Ролевая игра — способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуаций, в которой предлагается принять роль кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к завершению. Для того чтобы получить максимальную пользу от ролевой игры, предлагаемые ситуации должны быть как можно более близкими к реальности.
Применение ролевой игры в тренинге позволяет решить ряд задач:
· Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.
· Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать на себя роли разных участников общения.
· Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).
· Продемонстрировать условность предписываемых ролями способов поведения, их зависимость от контекста общения.
· Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
Преимущества ролевых игр:
Бизнес игра для офисов продаж «Склероз»
1. Приобретенный опыт сохраняется надолго. «Обучение через действие» – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.
2. Удовольствие. В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.
3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди. Позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.
4. Безопасные условия. Использование ролевой игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.
Недостатки ролевых игр:
1. Искусственность. Суть успешной ролевой игры — создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.
2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников. Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.
Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами
3. Элемент риска. Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся » потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным.
Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение. Группа не должна быть слишком большой, чтобы не создавать дискомфорт. Можно применять только тогда, когда члены группы справились со своей тревожностью, и чувствуют, что их самооценке ни что не угрожает.
9.Мозговой штурм(брейнсторминг) как метод групповой работы. Правила проведения, преимущества и недостатки метода.
Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллективной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности.
Этапы проведения методики мозгового штурма 1. Определить цель и четко озвучить ее всем участникам. Объемную и большую задачу следует разделить на ряд более мелких задач. 2. Правильное формирование генератора идей. Убедитесь, чтобы количество не превышало 8-10 человек.
Все участники должны быть равны по социальному статусу, именно в таком случае они будут вести себя смелее в изложении своих идей. В группе обязательно должны быть наблюдатели, которые будут записывать все изложенные идеи. 3. Данный процесс должен начинаться обязательно со вступительной речи модератора.
После должно начаться непосредственное обсуждение конкретной задачи или проблемы. В процессе изложения идей, проводится их оценка, и принимаются во внимание самые конструктивные из них. 4. Заключительный этап – это анализ самых полезных идей и воплощение их в жизнь. Этот этап очень важен, здесь теория реализуется в практику. Брейнсторминг как метод мозгового штурма весьма действенный способ для решения различного рода и сложности задач.
Правила проведения:
-нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
-краткость и ясность высказываемых мыслей участниками «мозговой атаки»;
-недопустимость критических замечаний по поводу высказываний других участников «мозговой атаки», работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям;
-недопустимость повтора сказанного другими участниками «мозговой атаки»;
-нежелательность отвода предложений участников высказаться под предлогом, что все уже сказано;
-стимулирование любой самостоятельной мысли или суждения обучаемых, приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи;
-гласность в показе идей, получивших признание;
-возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных участниками ранее;
— до и во время проведения мозгового штурма необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта;
— в процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения.
Достоинства метода мозгового штурма:
— Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения.
— Это коллективный метод решения задач — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей и возможности развивать идеи друг друга.
— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания.
— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
— Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.
— Можно поднять статус робкого человека, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
Недостатки метода мозгового штурма:
— Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.
— Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.
— Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.
— Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм — от него зависит половина успеха.
— Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.
Источник: lektsia.com
Магазин готовых тренингов: методические материалы для бизнес-тренеров, психологов, коучей и всех, кто хочет ими стать
Ролевая игра в бизнес-тренинге — как подготовить хорошую ролевую игру?
Бывает ли у Вас так, что участники тренинга говорят «Я с Вами полностью согласен, но лично я-то все, о чем Вы говорите, умею, у меня все хорошо?»
Один из способов дать возможность даже самым умным потренироваться и найти моменты, полезные для себя — провести в рамках тренинга несколько ролевых игр.
Продолжение — Ролевые игры для тренинга переговоров: 7 часто встречающихся тем
Применение ролевых игр в тренинге позволит Вам: — Вовлечь участников тренинга в активное обучение — Показать им их ошибки, а значит, избежать синдрома «Я все и так знаю» — Сделать обучение актуальным для каждого — Помочь каждому участнику сделать выводы о своих собственных эффективных и неэффективных стратегиях в теме тренинга.
Что представляет собой технология ролевой игры в обучении?
Ролевая игра — метод обучения, когда разыгрывается ситуация близкая к реальной жизни участников, что помогает либо увидеть себя со стороны и получить опыт для анализа, либо отработать полученные навыки.
В какой момент тренинга применять ролевые игры?
Как и кейсы, ролевые игры подходят для первого этапа цикла Колба, когда участникам тренинга необходимо получить опыт для последующего анализа или вспомнить имеющийся у них опыт. И для последнего, четвертого этапа цикла Колба, когда необходимо отработать навыки, вокруг которых построен Ваш тренинг.
Как тренер, Вы можете сами заранее сделать подробные описание ситуаций, которые будут разыгрываться в ролевых играх. А можете просто попросить участников озвучить сложные для них ситуации — а потом объединить участников в пары и попросить эти ситуации сыграть. Я рекомендую обязательно готовить ролевые игры для начала тренинг-блока — ведь они должны с ювелирной точностью подводить людей к его основным идеям. А ролевые игры в конце блока можно построить по тем ситуациям, которые будут озвучены участниками.
Примеры ролевых игр в тренинге
*В тренинге по активным продажам я применяю ролевую игру «Продажа квартиры», которая позволяет участникам прийти к идее истинных и ложных возражений. Эта игра подходит для начала блока о таких возражениях. Продавец квартиры никак не может завершить практически беспроблемную, на первый взгляд, сделку.
Покупатель озвучивает то одно возражение — далековато от метро — то другое — потолок какой-то кривоватый — практически не реагируя на аргументы продавца по возражениям, озвученным ранее. Продавец не знает, что покупателю дана тайная инструкция — отказаться от данной квартиры под любым предлогом, постаравшись не озвучить реальную причину — в соседнем подъезде живет не очень любимая родственница. Диалог продавца и покупателя в этой игре идеально показывает, что возражения могут быть ложными, и показывает эффективные и неэффективные стратегии работы с ними.
*В тренинге для руководителей я провожу игру «4 ситуации», в которой игрокам, играющим руководителей, необходимо решить 4 сложные ситуации возникшие с подчиненными. Одного из подчиненных нужно мотивировать на очень срочную дополнительную работу, другому подсказать выход из сложной ситуации, третьему напомнить про корпоративные правила внешнего вида и т. п..
Эти 4 игры задуманы так, что для каждой ситуации наилучшим образом подходит определенный стиль общения руководителя. Например, напоминая о существующих правилах, руководитель может быть достаточно авторитарным и просто потребовать их выполнения. Ситуация, где необходимо выявить проблему и решить ее, требует более гибкого консультативного подхода. А мотивируя сотрудника на работу, которую он не обязан делать, руководителю нужно быть еще более внимательным к сотруднику, чтобы «продать» ему эту идею и вместе найти варианты того, как достичь цели. Игра по таким разным ситуациям подводит участников к пониманию необходимости разных управленческих стилей и теме «Ситуативное лидерство».
Как написать ролевую игру для тренинга?
1. Поставьте цель.
Какие навыки Вы будете отрабатывать? Какие идеи демонстрировать? Будете ли Вы применять эту игру в начале тренинг-блока для демонстрации или в конце для отработки?
2. Опросите заранее участников.
Включите в анкеты предтренинговой диагностики вопросы о типичных ситуациях, происходящих у них на работе, и подумайте — можно ли из них сделать ролевые игры?
3. Воспользуйтесь имеющимися наработками.
Если у Вас уже есть ролевые игры, которые идеально демонстрируют какие-то важные идеи, Вы можете перемешать их с заранее собранными Вами ситуациями участников. Я часто делаю так в тренингах по идеальному сервису. Заранее подготовленные мной игры демонстрируют существенные моменты, и они просто достаточно яркие, чтобы привлечь внимание участников. А добавив игр на основе того, что происходило в реальной жизни, мы показываем участникам тренинга, что все, о чем говорится на тренинге — это «про них».
4. Адаптируйте ролевые игры, которые у Вас есть, для нового тренинга.
Часто они могут быть актуальны, хотя мы об этом даже не подозреваем. Например, как-то я написала несколько небольших ролевых игр для тренинга по продажам элитной мебели.
В каждой игре был определенный тип покупателя — новичок, покупатель, ищущий идеальное соотношение цены и качества, творческий человек, вечно находящийся в поиске чего-то нового и нестандартного, и т. п. Об этих типах мне рассказали заказчики этого тренинга. Когда я через пару месяцев готовилась к тренингу по продажам косметики, уже новые заказчики заявили «О, а у нас такие же типы покупателей!». Мы поменяли названия продуктов, выгоды клиентов и типичные возражения, но типажи клиентов оставили. Позже выяснилось, что те же игры с небольшой адаптацией можно применить и для тренинга по продажам ювелирных изделий и для некоторых других. Кстати, потом эти ролевые игры по типам покупателей вошли в готовый тренинг «Активные продажи».
5. Сделайте описания ролевых игр — короткие инструкции для активного и пассивного участников.
Активный участник — тот, у кого в этой игре есть точная цель, например, продать, убедить подчиненного и т. п. Пассивный участник — покупатель или подчиненный — обычно действует просто по ситуации. Хотя пассивный участник не отрабатывает навыки, если Вы хотите сделать игру интересной — добавьте пассивному участнику его собственный скрытый мотив, который будет изначально неизвестен активному. Так, например, было сделано в ролевой игре про проживающую рядом родственницу. Активному участнику, например, играющему роль продавца, для достижения цели необходимо будет установить доверительные отношения, понять скрытый мотив и применить это знание для того, чтобы договориться со вторым участником.
6. Продумайте, как именно Вы будете проводить написанные Вами игры.
В какой момент тренинга Вы будете проводить игру? Сколько времени Вы готовы уделить всему блоку игр и каждой из них? Как будете распределять роли по участникам? Как будете проводить разбор? Какие вопросы обязательно зададите участникам, проявление каких навыков будете отслеживать?
Более подробно о разных вариантах того, как провести и разобрать ролевую игру, я расскажу в следующих статьях.
Источник: www.trainersworld.ru
Методология построения ролевых игр в бизнес-тренингах
Почему, для чего и как именно использовать ролевые игры в процессе интерактивного обучения? Ответы на эти вопросы освещены в статье бизнес-тренера, который обобщил свой более чем двадцатилетний практический опыт для своих коллег.
Предазначение ролевых игр зависит от ряда фактором и нюансов, незнание которых может провалить самый успешный проект.
К бизнес-тренеру приходят люди, которые хотели бы что-то изменить в себе – приобрести новые знания навыки, скорректировать свои установки, добиться больших результатов. При этом многие из них сомневаются, а возможны ли в их возрасте подобные изменения. Ведь уже многие годы они ведут сложившийся образ жизни, оставаясь при этом примерно теми же людьми, что и вчера, и неделю, и месяц тому назад. Постоянство спасает от стрессов и вселяет уверенность в завтрашнем дне. Но и постоянство же оставляет нас наедине с нашими привычками, стереотипами, штампами…
Лишь в детстве человек подобен глине, из которой можно слепить любую скульптуру, с возрастом, кажется, что податливость человеческой души к изменениям и приобретению новых знаний сходит на нет… Многие участники тренингов сомневаются в том, что они способны измениться и стать существенно лучше и компетентнее за какие-то несколько дней. Жизненный опыт складывается годами и даже десятилетиями. Что в сравнении с этими сроками представляют собой несколько дней из нашей жизни?
И все же опыт показывает, что иногда тренинг способен сотворить чудо, мне доводилось видеть существенное развитие людей, распечатавших и шестой, и даже седьмой десяток лет своей жизни. Благодаря чему возможны подобные результаты?
Давайте заглянем в область возрастной психологии и антропологии, обратив свое внимание на то, как со временем развивается каждый человек, как и когда формируются его индивидуальные особенности, когда закладываются знания и прививаются умения и навыки. Я предлагаю вам рассмотреть три аспекта этого вопроса, которые важно учитывать при формировании ролевых игр для тренинга:
- как человек меняется на протяжении своей жизни, какие направления изменений ему предпочтительно в зависимости от того, какой период жизни он проживает сейчас;
- какие уровни индивидуальных различий между людьми подвержены изменениям и каким именно, что в человеке мы можем изменить в сравнительно короткие сроки, что меняется сравнительно долго и сложно, а что изменить практически невозможно;
- как можно «обмануть» время и произвести в настоящем те изменения, которые реалистичны для конкретных участников либо в глубоком прошлом, либо в отдаленном будущем.
Этапы развития жизненных целей и задач
Если посмотреть на жизнь человека в целом, то можно выделить определенные этапы развития, которые, как правило, примерно в одно и то же время проходит каждый из нас. Каждый из этих этапов ставит перед нами определенный комплекс задач, решая которые мы развиваем себя и окружающих нас людей.
Также важно учитывать психологическое состояние участников не только в ситуационном плане, но и с точки зрения их возрастных особенностей. С этой точки зрения я применяю периодизацию, например, изложенную Андреа Валентине много веков тому назад, который полагал, что жизнь человека разбивалась на периоды по 7 лет каждый. И для каждого возрастного периода характерна своя приоритетность задач и жизненных целей.
Например, в возрасте от 21 до 28 лет для людей важны те задачи, которые связаны с построением и развитием отношений. В возрасте от 28 до 35 лет на первый план выходят задачи в области профессионального развития и совершенствования. С 35 до 42 лет для человека наиболее приоритетным становится обеспечение и поддержание адекватного качества жизни.
В этот период человек уже не готов работать бесплатно ради интереса к выполняемым задачам. После 42 лет начинается переходный период от материальных ценностей к нематериальным. На этом этапе человек стремится выполнять только ту работу, смысл которой он не только понимает, но и принимает. После 49 лет для человека особое значение имеет уважение окружающих.
У него ярче проявляется стремление поделиться опытом с заинтересованными учениками. На этапе с 56 до 63 лет ценности здоровья и долголетия становятся наиболее важными и приоритетными.
Учитывая специфику этих периодов, тренер может помочь участникам найти наиболее адекватные для них решения. Ведь, например, причиной конфликта между партнерами может стать различие в целях, определяемое возрастом, а не устойчивыми ценностными убеждениями. В конце концов, задачи, приоритетные в том или ином возрастном периоде, вполне можно объединить в рамках одной и той же жизненной задачи. Например, задачу профессионального развития 33-летнего участника тренинга можно гармонично объединить с задачей повышения качества жизни, свойственной для его 39-летнего коллеги, в форме стратегической установки: «производить и продвигать высокотехнологичные банковские продукты с высоким уровнем рентабельности». Такого рода цель будет удовлетворять интересам обоих участников.
Поэтому при выборе содержания ролевой игры я рекомендую ориентироваться, в том числе, и на возрастные особенности тренинговой группы.
Уровни индивидуальных различий и их развитие
Согласно известной протестантской молитве человек просит научить его терпению принимать то, что нельзя изменить, силы, чтобы изменять то, что он в силах изменить, и мудрости, чтобы отличать одно от другого.
В этом смысле я предлагаю рассмотреть три уровня индивидуальных отличий людей, чтобы более ясно понимать, какие из их могут быть объектом развития на тренинге и в какой именно мере. Я привожу здесь классификацию, предложенную немецким психологом Юргеном Шёменом, которая в некоторой степени отличается от классической классификации, принятой в российской психологии индивидуальных различий. Я делаю это для того, чтобы избежать неизбежного спора о границах понятий, которые в этих двух подходах несколько отличаются. Эти три уровня различия Юрген Шёмен обозначает тремя английскими словами TRAIT, STATE, SKILLS.
- Trait (англ. – черта) — индивидуальные отличия человека, которые определяются распределением активности между различными отделами мозга и составными элементами эндокринной системы. Эти отличия задаются генетически и практически не изменяются в течение жизни. Выделяются три фактора индивидуальных различий на этом уровне, которые условно обозначаются тремя цветовыми компонентами – зелёный, красный и синий. Подробнее вы можете узнать об уровне trait на сайте www.structogram.ru
- State (англ. – состояние, структура, форма) – индивидуальные отличия, которые определяются установками, убеждениями, ценностями человека, на основе которых формируются характер и личность человека. Эти отличия закладываются в возрасте от рождения до 5-7 лет. И в дальнейшем их можно скорректировать только, воздействуя на ценностную сферу человека. Ведь они являются продуктом либо воспитания, либо самовоспитания. Индивидуальные отличия этого уровня во многом определяют решения, которые принимает человек, и выводы, которые он извлекает из тех или иных ситуаций. Поэтому многие компании уделяют столь сильное внимание развитию корпоративных ценностей.
- Skills (англ. – знания, умения и навыки) – индивидуальные отличия, которые человек приобретает в процессе обучения или вследствие своего жизненного опыта. Это самая гибкая и подвижная часть компетенций, на развитие которой и направлены основные формы корпоративного обучения и повышения квалификации.
Поэтому при формировании ролевых игр важно:
Регресс и прогресс участников в оптимальное состояние сознания
Большинство индивидуальных характеристик человека закладывается ещё в раннем детстве. Большинство установок и ценностей закладывается в возрасте до 5 лет. Большинство социальных навыков ребёнок начинает осваивать в возрасте от 5 лет до подросткового возраста. Согласно и древним источникам, и современной андрогогике человек усваивает новые качества и навыки до 14 лет. А впоследствии он лишь накладывает новые знания на старые как на своего рода фундамент, структурируя тем самым накопленный жизненный опыт.
Задумайтесь о том, а как именно это происходит… В процессе каких именно действий развивается человек? Что он делает для того, чтобы усвоить эти полезные для себя компетенции? Какими именно действиями их закрепляет?
Да. Вы правы. Ребенок усваивает все это в процессе игр. Ибо игра является важнейшим инструментом индивидуального развития человека. Подобно большинству млекопитающих природа наградила человека таких прекрасным периодом жизни как детство. Когда весь мир представляет одной увлекательной игрой, и все окружающие с удовольствием подыгрывают тебе, развлекая и вовлекая в новые неизведанные приключения и сказочные миры.
Поэтом ролевая игра предназначена в первую очередь для регресса участников тренинга в то возрастное состояние, в котором они впервые усваивали соответствующий уровень знаний, умений, установок и навыков. А именно:
- В возрасте до 3-5 лет дети играют в основном в имитационные, идентификационные и эмоционально-заражающие игры. А в этом возрасте закладываются основы его характера и убеждений. Соответственно при формировании и коррекции установок и убеждений вы можете проводить имитационные, идентификационные метафорические игры, а также разминки с эмоциональной провокацией инсайта.
- В возрасте 5-7 лет дети начинают играть в игры по правилам. В этом возрасте дети усваивают основные умения и навыки, которые в дальнейшем становятся фундаментом для его компетенций во взрослом возрасте. Поэтому если Вы хотите развивать у участников тренинга умения и навыки, то Вам более подойдут метафорические и моделирующие ролевые игры по правилам.
- В возрасте 7-14 лет дети начинают играть с сюжетные и соревновательные игры по правилам. В этом возрастном периоде дети активно усваивают новые знания и пытаются их практически применять. Поэтому для развития знаний и апробации умений и навыков Вы можете использовать в своей работе сложно структурированные игры с соревнованием между людьми и командами, а также просить участников самостоятельно разрабатывать игры, в которые они будут играть.
Виды ролевых игр
В зависимости от стоящих перед Вами задач Вы можете варьировать сравнительно широким методическим набором ролевых игр, применяемых в бизнес-тренингах. Я приведу вашему вниманию таблицу, которая включает в себя наиболее популярные разновидности ролевых игр.
Вид ролевой игры
Особенности
Задания, которые можно выполнить только, проявив заданную компетенцию.
Задания, в которых исполнение цели одного участника невозможно при исполнении цели партнера.
Задания, в которых участники моделируют ситуации из своего опыта.
Игры, в котором у одного из участников — как правило, у пассивного игрока – есть скрытая информация, без выяснения которой активный игрок не может выполнить задачу.
Игры, в которых участники получают противоположные своей реальной должности роли.
Игры, в которой участвует несколько активных игроков с, как правило, противоречащими друг другу целями.
Упражнения, в которых один из игроков произносит только то, что ему сообщает другой игрок.
Упражнения, в которых активный участник попеременно занимает все ролевые позиции данного упражнения, а пассивный игрок повторяет предыдущую реплику активного игрока, чтобы тот на нее отреагировал уже из противоположной роли.
Игры, в которых участники исполняют не только роли конкретных людей, но и роли профессиональных субличностей. Например, активный участник в тренинге по руководству сотрудниками может исполнять не только роль руководителя, но и роли Стремления К Достижению Цели, Участия К Подчиненным и т.д. Проводится в групповом варианте.
Игры, в которых тренер выдаёт участникам только основные направления их ролевых установок, задаёт обстоятельства игры, но при этом не сообщает участникам, кто какие роли выполняет. Поэтому участники должны самостоятельно разобраться в ролях окружающих. Иногда главной задачей этюда становится задача опознать других участников игры и выбрать правильную тактику взаимодействия с ними. Возможно проведение, как в парном варианте, так и в групповом.
В сюжетных играх участники получают основную канву сюжета и ролевые цели, которые они должны реализовать в рамках заданного тренером сюжета. Возможно проведение, как в парном варианте, так и в групповом.
Идентификационные игры предполагают идентификацию участников с некоторым известным им персонажем, который должен достигать поставленной деловой цели в заданных тренером обстоятельствах. Возможно проведение, как в парном варианте, так и в групповом.
В этом виде игр участники выражают системы взаимоотношений и отношений посредством размещения себя, друг друга или символизирующих объектов в игровом или реальном пространстве. Проводится в групповом варианте.
В этой группе ролевых игр участники реализуют некоторую заданную метафору и в её рамках реализуют стоящие перед ними деловые или метафорические цели. Возможно проведение, как в парном варианте, так и в групповом.
Позиции участников в ролевой игре
При выборе оптимальной позиции участника в ролевой игре важно определить, какой уровень проявления компетенции Вы хотите развивать у Ваших участников тренинга. Наиболее глубоко и точно, на мой взгляд, уровне компетенции отражен в теории уровней функционирования сознания.
Вслед за известным советским психологом Бернштейном не менее известный психолог В.М. Величковский разработал теорию уровней функционирования человеческого сознания. В этом подходе уровень А соответствует безусловному рефлексу, уровень В – условному рефлексу, уровень С – автоматическому действию, уровень D – осознанному действию, уровень E – абстрактному мышлению, уровень F – когнитивной карте и, наконец, уровень G – самосознанию человека. Переход на более высокий уровень сознания приводит к более сильному интеллектуальному и эмоциональному воздействию на человека, что делает процесс обучения более эффективным.
Соответствие ролевых позиций уровням компетенций я отобразил в следующей таблице.
Позиция в ролевой игре
Особенности
Участник, который отрабатывает заданную компетенцию. Обучается на уровне D.
Участник, создающий условия обучения активного игрока. Обучается на уровне Е.
Участник, выполняющий функции супервизора в данном упражнении. Обучается на уровне Е.
Участник, который отрабатывает заданную компетенцию в роли составной части профессиональной личности. Обучается на уровне F.
Участник, создающий условия обучения активного игрока в роли составной части профессиональной личности пассивного игрока. Обучается на уровне F.
Активный игрок дублируемый
Участник, который отрабатывает заданную компетенцию. Обучается на уровне C.
Участник, создающий условия обучения активного игрока. Обучается на уровне D.
Активный игрок – реверсивно дублируемый
Участник, который отрабатывает заданную компетенцию. Обучается на уровне G.
Пассивный игрок – реверсивный дубль
Участник, создающий условия обучения активного игрока. Обучается на уровне Е.
Итак, для того, чтобы сформировать качественную ролевую игру на бизнес-тренинге, Вы можете реализовать следующие этапы:
- Определить состав тренируемой компетенции с точки зрения TRAIT, STATE, SKILLS. И определить, к чему Вы будете участников адаптировать, что будете в них воспитывать или корректировать, а что будете активно развивать.
- Определить уровень тренировки компетенции в соответствии с уровнями функционирования сознания. Это поможет Вам выбрать оптимальную ролевую позицию для участников.
- Определить оптимальный возраст регресса участников в соответствии с тем, какую категорию компетенций вы хотите в них развивать.
- Определить какой тип бизнес-задач Вам нужно решить на тренинге. Этот момент в сочетании со всеми предыдущими поможет вам выбрать оптимальный вид ролевой игры. исок литературы:
- Schirm R., Schoemen J., Evolution der Persoenlichkeit, IBSA, 2008
- Schoemen Jurgen, Studien zur Biostructuranalyse, IBSA, 2007
- Valentine Andrea Johan, Fama Fraternitatis, EB, 1971
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. Смысл. Академия. 2006 г.
- Димитриев Д.В. 7 инструментов успеха в работе бизнес-тренера. СПб. Речь. 2007 г.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Издательство Педагогическое Общество России, 2004
- Материалы сайта www.gkmim.ru
- Материалы сайта www.structogram.ru
- Материалы сайта www.zifa-management.ru
Источник: hrtime.ru