Руководитель «Центра бизнеса «Бенефит-Консалт» (г. Москва) рассказал, чем именно, по его мнению, должна заниматься инфраструктура поддержки предпринимательства.
Александр Мишин,
руководитель «Центра бизнеса «Бенефит-Консалт»:
Экспертные исследования показывают, что помощь предпринимателям со стороны государства и рост ее финансовой составляющей за последние три-четыре года не оказывают влияния на качественное состояние малого бизнеса. Появляется вопрос о целесообразности этой помощи как таковой.
А тут еще и со стороны предпринимателей раздаются мнения о ненужности государственных программ поддержки вообще. Мол, «не нужно нам никакой поддержки, пусть лучше не мешают». Но так недолго, что называется, с водой выплеснуть и ребенка! Тем более что «не мешать» призывают, как правило, предприниматели, более или менее твердо стоящие на ногах. А как же начинающие?
Они, безусловно, нуждаются в поддержке — информировании, обучении, консультировании да и в финансировании (тех самых грантах) тоже. Да, государство наше с точки зрения поддержки предпринимательства неидеально. И грантовая поддержка начинающих предпринимателей практически «ушла в песок». Но значит ли это, что от такой поддержки надо вообще отказываться? Конечно же, нет!
Поддержка малого и среднего бизнеса
Просто, перед тем как предлагать эту поддержку, потенциального предпринимателя необходимо предварительно серьезно обучить. Но не так, как это еще недавно происходило. Когда для безвозмездного получения суммы почти 60 тыс. рублей достаточно было пройти недельные курсы обучения, представить бизнес-план и — пожалуйте за деньгами.
И вот здесь серьезную роль должна играть инфраструктура поддержки. Сейчас в СМИ изредка проскальзывают предположения о том, что государство могло бы перенести акцент своей поддержки с грантовой помощи непосредственно предпринимателям на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Мол, толку будет больше. Возможно.
Однако не стоит кидаться из одной крайности в другую. Следовало бы, скорее, попытаться соблюсти определенный баланс между развитием этих направлений поддержки. Но при этом требуется разобраться с таким понятием, как «инфраструктура поддержки малого предпринимательства». Законом № 209 дано однозначное ее определение. Но к ней кто только не относится.
Обширный перечень организаций, которые «также» относятся к инфраструктуре поддержки, — от агентств по развитию предпринимательства до центров поддержки субподряда и экспорта. Прикрываясь звучными названиями, что порой служит единственным основанием отнесения их к инфраструктуре поддержки, такие организации претендуют на участие в различного рода конкурсах и на получение финансовых средств.
Результат их деятельности мы наблюдаем, как говорится, воочию. В этой связи нельзя не выдвинуть упрек и местным органам власти. Часто они самостоятельно или совместно с другими организациями выступают учредителями такого рода структур. А после учредительства, считая на этом свою миссию исполненной, начинают требовать от учрежденных организаций самоокупаемости и прибыльности.
6.2.2. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства
В итоге эти организации, чтобы выжить, начинают заниматься чем угодно, но только не поддержкой предпринимательства. Так что же должна представлять собой инфраструктура поддержки малого предпринимательства? Как это ни покажется странным, но, по-нашему мнению, инфраструктура не должна быть ориентирована на работу с конкретным предпринимателем. Ее задача — создание на «своей» территории условий для развития предпринимательства в целом: сбор, систематизация и представление информации о способах и мерах поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; организация и проведение бесплатных (или на льготных условиях) семинаров, лекций, тренингов по широкому кругу вопросов предпринимательской деятельности; сбор, систематизация и анализ информации о субъектах (в том числе потенциальных и начинающих) предпринимательства; организация и проведение публичных мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства и т. п. Что касается предоставления конкретных услуг конкретным субъектам предпринимательства, то это задача коммерческих консалтинговых организаций.
Смотрите также
- Сюжет: Поддержка предпринимательства
Задать вопрос Пожаловаться Рассказать новость
Источник: altapress.ru
Роль инфраструктуры поддержки малого бизнеса
В данной статье проведен обзор инструментов поддержки субъектов МСП на федеральном и региональном уровнях. На данный момент в России сформирована многоканальная система поддержки субъектов МСП, основой которой является программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России с 2005 года совместно с органами государственной власти.
В целом реализация программы направлена на удовлетворение потребностей различных категорий субъектов МСП в финансовых, имущественных, информационных и иных видах ресурсов. В последнее время приоритеты программы заметно изменились – основными мероприятиями поддержки стали содействие развитию малого инновационного предпринимательства, лизинговая поддержка, поддержка экспортно ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки. Таким образом, государственная поддержка субъектов МСП в России носит разнообразный характер и в целом направлена на преодоление всех видов ограничений для развития предпринимательской деятельности. Вместе с тем в статье выявлены направления, требующие дальнейшей проработки.
инфраструктура
малые и средние предприятия
федеральная программа
субсидирование
налоговые льготы
1. Деятельность по господдержке малого и среднего бизнеса недостаточно эффективна и малорезультативна. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 10.02.2015 г.).
2. О ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010–2013 годах. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 10.02.2015 г.).
3. Официальный сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smb.gov.ru (дата обращения: 10.02.2015 г.).
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 г. «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2015 г.).
5. Прогноз социально-экономического развития на 2015 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2015 г.).
Развитие малых и средних предприятий в России во многом ограничивается неразвитостью инфраструктуры, обеспечивающей удовлетворение различных потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП), в том числе финансовой, производственной, транспортной и иных видов инфраструктуры.
На сегодняшний день необходимо выделить следующие ограничения, которые влияют на развитие малого и среднего бизнеса в России:
1) финансовые ограничения, связанные с привлечением внешнего финансирования для обеспечения текущей деятельности или создания и (или) развития производства;
2) ресурсные ограничения, связанные с развитием производственной базы, доступностью сырья, наличием квалифицированных кадров и т.д.;
3) рыночные ограничения, характеризующиеся низким спросом на производимую субъектами МСП продукцию, высоким уровнем конкуренции на рынках, в том числе со стороны государственного сектора и крупного бизнеса, высокими барьерами входа на рынки;
4) ограничения, обусловленные несовершенством законодательства, высокой административной нагрузкой на предпринимателей, проявлением коррупции;
5) инфраструктурные ограничения, связанные с доступом предприятий к энергетической, транспортной и инфраструктуре иных видов;
6) информационные ограничения, связанные с отсутствием информации о ситуации на рынках, конкуренции на рынках, о введении новых форм государственного регулирования и т.д. При этом рыночные механизмы формирования рынка бизнес-услуг, направленных на удовлетворение потребностей субъектов МСП и снимающих указанные ограничения, в силу различных обстоятельств работают не всегда, что обуславливает необходимость государственного вмешательства и реализации соответствующих форм государственной поддержки.
В настоящее время в Российской Федерации для малых и средних предприятий действует многоканальная система финансовой поддержки.
Основным инструментом государственной поддержки субъектов МСП является федеральная программа поддержки субъектов МСП, которая реализуется с 2005 года органами государственной власти субъектов РФ вместе с Министерством экономического развития РФ.
Основная цель программы – увеличение доли субъектов МСП в экономике РФ. В рамках программы Минэкономразвития России распределяет средства федерального бюджета между субъектами РФ на конкурсной основе в целях реализации мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования. Реализация программы осуществляется в соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 1605, которые предусматривают следующие направления:
– создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленной на содействие развитию системы кредитования;
– создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, деятельность которой направлена на оказание консультационной поддержки;
– создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции, в том числе создание и (или) развитие инжиниринговых центров;
– поддержку субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);
– поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства;
– поддержку и развитие субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности;
– поддержку субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма, в том числе создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП в указанных областях;
– поддержку субъектов МСП в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития МСП, в том числе монопрофильных муниципальных образований;
– поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
– поддержку и развитие молодежного предпринимательства;
– создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, оказывающей имущественную поддержку, – бизнес-инкубаторов;
– создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, оказывающей имущественную поддержку, – промышленных парков, индустриальных парков, агропромышленных парков и технопарков [4].
В 2013 году Минэкономразвития России в рамках программы сформирован широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, таких как:
– содействие малым инновационным компаниям (компенсация затрат действующим инновационным компаниям – до 15 млн руб., предоставление грантов начинающим инноваторам – до 500 тыс. руб., создание центров инжиниринга, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров коллективного пользования);
– поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса – до 10 млн руб., предоставление лизинг-гранта начинающим – до 1 млн руб. на одного получателя поддержки);
– поддержка экспортно ориентированных малых компаний;
– модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн руб. на одного получателя поддержки);
– грантовая поддержка начинающих (в размере до 300 тыс. руб.);
– создание микрофинансовых организаций;
– создание гарантийных фондов, предоставляющих поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового обеспечения – до 70 % от суммы кредита;
– развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн руб. на одного получателя поддержки);
– поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (предоставление грантов, развитие лизинга, создание микрофинансовых организаций, программы обучения);
– создание и развитие инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки) [5].
Сформированная на текущий момент модель развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства несовершенна, так как основные проблемные зоны, которые ограничивают развитие сектора МСП, в целом охватываются имеющимся набором инструментов. Так, существуют определенные проблемы с доведением ресурсов до регионов и использованием субсидий.
Перечень основных мероприятий по поддержке в рамках программы Минэкономразвития России меняется на регулярной основе, в него добавляются новые мероприятия, изменяются требования к объектам инфраструктуры, формирующим основу государственной поддержки. Вместе с тем требуется изменение базового подхода к распределению средств в рамках программы между регионами, поскольку 1 год, а фактически несколько месяцев, которые есть у регионов на непосредственную реализацию мер, заложенных в программе, недостаточно для эффективного планирования.
При этом часто регионы в условиях ограниченности времени, отведенного на подготовительные мероприятия, подают заявку на привлечение ресурсов по максимальному размеру, не привязывая их к конкретным потребностям регионов или существующим возможностям для их дальнейшего доведения до предпринимателей. Согласно материалам, опубликованным Счетной палатой РФ в 2012 году, доля субсидий на государственную поддержку МСП, не освоенных региональными властями средств достигала 38 %, в 2013 году – 24 % [1].
Отдельно необходимо отметить, что при распределении ресурсов в рамках конкурсных мероприятий на текущий момент практически не принимаются в расчет региональные особенности развития сектора МСП и степень эффективности использования средств субсидий за предыдущие годы. Таким образом, распределение ресурсов на осуществление мероприятий поддержки ведется во многом по формальным основаниям.
Отдельным негативным фактором является недостаточно активное информационное сопровождение программы поддержки МСП: эксперты часто отмечают тот факт, что целевые группы предпринимателей не в полной мере информированы о мероприятиях поддержки. Так, по итогам проверки Счетной палаты РФ было выявлено, что менее 50 % предпринимателей в достаточной степени осведомлены о программах государственной поддержки [1]. Необходимо отметить, что в настоящее время мероприятия программы Минэкономразвития России поддержки малых и средних предприятий пусть даже и закрывают большинство существующих проблемных зон в предпринимательской сфере, однако недостаточно сфокусированы на аудитории, поддержка которой позволит увеличить количество вновь созданных рабочих мест в секторе малых и средних предприятий. Поэтому необходимо частично переориентироваться на активную поддержку аудитории в части создания новых рабочих мест. К предложениям по мерам, призванным решить или снизить остроту перечисленных проблем, относятся следующие.
1. Изменение формата проведения конкурсных мероприятий по отбору регионов для предоставления субсидий.
2. Включение действующих и создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему информационной поддержки малых и средних предприятий.
3. Создание дополнительных механизмов поддержки для инвестиционных проектов субъектов МСП.
4. Разработка механизмов софинансирования затрат предпринимателей на привлечение молодых специалистов.
Решение перечисленных проблем позволит повысить эффективность уже действующих механизмов поддержки.
В текущих условиях необходимо, чтобы региональные власти могли рассчитывать на более длительные сроки планирования. В данной связи целесообразным представляется утверждение мероприятий программы на срок 3 года и проведение конкурсных мероприятий в начале календарного года.
Это позволит получать от регионов обратную связь, подкрепленную реальными фактами и цифрами, и учитывать их потребности при внесении изменений в перечень мероприятий [2]. Так, в 2014 году Минэкономразвития России доработаны и приведены к единому основанию требования к объектам инфраструктуры поддержки, претендующим на получение субсидий, утвержден перечень ключевых показателей эффективности (КПЭ) по каждому из объектов инфраструктуры. Предполагается, что в будущем достижение целевых значений КПЭ будет учитываться при рассмотрении заявок регионов. В настоящий момент также прорабатываются вопросы о внедрении одного из механизмов дифференциации регионов по уровню развития сектора МСП и иным социально-экономическим показателям при распределении субсидий, а также применения интегрального КПЭ, рассчитываемого на основе ключевых показателей по каждому из направлений программы, который позволит оценить эффективность мероприятий поддержки в каждом из регионов в целом.
Сравним уровень развития малого и среднего предпринимательства в России и в других странах (таблица).
Показатели уровня развития субъектов МСП в различных странах в 2014 году
Источник: fundamental-research.ru
Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства
Рассматривается роль малого предпринимательства в развитии экономики страны, выявляются проблемы его развития, показывается динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства, строится модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, рассматриваются приоритетные направления поддержки малого предпринимательства и результаты реализации программ поддержки малого предпринимательства.
малое предпринимательство, государственное регулирование, инфраструктура поддержки, модель инфраструктурной поддержки
Цитировать публикацию:
Руденко Л.Г. Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 10. – С. 1431-1442. – doi: 10.18334/rp.16.10.265
Rudenko, L.G. (2015) A model of infrastructural support of small-sized enterprises. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 16(10), 1431-1442. doi: 10.18334/rp.16.10.265 (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru