Анализ рисков хостела «Как дома». Пути их устранения и минимизации
Поверенная Д.В. 1 , Стельмаченок В.А. 1
1 Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Гостиничный бизнес, как и любая другая форма коммерческой деятельности, всегда сопряжен с определенными рисками. Риск − это вероятная возможность происхождения того или иного неблагоприятного события. Оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь и вероятности их возникновения. Целью данной статьи является выявление, характеристика, анализ, а также пути минимизации и устранения рисков хостела «Как дома», открытие которого, согласно проекту, планируется в городе Новошахтинске.
Для начала, необходимо выяснить, что же такое хостел? Это своего рода мини-гостиница, предоставляющая своим постояльцам спальное место на определенный период времени за доступную цену. В настоящее время актуальность хостелов выросла в несколько раз. Ведь хостелы – это не только удобно, но и экономично. Как правило, в каждом номере хостела имеется от четырех и более спальных мест.
Риски бизнеса: проверь себя и контрагента
Говоря о хостеле, нельзя не отметить его неоспоримые преимущества перед обычной гостиницей или отелем: Разумеется, основным является доступная цена. Если сравнивать цены с гостиничными, можно говорить, что хостелы намного дешевле. Кроме того, компактные размеры хостела позволяют стабильно поддерживать его чистоту, соответствие санитарно-гигиеническим условиям. Каждый постоялец такого мини-отеля — особый дорогой гость, что редко может быть свойственно обычной гостинице в силу их бесконечного потока постояльцев.
Выяснив, какими преимуществами обладают хостелы, необходимо определить, какие недостатки присущи таким мини-отелям, а следовательно, в дальнейшем выделить факторы риска. Итак, слабыми сторонами хостела являются следующие: практически отсутствует личное пространство для постояльцев; удобства, такие как санузел, прачечная и кухня не входят в каждый номер, как правило, они находятся на этаже.
Рассмотрим конкретный проект − хостел «Как дома», для дальнейшего проведения анализа его рисков. Проект предусматривает открытие собственного дела с арендой двух помещений или их приобретением. Две наиболее просторные комнаты переоборудываются под высоко комфортабельные номера, включающие в себя более обширный перечень услуг. А остальные четыре комнаты — под эконом-хостелы.
В каждый номер входят: кровати (4-8 в номере) всевозможные средства гигиены, wi-fi, чистые полотенца, бытовые приборы: утюг, фен, стиральная машинка (за дополнительную плату) и т.д., чистое постельное белье, кондиционер, сейфы или шкафчики для хранения личных вещей.
Помимо номеров для постояльцев оборудованы прачечная, кухня-столовая.
Франчайзинг в гостиничном бизнесе
Сервис разделяется на основные, дополнительные и индивидуальные виды услуг. В услуги, предоставляемые постояльцам входят: предоставление ночлега, уборка номеров, смена постельного белья, пользование кухней-столовой, прачечной и ванной комнатой.
Для хостела «Как дома» необходимо нанять двух администраторов и горничных. Персонал должен обладать высокой профессиональной квалификацией, а также знанием хотя бы одного иностранного языка.
Вспомогательными инструментами для проведения анализа рисков хостела как дома являются анализ рынка гостиничного бизнеса в городе Новошахтинске и SWOT-анализ.
Ознакомившись с данными, представленными на официальных сайтах гостиниц и отелей нашего города, а также с оценками их гостей, был проведен анализ рынка гостиничного бизнеса в городе Новошахтинске (Таблица 1).
Таблица 1 − Анализ рынка гостиничного бизнеса в городе Новошахтинске 1
Рейтинг (оценка посетителей)
Источник: scienceforum.ru
Риски в деятельности предприятий гостиничного бизнеса и пути их нейтрализации
Гостиничный бизнес является важной составляющей туристической инфраструктуры, играет определяющую роль в формировании качественного туристического продукта. Гостиничный сектор — это в первую очередь сектор, целиком и полностью ориентирован на потребителя и направления зависим от состояния туристической отрасли и социально-экономической ситуации в стране.
Любое гостиничное предприятие испытывает риски, связанные с его производственной, коммерческой, посреднической и иной хозяйственной деятельностью. Фактор риска заставляет руководителей гостиничных предприятий экономить финансовые и материальные ресурсы, рассчитывать эффективность новых проектов, хозяйственных сделок. Он определяет опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с рациональным использованием ресурсов. Таким образом, под влиянием угроз и рисков гостиничное предприятие вынуждено постоянно совершенствовать свои защитные механизмы.
Неоднозначность подходов к толкованию рисков побуждает нас к необходимости сформулировать наиболее подходящее по сути определение понятия «риск». Так, считают, что риск в деятельности гостиничного предприятия — это вероятность того, что предприятие несет убытки или расходы в случае принятия управленческого решения, не выполняется, или при принятии которого были допущены ошибки.
Для современной экономической науки характерна неоднозначность подходов к классификации рисков в гостинично- ресторанном бизнесе.
В частности, классификация рисков деятельности гостиничного предприятия приведены в работах, где он выделяют:
- экологический риск;
- промышленный риск;
- транспортный риск;
- инвестиционный риск;
- политический риск;
- предпринимательский риск;
- риск невостребованности гостиничных услуг;
- риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
- риск усиления конкуренции;
- риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
- риск необходимости выплат штрафных санкций и арбитражно-судебных расходов;
- риск потери прибыли;
- финансовые риски;
- технические риски;
- коммерческие риски.
Иногда приводят несколько иную классификацию рисков гостиничного бизнеса:
Не специфические риски гостиничного бизнеса:
- экономические риски — риски ценовой конкуренции;
- риски появление новых конкурентов;
- риски снижения спроса;
- инвестиционные риски: риски недоступности кредитования;
- риски окупаемости;
- риски нерационального выбора контрагентов нормативно-правовые риски — риски изменения законодательства;
- риски административного давления; риски криминогенной обстановки.
Специфические риски гостиничного бизнеса:
- риск ужесточения визового режима;
- риск снижения заполняемости номерного фонда;
- риск угрозы безопасности клиентов;
- риск угрозы безопасности персонала;
- риск потери репутации; риск повреждения или утраты имущества;
- риск эксплуатации объектов повышенной опасности;
- риск аварий и катастроф в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- доля не специфического риска в полном наборе рисков.
Рассматривая различные категории рисков, характерных для предприятий гостиничного бизнеса, стоит вспомнить о форс-мажорных обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы, поскольку они отличаются от других видов рисков более серьезными и глобальными последствиями. Особенно, если учитывать влияние финансово-экономического кризиса на деятельность предприятий гостиничного хозяйства.
В дальнейшем рассмотрим сущность экономической безопасности и меры по ее обеспечению. Так, экономическая безопасность отеля — это состояние защищенности жизненно важных интересов гостиницы от внутренних и внешних угроз (источников опасности), сформированный администрацией и коллективом отеля путем реализации системы мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психического характера.
Экономическая безопасность предприятий гостиничного бизнеса обеспечивается деятельностью службы безопасности отеля, на которую возлагаются следующие задачи:
- Своевременное обеспечение руководства отеля надежной и всесторонней информации о состоянии внутренней и внешней среды, что позволяет принимать прогностические решения и соответственно действовать: выявлять угрозы и факторы риска, которые могут касаться экономических интересов гостиничного предприятия и повредить его нормальному функционированию.
- Организация максимально эффективной деятельности по сбору информации, в т. ч. дублирования структурными подразделениями функций друг друга.
- Разработка кратко- и долгосрочных прогнозов влияния окружающей среды на хозяйственную деятельность гостиницы. Разработка рекомендаций по локализации и нейтрализации факторов риска, активизируются на данном этапе функционирования субъекта гостиничного бизнеса.
- Усиление благоприятных и локализация неблагоприятных факторов влияния окружающей среды на хозяйственную деятельность предприятия гостиничного бизнеса (управление рисками).
Таким образом, для повышения уровня безопасности предприятий гостиничного бизнеса обязательно своевременно осуществлять аудит и контроль за функционированием системы экономической безопасности и иметь возможности ликвидации рисков; разработать механизм управления безопасностью предприятия на основе контроллинга, а также анализировать угрозы внутренней и внешней среды, что позволяет комплексно охарактеризовать все возможные негативные аспекты деятельности предприятий гостиничного бизнеса и является одним из условий формирования эффективной системы экономической безопасности исследуемых субъектов хозяйствования. Однако учитывая социально-экономическое положение и негативные тенденции в сфере хозяйственных отношений, существует объективная потребность в дальнейших фундаментальных исследованиях указанной проблематике.
Источник: voyagespb.ru
Анализ рисков бизнес-плана мини-отеля (гостиницы)
При проектировании мини-отеля (гостиницы) ни в коем случае нельзя обходить вниманием возможные риски, ведь воплощение даже самого идеального плана на практике может столкнуться с непредвиденными трудностями. А «непредвиденности» могут быть следующие.
– Недооценка при планировании уровня спроса и предложения или резкое изменение ситуации на рынке – это риск коммерческий.
–Возможное недофинансирование проекта гостиницы или незапланированное снижение доходов – рисками финансовые.
– Технические риски – это непредвиденное изменения гостиничных технологий, которые могут ухудшить конкурентоспособность гостиницы.
– Есть даже и риски политические: они связаны деятельностью государства и социальной ситуацией в стране (например, дефолт, межнациональная рознь и тому подобное; и, к тому же, отсутствие квалифицированного персонала).
– А возможные ураганы, наводнения, извержения вулкана и т.п. подпадают под риски природные.
– И наконец, есть риски криминальные, связанные с криминальной обстановкой в районе. В последнее время к криминальному риску прибавилось еще и возможность рейдерского захвата.
Причем, надо не только выявлять возможные риски, но и предлагать пути выхода из них.
Составим перечень возможных факторов риска для предприятия ООО «Микс». Сначала необходимо выделить основные факторы риска с которыми может столкнуться предприятие. Ими могут быть: забастовка, стихийное бедствие, снижение спроса на услуги гостиницы, появление новых конкурентов. Далее по каждому фактору риска определяем средние суммарные потери времени в течение года (в сутках).
Рассчитываем удельную норму ущерба за простой предприятия, нанесенный в течение суток (часа). Для этого, годовую прибыль (ожидаемую по проекту) /365 дн./24 ч. Затем эта удельная величина умножается на кол-во потерь времени по видам риска и получаем сумму времени по каждому виду риска в течение года. По всем самым большим видам ущерба необходимо предусмотреть мероприятия по их сокращению, табл.3.6.
Рассчитаем удельную норму за простой= (прибыль / 365/24 часа). [27]
Удельная норма за простой в 2012 г. =729,5/365/24=0,08 тыс. руб. в час.
Рассчитаем ожидаемые потери, ущерб:
1)Стихийное бедствие может наступить, правда с очень маленькой вероятностью, так как это происходит очень редко, поэтому доля этого фактора составляет 0,05. Но если все-таки наступит стихийное бедствие, которое может приостановить работу гостиницы примерно на 3-30 дней, в зависимости от того, какое именно это будет стихийное бедствие, рассчитаем потери, при условии, что при стихийном бедствии, мини-отель не будет работать 3 суток (ураганный ветер, например), итак, потери составят:
Удельная норма за простой*3 суток(72 часа)=0,08*72=5,76 тыс. руб.
Таким образом, потери предприятия при наступлении стихийного бедствия составят 5760 руб.
2). Маловероятно, что могут наступить забастовки. Но все-таки такой фактор риска нельзя упускать из расчетов. Так как вероятность наступления этого риска незначительна, поэтому доля этого фактора минимальна и составляет 0,05. При наступлении забастовки. Работники могут бастовать от 1 и более дней. Примем для расчета 5 дней забастовок, тогда потери при наступлении забастовки в 5 дней (120часов) составят:
Удельная норма за простой*5 суток(120 час)=0,08*120=9,6 тыс. руб.
Таким образом, от забастовок предприятие может недополучить 9600 руб.
3) Такой фактор риска как- снижение спроса на гостиничные услуги может наступить с наибольшей вероятностью, поэтому этому фактору присвоена доля наступления события 0,5.
Если произойдет снижение спроса на услуги гостиницы, то простои предприятия могут составить от месяца и более, примем во внимание, что если упадет спрос на гостиничные услуги , простои составят 3 месяца, т.е. 90 дней (2160 час), рассчитаем потери при таком факторе риска:
Удельная норма за простой*90 суток(2160 час)=0,08*2160=172,8 тыс. руб.
4) Появление новых конкурентов, с более выгодными условиями размещения для туристов- это также очень важный фактор риска. При наступлении этого события, предприятие ООО «Микс» может разработать какие-либо новые стратегии поведения, снизить цены, скидки или же другие способы привлечения клиентов, поэтому рассчитывать, что этот фактор будет продолжительным не стоит. Примем для расчета 10 дней, итого потери при этом факторе риска составят:
Удельная норма за простой*10 суток(240 час)=0,08*240час=19,2 тыс. руб.
Таким образом, общие потери по выше перечисленным факторам риска могут составить: 5,76=9,6+172,8+19,2=207,36тыс. руб., рис.3.3.
Таким образом, анализ рисков показал, что основными рисками являются: снижение спроса на гостиничные услуги, появление новых конкурентов, с более выгодными условиями размещения для туристов, стихийное бедствие, забастовки. Анализ рисков также показал, что наибольшая доля риска составляет по снижению спроса на гостиничные услуги. Основные мероприятия которые можно предпринять- это совершенствование маркетинговых стратегий предприятия, снижение общих затрат (затрат на заработную плату), сокращение численности работников, снижение цен на услуги гостиницы и т.д.
Рассмотренные факторы риска, с которыми может столкнуться предприятие ООО «Микс», в реальности могут и не наступить. А если и наступят, то к ним необходимо быть готовыми и принимать меры по избеганию отрицательных последствий.
Приложение 1.Финансовые коэффициенты
Источник: diplomstudent.net