Исследователи, сфера научных интересов которых, так или иначе, пересекается с проблемами развития предпринимательства, довольно часто отмечают оригинальность сферы хозяйственных отношений именно в России. Пожалуй, ни в одном государстве мира за всю историю не имеется такой практики, такого противоречивого отношения к предпринимательству, как в России.
В истории российского предпринимательства мы можем наблюдать полярное отношение органов власти к хозяйствующим субъектам. За один только XX век это отношение менялось 4 раза на противоположное: в 1917 году — переход от частной собственности к государственной, национализация экономики; в 1921 году малые и средние предприятия передаются в частные руки, утверждается Новая экономическая политика, основные положения которой к концу 20-х годов путем жесткого перехода к коллективизму перестают работать; к середине 80-х возникает потребность в мобильных, дельных и рискованных людях и политика в сфере народного хозяйства, не безболезненно для населения России вновь кардинально меняется. Тенденции этих изменений сохраняются и в настоящее время.
Почему малый бизнес важен и его надо спасать
Малый и средний бизнес ключевое звено экономики России
Мировой практикой ведения бизнеса доказано, что предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства, ведь оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Данные обстоятельства отмечаются Службой государственной статистики: «…успехи российской экономики и повышение ее конкурентоспособности во многом зависят от эффективности и планомерности развития сектора малого и среднего бизнеса, что подтверждает опыт ведущих национальных экономик зарубежных стран» [3].
Как утверждают современные ученые, одним из основных элементов рыночной экономики выступает система свободного предпринимательства. Под предпринимательством понимается способ организации хозяйственной деятельности, задачей которого является насыщение рынка товарами необходимыми для удовлетворения запросов общества наиболее рациональным и эффективным способом, обеспечивая преимущества перед своими конкурентами.
В эпоху Императорской России, предпринимателям (особенно осуществляющим производство стратегических товаров, а также ориентированным на производство товаров на экспорт) со стороны государства оказывалась всемерная поддержка, это и предоставление льгот, государственных заказов и т.д. Благодаря такой политике к 1913 году Российская Империя занимала лидирующие места на международной арене во многих отраслях экономики и за период с 80-х годов XIX века до начала Первой Мировой войны имела положительный торговый баланс в размере свыше 6,5 млрд. золотых рублей. Российский рубль был устойчивой конвертируемой валютой. Эти успехи были достигнуты благодаря компромиссу власти и бизнеса.
Учитывая, что продолжительное время с конца 20-х годов до середины 80-х годов XX века предпринимательство официально являлось уголовно наказуемым деянием, то положительная практика развития предпринимательства эпохи Российской Империи находит свое применение только с середины 90-х годов XX века Субъектам предпринимательства отводится роль строителей новой экономики России, хотя условия в которых приходится вести бизнес вряд ли можно было назвать благоприятными и содействие со стороны государства на первоначальном этапе можно охарактеризовать как номинальное.
С приходом к власти в России команды В.В.Путина политика становится более ориентированной на защиту субъектов предпринимательства, создание условий для его развития.
Президент Российской Федерации В.В.Путин выделяет необходимость и обращает внимание всех руководителей регионов серьезно отнестись к развитию малого бизнеса в России: «…без развития этого сектора экономики не удастся выйти из чрезмерной зависимости от энергетического комплекса, и экономика России будет продолжать зависеть от цен на нефть. Если же малый бизнес будет развиваться успешно, бюджет страны будет пополняться «вне зависимости от колебаний на внешнем рынке» [4].
Достижения субъектов малого и среднего бизнеса в Ульяновской области
В Ульяновской области вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства занимает довольно значимое место.
Органами государственной власти Ульяновской области в целях содействия развитию предпринимательства принимаются необходимые нормативные акты, предоставляется финансовая поддержка, налоговые льготы. С 2002 года до настоящего времени работают программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области.
Наиболее масштабное развитие практики поддержки предпринимательства разных форм и направлений в Ульяновской области получило в 2010 году, лицам, получившим грант на развитие собственного дела, были предоставлены льготы по уплате обязательных платежей в бюджет Ульяновской области. В этом же году в Ульяновской области начал функционировать бизнес-инкубатор, в котором на льготных условиях размещаются и осуществляют деятельность субъекты бизнеса.
Стоит также отметить, что доля малого бизнеса в объеме валового регионального продукта в Ульяновской области за период с 2004 года до 2010 года возросла с 10,4 % до 14,1% соответственно.
По итогам 2010 года Губернатор-Председатель Правительства Ульяновской области С.И.Морозов вошел в тройку лучших глав регионов по развитию предпринимательства. Как отмечает сам С.И.Морозов: «… наш малый бизнес представляет собой очень серьезный фактор обеспечения экономической и социальной стабильности, и очень серьезный инструмент для посткризисного развития региона» [5].
На начало 2013 года в Ульяновской области зарегистрировано более 8700 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, а общее количество субъектов предпринимательства зарегистрированных в Ульяновской области составило 61602 единиц.
В рамках реализации ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в 2012 году принято решение о предоставлении поддержки по следующим мероприятиям [1]:
— 10 субъектам на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым платежам на общую сумму 5,418 млн. рублей;
— 293 начинающим субъектам малого предпринимательства на открытие собственного дела на общую сумму 90,2 млн. рублей;
— 4 субъектам на реализацию инновационных проектов на общую сумму 20 млн. рублей;
— 5 субъектам на компенсацию части затрат на приобретение оборудования для производства теплоэнергии и электроэнергии путем использования альтернативных источников на общую сумму 2,94 млн. рублей;
— обеспечено поручительство по кредитам 91 субъекта малого и среднего предпринимательства перед банками и лизинговыми компаниями, на сумму 232,2 млн. руб., что позволило привлечь 507 млн. руб. кредитных ресурсов;
— оказана микрофинансовая поддержка 110 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 83,68 млн. рублей.
Совокупный объем бюджетных расходов на реализацию ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы в 2012 году составил 207,27 млн. руб., 70% в структуре которых составляют средства федерального бюджета, 26,2% — средства областного бюджета Ульяновской области, 3,8% — средства местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.
Общий объем инвестиций за 2012 год субъектами предпринимательства в региональную экономику составит 33 млрд. рублей.
Как отмечается Управлением Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области (далее налоговый орган), в 2012 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области, предоставивших декларацию по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения возросло на 1168 единиц, половина зарегистрировались благодаря мероприятиям, предусмотренным ОЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы [2].
По данным налогового органа только в 2012 году налоговые поступления от малого и среднего предпринимательства в бюджетную систему Ульяновской области составили:
— по налогу, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения поступило 1085,6 млн. руб., что составляет 101,8 % от плана на январь-декабрь 2012 г. или на 33,6% больше чем в аналогичный период 2011 года;
— по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности поступило 631,5 млн. руб., что составляет 102,0 % от плана на январь-декабрь 2012 года или на 12,5% больше поступлений аналогичного периода 2011 года.
Только за 2012 год субъектами малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области было создано 13796новых рабочих мест. Руководство Ульяновской области достигнутые успехи в сфере предпринимательства намерено развивать и дальше.
Высшие руководство страны на малый и средний бизнес делается основная ставка повышения уровня благосостояния населения России. Как отмечает В.В.Путин: «От уверенного развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест. И конечно, — укрепление промышленного и аграрного потенциала российских регионов, повышение уровня и качества жизни людей» [6].
Вывод
«Достижение поставленных целей в сфере развитии малого и среднего бизнеса возможно только при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон: государственных структур, руководителей малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей» [3].
Подводя итог изложенному выше стоит отметить, что рост числа предприятий малого и среднего бизнеса и рост объема производимой продукции этими предприятиями обеспечат систематический стабильный рост экономики России и как следствие повышение уровня благосостояния населения нашей государства. По утверждению Д.А.Медведева: «Без развития предпринимательства у нашей страны нет будущего».
Источник: bizguid.ru
Роль среднего бизнеса в россии
Актуальность исследования определяется следующим. Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.
На сегодня деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики и выполняет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, дальнейшему развитию инфраструктуры и сферы услуг, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы.
Актуальность темы исследования так же обусловлена, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.
Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Отмечается, что в экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточено две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
По уровню развития малого бизнеса наша страна заметно отстает от других стран «большой восьмерки»: на тысячу жителей в России приходится 6 малых предприятий, в то время как в Англии —46, Японии —50, Италии —68, США —74
Вклад в ВВП малого бизнеса России составляет всего 15 – 17 %, что в 3,5 раза меньше, чем у развитых стран.
Для эффективного развития малого и среднего бизнеса России, изучим историю её становления.
Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло четыре этапа развития. Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий перекачивались в теневую экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. «Аренда с правом выкупа» означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками (формально она была отменена в 2002 году).
Массы людей обучались основам предпринимательства в школах научно-технического творчества и полугосударственных малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая ресурсы по фиксированным государственным, а продавая — по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили дефицит товаров и сделали необходимой «шоковую терапию». Иначе нельзя было ликвидировать «навес» ничем не обеспеченных денег.
Второй этап развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них — с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (крупные предприятия нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).
Однако инфляция привела к обесценению сбережений населения и резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности и стимулировало малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств — в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. Одновременно произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не позволило создать нормальную конкурентную рыночную среду. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот и так далее.
Во второй половине 1990-х годов оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.
Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.
В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте — с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест.
Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике.
В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.
Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятий и 98 834 индивидуальных предпринимателей.
Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества малых предприятий города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. — 5,4%, от 1 до 5 млн. руб. — 15,4%, от 5 до 10 млн. руб. — 7%, от 10 до 50 млн. руб. — 12,1%, от 50 млн. руб. и более — 7,7% малых предприятий.
Темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу — 57,8%, или 205,2 млн руб.
Все это говорит о том, что малый и средний бизнес живут, развиваются и достигают положительных результатов.
1. Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малогобизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 — 67.
2. Иоффе, А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства : интервью / зап. А. Самойлов // Человек и труд. 2006. № 1. С. 61–66.
3. Лебедева, Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / Л. Лебедева, Е. Емельянов // Человек и труд. 2006. № 8. С. 71–75.
4. Хаит, М. М. Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации крупных предприятий / М. М. Хаит // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2006. № 4. С. 32–43.
Источник: be5.biz
Малое и среднее предпринимательство в России: экономическая и социальная роль. Законодательные основы развития малого и среднего предпринимательства. — презентация
Презентация на тему: » Малое и среднее предпринимательство в России: экономическая и социальная роль. Законодательные основы развития малого и среднего предпринимательства.» — Транскрипт:
1 Малое и среднее предпринимательство в России: экономическая и социальная роль. Законодательные основы развития малого и среднего предпринимательства
2 Почему малый бизнес во всем мире считается мощной экономической и социальной силой? Какова его миссия в России? 2
3 3 Малое и среднее предпринимательство во всем мире – это путь к развитию и диверсификации экономики страны. На основе конкуренции малых предприятий и их кооперации с крупными производителями формируется оптимальная себестоимость продукции, повышается качество товаров, снижается конечная цена для потребителя.
4 Малый бизнес в России создает новые рабочие места ; обеспечивает самозанятость ; стимулирует рост инновационности экономики; повышает конкурентоспособность российских предприятий; демонстрирует гибкость и многообразие форм предпринимательской активности ; смягчает влияние экономических кризисов ; «прививка» от сырьевой зависимости 4
5 В одной из своих предвыборных статей кандидат в Президенты России В.В. Путин заявил о том, что малый бизнес к 2020 г. должен представлять не менее половины рабочих мест в экономике. Аналогичный ориентир ранее устанавливался действующим Президентом России. Д.А. Медведев говорил о 60 % занятых в малом бизнесе к 2020 году.
Таким образом, мы видим стратегические ориентиры, которые ставят власти и которые должны определять все векторы экономической политики. Малый бизнес в развитых странах является двигателем экономики, создает большинство новых рабочих мест. Особенно развит в странах Запада именно инновационный малый бизнес, повышающий конкурентоспособность экономики. 5
6 6 Малый бизнес в России развит существенно меньше, чем в мире. В России на 1 тыс. населения действует около 12,5 предприятий. Тогда как в ЕС и США – 40. В отдельных странах ЕС этот показатель еще выше: например, Чехия – 86 предприятий, Португалия – 80 предприятий, Италия – 65 предприятий.
7 Статистика: * Число реально действующих МСП не определено. Статистика фиксирует только создающиеся и ликвидирующиеся МСП. 7
8 Статистика МСП (число предприятий, а также число индивидуальных предпринимателей). По данным сплошного исследования субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Росстатом в 2011 г., только 1,9 млн. ИП реально осуществляли деятельность. 8
9 Основные НПА, регулирующие сферу малого и среднего предпринимательства 1988 год. Закон СССР от XI «О кооперации в СССР» 1992 год. Указ Президента РФ от «О свободе торговли» 1995 год. Федеральный закон от ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 2007 год.
Федеральный закон от ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2008 год. Федеральный закон от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос.контроля (надзора) и муниципального контроля» 2009 год. Федеральный закон от ФЗ об инновационных предприятиях при ВУЗах. Закон направлен на создание условий для введения результатов интеллектуальной деятельности в гражданский оборот и имеет существенное значение для российской экономики. На сегодняшний день при ВУЗах создано более 1800 компаний. 9
10 Основные НПА, регулирующие сферу малого и среднего предпринимательства 10 Первые нормативные акты по регулированию предпринимательской деятельности (Закон СССР «О кооперации», Указ Президента РФ «О свободе торговли» и т.д.) С самого момента зарождения предпринимательства в СССР и России в нач. 90-х количественный и качественный состав малого бизнеса не менялся. Так, по данным статистики число малых предприятий в 90-е годы составляло около 850 тыс. предприятий. При этом данный показатель оставался стабильным вплоть до начала 2000-х гг.
11 Что такое малый и средний бизнес? Базовый закон — Федеральный закон от ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Микробизнес Малый бизнес Численность Ежегодный оборот 1-15 до 60 млн.руб. Средний бизнес до 400 млн.руб до 1 млрд. руб. Другое – 31,3 % Транспорт – 6,1 % Производство – 10,7 % Торговля – 38,3 % Инновационный малый бизнес 1,5 % от общего числа МСП
12 Что такое малый и средний бизнес? Критерии отнесения субъекта предпринимательства в соответствии с базовым законом — Федеральный закон от ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: микропредприятие – численность работников от 1 до 15 человек, оборот до 60 млн. руб.; малое предприятие – численность работников от 16 до 100 человек, оборот до 400 млн. руб.; среднее предприятие — численность работников от 101 до 250 человек, оборот до 1 млрд. руб. Отраслевая структура МСП (преобладающая роль розничной торговли – более 40 % юрлиц и более 60 % ИП; бытовые услуги – 18 %; незначительная роль инновационного и производственного сектора); международные сопоставления (роль МСП в экономике США, стран ЕС) вклад МСП в экономику России – %.
13 Государственные структуры, поддерживающие МСП 13, всего 24 В начале 2008 г. была создана специальная Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства (затем переименована в Правительственную комиссию по вопросам конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства). На заседаниях Комиссии были обсуждены основные проблемы развития МСП, приняты решения по улучшению положения малого и среднего бизнеса в России. Во исполнение поручений Правительственной комиссии были приняты ряд важных законов: упорядочена процедура проведения проверок и ограничены возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов (Федеральный закон 294-ФЗ от г.); малым предприятиям предоставлена возможность в льготном порядке выкупать арендуемые у государства и муниципалитетов помещения (Федеральный закон 159-ФЗ от г.); введена добровольность применения контрольно-кассовой техники, плательщиками ЕНВД (Федеральный закон 162-ФЗ от 17 июля 2009 г.);
14 Государственные структуры, поддерживающие МСП 14, всего 24 приняты поправки в Налоговый кодекс, позволяющие субъектам РФ снижать с 15 до 5% ставку УСН («доходы минус расходы») на малый бизнес (Федеральный закон от ФЗ); введена патентная система налогообложения (Федеральный закон от ФЗ); введена добровольность ЕНВД, действие ЕНВД продлено до 2018 г. (Федеральный закон от ФЗ). В ФАС России действует Общественно-консультативный совет. При государственных органах действуют координационные (совещательные) органы по поддержке МСП. Всего сейчас создано 24 органа: некоторые работают достаточно эффективно, некоторые существуют только на бумаге. В Минэкономразвития России есть профильный Департамент.
15 15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник: www.myshared.ru