В сложившееся время экономику России невозможно представить без бизнеса. Но рано или поздно бизнесмены уходят с рынка, но кому можно доверить свой бизнес, когда уходишь на заслуженный отдых? Этой проблемой задались на более высоком уровне, нежели бизнесмены среднего звена, и ответ не заставил себя долго ждать. Вскоре, начали открываться бизнес-учреждения, благодаря которым молодежь, подходящая к стадии взросления, будет обучена лучшими предпринимателями и профессорами.
Данная работа посвящена исследованию бизнес-образования, а также тому что выбрать, отечественную школу или зарубежную. Актуальность темы обусловлена тем, что бизнес-образования уже 20 лет не дает покоя людям, которые задумались получить теоретические и практические знания в организации своего дела. А все из-за того, что бизнес-школы и университеты дают людям надежду на успешное открытие бизнеса, ведь эти знания необходимы для выживания и развития бизнеса, потому что когда развиваетесь вы, развивается и ваш бизнес.
Устойчивое развитие в лицах с Мариной Богомягковой. Роль крупного бизнеса в трансляции ценностей уст
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть бизнес образование в России и сравнить с зарубежным аналогом. Выяснить, какое образовательное учреждение из них обучает более квалифицированных студентов.
Глава 1. Бизнес-образование, как часть общественной жизни
Понятие Бизнеса и предпринимательства
Для того, чтобы разобраться для чего нужно бизнес-образование нам нужно определиться с понятиями бизнеса и предпринимательство, а самое главное понять разницу между этими двумя похожими по своей сути понятиями
Итак, “Бизнес (англ. business) (предпринимательство), экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Может осуществляться как в сфере материального производства, так и в отраслях экономики, производящих услуги. Бизнесмен (предприниматель) как самостоятельный субъект рынка, в отличие от управляющего (менеджера) как наёмного работника, действует на свой страх и риск.”[1]
Бизнес делят на формы:
· Малый: Самая сложно организуемая форма бизнеса «с нуля» для физических лиц, никогда не сталкивавшихся с предпринимательской деятельности и с недостаточным количеством собственных средств для вложения в новое дело, – привлечение первоначального капитала осуществляется, как правило, среди знакомых или родственников. Важнейшими условиями успешного развития бизнеса в стране являются системы бизнес-образования (прежде всего экономические, юридические и управленческие.), науки как системы знаний о современных, наиболее эффективных методах ведения бизнеса и государственного регулирования либо направленного на стимулирование развития бизнеса, либо создающего препятствия для стабильной коммерческой деятельности и выполняющего преим. фискальные функции. Примером малого бизнеса может послужить магазин “Столица”, которая располагается на Древлянке или “Десяточка”, аналог столицы на Ключевой.
Урок бизнеса в образовании
· Средний: больше бытовое, нежели нормативное, однако в законодательстве данное понятие может использоваться на основе нормативных актов. На основании бытового использования термина «средний бизнес», можно понимать не слишком масштабное предприятие или организацию, однако играет существенную экономическую или хозяйственную роль страны или региона. К такому виду бизнеса можно отнести интернет-компанию «Ситилинк», которая заняла 1 место среди компаний малого бизнеса за 2015 год, но уже сейчас являющейся компанией среднего бизнеса, так как они вышли за территорию Республики Карелия.
· Крупный: Данный формат бизнеса представлен компаниями, осуществляющими коммерческую деятельность по всей стране, в нескольких государствах либо же по всему земному шару – т.е. территориальных границ здесь уже нет. Такими компаниями открываются собственные филиалы, фабрики и производства по всему миру. А рабочие места предоставляются сотням тысяч человек. Доходы же здесь составляют десятки миллиардов долларов. Примером крупного бизнеса может послужить автомобильная компания Mazda, первоначально производившаяся в Японии
Теперь разберемся с предпринимательством.
“Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность осуществляется коммерческими организациями; некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и её характер должен соответствовать этим целям. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.”[2]
Следовательно, Бизнес и Предпринимательская деятельность различается не только размером доходности, но и юридической формой.
Чтобы до конца понять разницу между бизнесом и предпринимательской деятельностью, нам нужно понять кто занимается этим. Так не сложно догадаться, что бизнесом занимается – Бизнесмен, а предпринимательской деятельностью – Предприниматель.
По своей сути эти два понятия очень близки, также как с основными определениями они мало чем различны, скорее только формой юридической ответственности, так предприниматель на языке юриспруденции будет зваться индивидуальным предпринимателем и иметь в своем штате не большое количество сотрудников или вообще их не иметь. А бизнесмен в свою очередь является директором какой-либо фирмы, занимающейся продажами или производством. Так, бизнесмен имеет в своей команде большое количество сотрудников, офисов и клиентов. Но могут быть и исключения!
Но, как влияют бизнес-учреждения на ситуацию в экономики России?
Бизнес-образование и его роль в общественной жизни
Для начала нам нужно определиться с понятием бизнес-образования.
“Бизнес-образование – это проф. образование и обучение людей, занимающихся управлением в организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли; второе высшее образование. Б.-о. осуществляется на факультетах бизнеса и менеджмента университетов, академий, институтов в виде первого проф. высшего образования (бакалавриат и магистратура по соответствующим специальностям) и в разнообразных учреждениях дополнит. проф. образования (в виде проф. переподготовки и краткосрочного повышения квалификации в соответствующих институтах). Его наиболее развитая и известная организационная форма – высшая школа бизнеса (или менеджмента). Управление в гос. сфере, как и подготовка экономистов широкого профиля, не является непосредственным предметом Б.-о. Образование в школах бизнеса имеет прагматическую направленность, являясь образованием ради деловой карьеры и предпринимательского успеха. Как правило, Б.-о. – это «послеопытное» образование, которое получают люди, уже имеющие первое высшее (иногда среднее техническое) образование по любой специальности, а также опыт практической работы и желающие занять (либо уже занимают) управленческую должность.”[3]
Бизнес-образование уже очень давно стоит во главе предпринимательской деятельности, потому что многие руководители крупных фирм задумываются о квалифицированных работниках, способных заменить их, а также встать во главу руля и приносить постоянных доход, выйдя на пенсию. Бизнес-образование впервые получило развитие в 1930-х годах во Франции, где были основаны высшие коммерческие школы. Формирование бизнес-образования связывают и с зародившимися в США в середине 20 века концепциями «научного управления» и «профессиональных менеджеров», хотя первая школа бизнеса (Уортоновская при Пенсильванском университете) была основана в 1881 году, а первая степень MBA была присвоена в 1901 году (Даремская школа бизнеса). В Западной Европе бизнес-образование получило серьёзное развитие в 1950-60-е годы. Наиболее известные в мире школы бизнеса: американские — Гарвардская, Уортоновская, Станфордская, Келлог (Северо-Западный университет и др.); европейские — Лондонская, INCEAD (Франция), IMD (Швейцария), Копенгагенская и др.
В России, имевшей развитое экономическое образование, а также систему подготовки управленческих кадров для социалистической экономики, бизнес-образование зародилось в 1990-е годы как форма предпринимательства отдельных учебных заведений. В 1999 году квалификация MBA была признана официально благодаря инициативе Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО; 1990 год). В числе ведущих бизнес-школ России: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Государственной университет управления, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Государственной университет — Высшая школа экономики, школы бизнеса при Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге и др. В 1990-е годы ускорился процесс глобализации в Б.-о., были созданы системы международный аккредитации школ бизнеса (AACSB — США, EQUIS — Западной Европа, АМВА — Великобритания и др.), а также их международный рейтингов (газ. «Financial Times», журнал «Economist» и др.).
Традиционными дисциплинами в бизнес-образовательных программах, базирующихся на междисциплинарной научной основе (привлечении положений экономики, права, социологии, социальной психологии, информатики и т.п.), являются менеджмент, маркетинг, финансы, управление операциями, управление персоналом, управление информацией и др. Их углублённое изучение осуществляется при подготовке «функциональных менеджеров», а также при повышении квалификации по отдельным аспектам названных дисциплин.
Главный образовательный продукт высших школ бизнеса — подготовка на основе учебных программ «Мастер делового администрирования» («Master of Business Administration», MBA) менеджеров-дженералистов — профессионалов, способных руководить организацией в целом или её крупным подразделением, что сопряжено с необходимостью принятия «стратегических решений» (как правило, на уровне президента компании, генерального или исполнительного директора, управляющего отделением, собственника малого бизнеса и т.п.). В этих программах важное место занимают межфункциональные курсы-интегративы, такие, как «Стратегический менеджмент», «Управление изменениями», «Антикризисное управление», «Международный бизнес» и тому подобное. Программы MBA рассчитаны на срок от 1 года до 2-3 лет (при обучении без отрыва от производства) и фактически добавляют к первому высшему (по любой специальности) второе высшее (управленческое) образование. Выделяются также бизнес-образовательные программы для руководителей высшего звена (top-management), в большей степени проблемно ориентированные (в том числе на уровне ЕМВА — Executive MBA), а также ориентированные на исследование крупных практических проблем («Доктор делового администрирования» — «Doctor of Business Administration», DBA).
Именно поэтому мы можем сказать, что бизнес-образование уже крепко держится в общественной жизни. И уже давно заняла свое обособленное место среди обычных менеджеров и экономистов.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 206 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России
Уфимцева, А. А. Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России / А. А. Уфимцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 482-485. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86682/ (дата обращения: 30.05.2023).
В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.
Ключевые слова : участие бизнеса в образовательной деятельности, взаимодействие работодателей с учебными заведениями, цифровая образовательная среда, социально-экономическое партнерство.
Экономика всего мира, в том числе и России, переживает значительные структурные изменения. Цифровизация и информатизация стремительным темпом проникают во все отрасли производства, бизнес-процессы. По данным исследования консалтинговой компании Boston Consulting Group к 2025 году в России 19 % всех рабочих могут быть замещены роботами на 81 % [1].
Можно подумать, что в данных условиях потребность работодателей в кадрах будет снижаться, однако это не так. Человек, его умения, знания и личностные качества становятся главным ресурсом любой компании. При этом требования к работникам также повышаются — так как предписанные программы и простые повторяющиеся действия способен выполнить робот, человек должен уметь и представлять собой что-то большее.
Результаты исследования Национального агентства развития квалификаций (НАРК) и ВЦИОМ2020 г. о существующих и перспективных квалификациях в экономике России показывают, что в настоящее время работодатели заинтересованы в инициативных, мобильных работниках, которые способны к самообразованию, самоорганизации, работе в команде [2]. Данные качества формируются в процессе становления личности, в период обучения в школе, университете и так далее. Эти рассуждения подталкивают к тому, что образ мышления и навыки, необходимые квалифицированному специалисту, способному к конкуренции на современном рынке труда, должны закладываться в учебных заведениях.
«Большинство образовательных учреждений — 72 %, считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 43 % работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации.
91 % работодателей заявляют о нехватке у выпускников вузов практических навыков», — сообщает Анна Кузменко — заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы [3]. Под влиянием «новой экономики» сфера образования должна меняться. Россия сталкивается с проблемой отставания предоставляемых учебными заведениями услуг от реальных запросов рынка. Решением данной проблемы становится сотрудничество учебных заведений с бизнесом. Работодатели все сильнее вовлекаются в образовательную политику, участвуют в разработке учебных программ, открывают собственные исследовательские центры, корпоративные университеты, проводят олимпиады, предоставляют гранты.
Многие крупные организации уже давно сотрудничают со школами, средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Огромный вклад в развитие и продвижение образования в России вносит компания Яндекс, развивая собственные образовательные площадки: «Академия Яндекса», «Яндекс. Учебник», «Яндекс. Практикум» и другие.
Для студентов разработаны такие бесплатные проекты, как «Школа анализа данных», сезонные школы Академии Яндекса, позволяющие получить актуальные знания и навыки, необходимые для дальнейшей работы в сфере IT. Также открыты совместные Бакалаврские и магистерские программы в МГУ, МФТИ, УрФУ, НГУ, СПбГУ, РЭШ, НИУ ВШЭ, ИТМО, ЕУ и других высших учебных заведениях [4].
Выпускники этих программ становятся востребованными на рынке труда специалистами, некоторые из них устраиваются на работу в Яндекс или открывают собственные IT-организации. В рамках проекта «Яндекс.Учебник» с компанией сотрудничает уже 48 регионов и 20 тысяч школ в РФ. Корпорация предоставляет школам и учителям бесплатные цифровые образовательные ресурсы и сервисы, организует совместные исследования, проводит встречи, конференции и вебинары для сотрудников органов управления образованием муниципального и регионального уровней, для администраций школ [5]. Также для школьников действуют «Лицей Академии Яндекс», программы по разработке и анализу данных, доступны бесплатные онлайн курсы.
Другим примером комплексного сотрудничества бизнеса и образования является деятельность компании ЛУКОЙЛ. В настоящее время организация взаимодействует с 75 техникумами и профтехучилищами страны, подписаны соглашения с 17-ю вузами из разных регионов, в 14 из них реализуются партнерские программы [6].
При этом ЛУКОЙЛ ставит цель «не только обеспечивать свои предприятия квалифицированными кадрами, но и сохранять высокий интеллектуальный потенциал в тех производственных сферах, которые требуют современных и инновационных решений». Для этого совместно со школьниками и студентами проводятся исследования и разработки, результаты которых внедряются в процессы производства и управления компании. «В 2011 году ЛУКОЙЛ передал в три вуза свои проектные подразделения вместе со специалистами, оборудованием и программным обеспечением.
Сегодня на их основе созданы настоящие научно-исследовательские и проектные подразделения. К разработкам привлекаются студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели. Они не только получают зарплату за свою работу, но и повышают квалификацию. Такой путь позволяет превращать идеи специалистов в процесс обучения, в реальные проекты» [7].
ЛУКОЙЛ вкладывает немало средств в материально-техническое оснащение учебных заведений разного уровня, поддержку студентов и преподавателей, программы образования персонала. По итогам 2020 года на эти нужды было выделено 939 миллионов рублей [8].
Рассмотрена только часть проектов двух крупных компаний, развивающих сотрудничество с учебными заведениями, но уже можно сделать вывод о том, какой вклад может внести бизнес в развитие образования в России. Значимым и наиболее заинтересованным участником в этой системе партнерства является государство. В рамках национального проекта «Образование» к 2024 году планируется увеличить долю общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, с 20 процентов до 45, а к 2030 году — до 100 процентов (таблица 1) [9]. Чтобы достичь таких показателей, привлекаются предприятия из сферы бизнеса. Например, сервис «Яндекс.Учебник» участвует в реализации федеральных проектов «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «цифровая образовательная среда» [10].
План национального проекта «Образование»
Показатели национального проекта
Единица измерения (по ОКЕИ)
Период, год
2021
Источник: moluch.ru
Образование — задача корпораций. Почему крупный бизнес должен обучать школьников, студентов и собственных сотрудников
Российские работодатели жалуются, что к ним приходят устраиваться студенты-недоучки. Бизнес уверен, что в низкой подготовке потенциальных сотрудников виновата несовершенная система отечественного школьного и вузовского образования. Так ли это и должны ли корпорации самостоятельно решать проблему кадрового голода, «Снобу» рассказала президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко
16 сентября 2020 17:56
Н а недавно завершившемся Столыпинском форуме говорили про проблемы и будущее российского образования, а также размышляли о роли, которую в образовательных процессах играет и будет играть крупный бизнес. Современное образование в России пытается отвечать на запросы времени, в нем появляются новые элементы — внедряется онлайн-обучение, но, несмотря на попытки соответствовать мировым стандартам, оно по-прежнему слишком «традиционно» и монолитно. Над отечественным образованием довлеет советское прошлое — у государства сохраняется монополия на право обучать, хотя на Западе в образовательных процессах уже давно участвуют корпорации. Они возложили на себя ответственность за детей и студентов, сделав эту ответственность частью своей корпоративной культуры.
Современный российский бизнес видит свою роль в образовании очень узко. Большинство, думаю, около 90 процентов компаний, ограничивается оснащением школ дорогостоящей техникой и щедрой раздачей грантов, не понимая, что корпоративная ответственность не заканчивается на благотворительности.
Лишь немногие, например, Сбербанк, 1С или «Яндекс» берут пример с западных корпораций, таких как, например, Apple, и открывают курсы дополнительного образования, а кто-то — профильные классы и факультеты. В рамках проектов «Клуб программистов» и «Яндекс.Лицей» школьники и студенты осваивают программирование, web-разработку или робототехнику. Несколько лет у БФ «Система» была похожая офлайн-программа «Лифт в будущее»: наши специалисты обучали старшеклассников и студентов 1-2-го курсов языку Python и микроэлектронике — давали инженерные знания, недоступные в рамках обычных школ или вузов. Как и в упомянутых выше проектах, здесь был заложен здоровый прагматизм: бизнес вкладывается в образование молодежи, видя в ней своих потенциальных сотрудников.
Однако я уверена, что нынешняя модель работы с детьми и студентами несовершенна. Нужно развивать образовательные проекты и создавать внутри корпораций структуры, которые в будущем можно будет с гордостью назвать полноценными корпоративными университетами. Если работать исключительно со школьниками, есть риск потерять их из виду сразу после выпускного, а значит, помножить на ноль все вложенные в них интеллектуальные и финансовые инвестиции. Следствием первой проблемы станет нехватка талантливых студентов — лучших из них «хантят» еще на первом или втором курсе, а оставшихся в течение нескольких лет, уже после приема на работу, приходится переучивать и «затачивать» под потребности той или иной компании. Корпорациям необходимо полноценно «вклиниться» в цепочку «школа — вуз — работа» на самом первом ее этапе, создать собственную образовательную платформу — экосистему, в которой человек будет находиться с детства до приема на работу, а еще лучше и после трудоустройства.
Такая образовательная система может состоять из трех модулей и комбинации онлайн- и офлайн-обучения. Первый модуль — работа со школьниками из старших классов.
Детям, особенно из регионов, нужно дать максимально широкое представление о мире, о бизнесе, рассказать им, какие существуют профессии и где их можно освоить, обучить soft skills — критическому мышлению, показать, как работать в команде, договариваться и аргументировать свою позицию. Второй — студенческий.
В партнерстве с университетами можно организовать практику и открыть биржу проектов или вечерних подработок, чтобы студенты еще на 1–2-м курсе «вливались» в корпоративную среду и культуру, тем самым сокращая время адаптации после трудоустройства. Студентам нужно показывать примеры успешного карьерного роста на конкретных примерах, привлекать к наставничеству ярких и неординарных спикеров уровня Германа Грефа или Дмитрия Конова. Ну и, наконец, третий модуль, про который во многих компаниях просто забывают, — обучение и переобучение действующих сотрудников. Им, как и молодежи, нужны новые знания или рескиллинг, чтобы люди развивались не только по вертикали, но и по горизонтали, меняя профессии и должности внутри корпорации.
Уверена, что в будущем без подобных корпоративных образовательных программ крупный бизнес существовать не сможет. Технологии меняют мир каждый день, знания, которые мы получаем в вузе, зачастую устаревают уже в момент получения диплома — человек постоянно находится в роли догоняющего. Занимаясь образованием школьников и студентов, внедряя их в свою структуру еще до официального трудоустройства, прививая им ДНК компании, а также переучивая собственных сотрудников на новые, более востребованные специальности, корпорации сохраняют и преумножают человеческий потенциал, а значит, остаются конкурентоспособными в своих отраслях. Знаю это по собственному опыту: когда-то я окончила филологический факультет МГУ, а сегодня — руковожу благотворительным фондом.
Подготовил Никита Павлюк-Павлюченко
Источник: snob.ru