В настоящее время вопросы планирования экономики каждого региона России становятся все более актуальными. Постепенно приходит понимание необходимости создания новых подходов в планировании – системы стратегического экономического развития субъекта на долгосрочный период.
Стратегическое развитие экономики субъекта РФ – это единство социальных, экономических, научно- технических, экологических и институциональных факторов и условий, обоснованное при выборе стратегических приоритетов и направленное на устойчивое и эффективное развитие экономики региона.
Для эффективного социально-экономического развития региона необходимо формирование системы стратегического управления развитием региона, что подразумевает выделение ряда новых функциональных блоков стратегического управления и совершенствование работы уже имеющихся путём придания им дополнительных функций и включения в системные связи с вновь создаваемыми элементами.
Как правило, система стратегического управления развитием субъекта включает три функциональных блока:
Мастер класс «Цифровизация в территориальном планировании» 03.10.21
1. Стратегический блок, который содержит утвержденную Стратегию социально-экономического развития региона, схему его территориального планирования, нормативные, организационные и информационные условия реализации Стратегии социально-экономического развития;
2. Программный блок, где находят отражение целевые программы развития региона, и которые являются инструментами реализации Стратегии социально-экономического развития региона;
3. Систему мониторинга реализации Стратегии социально-экономического развития региона и управления изменениями, т.е. отслеживание отклонений от принятых целевых значений показателей и оперативное реагирование на эти отклонения.
Реализация поставленных стратегических целей и стратегических задач должна осуществляться как с применением уже существующих, так и с помощью новых, эффективных инструментов.
Одним из основных направлений стратегического социально-экономического развития регионов в России является разработка документов территориального планирования. С введением в действие Градостроительного кодекса РФ в 2004 году эти документы стали обязательным инструментом стратегического развития экономики муниципальных образований, субъектов РФ и Российской Федерации.
Цель территориального планирования – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в этих документах назначения территорий в совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов для их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1].
В схемах территориального планирования заложены основные векторы экономического развития каждого региона: план расселения, транспортная составляющая, инженерная инфраструктура, объекты энергетики, возможности сырьевого потенциала, развитие систем водоснабжения, наиболее эффективное размещение производительных сил.
План продаж и финансовое планирование в компании. Инструменты, роли и принципы функционирования
Следует особо подчеркнуть тот факт, что согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления при принятии решений о резервировании земель, об их изъятии, в том числе путем выкупа, для государственных нужд, о переводе земель из одной категории в другую [1].
Таким образом, в современных условиях документы территориального планирования относятся к одним из основных документов, регулирующих процессы реализации эффективной региональной политики.
Работа по разработке и принятию территориальных документов в России ведется, начиная с 2004 года. Вместе с тем в настоящее время многие документы не утверждены, особенно на уровне сельских и городских поселений.
Например, по состоянию на 1 июля 2013 года система территориального планирования в РФ выглядит следующим образом:
· из 83 субъектов утверждено 82 схемы территориального планирования (98,8 %);
· из 1818 схем территориального планирования муниципальных районов утверждено 1509 (83,0 %), разработано – 248;
· из 18 714 генеральных планов сельских поселений 8 738 утверждено документов (69,0 %), 2 703 разработано, по 4 167 представительными органами местного самоуправления принято решение об отсутствии необходимости разработки генеральных планов поселений;
· из 1 700 генеральных планов городских поселений утверждено 1 239 документов (72,9 %), разработано – 311;
· из 516 генеральных планов городских округов утверждено 454 документов (88,0 %), разработано – 49 [4].
В соответствии с федеральным законодательством срок утверждения схем территориального планирования субъектов и муниципальных районов был установлен до 31 декабря 2012 года, генеральных планов городских поселений и городских округов – до 31 марта 2013 года, генеральных планов сельских поселений – до 31 декабря 2013 года [9].
Следовательно, требования Градостроительного кодекса РФ не выполнены, что непосредственно влияет на дальнейшее социально-экономическое развитие территорий этих субъектов.
Главной причиной отсутствия утверждённых документов территориального планирования в регионах является финансовая составляющая, т.е. недостаток денежных средств на эти цели в соответствующих бюджетах. Разработка генерального плана – это дорогой процесс. Например, чтобы разработать генплан поселения необходимо около 1 млн. рублей, схему территориального планирования муниципального района –2,5 млн. рублей, схему территориального планирования субъекта – 17 млн. рублей.
Рассматривая систему территориального планирования в Ульяновской области, можно сделать следующие выводы: все 168 необходимых к принятию документов территориального планирования Ульяновской области утверждены, в том числе:
· 1 схема территориального планирования Ульяновской области,
· 21 схема территориального планирования муниципальных районов,
· 3 генеральных плана городских округов,
· 112 генеральных плана сельских поселений,
· 31 генеральных плана городских поселений.
Как мы отмечали выше, комплексное управление долгосрочным развитием территории Ульяновской области сегодня должно осуществляться на основе стратегии социально-экономического развития региона и схемы территориального планирования. Насколько эти документы взаимосвязаны между собой, можно рассмотреть на примере развития строительного комплекса в Ульяновском регионе.
Анализируя документы стратегического развития любого региона РФ, очень важно видеть их взаимосвязь с основными положениями долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Например, в сфере строительства Ульяновской области можно рассмотреть следующие основные стратегические документы:
1 .Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3].
Согласно Концепции одной из стратегических целей государства является жилищная политика, т.е. обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Предполагается, что вследствие развития массового жилищного строительства потребуется развитие промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.
2 .Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года [5].
В соответствии с данным документом одним из основных конкурентных преимуществ Ульяновской области является наличие сырья для производства строительных материалов и, соответственно, основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области можно считать развитие кластера строительных материалов. Имеющийся на территории региона ресурсный потенциал полезных ископаемых дает возможность экономического подъема субъекта, роста жилищного строительства, способствует повышению уровня социально-экономического развития.
3 .Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года [6].
В данном документе оговаривается возможность формирования в Ульяновской области цементного и стекольного кластеров. Основными задачами развития указанных направлений являются модернизация существующих и строительство новых производств по выпуску строительных материалов, а также развитие ресурсно-эффективных технологий.
4 .Стратегия развития строительного комплекса Ульяновской области до 2025 года [7].
В соответствии со Стратегией к одному из перспективных инвестиционных проектов, способных положительно повлиять на развитие экономики региона, относится цементное производство. Документом предусмотрено строительство трёх и модернизация одного цементных заводов на базе месторождений.
5 .Схема территориального планирования Ульяновской области [8].
Схема территориального планирования является основой для разработки комплекса проектной и правовой документации, регулирующей и регламентирующей градостроительную деятельность, а также обеспечивающей устойчивое функционирование территории области. Изучая Схему, мы видим, что в соответствии со Стратегией в этом документе даны предложения по развитию отраслей строительной индустрии, в том числе существенного увеличения объёмов жилищного строительства.
6 .Государственная программа Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области на 2014-2018 годы» [2].
Программой предусмотрено, что строительная отрасль играет особую роль в реализации стратегических задач развития области, обеспечивая более высокое качество жизни населения и инвестиционную привлекательность региона. Программа позволяет реализовать государственную жилищную политику на территории Ульяновской области, формируя рынок доступного жилья экономического класса.
Краткая выдержка из вышеперечисленных документов показывает, что все они направлены на решение определенной цели – развитие строительной отрасли в Ульяновской области для решения основных социально- экономических задач. Таким образом, казалось бы, существует взаимосвязь документов, играющих большую роль в стратегическом развитии экономики региона.
Однако, как показывает практика, в этой системе стратегического планирования есть серьезные недостатки, которые могут явиться причиной замедления или не реализации принятых планов.
Основной проблемой при реализации вышеуказанных планов развития строительной индустрии в Ульяновской области является несогласованность принятых документов на разных уровнях власти.
Например, документы по развитию цементного кластера на региональном уровне не соответствуют документам муниципального уровня. Согласно Стратегии развития строительного комплекса в Ульяновской области предполагается строительство трех цементных заводов на базе месторождений в таких муниципальных образованиях как г. Сенгилей, с. Солдатская Ташла и п. Николаевка. При этом только генеральным планом муниципального образования «Николаевское городское поселение» предусматривается строительство цементного завода, а в других образованиях данные проекты отсутствуют.
Рассматривая Схему территориального планирования Ульяновской области, можно увидеть, что в этом документе в отличие от Стратегии развития отражено строительство двух цементных заводов в других муниципальных образованиях – г. Инза и п.г.т. Майна. В то же время Генеральными планами этих муниципальных образований данные мероприятия по строительству новых цементных заводов, как и в первом случае, не предусмотрены.
Таким образом, мы видим несоответствие генеральных планов муниципальных образований Схеме территориального планирования Ульяновской области и Стратегии развития строительного комплекса Ульяновской области до 2025 года, что не позволит реализовать принятые в этих документах планы по строительству заводов. Для их реализации согласно Градостроительному кодексу РФ необходимо внесение изменений в генеральные планы поселений, так как выдача разрешения на строительство объекта осуществляется только в том случае, если документами территориального планирования предусмотрено размещение такого объекта.
Роль территориального планирования в современной экономике России
Территориальное планирование — это деятельность органов власти, обеспечивающая планирование развития территории с целью выделения различных функциональных зон, мест размещения федеральных, региональных и местных объектов.
Сущность территориального планирования
Эффективное использование земельных ресурсов и расположенных на них объектов обеспечивается в рамках территориального планирования, представляющего собой деятельность по выделению функциональных зон и определению мест размещения различных объектов.
Процесс территориального планирования реализуется на трех уровнях публичной власти:
- федеральном;
- региональном;
- местном.
Правовые основы территориального планирования закладываются следующими нормативными актами:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- во-первых, федеральными законами в виде Градостроительного кодекса, Земельного кодекса, «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и так далее;
- во-вторых, постановлениями российского Правительства «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации», «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ», «О составе схемы территориального планирования РФ» и так далее;
- в-третьих, приказами Минрегиона России от 2011-2013 годов.
Территориальное планирование призвано определять в соответствующих документах назначение тех или иных территорий в соответствии с совокупностью разнообразных факторов социального, экономического, экологического и иного значения для обеспечения устойчивости развития территории, формирования инфраструктуры инженерного, транспортного и социального назначения, обеспечения учета интересов населения и объединений, России, ее субъектов и муниципальных образований.
«Роль территориального планирования в современной экономике России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Каждый уровень публичной власти обеспечивает разработку собственных документов территориального планирования. Эти документы являются обязательными для государственных и муниципальных органов власти в случае принятия ими решений по использованию земель и обеспечения реализации этих решений. Для документации территориального планирования регионального и муниципального уровня действуют ограничения, не позволяющие использовать их в той части, в которой они противоречат федеральному законодательству. Муниципальные нормативные акты территориального планирования не могут быть использованы в той части, в которой они противоречат региональному законодательству.
На федеральном уровне документы территориального планирования включают в себя схемы территориального планирования России, на региональном уровне – схемы территориального планирования регионов, на муниципальном уровне – схемы территориального планирования муниципальных образований, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Экономическое значение территориального планирования в современной России
Между территориальным планированием и развитием экономики существует прямая взаимосвязь, выражающаяся во влиянии территориального планирования на эффективность использования земельных ресурсов и размещения необходимых для развития экономики объектов.
В связи с этим активное участие в осуществлении территориального планирования принимает Министерство экономического развития России, которое осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительного характера в этой сфере с 2014 года.
Министерство экономического развития России в рамках территориального планирования призвано решать следующие основные задачи:
- обеспечивать взаимоувязку системы территориального и стратегического планирования с целью эффективного управления территориальным развитием, созданием инфраструктуры инженерного, транспортного и социального назначения;
- совершенствовать систему территориального планирования;
- осуществлять ведение и совершенствование основного инструмента территориального планирования в виде федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
На региональном уровне за осуществление территориального планирования отвечают региональные уполномоченные органы власти, к числу которых можно отнести комитеты по архитектуре и градостроительству, иные органы власти.
Региональные органы территориального планирования могут обеспечивать решение следующих задач:
- во-первых, организовывать работы территориального планирования по планировке территории отдельного региона;
- во-вторых, обеспечивать соответствие использования территории региона требованиям нормативных актов;
- в-третьих, организовывать работы по информационному обеспечению градостроительной деятельности.
Роль территориального планирования для экономики современной России заключается в формировании условий, обеспечивающих возможность эффективного использования территории в социально-экономическом плане и обеспечения роста благосостояния граждан. Территориальное планирование призвано обеспечить взаимосвязь разнонаправленных интересов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения с максимальной эффективностью. От правильности территориального планирования и эффективности размещения объектов промышленного, жилого и иного назначения прямо зависит экономическое развитие территории. Так, размещение промышленных объектов без сопровождения жилыми объектами может создать хозяйствующим субъектам дефицит трудовых ресурсов, требующий дополнительных расходов на обеспечение транспортировки работников до места работы и обратно.
Аналогичным образом отрицательно сказаться на деятельности тех или иных предприятий может их размещение вдали от необходимых природных ресурсов. Неудачные примеры территориального планирования можно продолжать до бесконечности. Задача современной власти состоит в преодолении проблем территориального планирования и оптимизации его механизма в соответствии с потребностями российского общества.
Источник: spravochnick.ru
1.2 Понятие, цели и задачи территориального планирования
Дополнительное развитие институт территориального планирования получил после принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, в соответствии с которым «территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий» (ст. 1, п. 2 ГК РФ).
Территориальное планирование, как уже было указано, является одним из видов градостроительной деятельности. Согласно ст.
9, п. 1 ГК РФ «территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Территориальное планирование способствует достижению ряда целей.
Экономическая цель заключается в повышении эффективности региональной и муниципальной экономик при оптимизации затрат в производственную и социальную сферы. Социальная цель заключается в обеспечении конституционных, социальных прав и гарантий при использовании социальных стандартов и норм.
Цель формирования среды обитания достигается в процессе улучшении застройки и планировки поселений и межселенного пространства, оптимизации размещения инженерных и транспортных коммуникаций, охраны и улучшения окружающей среды, создания инженерной защиты поселений и коммуникаций от природных и техногенных катастроф. Цель рационального природопользования достигается в процессе комплексного использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов.
При территориальном планировании решаются следующие задачи: — усиление инновационной составляющей экономики; — модернизация производства; — обоснование и координация плановых решений различных ведомств в области соответствующих отраслей экономики; — определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схеме; — оценка эффективности мероприятий по планированию; — рациональное использование и охрана земель региона; — выстраивание на территории страны своеобразных коридоров развития, призванных обеспечить высокий уровень жизни местных сообществ; — формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих, для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на конкурсах и аукционах; — создание целостной системы населенных мест на основе производственно-экономических, культурно-бытовых и прочих межселенных связей в пределах ареалов их взаимосвязанного развития; — выявление зон градостроительной активности и комплексного промышленного развития, агропромышленных зон, зон рекреационной и туристской деятельности, развития транспортной инфраструктуры и иных; — улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства; — разработка мероприятий по упорядочению системы землепользований и землевладений; — разработка мероприятий по оптимизации структуры земельных угодий и устройства их территории; — определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; — уточнение размещения и местоположения границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования; — иные задачи по оптимизации землепользования. Если исходить из интересов государства, призванного создать благоприятные условия для проживания населения (благоприятная среда обитания, в том числе экологическая безопасность, обеспечение рабочими местами и социальной инфраструктурой, создание развитой инженерной, транспортной инфраструктур, оборудованные места для рекреации и пр.), то вполне правомерно рассматривать территориальное планирование как важнейший элемент процесса управления территорией, без которого этот процесс не может осуществляться хоть сколько-нибудь эффективно.
Кроме того, территориальное планирование определяет цели регионального развития. Территориальное планирование не только создает базу для разработки стратегии регионального развития, но и отражает последствия неадекватного управления, т. е. является своеобразным «барометром», показывающим необходимость уточнения или смены стратегического курса развития региональной экономики. Следовательно, схемы территориального планирования — не разовый акт, а постоянно действующий способ контроля развития территории, мониторинга социально-экономического и экологического развития субъекта РФ. Такие функции территориального планирования в полной мере отвечают принципам устойчивого развития, предотвращают возникновение опасных территориальных диспропорций в региональной экономике.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net