ABSTRACT
The new Federal Law «On Conducting an Experiment on the Establishment of a Special Tax Regime ‘Tax on Professional Income’ in the Federal City of Moscow, in Moscow and Kaluga Regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)» has been analysed. This article discusses the subject and requirements for it, object of taxation, applicable rates and tax base. It describes the process of interaction between the tax authority and the subject of the special tax regime through the «My Tax» application. The existing gaps in the legislation on the self-employed, which can lead to problems in practice, are established, and ways to resolve them are justified.
Ключевые слова: налог на профессиональный доход, самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели, налоговые ставки, специальный налоговый режим.
Keywords: professional income tax, self-employed citizens, individual entrepreneurs, tax rates, special tax regime.
Статья из тематических разделов:
Правовой и законодательный статус самозанятых — являются ли они юридическими лицами?
Проанализирован новый Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». В настоящей статье рассматривается субъект и предъявляемые к нему требования, объект налогообложения, применимые ставки и налоговая база. Рассказывается процесс взаимодействия между налоговым органом и субъектом специального налогового режима через приложение «Мой налог». Установлены существующие пробелы в законодательстве о самозанятых, которые могут привести к проблемам на практике, а также обосновываются пути их разрешения.
Источник: www.jusinf.ru
Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности
Рыночная экономика предоставляет возможности человеку, который имеет желание, знания, средства или имущество и на которое не распространяются законодательные запреты, начать дело и воплотить в жизнь свое представление об эффективную, прибыльную деятельность и как следствие — достичь материального благосостояния. Согласно ч. 1 ст. 42 Конституции Украины каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом. Под понятием «каждый» понимается физическое лицо, которое в установленном законом порядке приобрела полной гражданской дееспособности. Физическим лицом является гражданин Украины, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Согласно хозяйственного законодательства (ст. 128 ГК) гражданин признается субъектом хозяйствования в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его как предпринимателя без статуса юридического лица.
Гражданин-предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое соответственно закону может быть обращено взыскание. Он может осуществлять предпринимательскую деятельность: непосредственно как предприниматель или через частное предприятие, которое им создается; с привлечением или без привлечения наемного труда; самостоятельно или совместно с другими лицами.
Предпринимательское право (ОЗФО). Тема № 2 «Субъекты предпринимательского права»
Гражданин осуществляет управление основанным им частным предприятием непосредственно или через руководителя, который нанимается по контракту. В случае осуществления предпринимательской деятельности совместно с другими гражданами или юридическими лицами гражданин имеет права и обязанности соответственно учредителя и/или участника хозяйственного общества, члена кооператива и т.п., или права и обязанности, определенные заключенным при его участии договором о совместной деятельности без создания юридического лица.
Гражданин-предприниматель осуществляет свою деятельность на принципах свободы предпринимательства и в соответствии со следующими принципами (ст. 44 ГК): свободного выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности; самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности, выбора поставщиков и потребителей производимой продукции, привлечения материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничено законом, установления цен на продукцию и услуги соответственно закону; свободного найма предпринимателем работников; коммерческого расчета и собственного коммерческого риска; свободного распоряжения прибылью, которая остается у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом; самостоятельного осуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использование предпринимателем надлежащей ему доли валютной выручки на свое усмотрение.
Гражданин-предприниматель обязан: в предусмотренных законом случаях и порядке получить лицензию на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности; уведомлять органы государственной регистрации об изменении его адреса, указанного в регистрационных документах, предмета деятельности, других существенных условий своей предпринимательской деятельности, которые подлежат отображению в регистрационных документах; соблюдать права и законные интересы потребителей, обеспечивать надлежащее качество товаров (работ, услуг), что им изготовляются, придерживаться правил обязательной сертификации продукции, установленных законодательством; не допускать недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольно-конкурентного законодательства; вести учет результатов своей предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства; своевременно предоставлять налоговым органам декларации о доходах, другие необходимые сведения для начисления налогов и других обязательных платежей; уплачивать налоги и другие обязательные платежи в порядке и в размерах, установленных законом.
Гражданин-предприниматель при заключении с гражданами договора об использовании их труда обязан обеспечить надлежащие и безопасные условия труда, оплату труда не ниже определенной законом и ее своевременное получение работниками, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с законодательством Украины, а также обязан не наносить вред окружающей среде, не нарушать права и законные интересы граждан и их объединений, других субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, права местного самоуправления и государства. Кроме того он несет имущественную и другую установленную законом ответственность за причиненные им вред и убытки. Он может быть признан судом банкротом в соответствии с требованиями хозяйственного законодательства.
Создание (учреждение) субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица, а также владение корпоративными правами, отмечает Г. А. Майданик, не является предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством. К таким случаям относят: создание или участие в полном товариществе, поскольку его участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества (ч.
1 ст. 119 ГК), создание коммандитного общества и участие в нем на правах полных участников (ч. 1 ст. 133 ГК), а также создание и участие в доверительных обществах (ст. Из Декрета «О доверительные общества»)1.
В литературе неоднократно, продолжает Г. А. Майданик, обращалось внимание на сложность отграничения статуса предпринимателя от статуса обычного физического лица (не предпринимателя). Так, физическое лицо может приобретать товары и как потребитель, и как предприниматель.
В случае спора относительно характера сделки его юридическая квалификация должна предусматривать выявление целей совершения спорной сделки, в частности, характера учета, дальнейшего использования полученного или ожидаемого юридического результата от такой сделки. Это же касается и более сложных случаев, когда физическое лицо приобретает товары, работы, услуги, имеющие двойное назначение (и для личных нужд, и для предпринимательства).
Один из критериев такого разграничения связан с систематичностью предпринимательской деятельности, которую в литературе обычно отождествляют с регулярностью, профессионализмом, постоянством такой деятельности. Одновременно общеобязательных количественных критериев систематичности законодательством не визначено1.
Особенно это становится актуальным в связи с принятием НК Украины, в результате чего фактически отменено такое понятие, как «промысел», что в свое время было введено Декретом КМУ «О налоге на промысел»2. В свою очередь, в НК Украины введены такие понятия, как «независимая профессиональная деятельность» (п. 14.1.226 ст.
14) отдельными категориями физических лиц без их регистрации как субъекты предпринимательской деятельности и «самозанятое лицо» (п. 14.1.226 ст. 14) — плательщик налога, который является физическим лицом — предпринимателем или осуществляет независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в пределах такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности. Таким образом, на сегодня трудно разграничить незаконную предпринимательскую деятельность и другую деятельность граждан, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
Условиями осуществления предпринимательской деятельности согласно ст. 50 ГК Украины является полная гражданская дееспособность физического лица и государственная регистрация.
Полную гражданскую дееспособность имеет физическое лицо, достигшее 18 лет (совершеннолетия). В случае регистрации брака физического лица, не достигшего совершеннолетия, оно приобретает полную гражданскую дееспособность с момента регистрации брака.
Полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, которое достигло 16 лет и работает по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, которое записано матерью или отцом ребенка. В этом случае предоставление полной гражданской дееспособности производится по решению органа опеки и попечительства по заявлению заинтересованного лица с письменного согласия родителей (усыновителей) или попечителя, а в случае отсутствия такого согласия полная гражданская дееспособность может быть предоставлена по решению суда.
Также полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, достигшему 16 лет и желает заниматься предпринимательской деятельностью. При наличии письменного согласия на это родителей (усыновителей), попечителя или органа опеки и попечительства такое лицо может быть зарегистрировано как предприниматель. В этом случае физическое лицо приобретает полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации ее как предпринимателя. Другие физические лица не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Кроме случаев ограничения гражданской дееспособности физического лица, которое страдает психическим расстройством, которое существенно влияет на его способность осознавать значение своих действий и (или) руководить ими, лицо, которое злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами, токсичными веществами и т.п. и тем самым ставит себя или свою семью, а также других лиц, которых оно по Закону обязано содержать, в затруднительное материальное положение (ст. 36 ГК), либо признание его недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического расстройства не способно осознавать значение своих действий и (или) руководить ими (ст.
39 ГК), на объем дееспособности и соответственно на возможность получить статус субъекта предпринимательской деятельности влияют и другие факторы, в частности вид трудовой деятельности физического лица. Так, не допускается занятие предпринимательской деятельностью, в частности, должностными лицами органов государственной налоговой службы (ч. 4 ст.
15 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»), прокурорами и следователями прокуратуры (ч. 5 ст. 46 Закона Украины «О прокуратуре»), военнослужащими (абз. 4 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»), нотариусами (ч. 2 ст.
Из Закона Украины «О нотариате»), государственными служащими (п. «б» ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией»), соответствующими должностными лицами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 50, ч. Из ст.
55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине») и т.д.
Наконец соответствии со ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 31.12.1992 г. № 24-92 «Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий» руководителям, заместителям руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного и регионального самоуправления запрещается непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью.
Государственная регистрация физических лиц — предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» государственным регистратором по месту проживания физического лица — предпринимателя.
Источник: studbooks.net
Самозанятое лицо как субъект предпринимательской деятельности
В статье на основе анализа законодательства и работ отечественных исследователей рассматривается вопрос об относимости самозанятых граждан к субъектам предпринимательской деятельности. Автором отмечается, что введение специального налогового режима для самозанятых не решило, а лишь усугубило проблему определения самозанятых как участников гражданских правоотношений в силу отсутствия у них соответствующего статуса. В статье предлагается внесение ряда изменений в действующее законодательство, в том числе определение места самозанятых в структуре гражданских правоотношений и закрепление критериев, позволяющих однозначно ответить на вопрос о том, является ли деятельность самозанятых предпринимательской.
Самозанятый , предпринимательская деятельность , налог на профессиональный доход , гражданские правоотношения
Короткий адрес: https://sciup.org/170193617
Список литературы Самозанятое лицо как субъект предпринимательской деятельности
- Квашонкина П.А. Проблемы гражданско-правового статуса самозанятых граждан // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. — №6 (58). — С. 278-283.
- Жилкин М.Г. Предпринимательская деятельность самозанятых граждан: вопросы ответственности // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2020. — №11 (230). — С. 23-28.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС Гарант. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/10164072/(дата обращения: 07.03.2022.
- Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/72113648/(дата обращения: 07.03.2022).
Статья научная
- О проекте
- Правообладателям
- Правила пользования
- Контакты
- Разработчик: ООО «Технологии мобильного чтения»
- Издательствам
- Научным журналам
- Авторам
- Читателям
- Приложение для чтения ReadEra
Нет соединения с интернетом.
Проверьте соединение и повторите попытку.
Источник: sciup.org