Аннотация. Статья посвящена проблемам и особенностям развития транспортной системы РФ. Анализируя современное состояние сектора транспорта, авторы полаг а ют, что для успешного функционирования отрасли необходимо внедрение инновационных технологий. Рассмотрены модернизационные проекты перестройки транспортного ко м плекса в свете реализации Транспортной стратегии России на период до 2030 г.
Ключевые слова: транспортная стратегия; транспортный комплекс; модернизац и онные проекты; инновации; экономические санкции.
Транспортный комплекс играет ва ж ную роль в социально-экономическом ра з витии каждого государства.
Территориальную целостность РФ и единство ее экономического пространства обеспечивают транспортные коммуник а ции, которые объединяют между собой районы, а та к же связывают нашу страну с мировым сообществом, тем самым обе с печивая интеграцию России в глобальную экономическую систему.
Географическое положение РФ дает возможность получать значительный д о ход от экспортных операций и транзитных перевозок. Таким образом, развитие транспортного комплекса обеспечивает условия экономического роста, повыш е ние конкурентоспособн о сти национальной экономики и качество жизни населения [14; 15].
Видеоурок 1. Роль экономики в жизни общества. Обществознание 11 класс
Современное состояние транспортн о го комплекса РФ
Период 2014-2016 гг. для России хара к теризуется рецессией, возникшей в силу н е скольких неблагоприятных факторов. Среди таких факторов следует отметить, сохраняющиеся по сей день экономич е ские санкции со стороны западных и евр о пейских стран, а также значительное пад е ние мировых цен на нефть и другие эне р гоносители, косвенным результатом чего послужила двукратная девальвация рубля. В свою очередь данные о б стоятельства, а также введение продовольственного э м барго, стали причиной подорожания и м портных товаров и падения доходов нас е ления. В результате сложившаяся экон о мическая конъюнктура привела к сниж е нию ВВП [3; 6].
Усиление негативных тенденций в ро с сийской экономике негативно сказ а лось и на результатах работы всего транспортн о го комплекса, который в среднем дает около 5% ВВП. Данное значение в ы ше, чем у других членов БРИКС и таких ра з витых стран, как США и Германия [12].
Структура рынка грузоперевозок дели т ся на несколько видов транспорта: автом о бильный ; железнодорожный; водный (морской и речной); воздушный; труб о проводный [1].
Следует различать структуру перево з ки грузов, которая характеризует тоннаж п е ревезенных грузов, и структуру грузооб о рота, измеряемую в тонно-километрах.
Что касается первого показателя, то в данном случае неизменное лидерство с о хран я ется за автомобильным транспортом, доля которого в среднем составляет около 68%. На втором месте по тоннажу перев е зенных грузов в России занимает железн о дорожный транспорт (17%), на третьем – трубопроводный (13%). Водный и во з душный транспорт суммарно составляют порядка 2% от общего тоннажа [2].
Данные статистики свидетельствуют, что в 2014-2015 гг. автомобильный тран с порт начал терять свою долю рынка, а сегмент железнодорожного и морского в и дов транспорта увеличивает свою долю в общей структуре. Связан данный факт с сокращением вследс т вие санкций экспорта и импорта большинства потребительских товаров, которые перев о зились именно автомобильным транспортом. А экспорт биржевых товаров (газ, нефть, металл, зерно и т.д.) наоборот, возрос в связи с низким курсом рубля. Для доставки таких товаров используется непосредственно морской и трубопроводный транспорт. В связи с чем, некоторые автоперевозчики были вынуждены покинуть рынок [3; 5].
Что такое экономика малого бизнеса? — Сергей Аванесов, #фсд18
Что касается грузооборота в РФ, то он достаточно стабилен. Лидирующую поз и цию еще с 90-х годов 20 века занимает трубопроводный транспорт (таблица 1), что легко объясняется углеводородной н а правленностью экспорта в нашей стране. На втором месте находится железнод о рожный транспорт, который постоянно наращивает свою долю в общей структуре грузооборота в т-км. Что же касается а в томобильного транспорта, то его доля д о вольно низкая, несмотря на внушительный тоннаж перевезенных грузов. Связано это с тем, что в структуре автомобильных гр у зоперевозок большую часть составляют перевозки на близкие расстояния (внутр и городские и внутриобластные), которые при большом объеме перевозок составл я ют очень незначительную часть общего грузооборота по России [2; 4].
Таблица 1. Структура грузооборота по видам транспорта в РФ (2010–2015 гг.)
Автомобил ь ный
Железнодоро ж ный
Трубопрово д ный
Транспорт – вс е го
Грузооборот, млрд т-км
Грузооборот, млрд т-км
Грузооборот, млрд т-км
Грузооборот, млрд т-км
Грузооборот, млрд т-км
Грузооборот, млрд т-км
Важен тот факт, что на протяжении ч е тырех лет грузооборот в целом остава л ся практически неизменными, даже несмотря на то, что показатели внешней торговли имели п о ложительные тенденции. Чего нельзя сказать о ежегодном падении объ е мов перевезенных грузов [4; 5]. Д и намика грузооборота и объема перевезенных гр у зов за 2010 — 2015 гг. пр и ведена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов в РФ
Грузооборот транспорта, млрд т-км,
Объем перевезенных гр у зов, млн т
В этой отрицательной динамике объема перевезенных грузов сыграл свою роль именно автомобильный транспорт, пад е ние которого в 2015 г. составило около 12% в начале года. Девальвация рубля и з менила ситуацию в автотранспортной о т расли к концу года, но ежемесячного сн и жения грузовых перевозок избежать не удалось – спрос на услуги продолжал с о кращаться. Так, если в 2010 г. было пер е везено 7750 млн т груза, то в 2015 г. – 7465,1 млн т. При этом спад по сравнению с предыдущим годом составил более 10%. В результате спрос начал смещаться в ст о рону железнодорожных перевозок [5; 7].
Смещение спроса в сторону железнод о рожного транспорта можно объяснить р я дом причин: достаточно низкая стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 км пути, не смотря на возросшие в 2015 г. т а рифы. Кроме того, при международных перевозках часто используются мультим о дальные схемы транспортировки с выго д ной тарификацией (комбинация автом о бильного и железнодорожного транспорта, а также морского и железнод о рожного и т.д.) .
Тем не менее, не все перевозчики с о гласны использовать железную дорогу в качестве единственного средства перево з ки грузов. В большинстве своем для мал о го и среднего бизнеса данный вид тран с порта является невыгодным. Отсутствие возможности точечной доставки по ко н кретному адресу (доставка до двери), трудное планирование поставок и допо л нительные расходы на погрузку-разгрузку грузов – все это снижает востребова н ность железной дороги в пользу других видов транспорта .
В результате произошел небольшой прирост объема воздушных перевозок, а морские грузоперевозки в 2015 г. увелич и лись на 15% по сравнению с предыдущим годом. Что же касается автомобильного транспорта, то за первые два месяца 2015 г. наблюдались отрицательные зн а чения сальдо прибылей и убытков в ра з мере 7,3 млрд руб . [1; 5].
Так что же является причиной такой статистики? Во-первых, санкции и прод о вольственное эмбарго значительно сокр а тили величину экспорта и импорта. Во-вторых, в связи с ослаблением рубля, зн а чительно выросли риски неплатежесп о собности заказчиков транспортных услуг. В-третьих, наблюдается рост расходов на транспортное обслуживание, цен на то п ливо, увеличение тарифов на КАСКО и ОСАГО, а также введение системы взим а ния платы «Платон». Таким образом, с о кращение внешнеторговых потоков и ув е личение затрат значительно повлияло на транспортный комплекс РФ.
Инновационные решения по моде р низации транспортного комплекса в рамках реализации Транспортной стр а тегии РФ
В настоящее время российская система транспортного сообщения имеет ряд отр и цательных факторов: низкая скорость об о рота транспорта, отсутствие развитой и н фрастру к туры, высокая степень износа и аварийность.
Одним из направлений государственной политики РФ относительно транспортного комплекса является переход на инновац и онный путь развития отрасли. Данный п е реход способен обеспечить внедрение н о вых технологий и обновление основных фондов, что в свою очередь улучшит транспортную связь между регионами внутри страны и послужит скорейшей и н теграции с транспортными сетями других государств. Для достижения таких резул ь татов понадобится широкий круг иннов а ционных решений [8; 11].
Главный акцент в Транспортной пр о грамме РФ сделан на развитие совреме н ной и эффективной инфраструктуры, п о вышение доступности, безопасности и к а чества тран с портных услуг, повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализацию транзитного поте н циала страны. Важным направлением в развитии транспортного комплекса явл я ется разработка новой техники и технол о гии, максимально адаптированных к ро с сийским условиям. Позитивный эффект от инвестиций в транспортную систему РФ могут принести инновационные методы проектирования и строительства тран с портных коммуникаций, замена транспо р та, оснащение его современными приб о рами навигации и экономии топлива, ре г ламентирование работы и обучение перс о нала.
Развитие дорожной сети в РФ стоит на первом месте в числе приоритетных стр а тег и ческих задач. Согласно Транспортной стратегии РФ в автодорожной отрасли з а планир о ваны модернизационные проекты:
1. Строительство автомагистралей и скоростных дорог по направлениям ме ж дународных транспортных коридоров, о б служивающих наибольшие автотран с портные потоки между экономическими центрами страны.
2. Строительство и реконструкция уч а стков автомобильных дорог, на подходах к крупным транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам и к междун а родным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе РФ.
Важное условие при реализации ук а занных проектов – соответствие дорог требованиям, которые предъявляются м е ждународными соглашениями к междун а родным автомаг и стралям Европейской и Азиатской сетей автомобильных дорог [9].
Авторы полагают, что в качестве инн о вационных технологий нужно перенять опыт строительства дорог в Канаде, США, Китае, в странах, где климатические усл о вия макс и мально приближены к России и уже существует положительный эффект [13; 14].
Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реализации Транспортной стратегии РФ представлены в таблице 3 [10].
Таблица 3. Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реал и зации Транспортной стратегии РФ (2010–2016 гг.)
Источник: economyandbusiness.ru
Влияние цифровой экономики на предприятия транспорта
В статье рассматривается влияние цифровой экономики на транспортную отрасль, направление развития, имеющиеся технологии, а также преимущества цифровизации для предприятий транспорта.
Цифровая экономика
предприятия транспорта
цифровизация
Гаврилычев Виктор Сергеевич
Экономика и управление
Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21
Дата публицакии 28.05.2021
Цитировать
Гаврилычев В. С. Влияние цифровой экономики на предприятия транспорта // . 2021. №13 (15). URL: https://scilead.ru/article/289-vliyanie-tsifrovoj-ekonomiki-na-predpriyatiya-
Современный мир невозможно представить без помощи электронных, компьютерных и других инновационных технологий. Сегодняшняя цифровая революция поменяла курс мирового развития, и теперь мы живем в эпоху информационного общества, в котором широко используется атомная энергетика, цифровая электроника, космическая техника и многое другое.
Мировой прогресс во всех сферах хозяйствования развивается в геометрической прогрессии. В новом мире на первом месте выступает информация, которая имеет важнейшее значение в современных реалиях. Выросла потребность в скорости получения информации, а также ее качестве, ведь эти характеристики позволяют верно реагировать на происходящие события. Ценность информации безгранична, она позволяет обеспечить надежное развитие общества, а также призвана улучшить нашу жизнь. Развитие информационной эпохи способствовало появлению относительно новой сферы знания, а именно «цифровой экономики», которая влияет на многие отрасли, в связи с чем стала частью нашего мира.
Сфера транспорта одной из первых ощутила на себе внедрение цифровых технологий: объективная необходимость в автоматизации управления, повышения надежности транспортной системы подтолкнули транспортные компании раньше других провести компьютеризацию управленческих процессов, а после – и цифровизацию всей сферы [1].
Не существует единого подхода к определению цифровизации, а также сущности данного термина, в научной литературе бытуют различные мнения по этому вопросу. Однако, по нашему мнению, наиболее точное описание представлено Лариным О.Н и Куприяновским В.П. в своей работе. По мнению авторов, «Цифровизация – это комплекс процессов в экономике и обществе, который заключается в массовом распространении технологий, основанных на использовании бинарного кода, который влечет за собой очевидные качественные изменения в организации технологического и общественного уклада» [3].
Если говорить о транспортной сфере, то цифровизация – это масштабное проникновение цифровых технологий, – как на управленческом уровне, так и на технологическом уровне [2].
Активное внедрение цифровых технологий способствует повышению экономической эффективности в отрасли транспорта. В связи с этим, в таблице 1 представлены наиболее популярные направления использования цифровых технологий для выполнения задач транспортными предприятиями.
Таблица 1.
Направления применения цифровых технологий предприятиями транспорта [4].
Направление воздействия | Пример применения технологии |
Электронный документооборот | Введение электронных билетов, дистанционное оформление проездных документов; создание «виртуальных офисов», обслуживание клиентов без личного контакта. |
Дистанционная коммуникация | Использование цифровых коммуникационных технологий для живого дистанционного общения. |
Проведение оплаты | Мобильная оплата, единые проездные документы, использование мобильных приложений для получения транспортных услуг. |
Облачные технологии | Обработка данных на качественно новом уровне: сбор и анализ данных о транспортных потоках, использование технологий «bigdata». |
Интегрированные системы управления транспортом | Реорганизация систем управления транспортом, их автоматизация; вовлечение клиента в процесс управления и контроля за грузом. |
Интеллектуальны е транспортные системы | Автоматизация и роботизация контроля транспортных потоков, прогнозирование транспортной обстановки, поддержка систем автопилота. |
Платформы по оказанию логистических услуг | Создание цифровых платформ, ориентированных на предоставление логистических услуг, в т.ч. бронирование, заказ билетов, поиск перевозчика для грузов, выявление оптимального маршрута. |
Уже длительное время мы наблюдаем как происходит автоматизация управленческих процессов. Так, одной из первых сфер, которой управленческие процессы стали автоматизироваться считается именно транспортная. Можно говорить о том, что цифровизация как тенденция технологического развития транспортной сферы была идентифицирована довольно давно. Собственно, с момента возникновения электронно-вычислительной техники началось проникновение в транспортную отрасль цифровых технологий, которые значительно облегчали работу для компаний транспорта. За этот период внедрения было реализовано большое количество различных проектов, – как по инициативе государств, выделяющих денежные средства из федерального бюджета, так и частных компаний, инвестирующий в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Примеры цифровизации в транспортной отрасли представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Примеры цифровизации в транспортной сфере [4].
Пример технологии | Функции технологии |
SARTRE | Программа создания пассажирских транспортных средств с единым дистанционным управлением, безлопастных для пешеходов и окружающей среды. |
Open Shuttle | Интерактивная система комплектации груза при помощи автоматических тележек. |
Pick by light | Использование специальных световых указателей для облегчения работы роботизированных транспортных средств. |
Put by Вearner | Складская технология приема и распределения грузов в автоматическом режиме. |
Автоматизированные портовые комплексы | Использование в морских портах автоматизированных складских систем, в первую очередь в контейнерных терминалах. |
Внедрение подобный технологий обладает рядом преимуществ, касающихся:
– повышения эффективности транспортной сферы как таковой (снижение затрат на топливо, повышение пропускной способности дорог, снижение аварийности, снижение числа пострадавших в авариях на транспорте и доли поврежденного при перевозке груза);
– снижения издержек на оплату труда водителей и множества сотрудников, чьи рабочие места будут автоматизированы;
– снижение времени простоя транспортного средства;
– нивелирования риска человеческой ошибки (человеческий фактор).
Однако, существует и ряд проблем, которые возникают в связи с растущей вовлеченностью цифровизации в экономике. Так водители транспортных средств, замененные беспилотным транспортом, не смогут работать в компании и пусть даже на неопределенное время окажутся безработными. Помимо этого, всегда существует риск отказа программного обеспечения, и потери контроля над управляемым транспортным средством.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы роботизации и внедрения автоматических систем в транспортную отрасль по своему потенциалу способны охватить практически всю транспортную сферу, а именно работу с клиентами и логистику. Цифровизация экономики необратимый процесс, который стоит всячески поддерживать, ведь при достижении баланса она привносит положительный результат для предприятий транспорта.
Список литературы
- Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. – №10. – С. 47-55.
- Емельянов Н.В. Цифровизация экономики как фактор обеспечения национальной безопасности России // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы. – 2019. – №5. – С. 89-93.
- Ларин О.Н, Куприяновский В.П. Вопросы трансформации рынка транспортнологистических услуг в условиях цифровизации экономики // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – №5. – С. 31-35.
- Меренков А.О. Индустрия 4.0: немецкий опыт развития цифрового транспорта и логистики // Управление. – 2017. – №4. – 15-22.
Источник: scilead.ru
Экономика автотранспортной отрасли
Экономика автотранспортной отрасли – это научная дисциплина, которая занимается изучением сущности автомобильного транспорта, его развития как отрасли материального производства и проявления связанных с ним экономических закономерностей.
Теоретические основы экономики автотранспортной отрасли
Одной из обеспечивающих отраслей национальной экономики является автотранспортная отрасль. Ее центральным элементом является автомобильный транспорт, который представлен техническими средствами, обеспечивающими перемещение по земле пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт является одной из составных частей транспортной системы, в состав которой также входят железнодорожный, воздушный, морской, речной, воздушный и трубопроводный виды транспорта.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В качестве отличительных черт автомобильного транспорта можно привести современность, мобильность, гибкость, скорость реакции на факторы внешней среды. Роль автотранспортной отрасли в национальной экономике заключается в установлении связей между отраслями, которые производят товары, сырьё, продукцию. Особенно значение его роли повышается на фоне того, что автомобильный транспорт в настоящее время по многим показателям является лидирующим видом транспорта.
В связи с этим целесообразным выглядит выделение в качестве отдельной научной дисциплины экономики автомобильной отрасли. Ее главным объектом является непосредственно автомобильный транспорт. Предметное поле данной науки включает в себя экономические отношения, а также экономические законы и закономерности функционирования и развития производства, распределения, обмена и потребления автотранспортных услуг.
В центре внимания экономики автомобильной отрасли находится взаимосвязь экономических, технических и эксплуатационных показателей работы автомобильного транспорта с историческими и технологическими условиями и факторами, которые оказывают сильное влияние на эффективность использования основных средств (материально-технической базы) и инвестиций (капитальных вложений).
«Экономика автотранспортной отрасли»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В качестве основных задач, которые сейчас стоят перед экономикой автотранспортной отрасли, называют следующее:
- изучение комплексного развития территорий, отраслевых производств и других сфер общественной жизни, так или иначе связанных с развитием автомобильного транспорта;
- установление и анализ взаимного влияния развития автомобильного транспорта и развития городов, районов, поселений;
- исследование методов и форм организации автотранспортных систем, которые обеспечивают транспортную доступность территорий;
- изучение и практическое использование методов интеграции страны и регионов в мировую экономику и международную транспортную систему;
- разработка таких экономических и технологических методов организации воспроизводства автотранспортных услуг, которые бы способствовали повышению степени качества обслуживания населения при одновременном снижении транспортных затрат;
- обеспечение экономически эффективной доставки грузов и пассажиров, которая выражается, прежде всего, в экономии ресурсов;
- повышение эффективности управления инвестициями в автотранспортную отрасль.
Особенности автомобильного транспорта как отрасли материального производства
В современной общественной жизни на международном уровне автомобильный транспорт используется как инструмент, с помощью которого осуществляют структурирование мирового экономического пространства. В мировой автотранспортной системе особое место занимают те страны, которые имеют готовую к интеграции, динамично развивающуюся, сбалансированную и стабильно функционирующую национальную автотранспортную систему.
Автотранспортная отрасль от других отраслей материального производства значительным образом отличается следующими аспектами:
- труд работников автотранспортных предприятий по своему характеру является производительным, в то же время он воплощается не в вещественной форме (не в материальных товарах), а в автотранспортных услугах;
- потребительская стоимость автотранспортной продукции выражается в полезном эффекте от оказания автотранспортной услуги, а также в значительной степени зависит от стоимости труда работников автомобильного транспорта;
- автотранспортная услуга зачастую рассматривается в экономических отношениях как существенно отличающаяся от других видов продукции;
- производство автотранспортных услуг отличается небольшой долью материальных ресурсов (сырья) и большой долью заработной платы в общем объеме производственных издержек;
- внешняя среда оказывает большое влияние на производство автотранспортных услуг (в частности, речь идет про реальные условия эксплуатации автомобильного транспорта, про ситуацию на автомобильных дорогах, про климатические условия, про географию маршрута и т.д.);
- автомобильный транспорт наносит окружающей среде серьёзный ущерб, который в несколько раз выше, чем в других отраслях материального производства;
- на автомобильном транспорте более высокая вероятность получения травм по сравнению с другими отраслями материального производства.
Основным механизмом взаимодействия субъектов автотранспортной отрасли является рынок транспортных услуг. Его основная задача заключается в распределении ограниченных ресурсов автотранспортной отрасли и производимых услуг с наибольшей экономической эффективностью.
Особое значение имеет система государственного регулирования автотранспортной деятельности, которая, в первую очередь, обеспечивает безопасность граждан при оказании им автотранспортных услуг. Это достигается за счет принятия соответствующих нормативно-правовых актов и осуществления регулирования с помощью тарифов, налогов и иных финансовых средств.
Источник: spravochnick.ru