Налог на профессиональный доход или самозанятость, как привыкли говорить многие, — это специальный налоговый режим, разработанный для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Решение ввести такую систему исчисления налогов имеет под собой много оснований. С одной стороны, открытие ИП на НПД позволяет физлицу заниматься любимым делом в правовом поле и зарабатывать на этом. С другой — решается проблема избыточного документального сопровождения деятельности, поскольку данный налоговый режим не требует подготовки бухгалтерской отчетности, уплаты множества взносов и соблюдения прочих формальностей.
Можно ли открыть ИП на НПД, и что для этого нужно
Изначально спецрежим был разработан для физических лиц, которые получили право легализовать свой небольшой бизнес и не опасаться преследования ФНС из-за незаконного предпринимательства. Но здесь есть несколько оговорок.
К примеру, если человек разово оказал какую-то платную услугу или продал какой-то товар, это не считается предпринимательством, соответственно, регистрироваться в Налоговой службе ему не нужно. Но другое дело, когда физическое лицо на регулярной основе продает товары собственного производства или оказывает платные услуги. Такую подработку нужно оформлять по закону. Если раньше не было иного выхода кроме открытия ИП, то сейчас есть выбор — регистрироваться в качестве самозанятого.
Как открыть ИП в 2021 году бесплатно. Мой налог, Самозанятость, НПД. Выгодно ли платить налоги?
Позже в законодательство внесли поправки, сделав данную систему налогообложения доступной и для индивидуальных предпринимателей. Таким образом, физические лица получили возможность зарегистрироваться в качестве самозанятых, после чего они могут оформиться ИП и применять НПД. Но возможен и обратный порядок, когда индивидуальный предприниматель меняет свой статус на самозанятого и переводится на систему уплаты налога с профессионального дохода.
Перед тем, как открыть ИП на НПД с нуля, необходимо убедиться, что вы подходите для применения данного спецрежима. В законодательстве указаны определенные ограничения для использования такой системы налогообложения. Всего их несколько:
- Размер дохода. Для сохранения статуса плательщика НПД необходимо, чтобы ежегодный доход составлял не более 2,4 млн рублей. Поскольку физлицо может работать на нерегулярной основе и получать доход не каждый месяц, а только периодами, то не имеет значения, какой будет сумма ежемесячного заработка. Важно, чтобы в годовом выражении сумма не превышала указанного лимита.
- Использование наемного труда. Самозанятым и ИП в этом статусе запрещено пользоваться услугами наемных работников, оформлять официальное трудоустройство с заключением трудовых договоров. Все обязательства по ведению бизнеса он должен выполнять самостоятельно. При этом привлекать членов семьи не запрещается.
- Самостоятельно производить товары/оказывать услуги. Это означает, что физическое лицо не может перепродавать продукцию, изготовленную другими индивидуальными предпринимателями или организациями. Также запрещается работать на условиях агентских договоров, получения комиссионного вознаграждения, оказывая услуги в качестве посредника.
- Использование только одного налогового режима. Перед тем, как оформить ИП на НПД, предпринимателю предстоит оценить все особенности этого режима, поскольку совмещать налог на профессиональный доход с другими системами налогообложения нельзя.
При нарушении хотя бы одного из описанных положений придется менять налоговый режим на другой, который более всего подходит под специфику вашей деятельности.
К примеру, если самозанятый открывает ИП на НПД, но при этом его годовой доход превышает 2,4 млн руб., то он может быть автоматически переведен на общую систему налогообложения. В таком случае ему придется уплачивать дополнительные взносы во внебюджетные фонды, а также подготавливать полный пакет отчетности. Если же лимит превысит самозанятый без статуса ИП, то на всю сумму, которая превышает допустимый доход, будет применена ставка налога на доходы физлиц. Ее размер сегодня составляет 13%.
Чтобы контролировать размер поступающих денежных средств, нужно своевременно отслеживать доходы через приложение «Мой налог».
Как стать ИП на НПД и получить все выгоды от использования спецрежима
Если самозанятый стал ИП на НПД, то за ним сохраняются все преимущества применения данной системы. А именно:
- Низкий размер налоговой ставки.
Конкретная цифра зависит от того, с кем сотрудничает плательщик НПД. Так, если основными клиентами/покупателями являются физические лица, то весь полученный доход облагается по ставке 4%. Немного больше придется платить тем, кто взаимодействует с юридическими лицами. Для таких предпринимателей устанавливается ставка 6%.
Помимо лояльных налоговых ставок для самозанятых в статусе ИП предусмотрены специальный налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей. Он будет применяться автоматически ко всем доходам до тех пор, пока вся сумма вычета не будет исчерпана.
- Отсутствие любых обязательных взносов.
В отличие от ИП на УСН, у предпринимателей на самозанятости нет обязанности уплачивать фиксированные взносы в Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского или социального страхования. Но если он этого захочет, он может добровольно присоединиться к программам пенсионного и социального страхования.
- Не нужно покупать и регистрировать ККТ.
Для большинства организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют расчеты наличными, с 2021 года действует обязательное требование регистрировать в ФНС онлайн-кассу. Самозанятые в данном случае формируют платежные документы в сервисе «Мой налог», поэтому им использовать онлайн-кассу, платить за ее обслуживание не нужно.
- Можно получать платежи разными способами.
При оформлении самозанятости физические лица и ИП при продаже товаров или оказании услуг могут принимать оплату не только наличными, но и пользоваться всеми доступными платежными сервисами: переводами с карты на карту, оплатой на электронные кошельки, приемом платежей напрямую на банковский счет по реквизитам. В данном случае нужно только не забывать формировать электронные чеки в приложении «Мой налог».
- Не нужно вести бухучет и готовить отчетность.
Открытие ИП на НПД выгодное потому, что предприниматель освобождается от обязанности формировать декларацию, готовить иные виды отчетов по коммерческой деятельности. Налоговая служба автоматически высчитывает суммы налогов и выставляет квитанцию для их оплаты в приложении «Мой налог». Единственная обязанность предпринимателя — своевременно создавать электронные чеки.
ВАЖНО! Формировать электронные чеки необходимо по каждой продаже. Документы можно переслать клиенту/покупателю по электронной почте, через сервисы обмена мгновенными сообщениями или передать лично. Сделать это нужно не позднее 9-го числа месяца, который идет после отчетного периода. Если ФНС установит факт, что чек не был выдан, самозанятого оштрафуют.
Размер штрафа составляет 20% от суммы платежа.
Как самозанятому открыть ИП на НПД
Физическое лицо может самостоятельно, без какой-либо посторонней помощи оформиться в качестве индивидуального предпринимателя и оплачивать налоги с профдохода. Для этого нужно скачать приложение «Мой налог» и зарегистрировать в нем статус самозанятости. Чтобы это сделать, потребуется ввести данные паспорта и ИНН. Подтверждение регистрации поступит в течение нескольких минут, максимальный срок рассылки уведомлений — сутки.
Следующий шаг, как самозанятому стать ИП на НПД, состоит в заполнении соответствующего заявления и передаче его в Налоговую службу. Сделать это можно также через сервис «Мой налог» или в личном кабинете на сайте ведомства. Когда это будет сделано, режим уплаты налога с профессионального дохода будет применен к предпринимателю автоматически.
ВАЖНО! Регистрировать сначала самозанятость, а после индивидуальное предпринимательство считается наиболее правильным решением. Если сначала оформить ИП, а следом за этим заполнить заявление о переходе на НПД, то существует риск, что Налоговая служба будет считать предпринимателя плательщиком налогов на общей системе налогообложения. В таком случае на бизнесмена налагаются обязательства формировать отчетность и делать обязательные взносы во внебюджетные фонды, даже если режим ОСНО применялся всего несколько дней. Поэтому перед тем как открыть ИП на НПД, следует сначала оформить самозанятость.
Как действующему ИП оформить НПД
Оформиться в качестве самозанятого могут и действующие индивидуальные предприниматели. Такое решение, например, будет выгодным для людей, которые занимаются сезонным бизнесом, или которые на неопределенный срок решили сделать паузу. Чтобы не переплачивать, можно воспользоваться преимуществами режима НПД.
Для перерегистрации предусмотрен свой алгоритм действий:
- Первым делом необходимо погасить все обязательства по платежам во внебюджетные фонды, если они имеются.
- Следующий шаг — снять с учета онлайн-кассу (но только в том случае, если предприниматель не будет ею пользоваться в дальнейшем).
- Скачать приложение «Мой налог» и пройти регистрацию в статусе самозанятого.
- Не позднее чем через месяц после оформления статуса ИП на НПД уведомить Налоговую службу об отказе от режима УСН.
- До 25 числа месяца, следующего за датой перехода на НПД, перечислить налоги и сдать отчетность за период, в течение которого применялась УСН.
ВАЖНО! Если ИП работает на ПСН, то перейти на НПД он может только при условии завершения действия патента. В противном случае к нему будет применяться режим ОСН.
Необходимо четко соблюсти всю последовательность перехода на НПД. Если предприниматель пройдет регистрацию в статусе самозанятого, однако пропустит срок уведомления об отказе от УСН, то Налоговая служба обяжет его уплачивать налоги и взносы за весь год по ставке упрощенной системы налогообложения.
Источник: ipnpd.ru
Расчетный счет для самозанятых
Специальный режим НПД применяется уже более 3 лет, но вопросы у плательщиков налога еще есть. Один из них: нужен ли расчетный счет для самозанятых, а если нужен, в каких банках его можно открыть. Российские законодательные нормы регулируют эту проблему более чем четко и ясно. Рекомендуем почитать разъяснения экспертов сервиса Jump.Finance и получить ответ на этот вопрос.
Нужен ли расчетный счет для самозанятых
Согласно ФЗ №422, статус самозанятого получают обычные граждане – физические лица. Они не вправе открывать РС, предназначенные для ведения коммерческой деятельности. Это правило не распространяется на физлиц, которые получают доход от частной практики: адвокатов, нотариусов, детективов, частных врачей.
Оплату за товар, услуги, работы граждане на самозанятости могут получать на руки (наличными). Возможна оплата на дебетовую карту, привязанную к лицевому счету. Он так же, как и расчетный, открывается в банковской организации, состоит из 20 цифр, принадлежит только одному лицу. Однако в отличие от него, не может использоваться для коммерческих транзакций. На него гражданин получает пособия, оплачивает с него покупки в интернете или магазинах, получает переводы от родственников и т.д.
Став самозанятым, физическое лицо вправе использовать лицевой счет для получения оплаты за профессиональную деятельность. Ему необходимо лишь подтвердить, что поступившие суммы являются доходом. Для этого ему необходимо в приложении «Мой налог» добавить новую продажу с указанием суммы, реквизитов заказчика и сформировать чек.
Таким образом, самозанятый может эффективно выстроить свою работу и без РС. Если у налоговой инспекции появятся вопросы об источниках регулярных поступлений (напоминаем, что эти поступления могут быть и от юридических лиц, тщательно отслеживаемых налоговым органом), то гражданину достаточно предоставить справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД.
Однако не забываем, что плательщиками могут быть индивидуальные предприниматели. Нужен ли самозанятому расчетный счет в банке в этом случае? Как правило, у ИП, перешедших на НПД, он уже есть, так как после регистрации банки в первую очередь предлагают его открыть. ИП сам решает, пользоваться им или нет.
Подобно самозанятым гражданам он вправе получать оплату на личную карту или на руки. Пользоваться РС он не обязан.
Может ли самозанятый открыть расчетный счет
Плательщики НПД могут сотрудничать не только с физическими лицами, но и субъектами малого и среднего бизнеса. Организациям проще работать через расчетно-кассовое обслуживание и перечислять оплату на РС. Конечно, в этих ситуациях самозанятому стоит открыть РС для коммерческих операций. Сделать это несложно. Необходимо лишь обратиться в банк, предоставить банковскому сотруднику необходимый пакет документов.
РС могут открыть только ИП, перешедшие в режим НПД – налога на профессиональную деятельность. Гражданам на самозанятости эта «опция» не доступна.
Как самозанятому открыть расчетный счет
- Продолжать пользоваться тем, который ИП открыл еще до перехода на самозанятость.
- Открыть новый, если он еще не был открыт. Необходимо предоставить в банк паспорт, ИНН, выписку из ЕГРИП (способ актуален для ИП на самозанятости).
- Сняться с учета в качестве плательщика НПД, зарегистрировать ИП, открыть новый РС и перейти на режим налога на профессиональную деятельность (способ актуален для физических лиц).
Список банков
- Тинькофф Банк.
- Сбербанк.
- Альфа-Банк.
- ВТБ.
- Совкомбанк.
Преимущества открытия РС для самозанятого
- Позволит увеличить доход. Предприниматель может сотрудничать не только с физическими лицами, мелкими организациями, но и большими компаниями, ведь крупным фирмам удобнее перечислять оплату на РС. Это удобно с операционной точки зрения, а также с точки зрения налоговых последствий. Эксперты сервиса Jump.Finance напоминает, что ФНС строго следит за перечислениями юрлиц на личные счета.
- Позволит разделать личные и рабочие финансовые потоки. Если на лицевой счет будут поступать деньги не от предпринимательской деятельности, то на расчетный – будет приходить только оплата по гражданско-правовым договорам за товар, услуги, работы.
- Позволит подключить эквайринг и получать оплату банковскими картами. Это удобно и для исполнителя, и для заказчика, ведь многие организации сейчас пользуются бизнес-картами, к которым привязан РС.
Стоимость регистрации и обслуживания расчетного счета
- Стоимость открытия: в большинстве банков бесплатное.
- Стоимость мобильного банка: от 0 до 200 рублей ежемесячно за оповещения, которые приходят на приложение в смартфоне.
- Стоимость интернет-банкинга: до 3000 рублей ежемесячно.
- Стоимость платежных поручений: зависит от банка – до 99 рублей за 1 поручение. Некоторые банки ставят ограничения по количеству документов, например, 10 «платежек» в месяц бесплатно, а далее – по обговоренному тарифу.
- Процент за вывод денежных средств на лицевой счет. В зависимости от банка предприниматель платит до 8% от суммы.
Источник: jump.finance