Каждый человек постоянно испытывает различные потребности. Для того, чтобы их удовлетворить, он приобретает продукты питания, одежду и обувь, предметы быта, недвижимость, автомобили. Поэтому можно утверждать, что центральное место в экономике занимают потребители — люди, ради которых организуется производство товаров и услуг. Узнаем, кто такой потребитель, какое значение он имеет в хозяйственных отношениях.
Потребитель
В обществознании под потребителем понимается лицо, которое приобретает товар или услугу для удовлетворения своих потребностей, то есть каждый член общества. Люди ежедневно покупают различные предметы для личного пользования. Даже продавцы в магазинах являются потребителями.
К данной категории можно отнести и того, кто пока не приобрёл товар или услугу, но имеет намерение сделать это в будущем. В таком случае он ищет и получает необходимую информацию о продукте.
Вебинар: Роль маркетинга в формировании ответственного потребления
Дети также являются потребителями. Они испытывают потребность в пище и воде, в комфортных условиях. Для школьников ежегодно приобретается канцелярия, форма, рюкзаки. Карманные деньги обычно тратятся на покупку сладостей или игрушек.
Виды потребления
В зависимости от того, с какой целью приобретается продукт, различают производственное и непроизводственное потребление. Кратко рассмотрим особенности каждого вида.
- Производственное потребление — это приобретение товара для того, чтобы использовать его в процессе получения продукции другого вида. В качестве примера можно привести покупку ткани для швейного цеха. Из материи создаётся одежда разных видов, постельные принадлежности, обмундирование.
- Непроизводственное потребление — это приобретение товара или услуги для общества в целом или отдельной личности. Общественным называется потребление, при котором услугу получает значительное количество населения (например, система общественного транспорта). Для личного потребления характерно использование продукта человеком или семьёй (приобретение жилья, одежды, бытовой техники).
Существует понятие рационального потребления. Оно означает, что расходы на приобретение товаров или услуг не должны превышать доходы человека. В качестве аргумента можно привести следующую ситуацию: некто получает зарплату, идёт в магазин и тратит все имеющиеся деньги на приобретение вещей. При этом он остаётся без средств.
До следующей получки он вынужден экономить на всём, занимать у знакомых. Это пример нерационального потребления.
Маркетолог и его роль в компании. Модель системного маркетинга | Бизнес-Конструктор
Потребитель в экономической системе
Роль потребителя в экономике нельзя недооценивать. Его важность для слаженной работы системы заключается в том, что он является конечным звеном товарно-денежных отношений. Вся производимая продукция ориентирована на удовлетворение потребностей населения.
Если люди как потребители не выполняют свою основную функцию (не приобретают товар или услугу), темпы экономического роста падают. В этом случае не происходит обмена продукции на деньги.
Что мы узнали?
Потребитель — это лицо, которое приобретает (или желает приобрести в будущем) продукцию. Его роль в экономических отношениях велика: он является конечным звеном товарно-денежных отношений, участвуя в обмене товаров или услуг на материальные средства.
Источник: obrazovaka.ru
Роль потребителя в современном маркетинге
Исходя из их требований, которые выдвигает потребитель, определяются характеристики продукта, строится модель бизнеса, выбирается бизнес-стратегия, затем разрабатывается политика по отдельным инструментам комплекса маркетинга.
Вышеизложенное означает уменьшение роли массового маркетинга и повышение значимости «точечного» маркетинга. Усиление дифференциации продукта в зависимости от его применения так же является следствием применения «точечного» маркетинга. Например, всем известная компания Nike производит спортивные товары для детей, взрослых, подростков, активного отдыха и др.
Ориентируясь на все более индивидуальные запросы потребителей, многие компании переходят на работу в рыночных нишах. Для обеспечения объема сбыта и снижения риска рекомендуется одновременно работать в нескольких нишах и в каждой из них стремиться быть лидером, что позволяет достичь рентабельности деятельности в каждой из ниш. Например, «Джонсон и Джонсон» является лидером в определенных нишах лекарств – в частности, создан комплекс лекарств для всего, что у человека расположено «выше галстука».
Внимание концентрируется на долгосрочной ценности продукта. В «Дженерал электрик» в свое время уволили менеджера, который добился увеличения продаж вакуумных ламп на 20%. Причина увольнения состояла в том, что конкуренты переходили на выпуск транзисторов. Джон Велч, президент «Дженерал электрик», прекращал существование тех стратегических хозяйственных единиц, которые не занимали 1–2-е места на рынке. Он говорил: «Пусть объем продаж расширится только на 10%, но я хочу, чтобы вы переопределили рынок». (По итогам номинации в конце прошлого века Джон Велч назван лучшим менеджером США ХХ века.)
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нельзя недооценивать значимость анализа потребительской ценности продаваемых продуктов. Под потребительской ценностью понимается выгода потребителя за вычетом его затрат на приобретение и использование конкретного продукта. Дополнительная ценность должна превышать дополнительные затраты. Этим целям служит анализ «затраты–ценность» (CVA – Сost Value Аnalysis), направленный на соотнесение ценности и всех затрат. К примеру, можно купить дорогой компьютер, который будет эксплуатироваться долгое время в отличие от дешевого.
Потребители ожидают от производителя непрерывного повышения качества продукта, увеличения производительности труда, непрерывных нововведений, с течением времени снижения цен. Это дает им возможность снижать свои цены.
Обычно потребитель при покупке учитывает такие факторы, как цена, торговая точка, опыт, жизненный стиль и продвижение.
На основе своего опыта покупатель принимает решение о покупке того или иного продукта. Опыт – наиболее трудно оцениваемый фактор. Покупатель же прежде всего использует при решении именно опыт. Если этот опыт отрицателен, то не поможет никакое продвижение: покупатель будет скорее верить своему опыту, чем обещаниям производителя.
Покупатель оценивает продукт так же по соответствию собственному стилю жизни.
Цена обычно менее важный фактор, чем можно было бы ожидать, даже в промышленном маркетинге.
Баланс этих факторов зависит от индивидуальных способностей покупателей.
При повторных покупках процесс проходит три стадии:
3. Повторная покупка
В общем виде процесс принятия решения о покупке можно представить пятиступенчатой моделью:
Рис.1. Модель принятия решения о покупке
Различают две основные группы потребителей:
– потребители-предприятия (промышленный маркетинг).
Перечень факторов, определяющих поведение покупателя потребительских товаров, многообразен. Естественно, все эти факторы действуют одновременно, интегрально и поэтому особое значение следует придать именно факторам, носящим такой интегральный характер. К их числу относятся:
— необходимость соотносить свое поведение с определенной социальной группой, куда себя относит покупатель, а следовательно, и с соответствующей референтной группой;
– стиль жизни покупателя.
Отнесение или неотнесение потенциального покупателя к конкретным группам может быть с большим эффектом использовано продавцами. Если они точно оценят мнения лидеров в референтной группе, они «захватят» всю группу. Пример членских и референтных групп потенциальных покупателей приведен на рис. 2.
Рис. 2. Членские и референтные группы в гипотетическом колледже
Одна из классификаций жизненного стиля устанавливает четыре основных категории с подразделением их на девять конкретных жизненных стилей:
1. Группы, движимые нуждой: «выживающие», «питающиеся».
2. Внешненаправляемые группы: «относящиеся к», «соревнующиеся», «достигшие».
3. Внутренне управляемые группы («I-am-me»): «опытные», «социально – сознательные».
4. Комбинация 2 и 3: «интегрирование».
Двойную иерархию жизненных стилей можно отобразить рис. 3.
Рис. 3. Иерархия жизненных стилей
На рис. 4 приводится схематическая модель поведения конечных покупателей.
Она содержит четыре главных раздела:
1. Входы (стимулы) – что получает потребитель из внешней среды:
— существо – реальные физические аспекты товара или услуги (что потребитель будет использовать);
— символы – идеи или образы, представляемые поставщиком (например, реклама);
— социальная значимость – идеи или образы, сопутствующие продукту или услуге со стороны общества (например, референтных групп).
2. Выходы – действия потребителя как наблюдаемый результат входных стимулов.
Рис. 4. Модель поведения конечных покупателей
Между 1 и 2 – конструкция – процесс, который должен пройти потребитель до решения о своих действиях.
3. Прием – получение и закрепление информации о товаре или услуге.
4. Обучение – которое ведет к решению.
Сплошные линии показывают информационные потоки, прерывистые – эффект обратной связи.
Модель поведения покупателя при промышленном маркетинге иллюстрирует рис. 5.
Рис. 5. Поведение покупателя в промышленном маркетинге
Итак, осуществляя маркетинговую деятельность, компании должны учитывать права потребителей и нести ответственность за их реализацию.
Основные права потребителей:
1) Право выбирать товар для удовлетворения основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителей.
2) Право на безопасность товара и их функционирование в соответствии с предложением продавца.
3) Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях.
4) Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанное с их использованием.
5) Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.
6) Право на получение потребительского просвещения, приобретения всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.
7) Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений.
Важнейший постулат консьюмеризма – в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть нарушены.
Источник: megaobuchalka.ru
Потребительский маркетинг: понятие, роль, виды потребителей
Все в этом мире так или иначе закручено на том, что в конечном итоге все сводится к удовлетворению нужд потребителя. Именно для этого выстраивают сложнейшую инфраструктуру, которая состоит из продавцов, производителей, посредников.
На заметку! Исключением является военно-промышленный комплекс – его целью является удовлетворение потребностей (защита) общества и суверенитета государства.
А это значит, что основной деятельностью всего государства является построение системы защиты интересов и прав потребителя.
Виды потребителей
В маркетинге принято классифицировать всех потребителей следующим образом:
- Конечный пользователь. Тот, кто непосредственно пользуется товарами или услугами, совершенными покупками.
- Агент влияния. Тот, кто уверен, что получит определенную выгоду от покупки товара или услуги.
- Рекомендатель. Тот, кто оказывает влияние на принятие решения покупать или не покупать товар/услугу. Отличается от агента влияния тем, что его мнение часто играет решающую роль при принятии решения
- Держатель бюджета. Тот, кто контролирует объем, частоту и структуру покупаемого товара/услуги.
- Лицо, принимающее решение. Тот, кто держит бюджет или занимает более высокое социальное (или другое иерархическое) положение.
- Саботажник. Тот, кто избегает покупки товара/услуги, стараясь не потерять статус-кво.
- Экстремист. Тот, кто совершает покупку с целью получения дальнейшей финансовой выгоды при возврате продавцам или производителям.
На заметку! Под восприятием товара потребителем в маркетинге понимают способность покупки удовлетворить потребности потребителя.
Виды поведения потребителей
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
И все мы уже успели заметить, что покупатели ведут себя по-разному. Изучив типы поведения и проанализировав их, маркетинг может помочь компании создать максимально эффективную стратегию. Итак, принято выделять следующие типы поведения покупателей:
- Сложное . Свойственно при покупке дорогого товара/услуги с существенной разницей в характеристиках бренда. Например, ноутбуки. Здесь маркетологу важно будет точно выявить преимущества именно его торговой марки, которые отличают его от конкурентных марок.
- Поисковое . Свойственно покупателем со средней степенью вовлеченности при рассмотрении товаров, сильно отличающихся от товаров конкурентов. Например, шоколад. Такое поведение отличается частой сменой торговых брендов. Сами же бренды меняются не потому, что качество плохое, а потому что слишком велик ассортиментный ряд. Покупателю хочется большего разнообразия, поэтому он покупает все время другую продукцию.
- Неуверенное . Это поведение проявляется в случае, когда продукция разных брендов лишь незначительно отличается друг от друга, однако степень вовлеченности потребителя в покупку довольно высока. Например, дорогостоящий ковер. Лучшей стратегией здесь будет активная деятельность, предоставление всей информации по товару, которая поможет убедить покупателя в правильности сделанного выбора в пользу именно этой торговой марки.
- Привычное . Здесь покупатель решает купить товар/услугу за минимальное время, моментально сравнивая характеристики смежных товаров конкурентов. Здесь ключевым будет личное мнение потребителя.
Производители должны понимать, что ключевым в их работе является удовлетворение потребителей. Это так же важно и для людей из мира маркетинга. Вот и мы, как производители студенческих работ высшего качества в минимальные сроки, стремимся удовлетворить вашу потребность в отдыхе, досуге, развлечениях. Не стоит себе отказывать во всем этом – живите полной жизнью и заказывайте у нас!
Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Источник: zaochnik.ru