Однажды в диких вечнозеленых джунглях на огромном дереве собралась стадо мартышек. «Что делать?» — горячо и громко обсуждали они – «нас все обижают, никто не боится, с нас смеются…». И тут одна мартышка сказала «Друзья! Пойдемте к филину-консультанту. Он умный, и обязательно что-нибудь придумает». Так они и сделали. Важный Филин выслушал их и произнес «Все очень просто.
Вам нужно стать ежиками. Ежики колючие и жители джунглей опасаются трогать их». Обрадованные мартышки с шумом понеслись обратно к своему дереву. Они так обрадовались и так быстро неслись, что одна из них споткнулась и стукнулась головой о ствол дерева. Это пошло ей на пользу. «Постойте!, — воскликнула она. – А как же мы превратимся в ежиков. ». Остальные мартышки тоже призадумались и решили вернуться к филину. «Послушай, Филин! – обратились они к мудрой птице – Но ты не сказал, как нам стать ежиками!». «Вот еще! – возмутился филин, разведя крылья в стороны. – Я разрабатываю теорию, а практика – это ваши проблемы!».
Роль бизнес-тренера в судьбе предпринимателя
Почему родилась идея этой статьи?
Предвидя скептические улыбки HR-ов, прочитавших название статьи, спешу реабилитироваться. Эта статья создавалась прежде всего для тех, кто выделяет финансирование на обучение персонала. То есть, для руководителей и собственников. И содержит она в себе инструмент, созданный для них же. Простой, наглядный и легкий в использовании.
Хотя и не такой мощный, какими пользуетесь Вы, уважаемые HR-ы. Впрочем, возможно, и Вы найдете для себя что-то интересное. В частности, здесь затронута вечная тема – должен ли бизнес-тренер быть практиком бизнеса…
Моя знакомая, занимающая ответственную должность в одной из крупных американских компаний и имеющая возможность посещать разнообразные тренинги, после одного из тренингов (мастер-класс) высказала такое мнение: «Представь себе, — сказала она, — что ты умеешь строить небольшие домики и хочешь научиться строить небоскребы. Приходишь на тренинг, а тебе рассказывают, как делать пасочки из песка…». Думаю, каждый из нас бывал в такой ситуации.
Как Вы определяете, подходит ли Вам бизнес-тренер, стоящий или сидящий перед Вами?
Пестрая масса «бизнес-тренеров» изобилует самыми различными специалистами. Даже умудренные опытом руководители порой затрудняются в определении подходящего специалиста. За последние годы количество тренеров-консультантов и им сочувствующих в Киеве (да и во всей Украине) выросло на столько, что становится непонятным, кого вообще можно считать тренером?
Чтобы облегчить жизнь тем кто заказывает тренинги или посещает открытые тренинги, в статье предлагается чрезвычайно простая и легкая классификация. Но прежде, чем перейти к ней, ознакомимся с некоторыми нюансами национального рынка обучения, которые позволят осознать актуальность предлагаемой классификации.
Особенности национального бизнес-обучения. Примеры из жизни
Веревочный курс.
Имея 5-летний опыт ведения «Веревочного курса», я задался вопросом: почему эта программа, зачастую подразумевающая серьезную и глубокую работу, приобрела репутацию «Веселых стартов»? И вот, 2 года назад я неожиданно получил ответ.
О работе бизнес-тренера
После проведения веревочного курса для одного из заказчиков, штатный тренер (не имеющий, кстати, необходимой для бизнес-тренера подготовки) сообщил мне: «А я так посмотрел… — ведь ничего сложного! В следующий раз я и сам смогу провести!». И стало понятно — в следующий раз это и будут «Веселые старты».
Еще один пример, записанный в видео формате, мне показала моя знакомая HR-менеджер, работающая в крупной IT-компании. В процессе одного из упражнений «тренер» осуществлял вмешательство там, где делать это не только целесообразно, но и категорически запрещено. Позже я выяснил, что знания о веревочном курсе он также почерпнул будучи его участником. И не более.
К сожалению, сегодня 8 из 10 инструкторов, ведущих «Веревочный курс», не осознают цели и методики этой программы. Как правило, это «тренеры», прошедшие курс в качестве студентов либо наблюдавшие за процессом со стороны. Представьте себе водителя, не проходившего курсы в авто школе, а сидевшего на переднем сидении и наблюдавшего за действиями профессионала! Стали бы Вы ехать в машине, которой он управляет?
Заказчику важно помнить, что суть веревочного курса не в деревьях и веревках, а в групповом коучинге, проводимом тренером-инструктором. Впрочем, эта тема требует отдельной статьи.
Коучинг.
Часто ли Ваш коуч советует Вам, что делать?
В Киеве есть знакомый мне «специалист», который во время коучинг-сессии дает свои комментарии и советы, противореча своим вмешательством самой сути коучинга. Конечно, он делает это из добрых побуждений. Однако, это уже не коучинг, а классическое консультирование — и надо называть вещи своими именами. Установленная им цена «за час коучинга» -150 у.е. — совершенно не обоснована. В то же время «специалист», осуществляющий столь некорректное вмешательство, сотрудничает с одной из крупнейших киевских тренинговых компаний и проводит обучение для многих организаций.
Кстати, несанкционированные вмешательства требуют отдельного упоминания.
Вмешательство в процессы.
Это особенная болезнь некоторых «тренеров». Успех любого тренинга, если только мы говорим о тренинге, а не о семинаре, состоит в том, что студенты принимают в нем самое активное участие. И порою тренеру лучше совсем не вмешиваться в некоторые процессы, чем вмешиваться излишне настойчиво.
Однако, в бизнес-пространстве Украины действует целый ряд «тренеров» с подходами школьных учителей, всегда знающих правильные ответы и своевременно поправляющих учеников. Придание значимости мнению другого человека, к сожалению, упускается.
Титулованность и сертифицированность.
Сертифицированность — особая тема для разговора. Сертифицированный тренер – это модно. Это дороже, чем обычный. И это редко понятно.
Недавно, посетив тренинговую выставку, я был свидетелем конфузного происшествия. Сертифицированный коуч, он же сертифицированный тренер международного класса, он же не помню кто еще, не смог справиться с обычной аудиторией размером в 30 человек. Аудиторией простой, лояльной, готовой слушать.
Факт на лицо – громкие титулы, привлекательные аббревиатуры и ворох дипломов не дают гарантии качественной подготовки специалиста. Зачастую диплом или сертификат – свидетельство финансового вложения в собственное образование, но не подтверждение компетентности.
Что бы ни писал тренер в своем резюме, важно помнить: в Украине официальное законодательство не предусматривает процедуру сертификации бизнес тренеров. А это означает что я, будучи бизнес-тренером, могу выдать любому школьнику сертификат о том, что он тоже является бизнес-тренером. И он будет сертифицирован. Еще один важный фактор — как долго тренер обучался тренерской науке в организации, выдавшей сертификат.
Западное ориентирование и отсутствие практики.
Эта «болезнь» касается не только Украины, но и других стран СНГ.
Обучающие программы по продажам и управлению, основанные на западных методиках и не отшлифованные Украинской реальностью, часто не выдерживают давления отечественного бизнеса. И вот, специалист по продажам, пройдя соответствующий тренинг и получив соответствующие навыки, выходит с ними в жизнь… и тут же получает «негативную обратную связь». Опробовав западные методики и убедившись в том, что они не работают, он делает для себя вывод о том, что все тренинги – пустая болтовня теоретиков (см. выше историю про филина).
Такой ситуации не произошло бы, занимайся тренер личными продажами в реальном секторе бизнеса.
На той же тренинговой выставке, о которой я писал выше, к нашему стенду (я был на выставке с компанией Формула Команды) подошел благообразного вида мужчина с небольшой седой бородкой. Не успев толком поздороваться, хитро прищурившись и многозначительно улыбаясь, он сообщил «Мы вообще можем заниматься тем, чтобы посещать любые тренинги и развенчивать их в пух и прах!»
«Интересно, — подумалось мне, — а какая польза от этого будет заказчику?». В слух же я поинтересовался, кем же является достопочтенный посетитель. «Мастер НЛП», — был дан гордый ответ.
НЛП – это отличные, может быть, даже самые выдающиеся на сегодняшний день, действительно работающие технологии. Но и они не являются панацеей. А специалисты, чересчур серьезно увлекшиеся этой наукой и забывшие о существовании повседневных задач, стоящих перед предпринимателями, управленцами и специалистами, вызывают некоторые опасения у обычных людей.
Так как же выбрать подходящего Вам тренера?
Тактико-Технические характеристики тренера
Классификаций и методик – великое множество. Рассмотрим еще одну, отличающуюся легкостью применения и практичностью. Назовем ее «Картой эффективности бизнес-тренера».
Для измерения эффективности тренера было выбрано две шкалы: Теоретическая подготовка и Личный опыт. В зависимости от уровня подготовки тренера по обоим параметрам, было выделено четыре типа бизнес-тренеров: Практикант, Аспирант, Техник и Инженер.
Рассмотрим подробнее каждый из типов. Заметим, что, как и всегда, рассматриваются идеализированные типы.
Источник: delovoymir.biz
Зачем преуспевающей компании необходимо нанимать бизнес-тренеров?
Не все из тех, кто понимает, что корпоративное обучение приносит пользу компании и приводит к росту бизнеса, знают, почему так происходит. Зачем преуспевающей в делах компании необходимо нанимать специальных тренеров для дополнительного обучения и развития персонала, если и так все идет очень и очень неплохо? Над этим вопросом действительно стоит задуматься…
Для начала нужно учесть тот факт, что сегодня одно лишь высшее образование сотрудника совсем не гарантирует того, что подчиненный будет выполнять свои обязанности качественно и профессионально, действуя со знанием дела и имея четкие ориентиры. Часть кандидатов на должность получили свое высшее образование, проучившись на платной основе в ВУЗе с иной профилирующей направленностью, нежели та, что требуется от претендента на рабочее место в компании. Какой финансист может получиться из студента, закончившего экономический факультет в медицинском учебном заведении?
Сверх того, не у всего коллектива сотрудников имеется большой опыт работы в данной сфере и знания специфики выполняемых обязанностей. Конечно, здесь срочно требуется обучение и развитие персонала в виде курсов повышения квалификации и бизнес-тренингов. Возвращаясь к проблеме образования, надо заметить, что даже очень хороший бухгалтер или маркетолог-аналитик может совершенно не уметь общаться в коллективе, с начальством или клиентами, не обладая элементарными коммуникативными компетенциями – очевидно, это не будет способствовать слаженной работе коллектива. В итоге, внутри компании образуется нездоровая конкуренция и атмосфера недоброжелательства между коллегами.
Корпоративное обучение помогает развить коммуникативные навыки служащих насколько это возможно. Успешный сотрудник должен быть компетентен в своем деле, быть внимательным и гибким, должен демонстрировать не простое бессмысленное рвение, а подлинный интерес к своей работе, что чаще всего проявляется в инициативности и творческом подходе там, где это уместно. Обучение и развитие персонала по методике совершенствования навыков делового общения и эффективного менеджмента дают компании преображенный в профессиональном плане коллектив, а каждый попавший на такой курс получает неоспоримое преимущество перед другими сотрудниками, не желающими совершенствоваться и менять старые привычки. В конце концов, пройдя корпоративное обучение за счет работодателя, можно использовать полученные знания и сформировавшиеся навыки на другом месте или ином поприще.
Занятия с бизнес-тренером – это уникальный практикум, в ходе которого можно решить массу вопросов, которые непременно возникают у каждого, даже квалифицированного сотрудника. В результате, участники тренинга имеют возможность облегчить свою нагрузку на работе – часто психологического характера – и начать с удовольствием исполнять свои служебные обязанности.
Источник: hrtime.ru
РОЛИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Различные действия, как реально выполняемые бизнес-тренерами, так и ожидаемые от них учащимися. ПРИМЕР. А. М. Петтигрю описал пять ролей тренера: посредник изменения, провайдер, пассивный провайдер, менеджер и катализатор перехода. Р. Беннетт предлагает иную классификацию ролей: собственно тренер, провайдер услуг, консультант, менеджер и новатор. С. Стаут, Управленческий тренинг, СПб, «Питер», 2002 г., с. 223. Различные авторы предлагают различные списки ролей, но, как правило, они «перекрываются» следующим списком: — Психотерапевт, Советчик — Мотиватор — Преподаватель — Консультант, Эксперт — Коммуникатор — Инноватор
Курсы валют ЦБ РФ
USD | Доллар США | 79.9669 |
EUR | Евро | 86.1995 |
GBP | Фунт стерлингов | 99.3189 |
CHF | Швейцарский франк | 88.6748 |
JPY | Японская иена | 57.7796 |
Источник: investfuture.ru