтингах по естественно-научным, инженерно-техническим и социогуманитарным направлениям. Первое место по числу вхождений в предметные рейтинги занял Уральский федеральный университет, представленный сразу в 23 списках, за ним следуют Дальневосточный федеральный университет и РУДН, вошедшие в 22 и 21 рейтинг соответственно. Планку на уровне 20 рейтингов сумели взять МГУ, Казанский (Приволжский) и Южный федеральные университеты, а также Томский государственный университет.
На вузы Москвы и Санкт-Петербурга приходится 39% от общего количества участников, вошедших в предметные рейтинги RAEX. Среди других регионов наиболее широко представлены в списках Татарстан (9 вузов), а также Башкортостан, Новосибирская, Ростовская, Нижегородская и Саратовская области (по 5 вузов), Краснодарский край и Воронежская область (по 4 участника).
Математики и инженеры
По математическим и естественным наукам наилучшие результаты продемонстрировал МГУ им. М. В. Ломоносова, занявший первые места во всех предметных областях: это математика, физика, химия, биология и география. Второе место в неформальном зачете здесь занял СПбГУ, четыре раза поднявшийся на вторую ступень и один раз ставший бронзовым призером.
Если говорить об инженерном образовании, то наиболее сильным вузом по подготовке «технарей» признан МГТУ им. Н. Э. Баумана, занявший первое место сразу в четырех рейтингах: это «машиностроение и робототехника», «авиационная и ракетно-космическая техника», а также впервые составленные списки в сферах «электроника, радиотехника и системы связи», «техника и технологии наземного транспорта».
Качественное образование по инженерным специальностям доступно жителям многих регионов России. Рейтинги RAEX свидетельствуют, что по части подготовки «технарей» региональные вузы достойно конкурируют со столичными. Так, список лучших в области «технологии легкой промышленности» возглавил Казанский национальный исследовательский технологический университет.
А Томский политехнический университет занял первое место в сфере «химические технологии» и, кроме того, расположился на высшей ступени в области «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника». К слову, 75% наиболее сильных вузов в этой сфере расположено в регионах. В области «авиационная и ракетно-космическая техника», как и в нефтегазовой сфере, доля нестоличных участников еще выше: в топ-20 она составляет 80%. А направление «кораблестроение и водный транспорт» стало единственным, где отсутствуют вузы из Москвы в списке лидеров.
Среди инженерно-технических направлений наиболее высокая конкуренция между вузами отмечается в сферах «информационные технологии», а также «электроника, радиотехника и системы связи». Именно в этих областях зафиксировано минимальное отставание вуза, замыкающего топ-20, от результата лидера.
Так, результат МЭИ, занявшего 20-е место в сфере ИТ, составляет 63% от балла МГУ, возглавившего рейтинг. А отношение балла Томского госуниверситета, замкнувшего двадцатку сильнейших в сфере «электроника, радиотехника и системы связи», к баллу МГТУ им. Н. Э. Баумана составило 61%. В других областях отставание вузов-середняков от победителей проявляется значительно ярче — например, в сферах «кораблестроение и водный транспорт» и «авиационная и ракетно-космическая техника» вузы, замыкающие публикуемые списки, набрали лишь около трети от балла лидеров.
Образование в области ИТ, электроники и систем связи пользуется высоким спросом у абитуриентов, многие из которых готовы сменить место проживания ради учебы в сильном вузе. Более половины студентов, обучающихся в топ-20 вузов по этим престижным направлениям,— это молодые люди, приехавшие из других регионов. Это нетипично для других специальностей, ведь столь высокая мобильность в топ-20 наблюдается еще только в одной предметной области: среди будущих математиков средняя доля обучающихся из других регионов превышает 50%.
Социогуманитарный блок
По гуманитарным и социальным направлениям подготовки явно прослеживается доминирование Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в рейтинге в области «менеджмент» лишь 30% участников топ-20 расположены за пределами двух столиц. В рейтингах вузов в сферах «экономика», «психология», а также «филология и журналистика» региональные вузы составляют 35% в двадцатках сильнейших.
Смещение баланса в сторону Москвы и Санкт-Петербурга также заметно в сферах «право» и «политология и международные отношения», где на долю нестоличных вузов приходится 40% участников в списках топ-20. Наилучшие результаты в блоке социальных направлений продемонстрировал НИУ ВШЭ, занявший первые места по направлениям «экономика», «менеджмент», «социология» и «психология». СПбГУ, в свою очередь, стал победителем предметного рейтинга в сфере «право» и возглавил список во впервые проанализированной агентством RAEX области «политология и международные отношения».
А вот по гуманитарным направлениям МГУ не оставил шансов конкурентам и стал безоговорочным лидером. Вуз возглавил предметные рейтинги в сферах «лингвистика и иностранные языки», «филология и журналистика», «история и археология».
Самые массовые направления
Наиболее многочисленной по количеству студентов в России уже не первый год является медицинская сфера: на соответствующих специальностях обучаются около 290 тыс. человек. Состав топ-5 рейтинга вузов в сфере «медицина» за год не претерпел изменений: возглавляет рейтинг Сеченовский университет, второе место занимает Российский национальный исследовательский медицинский университет им.
Н. И. Пирогова, далее следуют МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова. При этом в топ-20 рейтинга в 2023 году появилось сразу четыре новых участника — это медуниверситеты Тюмени, Самары, Краснодара и Рязани. Вместе с тем в «медицинском» рейтинге уменьшилось количество классических университетов: если в прошлом году их было пять, то теперь — только три (помимо МГУ и СПбГУ в список вошел РУДН), а все остальные позиции заняли специализированные вузы, подведомственные Минздраву России.
Еще одна массовая сфера высшего образования, где количество обучающихся превышает 200 тыс. человек,— педагогика. Рейтинг вузов в этой сфере имеет ярко выраженный региональный уклон: как и годом ранее, 17 вузов из топ-20 расположены за пределами Москвы. В тройке лидеров обошлось без изменений — пьедестал заняли Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Методика формирования предметных рейтингов вузов
Предметные рейтинги вузов России строятся на основании оценки трех миссий университета — образовательной, научной, общественной. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учетом вклада вуза в социальное развитие? Рейтинги строятся исключительно на объективных показателях и не используют результаты опросов экспертов.
Для включения вуза в шорт-лист по конкретному направлению вуз должен осуществлять набор студентов на первый курс, а кроме того, численность обучающихся на всех курсах по рассматриваемому направлению должна быть не ниже порогового значения в диапазоне от 100 до 200 человек в зависимости от предметной области. Анализировались только головные вузы, филиалы университетов не рассматривались.
При оценке первой — образовательной — миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.
Показатели группы «Наука» включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, Scopus и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объеме затрат на научные исследования и разработки.
При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим вклад вуза в подготовку кадров для региона, долю обучающихся по направлению в масштабах страны, долю зачисленных целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе «Общество»: объем дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется прием), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.
Из-за характерных особенностей, свойственных различным предметным сферам, в рейтингах используются разные наборы показателей и разные веса. Подробная методика и полная версия рейтинговых таблиц размещены на сайте рейтинговой группы RAEX.
Алексей Ходырев, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX
Источник: www.kommersant.ru
Национальный рейтинг университетов — Интерфакс *
Национальный рейтинг университетов представлен Международной информационной группой «Интерфакс». Ежегодно оценивается работа вузов различных типов: классических университетов, технических и технологических университетов (к ним отнесены также транспортные и архитектурно-строительные), экономико-социальных университетов, аграрных университетов, медицинских университетов, педагогических и юридических университетов. Однако рейтинг не учитывает вузы творческого и спортивного профиля (хотя аналитику по области образования Искусство и культура предоставляется).
Оценки деятельности университетов и формирование сводного и частных параметрических рейтингов университетов основаны преимущественно на данных анкет, представленных университетами. Если приглашенный к участию в рейтинге университет не присылает в срок анкету, то необходимые данные заимствуются из открытых источников, в первую очередь, веб-сайтов университетов.
Деятельность университетов оценивается по шести параметрам: образовательная деятельность; исследовательская деятельность; сотрудничество; бренд вуза; инновации и предпринимательство. По каждому из параметров строится свой частный рейтинг.
Спецификой данного рейтинга является то, что он строится на основе сформированных параметрических рейтингов, что позволяет взглянуть на позицию вуза с разных ракурсов.
Источник: best-edu.ru