Роль бизнеса в экономике государства

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. Малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие различными предприятиями разного профиля. В развитых государствах вклад не больших предприятий составляет более 50 % во внутренний валовый продукт, в Российской Федерации вклад малого предпринимательства в ВВП составляет порядка 20 %.

В «новой» России, после распада СССР было много проблем касаемо экономики, власть подходила к ее решениям безответственно, вследствие чего были растеряны производственные мощи, сельскохозяйственное производство, оборонно-промышленный комплекс. С годами наша экономика стала выходить из сложного положения, и рассчиталась с внешними долгами, спасителем стала «нефтяная игла».

У нашего государства огромный запас природных энергетических ресурсов. Россия основные деньги получала от продажи нефти и газа, не уделяя особого внимания производству, что привело нашу страну в зависимость от внешней экономической обстановки, а точнее цены на нефть. Нашему государству не хватает собственной производственной мощи. В выходе из этой ситуации малое предпринимательство является одним из средств по достижению данной цели.

Роль малого бизнеса в экономике страны. Глеб Цейтлин, эксперт центра Структурных исследований

Большое внимание стоит обратить на проблему государственной поддержки малого предпринимательства в России, так как до настоящего времени не действует эффективно созданная инфраструктура, она не обеспечивает нормальное функционирование предприятий. Игнорирование и недостаточное количество внимания на проблемы малого предпринимательства будут считаться крупными стратегическими просчетами, которые будут влиять на углубления кризиса нашей экономики.

Предприниматели, обладающие новыми идеями и направленные на открытие своего производства, при содействии правительства могут из малого бизнеса перерасти в крупный, что пересекается с интересами нашего государства: создаются новые рабочие места, пополнение налоговых отчислений, за счет которых формируется бюджет всех уровней, разработка научно-технических изобретений. Также нашей стране интересны и другие направления предпринимателей.

Значимость предпринимательства отметил президент страны. По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения. Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [4], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт.

Наше государство напрямую заинтересовано в развитии предпринимательства, обеспечивая при этом его поддержкой и создавая специальные постановления, в которых отображены приоритеты развития малого и среднего предпринимательства. Главные приоритеты в развитии предпринимательства [5]: производство сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров промышленного назначения; производство товаров народного потребления; производство товаров с перспективой на экспорт; оказание различных видов услуг; строительство объектов различного назначения.

Для нашего государства, прошедшего начальный этап развития рыночных отношений, и глядя на современные темпы экономического развития, необходимо наращивать экономическую мощность. Важным инструментом в достижении данной цели является предпринимательство, предприниматели готовы вносить инновации в бизнес, что также будет решать не только экономические, но и социальные задачи.

В федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3] отражена социальная и экономическая роль малого предпринимательства, в нём отображено, что закон направлен на граждан, позволяющий им свободно использовать свое имущество и способности на воплощение предпринимательской деятельности.

Также ссылаясь на федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделим субъекты предпринимательства: юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), которые отнесены к малым, средним и микропредприятиям [3].

В нашей стране критерием распределения организаций к малым и средним, является численность рабочих, персонала, состоящего в штате, и сумма прибыли предприятия.

К преимуществам малого предпринимательства следует отнести: способность работать на специализированных рынках; простоту управления и широкий простор для личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяющие оперативно вносить изменения в процесс производства [5].

Кроме того, в список преимуществ малого предпринимательства входит возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно-технической политики, активное насыщение рынка труда и занятости новыми рабочими местами, вследствие чего увеличивается занятость населения, также происходит увеличение вторичной занятости. Открывается возможность многим гражданам стать соучредителями (стартовые первоначальные вложения составляют небольшую сумму денег в основной и стартовый капитал); также появляется возможность использовать местные сырьевые ресурсы и отходы производства; активное насыщение народными ремеслами и подсобными производствами; боле простое управление предприятиями в сравнении с крупными, что приводит к снижению накладных расходов; малые предприятия и небольшие населенные пункты получают экономическое и социальное содействие в развитии.

Развитие малых форм предпринимательства играет важную роль в экономическом становлении страны, малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие большим количеством предприятий разного профиля.

В настоящее время экономика России испытывает не простые времена, наша страна попала под зарубежные санкции. В интересах страны нужно в ближайшие сроки сделать импорт-замещение, восстановить мощность сельхозпроизводства, что развязывает руки российским производителям и бизнесменам.

Сейчас государство и предприниматели будут «бок о бок» наращивать мощь экономики, замещая импорт, делать акцент на собственном производстве. И одними из главных помощников государству в этом деле будут предприниматели. Малый бизнес относится к мобильным субъектам рынка, которые способны в быстрые сроки отреагировать на воздействия правительства страны. Глядя на меры вывода России из экономических трудностей, большое внимание будет уделяться поддержке предпринимателей.

Ссылаясь на опыт индустриально развитых государств, можно отметить, что развитие и существование малого и среднего предпринимательства сильно связано с государственными шагами в сторону их поддержки. Главными направлениями поддержки являются [7]:

1) организационная поддержка — упрощение процедур по открытию малых предприятий;

2) финансовая — субсидирование за счет бюджетных средств, притягивание частных капиталов, упрощенное налогообложение, налоговые льготы;

3) материально-техническая — создание возможности иметь доступ к ресурсам, возможность купить и арендовать производственную площадь;

4) информационная — обеспечение доступа к использованию информационных ресурсов, ориентированных на предпринимателей с вопросами планирования, налогообложения, маркетинга;

5) социальная — выработка общественных взглядов на предпринимательскую деятельность.

Малый бизнес выполняет важные функции социально-экономической системы России, обеспечивает стабильные рыночные отношения, в этой системе участвует большое количество граждан, открывших собственный бизнес вследствие чего на рынке развивается конкуренция; происходит более активное насыщение рынка отварами и услугами; создаются новые рабочие места; предлагаются условия, в которых количество заработанных денег напрямую зависит от результатов труда, что способствует заинтересованной работе всего коллектива, все это обеспечивает большую эффективность производства. Все эти факты оказывают положительное влияние на росте национальной экономики.

Источник: bizguid.ru

Роль бизнеса в экономике государства

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. Малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие различными предприятиями разного профиля. В развитых государствах вклад не больших предприятий составляет более 50 % во внутренний валовый продукт, в Российской Федерации вклад малого предпринимательства в ВВП составляет порядка 20 %.

Читайте также:  Ошибки при выборе бизнес идеи

В «новой» России, после распада СССР было много проблем касаемо экономики, власть подходила к ее решениям безответственно, вследствие чего были растеряны производственные мощи, сельскохозяйственное производство, оборонно-промышленный комплекс. С годами наша экономика стала выходить из сложного положения, и рассчиталась с внешними долгами, спасителем стала «нефтяная игла».

У нашего государства огромный запас природных энергетических ресурсов. Россия основные деньги получала от продажи нефти и газа, не уделяя особого внимания производству, что привело нашу страну в зависимость от внешней экономической обстановки, а точнее цены на нефть. Нашему государству не хватает собственной производственной мощи. В выходе из этой ситуации малое предпринимательство является одним из средств по достижению данной цели.

Большое внимание стоит обратить на проблему государственной поддержки малого предпринимательства в России, так как до настоящего времени не действует эффективно созданная инфраструктура, она не обеспечивает нормальное функционирование предприятий. Игнорирование и недостаточное количество внимания на проблемы малого предпринимательства будут считаться крупными стратегическими просчетами, которые будут влиять на углубления кризиса нашей экономики.

Предприниматели, обладающие новыми идеями и направленные на открытие своего производства, при содействии правительства могут из малого бизнеса перерасти в крупный, что пересекается с интересами нашего государства: создаются новые рабочие места, пополнение налоговых отчислений, за счет которых формируется бюджет всех уровней, разработка научно-технических изобретений. Также нашей стране интересны и другие направления предпринимателей.

Значимость предпринимательства отметил президент страны. По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения. Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [4], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт.

Наше государство напрямую заинтересовано в развитии предпринимательства, обеспечивая при этом его поддержкой и создавая специальные постановления, в которых отображены приоритеты развития малого и среднего предпринимательства. Главные приоритеты в развитии предпринимательства [5]: производство сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров промышленного назначения; производство товаров народного потребления; производство товаров с перспективой на экспорт; оказание различных видов услуг; строительство объектов различного назначения.

Для нашего государства, прошедшего начальный этап развития рыночных отношений, и глядя на современные темпы экономического развития, необходимо наращивать экономическую мощность. Важным инструментом в достижении данной цели является предпринимательство, предприниматели готовы вносить инновации в бизнес, что также будет решать не только экономические, но и социальные задачи.

В федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3] отражена социальная и экономическая роль малого предпринимательства, в нём отображено, что закон направлен на граждан, позволяющий им свободно использовать свое имущество и способности на воплощение предпринимательской деятельности.

Также ссылаясь на федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделим субъекты предпринимательства: юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), которые отнесены к малым, средним и микропредприятиям [3].

В нашей стране критерием распределения организаций к малым и средним, является численность рабочих, персонала, состоящего в штате, и сумма прибыли предприятия.

К преимуществам малого предпринимательства следует отнести: способность работать на специализированных рынках; простоту управления и широкий простор для личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяющие оперативно вносить изменения в процесс производства [5].

Кроме того, в список преимуществ малого предпринимательства входит возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно-технической политики, активное насыщение рынка труда и занятости новыми рабочими местами, вследствие чего увеличивается занятость населения, также происходит увеличение вторичной занятости. Открывается возможность многим гражданам стать соучредителями (стартовые первоначальные вложения составляют небольшую сумму денег в основной и стартовый капитал); также появляется возможность использовать местные сырьевые ресурсы и отходы производства; активное насыщение народными ремеслами и подсобными производствами; боле простое управление предприятиями в сравнении с крупными, что приводит к снижению накладных расходов; малые предприятия и небольшие населенные пункты получают экономическое и социальное содействие в развитии.

Развитие малых форм предпринимательства играет важную роль в экономическом становлении страны, малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие большим количеством предприятий разного профиля.

В настоящее время экономика России испытывает не простые времена, наша страна попала под зарубежные санкции. В интересах страны нужно в ближайшие сроки сделать импорт-замещение, восстановить мощность сельхозпроизводства, что развязывает руки российским производителям и бизнесменам.

Сейчас государство и предприниматели будут «бок о бок» наращивать мощь экономики, замещая импорт, делать акцент на собственном производстве. И одними из главных помощников государству в этом деле будут предприниматели. Малый бизнес относится к мобильным субъектам рынка, которые способны в быстрые сроки отреагировать на воздействия правительства страны. Глядя на меры вывода России из экономических трудностей, большое внимание будет уделяться поддержке предпринимателей.

Ссылаясь на опыт индустриально развитых государств, можно отметить, что развитие и существование малого и среднего предпринимательства сильно связано с государственными шагами в сторону их поддержки. Главными направлениями поддержки являются [7]:

1) организационная поддержка — упрощение процедур по открытию малых предприятий;

2) финансовая — субсидирование за счет бюджетных средств, притягивание частных капиталов, упрощенное налогообложение, налоговые льготы;

3) материально-техническая — создание возможности иметь доступ к ресурсам, возможность купить и арендовать производственную площадь;

4) информационная — обеспечение доступа к использованию информационных ресурсов, ориентированных на предпринимателей с вопросами планирования, налогообложения, маркетинга;

5) социальная — выработка общественных взглядов на предпринимательскую деятельность.

Малый бизнес выполняет важные функции социально-экономической системы России, обеспечивает стабильные рыночные отношения, в этой системе участвует большое количество граждан, открывших собственный бизнес вследствие чего на рынке развивается конкуренция; происходит более активное насыщение рынка отварами и услугами; создаются новые рабочие места; предлагаются условия, в которых количество заработанных денег напрямую зависит от результатов труда, что способствует заинтересованной работе всего коллектива, все это обеспечивает большую эффективность производства. Все эти факты оказывают положительное влияние на росте национальной экономики.

Источник: cherem24.ru

Роль государства в экономике | теория по обществознанию экономика

На сегодняшний день самая популярная в мире экономическая система – смешанная, то есть та, при которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйства.

Смешанная экономика предполагает взаимодействие рыночного и государственного сектора.

Такая модель экономики сложилась в XX веке, когда выяснилось, что рынок самостоятельно не может справиться с экономическими кризисами, негативными эффектами, например, безработицей и загрязнением окружающей среды, а также конкуренцией на мировых рынках. Для решения все этих и ряда других вопросов рынку требуется помощь государства.

Экономические цели и функции государства (8 класс, 11 класс)

Предметом споров уже не одно столетие является и вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения. В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы.

Читайте также:  Какой бизнес лучше всего открывать в Сербии

Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли экономики (такие фирмы называются монополиями) и навязывать рынку необоснованно высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.

Свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов — богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил.

В условиях роста числа людей, ищущих работу, в государственном регулировании нуждались взаимоотношения между работодателями и наёмными работниками. Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.). Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование им своих доходов и расходов, механизм налогообложения.

Главная цель государственного вмешательства в экономику – достижение макроэкономической стабильности и экономического роста в изменяющихся условиях. Эта главная цель достигается за счет частных целей:

  1. Выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста в экономике страны. В рамках этой цели государство стремится смягчить динамику спадов и подъемов производства, обеспечить стабильный рост ВВП, национального дохода и других экономических показателей.
  2. Регулирование рынка труда с целью поддержать постоянный уровень занятости населения, уменьшить уровень безработицы, обеспечить наиболее полное и эффективное использование человеческого труда, повысить уровень жизни граждан страны.
  3. Стабилизация ценообразование, сдерживание инфляции, поддержание минимального темпа роста цен с целью создать возможность для здоровой конкуренции на рынке.
  4. Регулирование импорта, экспорта и других экономических отношений с зарубежными странами, так как внешняя торговля оказывает влияние на курс волюты государства, на сумму его внешнего долга, а также на денежное обращение в национальной экономике.
  5. Контроль за денежным обращением и движением платежных средств в стране с целью снизить темпы инфляции и стабилизировать рост цен.

В экономике страны государство также выполняет ряд важнейших функций:

  • Защита частной собственности, так как именно этот институт обеспечивает возможность существования и развития рыночной экономики.
  • Производство общественных благ (строительство дорог, парков, наличие общественного транспорта).
  • Перераспределение доходов с целью уменьшить социальное неравенство (льготы для малообеспеченных групп населения: многодетных, инвалидов, пенсионеров и т.д.).
  • Обеспечение занятости (создание бирж труда, курсов повышения или смены квалификации), поддержание нормального уровня безработицы.
  • Проведение антиинфляционной политики.
  • Стимулирование экономического роста.
  • Обеспечение национальной и экономической безопасности.

Государство не только регулирует рыночную систему с помощью законов, но и само участвует в производстве. Государственный сектор в экономике – это хозяйственные объекты, которые полностью или частично принадлежат органам власти различного уровня (например, завод может принадлежать как государству, так и отдельному региону страны). Государственный сектор также дополняет те отрасли экономики, где вливание частного капитала невыгодно (например, услуги ЖКХ).

Инструмент регулирования экономики ( 11 класс)

Государство достигает своих целей в экономике с помощью двух главных методов: административно-правовых и экономических. Первые оказывают прямое действие на экономику, вторые – косвенное.

К экономическим методам относятся:

  1. Бюджетно-налоговая политика: регулирование налогов и государственных расходов.
  2. Кредитно-денежная политика: регулирование предложения денег на рынке. Осуществляется с помощью:

а) Купли-продажи государственных ценных бумаг (если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то количество денег в экономике растет, если продает банкам ценные бумаги – то количество денег уменьшается).

б) Изменения резервной системы. На законодательном уровне определены объемы резервов коммерческих банков, и эти резервы ограничивают объем средств, предоставляемых населению в форме кредитов. ЦБ может увеличить объем резервной системы коммерческих банков, и тогда они смогут давать населению в кредит больше денег. Если же ЦБ уменьшит объем резерва коммерческих банков, то суммы кредитов, выдаваемых населению, уменьшатся.

в) Предоставление ЦБ ссуд коммерческим банкам. Деньги, полученные от ЦБ, коммерческие банки могут давать в кредит населению, тем самым увеличивается предложение денег в экономике.

  1. Регулирование доходов: рыночная экономика и институт частной собственности порождают неравенство в доходах и уровне жизни населения. Для того, чтобы сгладить это неравенство, государство перераспределяет часть доходов с помощью выплат из государственного бюджета и налоговой политики.
  2. Внешнеэкономическая политика: ее главная цель – защита интересов отечественных фирм в отношениях с фирмами других стран, обеспечение национальной экономической безопасности, развитие производств, ориентированных на экспорт и заменяющих импорт, создание благоприятных условий для развития внутренней экономики страны. Основные инструменты политики: тарифы, субсидии, пошлины, импортные квоты, требования к качеству, административные процедуры.

К административно-правовым методам относятся:

  1. Прямое управление государством государственными предприятиями.
  2. Лицензирование государством различных видов деятельности, например, выдача государством патентов или необходимость иметь разрешение для занятия определенным видом экономической деятельности.
  3. Правовое регулирование экономики, то есть издание законов, которые напрямую влияют на экономическую деятельность страны. Например, закон «О защите конкуренции» предусматривает административное наказание для предприятий, которые монополизируют те или иные сферы производства на рынке.

Государственный бюджет (8 класс)

Налоги, уплачиваемые гражданами (8 класс)

Налоги являются главным источником средств для государства. Налог — обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

За счёт налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этих средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды. С одной стороны, чем большую долю от доходов граждан и фирм государство сосредоточит в своих руках, тем активнее оно может поддерживать развитие в стране образования, науки, помогать пенсионерам, инвалидам, сиротам и т. д. С другой стороны, имеющийся мировой опыт подсказывает, что, чем меньше налоговый гнёт на экономику, тем быстрее она развивается. Правительство России пытается учесть это противоречие в практике налогообложения и найти пути оптимального решения проблемы. Особую остроту эта проблема приобретает в период планирования государством своих доходов и расходов на предстоящий период.

Распределение доходов (8 класс)

Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризуют два экономических термина: прожиточный минимум и потребительская корзина.

Прожиточный минимум — стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина представляет собой перечень (набор) товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека или семьи.

В развитых странах потребительские корзины могут включать более 200 наименований товаров и услуг. Потребительская корзина состоит из: В первую очередь это продукты питания — хлеб, крупы, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т. д. Далее идут непродовольственные товары — одежда, обувь, бельё, лекарства и др. Третья категория — это услуги, к которым относится плата за жильё, отопление, водоснабжение, электроэнергию (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия и пр. В нашей стране названные товары и услуги перечислены в приложении к Федеральному закону «О потребительской корзине».

Читайте также:  Открыть небольшой бизнес в Воронеже

Неравенство доходов (8 класс)

В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношений, не равны. Согласно данным Мирового банка вероятность оказаться за чертой бедности у человека с высшим образованием намного меньше, чем у того, кто не имеет образования или имеет только начальное образование.

Разница в заработной плате работников различных отраслей и предприятий тоже может быть достаточно ощутимой. Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства.

Люди используют факторы производства с разной степенью успешности, и в этом заключается ещё одна причина неравенства в доходах. Заметим, что неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Экономисты изучают причины неравенства и сравнивают различия в доходах населения разных стран.

Они условно выстраивают различных людей и их семьи друг за другом в зависимости от величины их доходов. Первые 10% и последние 10% в этом ряду семей показывают, каковы доходы самых богатых и самых бедных граждан страны. Чем больше разрыв между ними, тем больше неравенство и, как говорят экономисты, поляризация доходов.

Перераспределение доходов (8 класс)

Правительства большинства стран, озабоченные поддержанием социального мира и политической стабильности, осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечению своим гражданам достойного уровня жизни. В наше время в развитых странах мира создан государственный механизм регулирования неравенства доходов.

Его действие начинается с взимания налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан. И даже если размер подоходного налога не зависит от величины дохода отдельных граждан (как, например, в сегодняшней России), сумма изымаемого налога всё равно тем больше, чем больше сам доход. Часть полученных государством доходов передаётся беднейшим социальным группам. Для этого создаются различные фонды и разрабатываются программы социальной поддержки населения. Государство за счёт своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих.

Экономические меры социальной поддержки населения (8 класс)

Помощь социально не защищённым группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся.

Люди, получающие такие выплаты, не должны ничего предоставлять государству в качестве компенсации потраченных на них средств. Социальные выплаты включают также систему льгот для особо нуждающихся групп населения. В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины — с 60 лет, женщины — с 55 лет).

Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населения получают льготы, например на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг. Другой мерой является помощь малоимущим гражданам, заключающаяся в увеличении заработанных ими средств.

Помимо этого, государство стремится обеспечивать льготные условия для ведения малого и среднего бизнеса, в том числе семейного, оказывает поддержку предприятиям, на которых работают инвалиды, молодёжь. Отдельное внимание уделяется помощи безработным. Она включает материальные выплаты: компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий (выходные пособия), и пособия по безработице. Помимо этого, государство принимает разнообразные меры по повышению занятости. Проводимое государством перераспределение доходов повышает массовое потребление.

Потребление (8 класс)

Потребление — использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. Потребление является конечной целью всякого производства. Производство подчиняется интересам потребителей, ориентируется на удовлетворение их потребностей. Основными потребителями в экономике выступают отдельный человек, семья, фирма, государство. Экономисты различают производственное потребление — расходование, использование ресурсов в процессе производства — и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей.

Семейное потребление (8 класс)

Потребности людей в разнообразных товарах и услугах постоянно растут и изменяются. То, что ещё не так давно считалось предметом роскоши, сегодня стало предметом первой необходимости. Правда, то, что для одного человека является уже предметом необходимости, для другого ещё долго может оставаться предметом роскоши.

Предметы потребления и разнообразные услуги необходимо оплачивать. Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья.

В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг. Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений — средств, накопленных для будущего потребления. Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют: — состав и возраст членов семьи; — вкусы, привычки, интересы; — культурный уровень семьи.

Прожиточный минимум (8 класс)

Нижней границей заработной платы является прожиточный минимум. Прожиточный минимум — такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. При этом прожиточный минимум рассчитывается отдельно по каждому региону. А также для трёх групп населения — дети, пенсионеры и трудоспособные. Считается, что меньше всего денег нужно пенсионерам.

Страховые услуги, предоставляемые гражданам (8 класс)

Страхование — экономические отношения, направленные на образование специального фонда средств (страхового фонда) для возмещения разного рода потерь путём выплаты страховых сумм. Оно направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев.

Для получения страховых услуг необходимо заключить договор страхования и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила страхования. Страхование способно увеличить сбережения граждан, помочь им накопить денежные средства к определённой дате или событию (например, к выходу на пенсию или поступлению ребёнка в вуз).

Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам. Помимо обязательного медицинского страхования, обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности.

Без страховки этого вида сегодня в России не обходится ни один владелец транспортного средства, будь то физическое лицо или учреждение, организация. Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее страховые выплаты при травмах, несчастных случаях, и смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств.

Экономические основы защиты прав потребителей (8 класс)

Права потребителя защищает государство. Оно старается обеспечить гарантию качества товара, гарантию безопасности товара для жизни потребителя, культуру обслуживания покупателей. Защита прав потребителей в разных странах имеет свою историю и выражается в законах. Закон «О защите прав потребителей» существует и в России.

Он регулирует отношения между потребителями, с одной стороны, и производителями или продавцами — с другой. Согласно Закону потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара и, во-вторых, полная информация о товаре. Причём вся информация должна быть на русском языке, даже если товары импортные.

Источник: spadilo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин