3.1. Управление, направленное на результаты 3.2. Предпринимательское управление 3.3. Функции менеджмента 3.4. Менеджер — организатор эффективного управления 3.5. Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе
3.1. Управление, направленное на результаты
Именно достижение продуктивности работы предприятия, получение конкретных результатов характеризует менеджера как специалиста по управлению. В этой связи различают менеджера (руководителя) по вкладу (выполнение соответствующих функций) и по результатам (иногда такой подход называют управление по целям).
Сущность концепции — целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, современных методов и техники управления. Цели — это те ключевые результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Цели не являются постоянными величинами, они пересматриваются в связи с изменением внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочности. Таким образом, управление по результатам ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности менеджера как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива. Ведь в конечном счете важны именно результаты, а не пути их достижения.
3.2. Предпринимательское управление
Малый бизнес, как отмечалось, действует в условиях неустойчивости среды. Добиться успеха здесь невозможно, если дожидаться изменений и затем на них реагировать. Руководители, менеджеры малого бизнеса должны действовать как предприниматели.
Это означает, что предприимчивый менеджер активно ищет возможности, добивается изменений и совершенствования работы фирмы, не боится риска, связанного с организацией нового предприятия или с разработкой новых идей, продукции, вида услуг. В этих целях менеджер не только сам должен быть предпринимателем, но и стремиться культивировать дух предпринимательства на предприятии, в коллективе, создавая атмосферу подлинно творческой деятельности, давая простор для использования индивидуальных способностей каждого сотрудника. Таким образом, малое предприятие, рассчитывающее не только на выживание, но и на успешную деятельность, должно иметь предпринимательское управление, т. е. менеджера не просто с хорошими качествами руководителя, но и обладающего достоинствами предпринимателя, творческим отношением к делу, проявлением инициативы, постоянным стремлением к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей и, что особенно важно, постоянной готовностью к риску и изысканию способов его преодоления.
3.3. Функции менеджмента
Все менеджеры имеют один и тот же круг функций. Они занимаются планированием, организацией, координацией, мотивацией и контролем. Планирование. Планирование является основной функцией управления, от которой зависят все другие функции. Менеджер, занимающийся планированием, намечает цели организации и определяет наилучшие способы их достижения.
Организация. Задача этой функции — формирование структуры предприятия, распределение полномочий и подбор людей, которые могут справиться с конкретными обязанностями, а также обеспечение его всем необходимым для нормальной работы — материалами, оборудованием, помещением, денежными средствами и др.
После того как план составлен, задача состоит в том, чтобы создать реальные условия для достижения намеченных целей. Мотивация. Мотивация 2 — это функция руководства, цель которой — создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей. Мотиваторами являются различные типы поощрения — непоощрения, наказания — ненаказания, принуждения — непринуждения.
При этом мотиватор как способ воздействия может быть применен к человеку до начала и после завершения действия. Контроль. Контроль — это управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия. Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
При этом контроль должен быть своевременным и простым. Последнее особенно важно для малых предприятий. Выполняя функцию контроля, т. е. сопоставляя полученные результаты с теми, которые необходимо достигнуть, менеджеры принимают соответствующие меры. Если дела идут, как намечено, то контроль позволяет поддерживать этот приемлемый ход.
Если же результаты хуже ожидаемых, то контроль помогает выявить причины отклонений и внести необходимые коррективы. Координация. Координация — это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.
Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Другими словами, это процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достичь поставленной цели. Осуществление координации действий в рамках малой фирмы сравнительно несложно, поскольку в малом коллективе все работники на виду, а управление, как правило, осуществляется на уровне непосредственного общения.
Источник: studfile.net
Роль менеджмента в малом бизнесе
В Российской Федерации малый бизнес только набирает обороты. По сведениям Росстата, только в Центральном федеральном округе на март этого года насчитывалось 79 тыс. компаний малого бизнеса. Начиная с декабря прошлого года это число увеличилось до на 2 тысячи. По оценкам специалистов, число компаний малого и среднего бизнеса имеет возможность увеличиться по всей стране.
Дать однозначное определение малому бизнесу трудно. Обычно это определение связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этого критерия различают малый, средний и большой бизнесы. Согласно закону ч.1 ст.4 п.2 б Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» малым предприятием является компания, в штате которой имеется от 16 до 100 человек.
Роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес выполняет ряд экономических и социальных задач:
*Основной источник налоговых отчислений. Малые предприятия платят налоги регулярно, по сравнению с большими. Так же предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям.
*Создает новые рабочие места, что влечет за собой уменьшение безработицы в стране.
*Внедряет новые товары и услуги, а также в виду мобильности может быстро подстраиваться под спрос рынка.
Таким образом, малый бизнес гарантирует мобильность в критериях рынка.
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе
В современных рыночных условиях малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупными предприятиям. Поэтому для стабильной работы необходимо учитывать следующие факторы в той или иной степени, влияющие на организацию управления:
* особенности спроса и предложения;
* но самым важным критерием является численность персонала.
Именно от количества сотрудников компания определяет для себя систему управления. Из-за этого в Японии выработали три уровня управления:
* Неорганизованный. Неорганизованное управление характерно для штата до 21 сотрудника. В таких компаниях отсутствует специальное управленческое подразделение, а менеджмент ведется на элементарном уровне.
* Организованный. Организованное управление осуществляется на предприятия с численностью штата от 21-100 сотрудников и развитым управленческим подразделением.
* Научно обоснованный организованный. Научно обоснованное организованное управление соответствует предприятиям со штатом более 100 сотрудников. В таких компаниях функционируют хорошо организованные управленческие подразделения, каждое из которых обладает более высокой технологией управления в своей области.
Источник: studbooks.net
Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии
Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и социальном плане. Малое предпринимательство в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу более глубокого и качественного развития. Развитие малого предпринимательства в России проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.
Если анализировать темп развития малых предприятий по отдельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т.е. в 1991 — 1995 гг. В 1995-2004 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось.
Из общего числа малых предприятий наибольшую долю (46,3%) составили предприятия торговли и общественного питания, значительно меньше их доля в строительстве (12,7%) и промышленности (13,4%). Малый бизнес в России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, доля занятых на малых предприятиях — в 5-7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей в — 6-12 раз.
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет, поскольку изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность.
Малый бизнес это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- — промышленность, строительство и на транспорт — 100 человек;
- — научно-техническая сфера — 60 человек;
- — оптовая торговля — 50 человек;
- — розничная торговля и бытовое обслуживание населения — 30 человек;
- — другие отрасли и осуществление других видов деятельности — 50 человек.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
Ограничение по численности работников:
К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия.
Число постоянных работников не должно превышать 250 человек.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.
Ограничение по выручке:
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 60 млн. рублей;
малые предприятия — 400 млн. рублей;
средние предприятия — 1000 млн. рублей.
Источник: studwood.net