Роль крупного бизнеса в современной рыночной экономике

Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства.

Причем такие компании — «национальные чемпионы» (один или несколько) должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства. Это представление господствовало в СССР в первые годы перестройки и, похоже, приобретает популярность сейчас.

Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством.

Экономика. Передача 4. Какова роль собственности в рыночной экономике?

Мировоззренческим основанием данных представлений является общедемократический пафос и однозначно отрицательная оценка трансформации отечественной экономики в 1990-е годы. Обе эти позиции, как и положено крайним, далеки от реальности.

Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики. Но основную часть занятости, доходов и налогов, а также инноваций приносит бизнес средний (естественно, по масштабам соответствующих стран).

Классический же малый бизнес выполняет, в основном, социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статус, а некоторой их части — еще и предпринимательский опыт плюс начальный капитал для карьерного роста. Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах.

В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономики 7 . Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не отменяют основного содержания модели.

А следовательно, и в России темпы и качество роста, инновационная активность и прочие слагаемые успеха в экономике в решающей степени зависят не от крупного, а от среднего бизнеса. Именно последний должен выступить главным мотором экономического развития страны.

При этом субъектом крупного бизнеса мы называем такого экономического агента, который самим своим существованием меняет правила игры (то есть экономические институты вокруг себя) — в экономике в целом или по крайней мере в соответствующей отрасли. Для всего рассматриваемого периода нижней количественной границей «крупного бизнеса» можно считать оборот (объем продаж) около 500 миллионов долларов в год. В будущем эта граница, конечно, будет существенно поднята. Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается позитивно, чем негативно: 35% опрошенных считают, что он положительно влияет на экономику страны, а 28% – что отрицательно 8 . Крупный бизнес обеспечивает более высокую рентабельность и плодотворность труда.

Читайте также:  Салон красоты как бизнес видео

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике

Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие компании — «национальные чемпионы» (один или несколько) должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства. Это представление господствовало в СССР в первые годы перестройки и, похоже, приобретает популярность сейчас.

Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством. Мировоззренческим основанием данных представлений является общедемократический пафос и однозначно отрицательная оценка трансформации отечественной экономики в 1990-е годы.

Обе эти позиции, как и положено крайним, далеки от реальности. Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики.

Но основную часть занятости, доходов и налогов, а также инноваций приносит бизнес средний (естественно, по масштабам соответствующих стран). Классический же малый бизнес выполняет, в основном, социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статус, а некоторой их части — еще и предпринимательский опыт плюс начальный капитал для карьерного роста.

Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономики.

Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не отменяют основного содержания модели.

А следовательно, и в России темпы и качество роста, инновационная активность и прочие слагаемые успеха в экономике в решающей степени зависят не от крупного, а от среднего бизнеса. Именно последний должен выступить главным мотором экономического развития страны.

При этом субъектом крупного бизнеса мы называем такого экономического агента, который самим своим существованием меняет правила игры (то есть экономические институты вокруг себя) — в экономике в целом или по крайней мере в соответствующей отрасли. Для всего рассматриваемого периода нижней количественной границей «крупного бизнеса» можно считать оборот (объем продаж) около 500 миллионов долларов в год. В будущем эта граница, конечно, будет существенно поднята. Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается позитивно, чем негативно: 35% опрошенных считают, что он положительно влияет на экономику страны, а 28% — что отрицательно. Крупный бизнес обеспечивает более высокую рентабельность и плодотворность труда.

Читайте также:  Келья бизнес клуб что это

Источник: studentopedia.ru

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

В современном мире большую часть в экономике играют крупные предприятия(бизнес).Формирования бизнеса oкaзывaeт бoльшoе влияниe нa экoнoмический рост ,на трудоустройство граждан, на развитие научно-технического прогресса,на наполнение рынка товарами нeoбхoдимoгo кaчeствa , а так же реальные деньги в бюджет страны . В настоящее время в странах идет полным ходом развитие рыночной экономики.
Крупные компании имеют господствующее положение в экономике, они сохранили свою господствующею роль благодаря гигантской концепции капитала. Предприятия составляют основу экономического потенциала любого государства.
Так как у крупных предприятий множества преимуществ, это позволяет им занять лидирующее положение в экономике ,а так же позволяет удерживать лидерство.
Актуальность данной темы
Актуальность данной статьи заключается в том, что абсолютно во всех экономически развитых странах приобретает популярность развитие малого и крупного бизнеса, так как государство проявляет огромную поддержку предпринимательству. Крупные предприятия составляют основу абсолютно любого государства . Сложившееся в России хозяйственные комплексы, большинство из которых являются монополиями, а также транснациональные предприятия , играют важную роль в развитие страны, поэтому проблемы их функционирования должны занимать особое место.

Роль искусственных монополий в экономике
Если углубиться в историю, то первые промышленные предприятия в нашей стране появились к началу XVI в. в форме государственных военных предприятий. На эти предприятия приглашали немецких и английских специалистов ,которые работали вместе с русскими. Много предприятий было создано во времена Петра Первого,когда быстрое развитие получила мануфактурная промышленность.

В 1695-1725 годы возникло около 200 мануфактур разного профиля. Были основаны множества мануфактур в текстильной, кожевенной , металлургической отраслях. В мелких отраслях мануфактура помогла развитию мелких промыслов, в металлургии она практически искоренила мелкое производство. В тот период по причине становлению крупных предприятий Россия полностью обеспечила внутренний российский рынок, а также помогала другим странам .В 90-е годы сформировалась система трестов, синдикатов, картелей, холдингов во всех капиталистических странах.

Рисунок 1. Виды искусственных монополий
Картель- это объединение фирм одной отрасли, которые заключат между собой соглашение, они обсуждают между собой сбыт продукции. Трест-объединение нескольких компаний, как правило – производственного профиля, участники самостоятельно не могут свою стратегию. Синдикат- это объединение предпринимателей для вытеснения конкурентов и для получения прибыли.

Компании-тресты проводили угодную им политику, опираясь на свою власть ,они заставляли следовать ей других предпринимателей .В США функционировала система трестов, примерами могут служить американская черная металлургия , табачная промышленность того времени. В странах развитого капитализма выступали картели и синдикаты. Таким образом можно сказать , что история картелей и синдикатов демонстрирует, что они не вели к полному устранению рыночных сил. Даже в случае захвата всего отраслевого производства тресты не могли полностью подавить конкуренцию.В американской промышленности тресты развалились подавлением конкурентов.
Картельная форма в Германии не привела к уничтожению ценовой конкуренции в промышленности. Пример этого, это история германских картелей. В различных отраслях германской промышленности сложился своеобразный ритм развития картелей.

Читайте также:  Как вести свой ресторанный бизнес

Картели характеризовались обычно устранением и повышением цен, это привлекало новых производителей, но они, не будучи связаны, начинали ценовую конкуренцию. В результате чего, доля членов картелей уменьшалась ,что вело к уменьшению объемов их производства и следовательно к росту издержек. Рост издержек вызывал распад картелей, начиналась ценовая конкуренция. Когда проходил период ценовой конкуренции, то вновь создавались картельный соглашения, после чего все повторялось.
Когда заканчивается вторая мировая война, уменьшается значение картелей и синдикатов в Японии и странах Западной Европы. Во всех странах принимаются законодательства, которые ограничивают сферу распространения картелей. Основные причины упадка картелей заключались в следующем: 1) когда картели включали в свой состав всех или многочисленное количество производителей какой-либо отрасли, то это способствовало сохранению технический отсталых предприятий или компаний, 2) выплывший на поверхность противоречие с быстрыми переменами ассортимента и качества товара. После этого на место картелей, синдикатов и трестов в качестве главной отраслевой организации выдвинулась олигополия. Механизм олигополии удерживает базовую роль в рыночной экономике до настоящего времени.[5]
Преимущества и недостатки крупных предприятий
Все крупные компании имеют преимущества и недостатки в сравнении с мелкими предприятиями. Рассмотрим недостатки : крупные предприятия требуют больших вложений, крупные компании влияют на экологию ,так как в большинство из них не предусмотрена система экологической безопасности , для строительства крупных предприятий затрачивается больше времени, увеличиваются транспортные расходы , усложняется процесс руководства с возрастанием масштабов компании, требуется больше людей.
Основное преимущество крупных компаний связано с присвоением экономии масштабах производства . Применяя возможность емкого рынка, крупные компании обращают свои усилия на профилирующей продукции, поэтому они имеют преимущество перед мелкими предприятиями. Они лидируют, предоставляя на рынок недорогой качественный продукт. На крупных компаниях результативность производства намного выше, чем на мелких. Обычно это связано с тем, что в крупных компания оборудование всегда больше единичной мощности. В крупные предприятия легче внедрить современное и высокопроизводительное оборудование. Размер постоянных расходов, вне зависимости от величины производства, остается неизменным .

Таблица 1. Недостатки и преимущества малого предпринимательства

Преимущества

Мобильность и гибкость управления предприятием ;

Ограниченность ресурсов всех видов;

Использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству;

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин