Абстракт: Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) играет важную роль в комплексной модернизации экономики моногородов, выступая фактором ее роста и диверсификации. Проведен анализ динамики развития МСП монопрофильных муниципальных образований и направлений его государственной поддержки, даны предложения по организации мониторинга статистических показателей МСП в моногородах и разработке комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов в части развития и поддержки малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: диверсификация экономики моногородов, малое и среднее предпринимательство, мониторинг статистических показателей малого и среднего бизнеса, разработка комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов в части развития малого и среднего предпринимательства, финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
Правительством РФ разработан комплекс мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований. В нем особое внимание уделяется поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) как фактору диверсификации экономики моногородов. МСП способствует поддержанию конкурентной среды, обеспечивает население моногородов товарами и услугами; выполняет социальные функции, создавая новые рабочие места для работников, которые высвобождаются в результате реорганизации градообразующих предприятий; обеспечивает рост налоговых доходов муниципальных образований.
МАЭФ-2019. Социально-экономическое развитие России в долгосрочной перспективе….
Для анализа уровня развития МСП в моногородах выберем в качестве объектов исследования пять муниципальных образований, расположенных в разных федеральных округах (регионах) и отличающихся размером и отраслевой специализацией: городской округ Тольятти (Самарская область, Поволжский федеральный округ), город Нижний Тагил (Свердловская область, Уральский федеральный округ), городское поселение Новоорловск (Забайкальский край, Сибирский федеральный округ), Староминское сельское поселение (Краснодарский край, Южный федеральный округ), город Сокол (Вологодская область, Северо-Западный федеральный округ). Информационной базой исследования послужили комплексные инвестиционные планы (КИП) монопрофильных муниципальных образований [1–5].
В табл. 1 приведены показатели развития малого предпринимательства (МП) в выбранных моногородах за 2008–2009 годы. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:
• один из основных количественных показателей развития малого бизнеса – количество предприятий на 1000 чел. населения – по моногородам в целом соответствует среднему значению по России (30,4 ед.), а в ряде случаев даже превышает его
• количество субъектов МП и численность занятых показывают положительные темпы роста почти во всех моногородах
• роль малого бизнеса в формировании основных социально-экономических показателей моногородов (общей занятости, совокупном обороте, объеме налоговых поступлений в местный бюджет) в целом незначительна, что свидетельствует о наличии существенного потенциала для дальнейшего развития данного сектора.
Росстат призывает малый бизнес поучаствовать в экономической переписи
Главное отличие отраслевой структуры малого бизнеса моногородов от сложившейся в целом по стране заключается в более высокой доле обрабатывающей промышленности за счет снижения удельного веса торговли и общественного питания, что можно рассматривать как положительный момент. Уровень безработицы в моногородах в 1,5 — 2 раза превышает показатель в среднем по стране (2 %) и, по данным за 2009 год, составляет в Нижнем Тагиле — 3,1 %, Тольятти — 3,6 %, Соколе — 6,7 %, Новоорловске — 4,4 %, Староминском сельском поселении — 1,7 %.
На наш взгляд, организация мониторинга показателей развития МСП в моногородах имеет следующие недостатки:
• отсутствие данных по микро- и средним предприятиям, в то время как изменения в системе статистического учета произошли с 2008 года
• неполнота системы показателей развития МСП (далее приведены предложения по построению системы показателей)
• отсутствие в большинстве случаев данных об отраслевой специализации МСП (в частности, они есть лишь по двум из пяти рассматриваемых городов).
Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии государства
Малый бизнес − экономическая деятельность, подразумевающая функционирование небольшой организации любой формы собственности с ограниченным числом работников. В России в нормативно-правовом поле для обозначения таких предприятий используется категория «субъекты малого и среднего предпринимательства».
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в
установленном законом порядке. Тем самым государство четко закрепляет легальный характер предпринимательства и отделяет его от других возможностей извлечения дохода гражданами, не регламентированных законодательно. В то же время во всем мире при обозначении малого предпринимательства широко известно словосочетание small business (с англ. «малый бизнес»), которое применяется, в том числе в официальных статистических данных.
В исследовании Института экономики роста им. П.А. Столыпина 2018 года «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир» приводится сравнение соотношения доли малых и крупных предприятий в ВВП некоторых стран (см. рис. 6).
Как можно заметить, показатели развития малого бизнеса в нашей стране пока не достигают среднемировых значений. Для исправления этой ситуации в 2018 году был принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.
Малое предпринимательство – гибкая и динамичная форма экономической деятельности, которая имеет свои преимущества. Прежде всего, она сравнительно легко адаптируется к конъюнктурным колебаниям, поскольку ориентируется на потребности региональных рынков, на объемы и структуру местного спроса.
Малый бизнес также отличают:
- значительная свобода действий предпринимателя в реализации своих творческих идей, способностей;
- оперативность в принятии и выполнении решений;
- относительно невысокие расходы деятельности;
- способность быстро освоить выпуск уникального продукта;
- высокий уровень личной мотивации собственников и др.
В России деятельность малого предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем говорится, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие ряду условий (см. табл. 24).
Примечательно, что критерий численности сотрудников является самым популярным при отнесении предприятий к малым в разных странах, однако он варьируется: от 15 в Австралии или 50 в Европейском союзе до 500 в США. При этом бизнес определяется как «малый» с точки зрения возможности обращаться за государственной поддержкой и иметь право на льготы по налогообложению.
На 1 января 2018 года по данным выборочного наблюдения Росстата было зафиксировано 256,7 тысяч малых предприятий со среднесписочной численностью работников 6157,5 тысяч человек.
С учетом того, что численность трудоспособного населения России составляет 82,2 млн человек, можно просчитать, что на малых предприятиях трудоустроено 7,5% этого количества (без учета средних и микропредприятий). На основе данных о численности занятых в малом бизнесе за рубежом, эксперты делают вывод о том, что потенциал этого сегмента в нашей стране очень велик (см. рис. 7).
Предоставление значительного числа рабочих мест способствует снижению уровня безработицы в стране, повышает уровень занятости. Работа на себя создает особый слой населения, относящегося к среднему классу, которым не хочется терять свое предприятие, и значит, заинтересованного в сохранении мира и политической стабильности в стране.
Важная роль малого бизнеса заключается еще и в том, что он насыщает рынок новыми товарами и услугами, следуя потребительскому спросу, тем самым способствуя общественному прогрессу.
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент конкурентного механизма, который обеспечивает здоровую
конкурентную среду, создавая атмосферу предпринимательства и экономического соревнования за лидерство в отрасли, подталкивая и средние, и крупные предприятия к совершенствованию деятельности.
В то же время, существенными слабыми сторонами малого бизнеса являются: более высокий уровень риска в сравнении с крупными организациями, трудности в получении заемных средств, высокая зависимость от спроса и конъюнктуры рынка и др.
Однако, степень остроты перечисленных проблем во многом зависит от отрасли, в которой осуществляет деятельность малое предприятие и от его типа
Статьи по теме
- Финансовое обеспечение как основная цель финансового менеджмента в малом бизнесе
- Финансовый контроль и анализ
- Типология малых предприятий
- Направления совершенствования финансового менеджмента в государственном секторе
- Элементы финансового менеджмента в государственном секторе
- Особенности финансового менеджмента в государственном секторе
- Сущность финансового менеджмента в государственном секторе
- Содержание понятия государственный сектор в современной экономике
- Темп устойчивого роста
Источник: student-servis.ru
РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОНОГОРОДОВ
Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) играет важную роль в комплексной модернизации экономики моногородов, выступая фактором ее роста и диверсификации. Проведен анализ динамики развития МСП монопрофильных муниципальных образований и направлений его государственной поддержки, даны предложения по организации мониторинга статистических показателей МСП в моногородах и разработке комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов в части развития и поддержки малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова
Для цитирования:
Резникова Е.В. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОНОГОРОДОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(3):88-93. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-3-88-93
For citation:
Reznikova E.V. THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF COMPANY TOWNS. Strategic decisions and risk management. 2012;(3):88-93. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-3-88-93
Правительством РФ разработан комплекс мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований. В нем особое внимание уделяется поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) как фактору диверсификации экономики моногородов. МСП способствует поддержанию конкурентной среды, обеспечивает население моногородов товарами и услугами; выполняет социальные функции, создавая новые рабочие места для работников, которые высвобождаются в результате реорганизации градообразующих предприятий; обеспечивает рост налоговых доходов муниципальных образований.
Для анализа уровня развития МСП в моногородах выберем в качестве объектов исследования пять муниципальных образований, расположенных в разных федеральных округах (регионах) и отличающихся размером и отраслевой специализацией: городской округ Тольятти (Самарская область, Поволжский федеральный округ), город Нижний Тагил (Свердловская область, Уральский федеральный округ), городское поселение Новоорловск (Забайкальский край, Сибирский федеральный округ), Староминское сельское поселение (Краснодарский край, Южный федеральный округ), город Сокол (Вологодская область, Северо-Западный федеральный округ). Информационной базой исследования послужили комплексные инвестиционные планы (КИП) монопрофильных муниципальных образований [1-5].
В табл. I приведены показатели развития малого предпринимательства (МП) в выбранных моногородах за 2008-2009 годы. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:
- один из основных количественных показателей развития малого бизнеса — количество предприятий на 1000 чел. населения — по моногородам в целом соответствует среднему значению по России (30,4 ед.), а в ряде случаев даже превышает его
- количество субъектов МП и численность занятых показывают положительные темпы роста почти во всех моногородах
- роль малого бизнеса в формировании основных социально-экономических показателей моногородов (общей занятости, совокупном обороте, объеме налоговых поступлений в местный бюджет) в целом незначительна, что свидетельствует о наличии существенного потенциала для дальнейшего развития данного сектора.
Главное отличие отраслевой структуры малого бизнеса моногородов от сложившейся в целом по стране заключается в более высокой доле обрабатывающей промышленности за счет снижения удельного веса торговли и общественного питания, что можно рассматривать как положительный момент. Уровень безработицы в моногородах в 1,5-2 раза превышает показатель в среднем по стране (2%) и, по данным за 2009 год, составляет в Нижнем Тагиле — 3,1%, Тольятти — 3,6%, Соколе — 6,7%, Новоорловске — 4,4%, Староминском сельском поселении — 1,7%.
Таблица 1
Показатели динамики развития малого предпринимательства в 5моногородах по данным за 2009 год
Плотность субъектов МП на 1000 чел. населения
Темп роста числа субъектов МП, %
Темп роста численности занятых в сфере МП, %
Темп роста объема отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства, %
Доля субъектов МП, %:
в общей численности занятых
в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства в общем объеме
в объеме поступлений в местный бюджет
*Данные приведены только по МП (без учета индивидуальных предпринимателей). Показатели деятельности средних предприятий на уровне моногородов в настоящее время отсутствуют.
На наш взгляд, организация мониторинга показателей развития МСП в моногородах имеет следующие недостатки:
- отсутствие данных по микро- и средним предприятиям, в то время как изменения в системе статистического учета произошли с 2008 года
- неполнота системы показателей развития МСП (далее приведены предложения по построению системы показателей)
- отсутствие в большинстве случаев данных об отраслевой специализации МСП (в частности, они есть лишь по двум из пяти рассматриваемых городов).