Случается так, что работать с самозанятым намного удобнее, чем заключать ГПД с обычным гражданином. Не надо платить страховые взносы, удерживать НДФЛ. Никакой отчетности в налоговую и фонд. Но тут возникает вопрос: а может ли самозанятый получать аванс? А почему бы и нет. Можно даже оплачивать услуги самозанятого более двух раз в месяц.
Главное — исключить нотки трудовых взаимоотношений.
Законна ли предоплата самозанятому
Ни действующее законодательство (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ), ни официальные разъяснения ФНС и Минфина никак не запрещают перечислять самозанятому контрагенту оплату авансом. Заключая ГПД с самозанятым — исполнителем работ или услуг, вы совершенно законно можете предусмотреть выплату ему аванса.
Причем договор с самозанятым на условиях 100 предоплаты тоже вполне допустим. Получается, что заранее перечислить как всю сумму по ГПД, так и какую-то ее часть допустимо. А оставшиеся средства перевести уже после того, как окончательно примете результаты. Сам этот факт налоговиков никак не заинтересует.
Но есть тут и опасность, что инспекторы расценят такое оформление взаимоотношений с подрядчиком как подмену трудовых. А ГПД с самозанятым переквалифицируют в трудовой.
Всего этого легко избежать. По всем пунктам ГПД с самозанятым, включая условие о выплате аванса, исключите его даже минимальную схожесть с трудовым.
Для сведения: как бюджетной организации оплатить услуги самозанятого
Оформляем аванс и вносим в договор соответствующие условия
Что же сподвигнет контролеров провести аналогию? Прежде всего, если взаимоотношения длительные и в ГПД прописаны одинаковые суммы аванса, которые еще и выплачиваются из месяца в месяц в одни и те же даты как по часам. Системность это хорошо, но не в этом случае. Она вызовет у контролирующих органов устойчивое мнение, что отношения все-таки трудовые.
Поэтому размер аванса лучше поставьте в зависимость либо от объема работ, которые необходимо выполнить самозанятому, либо от их полной стоимости.
Условие о том, как работать самозанятым по предоплате, стоит включить в раздел: «Стоимость услуг и порядок оплаты». Формулировки допустимы различные. Они в основном зависят от срока и суммы перечислений. Например, привязать срок выплаты к дате ГПД или начала работы. Допустим, если внесена предоплата после заключения договора, как прописать самозанятому такое условие в договоре?
Тут рассматривается тот случай, когда договор с самозанятым длительный и стоимость конкретных работ или услуг допустимо определять в отдельных дополнительных соглашениях к нему.
В случае когда оплата производится авансом — например, перечисляется предоплата самозанятому за услуги в поиске арендуемого помещения, то, безусловно, необходим акт. Он, во-первых, подтвердит факт выполнения задания, и из него возможно установить, к какому периоду относятся расходы, а значит, в каком периоде следует отразить стоимость таких услуг (п. 1 ст. 272 НК РФ).
ВОПРОСЫ НОВЫХ САМОЗАНЯТЫХ-РЕГИСТРАЦИЯ, ЧЕКИ, ОПЛАТА, СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО И ДРУГИЕ
Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.
Чек о предоплате от самозанятого
Самозанятый в обязательном порядке должен выдать вам чек. Возникает вопрос: а надо ли самозанятому формировать чек на предоплату? Да, и на полученный аванс тоже, и эту обязанность лучше еще и зафиксировать в ГПД. Законодатель отметил, что самозанятый контрагент обязан формировать чек на абсолютно каждую выплату, которую он получил от компании — будь то аванс или окончательный расчет по договору. Причем каких-то особенностей формирования чек самозанятого на предоплату услуг закон не устанавливает. Выдается чек:
- в день расчета, если оплата получена наличными или банковской картой;
- до 9-го числа следующего месяца, если деньги пришли по безналу.
Лучше, если самозанятый сделает в чеке ссылку на ГПД и использует следующие формулировки:
«Предоплата за подготовку дизайн-проекта офиса по договору от 07.05.2023 № 155».
Часто возникает вопрос: предоплата дизайнеру-самозанятому — это аванс или задаток? Ответ не заставит себя ждать. Да, сумма, которая впоследствии может быть зачтена в стоимость услуг, — это аванс. По мнению налоговиков, задаток в полной мере соответствует определению расчёта для целей применения, например, онлайн-кассы (от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Таким образом, если по ГПД продавец получает задаток и самозанятые не являются исключением, то он обязан оформлять обычный чек от самозанятого на предоплату. При возврате задатка необходимо применять онлайн-кассу.
Источник: gosuchetnik.ru
Чек самозанятого аннулирован: что делать
При сотрудничестве с самозанятыми лицами иногда возникает ситуация, когда подтверждающий оплату чек аннулирован. Это может представить определенные сложности и привести к наложению налоговых санкций при проверке налоговой службой, если заказчик не был предупрежден. Например, доначисление взносов в различные бюджеты и взимание штрафов. ФНС дает разъяснение по вопросу, что делать в таких случаях заказчику.
При сотрудничестве с самозанятыми чек — самый главный документ, позволяющий заказчику (юрлицу / ИП) принять оплату самозанятому на расходы. Если чек аннулирован, компания попадает в неприятную ситуацию.
Выдача чеков самозанятым
При заключении гражданского договора, продажи товаров или выполнении работ гражданин, который имеет регистрацию в ФНС в качестве плательщика профессионального налога, подтверждает действие чеком.
Документ формируется в приложении «Мой налог» или, для удобства юрлица, заказчики могут автоматически сформировать чеки от самозанятых в сервисе «Мои самозанятые». Это официальный партнер ФНС России, поэтому процедура легальная. Заменить документ невозможно идентичным, в том числе при предоставлении отчетности в ФНС. Акт приемки работ не может заменить специальную форму для самозанятых в форме чека.
Значение чека самозанятого
Отчетный документ получают юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие с самозанятыми, в качестве основания для снижения налоговой базы в статье расхода. Отсутствие чека является нарушением налогового законодательства и приводит в ходе проверки ФНС к доначислениям и штрафам.
Формирование чека входит в обязанность исполнителя, применяющего НПД. Он обязан передать документ в момент получения денежных средств наличными или при использовании средств электронного платежа. При безналичных расчётах чек надо сформировать и передать не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором была проведена сделка.
Такая обязанность прописана у самозанятых в законе (п.3 ст.14 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (Закон № 422-ФЗ)).
Иногда самозанятые путают факт формирования и выдачи чека. Это две разные процедуры — обе обязательны к исполнению ( п.3 ст.14 и п.1 ст.13 Закона № 442-ФЗ).
Невыдача чека заказчику — это уклонение от уплаты налогов. Притом не важно, сформирован ли он.
Поэтому важно в договоре с самозанятым прописать обязанность самозанятого передавать чек заказчику и предусмотреть штрафные санкции в случае, если чек не будет предоставлен.
Иногда недобросовестный исполнитель удаляет чек после выполнения услуг, чтобы не платить налог. Либо это может произойти случайно по технической причине неверного использования приложения «Мой налог».
Для фискальной службы не имеет значения, почему произошло аннулирование документа. Доначисление взносов и штрафов происходит с наложением санкций. Заказчик при отсутствии отчетности должен выплатить в отношении граждан НДФЛ в размере 13% и страховые взносы — 30%.
За нарушение порядка и сроков передачи сведений о полученных доходах для самозанятых предусмотрен штраф в размере 20% от суммы такого расчета. (Статья 129.13 НК РФ). При повторном нарушении в течение полугода предусматривается штраф в виде 100%суммы платежа.
Поэтому самозанятый заинтересован сформировать и передать чек также, как и заказчик его получить.
На что обратить внимание компании в чеке от самозанятого
Чек формируется в приложении «Мой налог» легко и без лишних усилий. Однако стоит проверить, верно ли исполнитель заполнил важные реквизиты документа:
Самозанятый может по незнанию вписать в чек вознаграждение без удержанных комиссий, за минусом своих накладных расходов, сразу вычесть налог. Например, получил от заказчика оплату на 5000 рублей, вычел из них свои затраты на дорогу и оформил чек на 4500 рублей. Так делать нельзя.
При формировании в приложении чека для юрлица самозанятый ошибочно выбирает позицию «Физическое лицо», и в результате в чеке отсутствует ИНН компании. Либо самозанятый сотрудничает с юрлицом через посредника. И ошибается, выставляя чек на посредника вместо указанного в договоре заказчика.
Если при заполнении ИНН самозанятый опечатался, в результате чек окажется оформлен на другую организацию (ИП).
- Как указано название услуги (работы, товара)
Расшифровано ли в чеке, какая именно работа была выполнена (услуга оказана).
Как восстановить чек самозанятого
Самозанятый должен аннулировать неправильный чек и оформить новый той же датой. Приложение «Мой налог» позволяет оформлять чеки задним числом, никаких ограничений нет. Но самозанятый должен будет объяснить в приложении причины. (Части 3, 4 ст. 8 Закона № 422-ФЗ ).
Однако, если бухгалтер организации (ИП) обнаружил ошибку, когда сделка уже закрыта, а договор истек, то получить исправленный документ будет непросто или вовсе невозможно.
Наш совет❗️
Бухгалтер должен проверять чеки сразу после их поступления и мониторить их статус в течении месяца пока самозанятый не оплатит налоги. Сервис «Мои самозанятые» позволяет контролировать статус чеков автоматически. Система сразу предупредит, если какой-то из чеков вдруг будет аннулирован.
Что делать, если аннулирован верный чек
Самозанятый может аннулировать чек при возврате суммы вознаграждения заказчику. В этом случае заказчик должен скорректировать суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от применяемого заказчиком режима налогообложения.
Важно отслеживать статус чека не только в момент принятия к расходу, но и после этого. Иначе это может грозить тем, что уже принятая к расходу сумма превращается в выплату обычному физлицу, и влечет за собой доначисление страховых и пенсионных взносов, а также уплату НДФЛ.
Так как аннулированный чек считается недействительным документом.
Проверка статуса самозанятого
Компания должна обязательно проверять у исполнителя наличие статуса в качестве плательщика налога на профессиональный доход при заказе каждой услуги, выполнения работ или покупки товаров. Для этого достаточно знать номер ИНН исполнителя и ввести дату здесь.
В сервисе «Мои самозанятые» чек формируется автоматически, а также отсутствуют риски аннулирования данного документа так как все чеки хранятся в сервисе. Если самозанятый аннулирует чек у себя, компания может предоставить в налоговую имеющиеся у себя документы для решения спорных ситуаций. Запишитесь на консультацию через сайт или по телефону: +7 (499) 553-09-77.
Источник: mysmz.ru
Как самозанятым выдавать чеки, если клиент отказывается предоставить для него реквизиты
Иногда попадаются, что называется, строптивые клиенты/покупатели, которые отказываются предоставлять плательщику налога на профессиональный доход реквизиты, необходимые для формирования им чека самозанятого в приложении «Мой налог». И что делать в таких случаях – как сформировать чек самозанятому?
Обязательный перечень
По закону в электронном чеке самозанятого должны быть указаны следующие позиции:
- наименование документа;
- дата и время проведения расчета;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;
- ИНН продавца;
- указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
- наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
- сумма расчетов;
- ИНН юридического лица или ИП-покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае реализации указанным лицам;
- QR-код;
- ИНН уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и/или проведении расчета);
- наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и/или проведении расчета);
- уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который автоматически присваивают чеку в момент его формирования.
Все перечисленные реквизиты дают понять, как выглядит чек самозанятого.
Что нужно от клиента
Но как самозанятым выдавать чеки, если клиент ушёл в отказ? По мнению ФНС, в чеке самозанятого ИНН другой стороны – самый главный реквизит.
Единственный реквизит, который должен предоставить клиент, при условии, что он – юридическое лицо или ИП – свой ИНН. При этом обязанность сообщить ИНН лежит именно на нём – то есть на покупателе или заказчике.
А вот как выписывать чек самозанятым при отказе юрлица или ИП предоставить даже свой ИНН: при формировании чека плательщик НПД должен указать, что реализация товара (работы, услуги) происходила в адрес физического лица.
Особый случай
Правда, пока не совсем ясно, каким образом самозанятые будут выдавать чеки в адрес инофирм. На начало 2019 года этот вопрос законодательно не урегулирован, а ФНС воздержалась от детального комментария этой ситуации.
Вопрос указания в чеке ИНН иностранной организации или сведений, которые заменят ее ИНН, чиновники пока прорабатывают.
Источник: buhguru.com