Фактор риска как основа формирования инновационной стратегии
Риск – это вероятность неблагоприятного исхода определенных событий, процессов в условиях неопределенности.
Риск сопутствует любой деятельности. Инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем риска в силу того, что она осуществляется в условиях неопределенности.
Риск имеет три параметра:
- размер риска;
- вероятность риска;
- степень управляемости риском.
Необходимо проводить общую оценку возможных рисков, анализ типов рисков, их источников, моментов возникновения и разрабатывать меры по минимизации ущерба.
Высокий риск инновационных процессов обусловлен тем, что новшества всегда сопряжены с неопределенностью. Здесь она высока. Точно предсказать насколько эффективно будут внедрены инновации, как их примет потребитель, окажутся ли они востребованными или нет, практически невозможно. Потому, риск невозврата вложенных средств в инновационный проект очень велик. Помимо данного риска в случаях разработки инновационной стратегии могут иметься еще и такие риски, как:
Инновационная деятельность
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- риск ошибочного выбора инновационного проекта;
- риск неверной оценки платежеспособного спроса на инновационную продукцию;
- риск создания продукта, полноценно не отвечающего проекту в силу отсутствия технологий, нехватки оборудования, квалифицированных специалистов и т. д.;
- риск нехватки финансовых ресурсов на реализацию инновационной деятельности, т.е. несение дополнительных непредвиденных расходов;
- маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами и сбыта результатов;
- риск роста конкуренции и расширения конкурентных преимуществ других участников рыночной деятельности.
В этой связи разработка инновационной стратегии должна непременно включать в себя оценку факторов риска, что формирует вероятность не получения плановых показателей, поскольку любой проект, связанный с вложением в несуществующие активы, всегда может оказаться убыточным. Уровень риска инновационной деятельности, также, обусловлен и макроэкономической динамикой, в которой функционирует хозяйствующий субъект. Чем стабильнее макроэкономические показатели, тем меньше вероятность несения потерь по проекту.
«Риски и преимущества, стратегия и тактика инновационного бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При разработке инновационной стратегии требуется проведение комплексной оценки уровня риска. Она включает в себя определение количественных и качественных параметров риска и оценку чувствительности показателей проекта к риску. Здесь, важен учет факторов, которые в той или иной степени влияют на уровень риска. К ним относятся:
- Отраслевое положение. Анализируются экономические параметры конкретной отрасли и перспективы развития.
- Уровень конкуренции и конкурентные позиции конкретного хозяйствующего субъекта.
- Уровень зависимости деятельности компании от потребителей. Чем выше данная зависимость, тем больший риск сопутствует инновационным проектам.
- Местоположение хозяйствующего субъекта по отношению к сырьевым источникам, энергетическим и иным ресурсам.
- Величина оборотных ресурсов.
- Величина собственного капитала.
- Финансовая стабильность функционирования, показатели рентабельности, платежеспособности, ликвидности.
- Прогнозируемый уровень доходности инновационной деятельности.
Разработка инновационных проектов, имеющих высокий уровень риска, возможна только при условии высокого уровня отдачи по данному проекту. Иначе, риск не имеет смысла.
Разработка стратегии инновационного бизнеса
Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна внешним пользователям. Представление целевых ориентиров должно опираться на принципы ясности, доступности и краткости. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.
В основе разработки стратегии лежат:
- Связь с основным направлением деятельности хозяйствующего субъекта.
- Взаимодействие с внешним окружением, его принципиальные основы.
- Специфика инновационных процессов, реализуемых в рамках организации.
- Культура организации, ее традиции, рабочий климат.
- Показатели внутренних и внешних преобразований.
- Угрозы, возможности, сильные и слабые стороны.
Стратегические основы инновационной деятельности не являются стабильными параметрами. Они подлежат корректировке по мере изменений, как во внутренних процессах, так и во внешнем окружении.
Таким образом, разработка инновационной стратегии опирается на проведение анализа внутренних возможностей предприятия и оценки внешней среды, перспективности деятельности в конкретных условиях. На базе данных анализа происходит формулирование общей стратегии развития. Она формируется на долгосрочную перспективу. Здесь же, происходит определение вида принимаемой инновационной стратегии. Их разновидности представлены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Разновидности инновационных стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как развивать внедренные инноваций?
В условиях жёсткой конкурентной борьбы практически все предприятия вынуждены стараться идти в ногу со временем, обрести преимущества перед другими путем внедрения инновационных стратегий. Для достижения этой цели используются организационные ресурсы, новейшие разработки в конкретном направлении.
Инновационные стратегии – это вектор развития компании на перспективу, отличающийся новизной и являющийся качественным скачком в производственной деятельности.
Инновационная стратегия развития: сущность, виды и методы
Качественно новым объектом для управляющей организации является инновационно-инвестиционный проект, состоящий из среднесрочных и долгосрочных проектов, которые обладают высоким уровнем риска. На инвестирование таких проектов позволяют себе пойти только рисковые предприниматели.
Для управления большим потоком изменений в предприятии, связанных с реструктуризацией, требуется стабильность ведения повседневных производственных процессов, сочетание стратегических решений с финансовыми, научно-техническими и маркетинговыми вопросами.
Инновационные стратегии предполагают наличие цели, средств, финансовых источников, а также сложные условия корпоративного управления – фирменного и проектного. Для достижения цели требуется умение справляться с рисками, так как применение новаторской тактики повышает показатель неопределенности в конечном результате.
По сути, каждый инновационный проект ставит перед собой целью удовлетворение потребностей потребителя в конкретном виде продукции или услуг путем внедрения новшеств. Оптимальный метод реализации проекта заключается в поиске, нахождении, целесообразном и рациональном использовании ресурсов.вид
Основные виды инновационных стратегий и их функции
Стратегии развития отличаются направлением и способом их реализации. Она может основываться на наступательной, оборонительной, поглощающей, имитационной и другой тактике.
В зависимости от этого различают следующие их разновидности:
- Оборонительная или защитная инновационная стратегия ставит целью минимизацию рисков. Путем ее осуществления является использование уже реализованных в жизнь проектов. Реализация таких инноваций сопровождается малыми издержками производства. Этого способа придерживаются средние предприятия, не занимающие лидирующее положение и не обладающие значительными ресурсами. Они ориентированы на определённую нишу рынка и стараются удержать свои позиции. Обычно эти компании обладают достаточным потенциалом для модификации разработок в сфере своей деятельности.
- Наступательный способ инновационной стратегии основывается на самостоятельной разработке новых путей развития. При выборе этого вида стратегии концентрация ресурсов направляется на выпуск определённого типа продукции и подразумевает значительное вложение финансовых средств. Приверженцы наступательной тактики делают ставку на наличие ресурсов, квалификацию сотрудников, способных видеть перспективу, разработать и внедрить инновации. Она сопряжена с большими рисками, в то же время обеспечивает наибольшую эффективность. Подходит для крупных компаний, являющихся лидерами в соответствующей сфере производства. В то же время нередко наступательной тактики придерживаются и небольшие фирмы, которые готовы рисковать текущей коммерческой деятельностью в случае провала проекта.
- Промежуточной инновационной стратегии придерживаются компании, которые стремятся удерживать свои позиции и преимущества на рынке. Этот вид стратегии основывается на отказе некоторых фирм от конкуренции с большими компаниями в выпуске определенного вида продукции. Инновационная деятельность этих предприятий направлена на изучение и удовлетворение специфических потребностей покупателя, отвергающих стандартную продукцию и ориентированных на дорогие и качественные изделия. При некоторых условиях гигантские масштабы производства мешают быстро отреагировать на запросы потребителя и превращаются в недостаток, чем пользуются малые и средние компании.
- Разбойничью инновационную стратегию предпочитают компании, которые ставят во главу угла внедрение новейших разработок, принципиально отличающихся от существующих видов продукции или услуг. Несмотря на отсутствие противоправных действий, свое название этот способ оправдывает, так как приводит к обрушению рынка существующих товаров, вытеснению их производителей с занимаемой ниши. Примером может послужить начало производства калькуляторов, с появлением которых завершилась монополия арифмометров. Этот вид тактики часто используют небольшие компании, которые решили изменить специализацию, радикально изменить вид выпускаемой продукции ради завоевания новой ниши.
- Имитационную инновационную стратегию используют компании, имеющие богатые традиции и высокую культуру производства. Под имитацией новаторской стратегии подразумевается доработка и применение чужих разработок. Маневры и гибкая политика с учётом изменений ситуации помогают имитаторам улучшать идеи первоначальных разработчиков и обойти их на выбранной рыночной нише.
- Поглощающая стратегия инновационного развития основывается на достижениях и новых разработках других компаний и научных организаций. Мелкие и средние фирмы вынуждены прибегнуть к поглощающей стратегии, так как не имеют своих ресурсов для научных исследований.Большие корпорации также используют чужие новаторские проекты, которые затрагивают сферы, не входящие в круг их собственных разработок.
Направленные на нововведения в управлении, производствеили оказании услуг изменения обычно контролируются самим предприятием, взявшим курс на инновационные процессы. Но иногда происходят фоновые изменения под давлением конкурентов и общества.
Конкурентоспособность предприятий
Привлечения покупателя и повышения конкурентоспособности можно достичь снижением цен, улучшением качества, увеличением ассортимента продукции. Другими словами, жёсткая конкуренция на рынке при выпуске конкретного вида товара заставляет предприятия стать активным проводником инновационной стратегии.
Конкурентоспособности можно достичь путем снижения затрат на производство по примеру китайской стратегии развития. Минимизация затрат ресурсов снижает цену. Китайские товары недолговечны, что повышает спрос на них, хотя это и звучит абсурдно. Низкие цены на продукцию обуславливают её востребованность, ускоренный товарооборот и конкурентоспособность в сравнении с качественным изделием.
В отличие от китайского экономического феномена японская инновационная стратегия основана на использовании потенциала технологического прогресса. Японские производители завоевали рыночные ниши в сфере электроники, бытовой техники и автомобилестроении и удерживают их за счёт качества, функциональности и разнообразия ассортимента.
Типы поведения предприятий
В условиях объективной реальности трудно найти правильное решение. От выбора вектора развития и воли руководства зависит поведение компании, что необходимо учесть при разработке инновационной системы, подчиняющейся универсальным правилам и поддающейся чёткой классификации.
Конкурентное поведение предприятий схоже с экологическими системами, которые можно разделить на четыре главных типа поведения: виолентное, патиентное, эксплерентное и коммутантное.
Виолентным поведениям присущи признаки лидерства. Виоленты– это компании монополисты, поведенческая стратегия которых имеет ярко выраженную направленность на удержание уже завоёванных ниш. Характерной чертой таких компаний является производство товаров массового потребления. Обычно они выбирают защитную или промежуточную инновационную стратегию.
Предприятия патиентного поведения имеют узкую специализацию, приспосабливаются к конкретной нише и предпочитают выпускать новую продукцию или модернизируют старую с целью придания уникальных свойств. Эти предприятия придерживаются разбойничьей стратегии и меняют мир производства и потребления.
Эксплеренты в экосистеме – это виды организмов, выживающие за счёт перемены обстановки и условий обитания. Такой же тактики придерживаются предприятия, предпочитающие этот тип поведения и захватывающие ещё не занятую часть рынка, выходя на него с новым продуктом.
Коммутантное поведение – другое состояние эксплерентов, которые занимают небольшие ниши, протискиваясь между виолентами и патиентами. Осваивая новый вид продукции и услуг, эти предприятия маневрируют между большими компаниями. Этот тип поведения относят к имитационной стратегии.
Факторы и методы выбора инновационной стратегии
Выбор нового направления развития предполагает принятия ряда мер, сопровождаемых поиском путей разработки инновационной стратегиии внедрением новых идей в управление и производство, направленные на развитие, стабильности положения на рынке и увеличение прибыли предприятия.
Решение о выборе компанией инновационной стратегии зависитот:
- Инвестиционного потенциала;
- Положение на отдельно взятом рынке;
- Продвижения нового или модифицированного вида продукции;
- Маркетинговых возможностей и особенности действий для формирования спроса на продукцию.
Риски от конкретной инновационной стратегии для одной компании приемлемы, в то же время для другого предприятия недопустимы. Результат мероприятия зависит от итогов поиска и нахождения компромисса между ними.
Источник: viafuture.ru