Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и угодное Богу занятие. Борясь за производительность частнохозяйственного богатства, аскеза выступала против стремления к богатству как самоцели.
В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританизм стал у колыбели современного «экономического человека».
В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни.
Протестантская этика — мать капитализма?
Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, также как и предназначение к спасению лишь немногих – дело божественного провидения. Аскетическая литература исходит из представления, что добросовестная работа, даже по низкой её оплате, выполняемая теми, кому жизнь не предоставила иных возможностей, является делом, чрезвычайно угодным Богу. Аскеза также объявила «призванием» стремление приобретателя к наживе. Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания способствовала увеличению производительности труда.
Целью статьи является социально-философское исследование развития протестантизма и определение его влияния на экономическую и политическую культуру североамериканцев.
Основу пуританской этики составляет идея призвания. Именно она служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера.
Идея призвания содействовала формированию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т. д. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому «жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды». Такой подход резко контрастировал с традиционным отношением к экономической жизни, которое предписывало взаимность и перераспределение материальных благ в рамках общины.
В отличие от прежнего взгляда, рассматривавшего конкуренцию в смысле приобретения одним человеком за счет другого как нарушение традиционной социальной этики, теперь отдельный индивид признавался в качестве самостоятельной экономической единицы, а его подчинение коммунальным интересам отодвигалось на второй план. Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом.
Почему правительства играют важную роль в развитии социального предпринимательства и инвестиций?
В глазах жителей колоний собственность стала неотчуждаемым естественным правом человека, которой он обязан своим существованием. Потеряв собственность, человек теряет и свободу, и поэтому справедлива лишь та форма власти, которая в наибольшей степени обеспечивает безопасность собственности отдельного индивида.
Центральным институтом экономической системы становится рынок, а её главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. Такая экономическая система содействовала утверждению самостоятельности и независимости индивида, изобретательности его ума, изворотливости, упорству в достижении цели и в то же время формированию грубого практицизма и расчетливости, духа авантюризма. В глазах пуритан предназначение Америки было неотделимо от задачи построения общества. То, что пуритане стремились «очистить» в английской церкви, относилось не к её вероучению, а к её светской политике, не к её догматике, а к её практике.
Появление на протяжении ХVІІ века огромного числа конгрегационалистских общин на территории Европы было связано с пересмотром взглядов на существующие общественные порядки и их соответствие с библейскими нормами. Возникшие секты не признавались официальной церковью и вели с ней непримиримую борьбу. Разгорелась ожесточенная борьба, назревала необходимость эмиграции протестантских сект в силу их стремления создать новое общество, которое руководствовалось бы законами божьими. Такой возможностью стала колонизация сектами Северной Америки. Отсутствие четкого государственного контроля на новых землях повлияло на интенсивное развитие протестантской этики и её основополагающего влияния на появление новых общественных порядков.
Таким образом, протестантизм повлиял на экономико-политическую культуру североамериканцев в следующих аспектах: а) развитие хозяйственной и экономической деятельности возникшего государства (строгая дисциплина и специальный отбор способствовали экономическим и политическим успехам молодого государства); б) наследие пуританизма, которое заключалось в уважении к личности и достоинству человека, в признании несомненного примата разума, в приверженности принципам, а не конкретным личностям; в) культуру отношения к правам и свободам личности; г) возникновение и деятельность целого ряда свободных церквей в Европе и американского движения святости.
Источник: be5.biz
Введение
Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло.
В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера Лютер Мартин (1483-1546) — теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма., одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божия, которое проповедовал Лютер и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха. Целые народы осознали и стали использовать тот потенциал, который Бог даровал им, что изменило лицо всей Европы и затронуло весь мир.
Отражая образ жизни людей, религия как массовая «практическая» идеология во многом определяет их повседневную деятельность. Протестантизм в этом отношении весьма поучителен. Религиозные конфликты, столь характерные для эпохи Возрождения — Реформации, были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения, оказывали на него заметное воздействие. Так, протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли Нового времени.
Религиозные представления составляли существенный элемент массового сознания, оказывая значительное влияние на политические и социальные битвы той поры (например, взгляды Т. Мюнцера Мюнцер Томас (1490-1525) — идеолог народной немецкой Реформации, предводитель Крестьянской войны в Германии в 1524-1525 гг. и Ж. Кальвина Кальвин Ковен Жан (1509-1564) — один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма.), на развитие национальной культуры и языка (М. Лютер), образования (Ф.
Меланхтон Меланхтон Филипп (1497-1560) — немецкий гуманист, теолог и педагог, друг и сподвижник Лютера, систематизатор лютеранской теологии.), на формирование миротворческой мысли (С. Франк Франк Себастьян (1499-1542) — немецкий историк, теолог, гуманист.) и политики веротерпимости (С. Кастеллио Кастеллио Себастьян Шатильон (1515-1563) — французский гуманист, сподвижник Кальвина.) — одним словом, на всю духовную жизнь. Можно сказать, что религия — в ту эпоху идеология господствующая — наиболее концептуально оформляла опыт массового сознания, обнаруживая общее направление развития культуры.
Глава 1. Сущность и предпосылки Реформации
Начало XVI века в Европе — великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, когда закладывается основа её развития на столетия вперёд. Это время благородных порывов и сожжения «еретиков», увлечения античной культурой и облав на ведьм, благочестивых диспутов и изощрённых пыток. Но все эти несовместимые элементы, идейные тенденции сливаются в единый поток социального развития, формируют новое мироощущение.
Яростной защитницей средневековых порядков выступает католическая церковь. В XVI веке церковь пользуется огромной властью, и везде, где назревает или только замышляется протест против старых порядков, появляются папские буллы, вспыхивают костры инквизиции. Однако к этому времени антицерковные движения достигают высшей точки.
Их социальная база пестра: правители, добивающиеся политической независимости от Рима, промышленники и торговцы, страдающие от поборов и феодальной раздробленности, обедневшее дворянство и рыцарство, видящее в церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных, деятели науки и культуры, страдающие от церковной догмы. Но для того чтобы эти разнородные силы выступили вместе, нужна была какая-то объединяющая их программа.
31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам своего собора тезисы, в которых обличал практику продажи индульгенций. Эти тезисы «оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха» Ф.Энгельс. Сочинения. Том 7, с.392 . Первоначально Лютер не помышлял о какой-либо радикальной реформе церкви. Главная идея его тезисов была в том, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить денежной жертвой.
Реформация возникла по поводу толкования теологических идей, но богословские идеи определили линию социальной борьбы, за которой стояли классы и сословия, судьбы реальных государств. Корнями своего возникновения и результатами своего разрешения она выходила за рамки религиозной полемики.
Поборники Реформации её центральным вопросом считали вопрос о человеке, его совести, свободе и разуме. Итогом столь бурных событий ХVІ века стало появление лютеранского и кальвинистского протестантизма. Победы, одержанные в ХVІ веке в ряде стран Западной Европы протестантизмом над католицизмом, были идеологическим выражением происходившего тогда в Европе процесса разложения феодального строя и зарождения капиталистических отношений. Протестантизм явился духовным детищем постепенно формировавшейся буржуазии, еще очень разнородной по своему составу и уровню развития.
Важнейшими особенностями протестантизма являются спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. В отличие от католицизма протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с Богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники.
Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип — спасение личной верой. Протестанты порвали с католическим Священным преданием — совокупностью постановлений церковных соборов и римских пап — и вернулись к Священному писанию.
Из этих черт протестантизма следуют другие его особенности. В протестантизме нет церковной иерархии; он уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны; протестантское духовенство не имеет специальных одеяний, у него нет и особых прав, он подотчетен своей общине, в которой все члены имеют право голоса в её делах. М. Лютер и Ж. Кальвин отвергли католическое разделение мира на мирскую и религиозную сферы и ввели концепцию “призвания” для объяснения мирских обязанностей верующего, тем самым как бы освятив сферу мирской жизни человека. Давая духовное обоснование идее “призвания”, они рассматривали повседневный труд человека как выражение божественного предначертания выполнять определенные обязанности в мирской жизни. Причем ценность всякого труда измерялась не его местом в иерархии занятий, а прилежанием и успехом.
Глава 2. Протестантская этика и её роль в формировании европейской культуры
2.1. Формирование протестантской трудовой этики
Необходимо обратить внимание на социальный смысл протестантской этики и на её роль в становлении буржуазного общества. Кульминацией такого подхода в начале XX века явилось исследование немецкого учёного Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», в котором делалась попытка доказать, что протестантская этика была решающим фактором возникновения капитализма и быстрого экономического развития Западной Европы.
2.2. Макс Вебер и его исследование «духа капитализма»
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культурологии, экономики. Большое влияние на европейское обществоведение оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. Вебер считал, что экономика не является основой социальной жизни, напротив, формы экономической деятельности зависят от культурных, в частности, религиозно-этических факторов. Капитализм согласно Веберу, такая характерная модель, смысл которой придает понятие духа капитализма, выражающегося в стремлении к экономической эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни.
Основной работой Вебера считается исследование «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжение которого Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-1919 гг.). . Впервые это произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В начале своей книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Он задается вопросом, чем можно объяснить столь четкую взаимосвязь социального статуса с религией. Вебер все же склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом положении. Далее следует определение так называемого «духа капитализма», вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующее: «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения».
В понимании автора идеальный человек — «кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель». На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной модели мира. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике.
Вебер считал, что когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании, необходимо развитое чувство ответственности и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.
Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
Схематически сравнение морали традиционного средневекового человека и протестанта нового времени можно изобразить при помощи таблицы, в которой показаны отношение к труду, профессии, деятельности.
Таблица 1.
Традиционный человек
Источник: www.f-mx.ru
Владимир андреевич трудовая этика протестантизма и cовременное предпринимательство в сша
Защита состоится «19» апреля 2013 г. в 15-30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.299.04 при Забайкальском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита. Ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672000, г. Чита, ул. Кастринская, 1.
Автореферат разослан «19» марта 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук | Кондакова Наталья Сергеевна |
Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия на фоне современного мирового экономического кризиса в американском обществе проявилась тенденция к снижению роли и значимости протестантизма, что, по мнению многих, обусловливает переход от абсолютной религиозности к его номинальному значению.
Однако, взаимоотношения религии и экономики, каждая из которых является культуроформирующим фактором, на практике намного сложнее. Еще в ХIХ в. М. Вебер доказал, что религиозная мотивация определяет не только социальное поведение человека, но и его хозяйственные, экономические отношения, где связывающим звеном между религией и экономикой выступают этические нормы. Сегодня, когда вопрос о взаимосвязи христианства и экономики становится предметом для дискуссии, по прежнему неоспоримым фактом остается то, что, религия на самом деле влияет на экономическое развитие общества1. Теоретически это обосновывается тем, что на систему трудовых ценностей оказывают воздействие не только внешние факторы, но и внутренние (духовные), в том числе и мировоззрение, одна из форм которого – религия, формирующая ценностные императивы трудовой этики.
На практике это проявляется в том, что как показывают данные анализа ценностей американского общества, выполненного World Values Survey (Всемирная служба исследований основных ценностей и верований)2 пуритано-протестантское наследие продолжает оказывать латентное, часто неосознаваемое влияние, на формирование взглядов, суждений и поведения современных американцев. Это нашло отражение в характеристике тенденций современного экономического развития США, данной ведущими экономистами Америки, которые подразделили их на «традиционные» и «формирующие новый облик экономики»3. В первой группе среди семи основных принципов означены «высокая трудовая мораль, основанная на протестантской этике: трудолюбие и вера большинства граждан в свои силы» и «всемерное поощрение обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека»4. Приведенные данные показывают, насколько актуальны сегодня вопросы переосмысления концепции Макса Вебера в контексте современных процессов трансформации алгоритма влияния религиозных мотиваций на трудовые отношения.
Степень научной разработанности проблемы. Исходя из темы исследования, не ставится задача рассмотрения истории протестантизма и динамики его развития. Научный интерес представляют работы, в которых анализируется роль трудовой этики протестантизма в развитии США как ведущей экономической державы.
Методология исследования была определена взглядами М. Вебера5, который обосновал влияние этической системы протестантизма на развитие капиталистического общества, а так же в рамках исследования научный интерес представляют работы, в которых были освещены мировоззренческие основы протестантизма, в том числе, кальвинизма6.
Теоретические подходы к вопросу об особенности влияния протестантизма на отношение к труду и предпринимательству были неоднократно описаны в литературе по богословию и по религиоведению. Светское религиоведение представлено работами как западных (М. Вебер, В. Зомбарт, Ж. Ле Гофф и др.7), так и отечественных ученых (С.Н. Булгаков, К.С. Гаджиев, Т.Б. Коваль, A.B. Макеев, М.П. Мчедлов, В.М.
Сторчак, Э.Г. Филимонов, Е.С. Элбакян8 и др.).
Критическая точка зрения ученых-католиков относительно важности протестантской трудовой этики для формирования современной модели предпринимательства рассмотрена в исследованиях Э. Каудера, М.Н. Ротбарда, Й. Шумпетера9 и др. В данных работах основное внимание фокусируется на концепции хозяйственно-экономической деятельности протестантизма как ветви христианства.
Однако с нашей точки зрения, в них не дано подробного описания основных принципов кальвинистской этики, названы только общие подходы, которые обозначены лишь в сравнительно небольшом числе работ. К таким работам можно отнести следующие публикации как российских, так и иностранных ученых: М.А. Барга, Т.В. Павловой, Ф.Д. Капелюша, Э. Кернса, Б. Коварда, Х. Миттера и др.10, в которых в основе трудовой этики протестантизма лежит мировоззрение пуритан, хотя до сих пор в отечественных источниках не проводился анализ основных документов вероучения пуритан, выходцев из Англии и Шотландии, оказавших значимое влияние на становление основ мировоззрения американцев.
Научный интерес представляют и работы, посвященные предпринимательской этике11. Вопросы сохранения влияния трудовой этики протестантизма при ведении хозяйственно-экономической деятельности в обществе изложены в трудах российских ученых А.Г. Дугина, О.А. Кармадонова, И.В.
Побережникова, а также в работах американского ученого К. Путнама и др.12, в которых рассматриваются, главным образом, социокультурные аспекты, а вопросам предпринимательской деятельности должного внимания не оказывалось. Указанные работы, бесспорно, представляют интерес. Но в них практически не затрагиваются проблемы сохранения влияния трудовой этики протестантизма на экономическое развитие США в новых социокультурных условиях; не определены факторы, устанавливающие взаимосвязь между размыванием устоев протестантской трудовой этики и снижением влияния протестантизма на общественную жизнь США в первом десятилетии XXI в.
При проведении анализа данной проблемы возможно определение потенциала дальнейшего развития предпринимательской деятельности в США в контексте сохранения влияния трудовой этики протестантизма. В связи с тем, что в истории развития Соединенных Штатов она сыграла большую роль как в становлении предпринимательства, так и деятельности конкретных предпринимателей, мы обратились к литературе, в которой освещены данные вопросы13.
Необходимо остановиться на исследованиях российских философов, экономистов, политологов, социологов, последнего десятилетия, в которых поднимаются проблемы соотношения мировых экономических процессов с религиозными тенденциями (работы Е. Балацкого. А.Д. Зарецкого, Е.Е. Жернова, Ю.О.
Колотова и др.)14; религиозной культуры, религиозного сознания с экономическими процессами (работы В. Бартошек, В. Бачинина, А.С. Зайченко, В. В. Липова, Е.В. Тимченко и др.)15; рассматриваются вопросы протестантской трудовой этики в контексте развития современных экономических отношений. Данные аспекты отражены в нижеперечисленных работах Е.А. Орлянского, С.В. Шеверовой и др.16.
Без нашего внимания не остались и исследования А.В. Жукова, Н.С. Кондаковой17, в которых были изложены проблемы исторического развития протестантизма.
Несмотря на научный интерес к заявленной проблеме, на широкий круг источников, означенный аспект исследования представлен фрагментарно. Следовательно, новизна и значимость данной работы обусловлены необходимостью исследования современной культурной детерминации экономических отношений, которые имеют и этико-религиозные корни, что актуализирует заявленную тему и является стимулом для дальнейших исследований.
Объект исследования: религиозные основы предпринимательства США.
Предмет исследования: трудовая этика протестантизма как основа американского предпринимательства.
Цель и задачи исследования. Цель – обоснование трудовой этики протестантизма как доминирующего фактора в становлении американского предпринимательства. Для того чтобы дать объективную характеристику религиозно-этическим предпосылкам экономического развития США, в представленной работе сформулированы следующие исследовательские задачи:
- Раскрыть методологическую роль концепции М. Вебера в обосновании современной протестантской трудовой этики.
- Охарактеризовать догматику ценностных императивов современной трудовой этики протестантизма.
- Обосновать роль трудовой этики в становлении предпринимательства США через исторический, идеологический и мировоззренческий подходы.
- Определить значение ценностей трудовой этики в становлении и развитии экономических отношений в США.
- Обосновать факторы, демонстрирующие взаимосвязь между снижением влияния трудовой этики протестантизма и замедлением экономического развития американского общества в первом десятилетии XXI в.
Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что, в условиях изменения социокультурных процессов в современном американском обществе, при постепенном снижении влияния религии на жизнь рядовых американцев, основные концепции трудовой этики протестантизма продолжают оказывать влияние на экономическую жизнь США, являясь своего рода идеологией, консолидирующей американцев в качестве единой нации.
Источниковой базой диссертационного исследования являются результаты проведенного анализа религиозной ситуации в США, опубликованные Всемирной службой исследований основных ценностей и верований (World Values Survey) 2005-2012 гг.; Испаноязычным отделением Центра PEW 2010 и 2011; американскими учеными, частными фондами и религиозными организациями: статистические данные Государственного департамента США 2000, 2008, 2009, 2010гг. (US Department of State); Национального совета церквей (National Council of Churches) 2008 г.; Форума Pew по вопросам религии и общественной жизни (The Pew Forum on Religion and Public Life) 2010, 2011 и 2012 гг.; Фонда изучения религиозной принадлежности американцев (American Religious Identification Surveys — ARIS) 2001, 2010 гг.; данные переписи населения США 2010 г. (2010 US Census); данные переписи населения США 2010 г. в разделе «Религия» (US Religion Census: Religious Congregations результаты исследований агентства Gallup Media 1980 г.: The Search for America’s Faith (Исследования вероисповедания американцев); публикации Ассоциации статистиков религиозных организаций Америки (Тhe Association оf Statisticians оf American Religious Bodies (ASARB) 2010 г.); данные Barna Group Center 2007-2012 гг.; Бюро статистики рынка рабочей силы США 2000, 2010, 2011, 2012 гг., полученные с применением Интернет-ресурсов. Переводы представленных работ даны в авторской редакции.
Использованы материалы личных встреч и бесед с представителями различных христианских деноминаций и бизнеса во время заграничных поездок в США в 2004-2009 гг.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют концепции, позиции зарубежных и отечественных философов, религиоведов, социологов, историков, экономистов, политологов, в которых раскрываются основные подходы к изучению роли протестантизма, в целом, и трудовой этики, в частности, в развитии американской экономики и предпринимательства. Общетеоретической и методологической основой исследования явились работы М. Вебера18, позволившие описать специфику проявления трудовой этики в современном американском обществе; П.А.
Сорокина19, предоставляющие возможность для определения религиоведческого подхода, и позволившие объяснить особенности социокультурной динамики американского общества труды Б. Вильсона, К.С. Гаджиева, В.И. Гараджи, Е.Б. Гуревича, О.А. Кармадонова, Т. Парсонса, Дж. Х. Смита, Р. Эмерсона, И.Н.
Яблокова20.
Диссертационное исследование построено на методологических принципах философского, религиоведческого, системного, историко-сравнительного, комплексного подходов, обеспечивших научность и достоверность полученных результатов. Обращение к философским принципам историзма, всеобщей связи и развития, целостности и системности определяется целями и задачами исследования. Использованы методы ретроспективного анализа при исследовании динамики влияния основ трудовой этики протестантизма в разные исторические периоды развития американского общества. При рассмотрении ценностных императивов протестантской этики применен аксиологический метод.
В диссертации использован описательно-биографический метод, позволяющий дать наглядную иллюстрацию проявления принципов и ценностей трудовой этики в современном американском обществе.
Поставленная проблема требовала применение комплексного подхода, который позволил интегрировать религиоведческие, философские, политические, экономические знания на различных уровнях исследования. Это дало возможность проанализировать современное предпринимательство в США через призму трудовой этики протестантизма.
Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных задач и обоснована основными результатами, полученными лично соискателем, которые состоят в том, что выявлена этико-религиозная специфика хозяйственной и предпринимательской деятельности современных американцев. Благодаря этому:
- уточнена методологическая роль концепции М. Вебера в обосновании протестантской трудовой этики для определения ее параллели со спецификой мышления предпринимателей США;
- выявлены основные характеристики ценностных императивов трудовой этики протестантизма, которые, сохраняя свои доминирующие характеристики, активно модифицируются во времени;
- осуществлен анализ деятельности крупнейших предпринимателей и представителей бизнес-элиты США, позволивший утверждать, что представители бизнеса, внесшие значительный вклад в становление и рост экономики США, являлись носителями культуры протестантской трудовой этики, либо разделяли ее основные ценности;
- обоснована значимость ценностей трудовой этики как основополагающего элемента предпринимательской деятельности в США для всех слоев общества, дифференцированного как расово, этнически и национально, так культурно и экономически посредством внедрения в общенациональный миф понятия «американская мечта», которое до настоящего времени является одним из характерных черт «американского образа жизни»;
- обоснована целесообразность анализа взаимосвязи ценностей трудовой этики протестантизма и экономического развития США; трудовых этик протестантизма и католицизма через сравнение сильных и слабых сторон их иерархических моделей, через возможность их взаимопроникновения.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что полученные результаты и материалы могут применяться при дальнейшем изучении современных процессов трансформации влияния религиозных ценностей на трудовые отношения. В результате проведенного исследования появилась возможность оценки масштабов секуляризации протестантской трудовой этики и современного уровня влияния ее ценностей на формирование предпринимательской деятельности американского общества в XXI в. Выводы и положения, полученные в ходе исследования, вносят вклад в религиоведение, этику, философскую антропологию и философию культуры, что дает возможность дальнейшего расширения и углубления области научного и философского знания в сфере аксиологии.
Практическая значимость связана с тем, что выводы диссертации могут быть применены в разработке рекомендаций в сфере государственной экономической и культурной политики; в преподавании религиоведения, философии, зарубежной философии, социальной философии, этики; при разработке специализированных курсов по данным дисциплинам, подготовке учебных и учебно-методических пособий по данной теме.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»21, которая содержит обоснование протестантской трудовой этики, ведущей свое начало от реформаторства М. Лютера22 и вероучения Ж. Кальвина23, позволяет провести параллель между ее основными положениями (спасение через упорный труд, профессиональное призвание не только как мера избранности, но и как долг, мирская аскеза) и спецификой мышления американских предпринимателей. Их характерными чертами являются: нацеленность на достижение успеха и получение прибыли через упорный труд, бережливость, опора на собственные силы, накопление капитала как результат обретения «божественной благодати», новаторство, готовность к риску. Они явились результатом влияния методически-рациональной системы, созданной трудовой этикой протестантизма.
2. Доминирующие характеристики ценностных императивов трудовой этики протестантизма активно модифицируясь во времени, сохраняют основополагающие христианские черты. Центральным догматом протестантских вероисповеданий является утверждение о спасении через выполнение человеком «мирских обязанностей», которые обусловлены его местом в жизни. Это – единственная возможность быть угодным Богу, для которого все профессии равнозначны. Поэтому трудовая этика протестантизма создала специфическую рациональную систему жизненного поведения, которая прокладывала путь «духу» современного экономического развития США, что позволило доказать его сущность через протестантское мировосприятие.
Источник: dislib.ru