Представители микро- и малого и бизнеса считают, что получить господдержку бизнеса слишком сложно из-за организационных и законодательных особенностей. Затруднения при получении мер государственной поддержки связаны с недостатком знаний о формах господдержки со стороны предпринимателей, а также с низким уровнем компетенций госслужащих, взаимодействующих с бизнесом. Необходимо дополнительное информирование предпринимателей о способах получения господдержки, разъяснение непонятных моментов. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в январе 2020 года*.
Предприниматели в той или иной степени осведомлены о возможности получить поддержку со стороны государства на развитие бизнеса. 75% представителей микро- и малого бизнеса знают о мерах государственной поддержки предпринимателей, но только каждый десятый (9%) ей пользовался. Четверть представителей бизнеса ранее не слышали о мерах господдержки предпринимателей.
Представители малого бизнеса обращались за господдержкой чаще других предпринимателей. Так, 17% малого бизнеса обращались за господдержкой, в сегменте микро бизнеса доля ниже – 9%.
Спрос со стороны представителей бизнеса на программы господдержки не удовлетворен. Большинство предпринимателей (80%), не обращавшихся за господдержкой, считают, что получить ее сложно. 77% предпринимателей воспользовались бы поддержкой, если ее было бы легко получить.
Предприниматели обозначили причины, из-за которых не обращались за господдержкой. В первую очередь, получение господдержки представляется предпринимателям запутанным, долгим процессом: нужно собирать множество документов, доказать соответствие целому ряду сложных критериев отбора. Такого мнения придерживаются 28% предпринимателей, не обращавшихся за поддержкой. 23% указали, что не верят в помощь от государства, 19% считают, что для их бизнеса подходящие программы поддержки отсутствуют. Каждый десятый (10%) заявил о недостаточном количестве информации о получении господдержки.
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:
«Со стороны бизнеса есть спрос на господдержку, однако ее получение представляется сложным и долгим процессом. Предприниматели редко обращаются за господдержкой и часто не знают, как ее получить.
Для создания эффективной системы помощи предпринимателям не хватает слаженной системы межведомственного взаимодействия.
Бизнес хочет больше знать о возможных вариантах государственной поддержки, шагах её получения. Нужно создавать «единые окна» для заинтересованных предпринимателей, куда они могли бы обратиться и получить исчерпывающую информацию.
Другая важная мера – обучение госслужащих, которые работают непосредственно с представителями бизнеса. Сегодня они часто не могут ответить на возникающие у предпринимателей вопросы. Госслужащие должны понимать потребности предпринимателей, разговаривать с ними на одном языке, разрабатывать и тестировать меры поддержки вместе с бизнесом, разворачивать систему поддержки в сторону сервисной модели».
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных
«Слышали ли Вы ранее что-либо о государственных мерах поддержки российских предпринимателей?», в % от действующих предпринимателей микро- и малого бизнеса
Все респонденты | |
Да | 75 |
Нет | 25 |
*Инициативное комплексное социологическое исследование Аналитического центра НАФИ было проведено в январе 2020 г. В рамках исследования опрошено 1000 действующих предпринимателей микро- и малого бизнеса в 80 регионах России по репрезентативной выборке, проведена серия фокус-групп с действующими предпринимателями, имеющими опыт обращения за мерами государственной поддержки.
Источник: nafi.ru
Как поддержка малых предприятий работает сейчас и почему этого недостаточно. Мнение бизнесмена
В период пандемии коронавируса малые и средние предприятия оказались на грани выживания. Но, к счастью, государство пошло навстречу. Например, не может не радовать послабление по выплатам соцотчислений. Помимо такой «косвенной» поддержки, есть ещё и адресная помощь малым предприятиям, подобным нашему. И на деле её сложно назвать эффективной.
Если доработать некоторые механизмы, малый бизнес в России мог бы не просто выживать, а расти и развиваться значительно быстрее, чем сейчас.
Финансовая поддержка малого бизнеса
На уровне госзакупок есть механизм, призванный финансово помогать малому бизнесу: малые инновационные предприятия должны быть исполнителями или соисполнителями НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) у крупных заказчиков. Зачастую, когда объявляется конкурс на сайте госзакупок, участие в нём малых предприятий (МП) прописывается как обязательное условие. При этом не указывается конкретный состав и объём работ. Предполагается, что этот вопрос останется на откуп головному исполнителю, и он сам добросовестно выберет состав работ, найдёт соответствующего исполнителя из числа МП, а соответствующее министерство увидит отчёт о том, что МП действительно выступило соисполнителем.
Как это работает на деле
Предположим, объявляется конкурс на 100 млн рублей. Для МП это фантастическая сумма! Это как годовая выручка нашего бюро при активной работе по нескольким проектам. Шансы хотя бы на то, чтобы заявиться на конкурс, у малой компании нулевые: в портфолио ещё нет проектов и близких по стоимости. И конечно, крупное предприятие просто задавит новичка.
Но есть условие о привлечении МП, а значит, есть надежда хотя бы на участие в качестве соисполнителя. К сожалению, реальная вероятность такого сценария крайне низка.
Естественно, главный исполнитель контракта старается минимизировать риски. Технически ему проще иметь управляемую дочернюю структуру, де-факто являющуюся частью его же компании, а не искать нового подрядчика лишь на часть работ. Нежелание связываться с «незнакомцами» и рисковать вполне понятно.
В итоге соисполнитель в лице малого инновационного предприятия есть, работа выполнена. На бумаге всё выглядит красиво, формальности соблюдены. Вот только реальные МП почти не видят ни денег, ни таких заказов. Исключения случаются, но крайне редко. На практике адресные проекты на 5, 10, 15, 20 млн рублей выпадают на долю таких компаний разве что чудом.
А ведь если говорить про выпуск инновационной и технологичной продукции, то как раз малый бизнес может стать самым простым и быстрым решением. Оперативная проверка продуктовых гипотез, быстрое прототипирование и разработка, гибкое построение процессов и умение реагировать на изменения рынка и его конъюнктуры — вот что теряется, если исключить из цепочки небольшие компании. Большие предприятия хорошо справляются с серийным производством, но при работе с прототипами «молодёжь» явно проворнее. При запуске инновационных продуктов время — это не только деньги, но и порой ключевой фактор.
Как же действительно помочь малым предприятиям
Первый путь: проводить адресные сателлитные конкурсы именно под малые компании, на 5–20 млн рублей. То есть сразу отделить сумму, заложенную на малый и средний бизнес, и провести по ней отдельный конкурс от заказчика. При этом одновременно должно проходить два конкурса: на головного исполнителя и на МП в связке.
Второй путь: сразу выделять из бюджета объём средств (уже запланированный на поддержку МП), но проводить по нему отдельные конкурсы с научно-техническим консультационным советом. Либо это будет дополнительная нагрузка на существующую загруженную структуру, либо будет создано новое подразделение, отвечающее за поддержку и развитие кооперации с МП, со своими соответствующими показателями эффективности. Технически и организационно это самый простой сценарий. Но при этом вклад малого бизнеса в экономику страны может оказаться колоссальным.
И таких конкурсов должно быть больше. Иначе 100 млн рублей (те самые 10% на поддержку МСП), распределённые по ряду проектов с большим составом работ и ещё неопределённым исполнителем, МП даже не увидят, а крупные эту сумму легко «переварят» на своих условиях.
А вот те же самые 100 млн рублей в виде 20 проектов по 5 млн придутся очень кстати для МП: развиваясь сами, они будут развивать и отечественную промышленность. Это будут именно те условия, за которые малые компании смогут и будут бороться, а крупные не захотят им мешать. В перспективе промышленность от этого только выиграет.
Если сразу разыгрывать те самые 5–10% и через конкурсы давать их напрямую малым компаниям, они покажут отличный результат. Может быть, эти «крохи» дадут 80% всего полезного результата от выполняемых НИОКР. Да, это дополнительная административная нагрузка, но эти проекты нужно выставлять пакетами и в разных направлениях.
свою историю
на Секрет Фирмы
Ещё желательно, чтобы у малой компании была возможность продлить срок выполнения работ без риска штрафов. Бюрократические процедуры иногда так затягиваются, что с момента заключения контракта до сдачи остаётся совсем мало времени и сторонам приходится балансировать между рисками, обязательствами и штрафами. А МП просто не может начать работу без аванса.
Конечно, одними лишь механизмами ситуацию не исправить. Изменения должны произойти и на ментальном уровне. Руководителям отделов и предприятий в целом нужно увидеть плюсы от взаимодействия с МСП и начать выстраивать правильную работу.
Малому бизнесу нужно чувствовать адресную поддержку и взаимодействовать со структурными подразделениями крупных ведомств, которые будут заинтересованы в совместной работе и станут не только оглядываться на состоявшийся крупный бизнес, но и верить в растущий малый.
Источник: secretmag.ru
Считаете ли вы необходимой государственную поддержку малого бизнеса
Пресс-служба
Нацпроект для чистеньких Рассылка
- Новости Корпорации
- Новости МСП
- Фото материалы
- Видео материалы
- Информационный обмен
Малый бизнес собираются поддерживать прежними способами, только в больших масштабах. Однако эффективность этих способов под вопросом: число малых предприятий, несмотря на поддержку, не растет
Господдержка не улучшает положения малых предприятий. К такому выводу в очередной раз пришли аудиторы Счетной палаты (СП), оценив эффективность бюджетных трат на развитие микрофинансирования и гарантийной поддержки в регионах. «В 2015–2017 годах за гарантийной поддержкой обратилось около 0,1 процента от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), за микрозаймами — 0,3–0,4 процента. При этом выборочная проверка показала, что большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения», — сообщил на днях на коллегии Счетной палаты аудитор Андрей Перчян.
Заявления о низкой или отрицательной эффективности госпрограмм поддержки малого и среднего бизнеса Счетная палата делала и раньше. Так, в прошлом году СП констатировала: «Одна из основных целей Национальной гарантийной системы (система госгарантий для МСП, которые выдаются Корпорацией МСП. — “Эксперт”) — увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП, — не достигнута». Палата также предупреждала, что высокая степень исполнения плановых показателей по госпрограмме поддержки МСП — это не признак эффективности: показатели подгоняются под реальное положение дел. Целый ряд контрольных показателей на 2017 год были снижены по сравнению с 2014-м. Например, контрольное значение количества новых рабочих мест в секторе МСП снизилось с 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017-м.
Система поддержки МСП начала формироваться в 2007 году после вступления в силу закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209 и через десять лет, к концу 2018-го представляла собой два разрозненных направления — региональные меры поддержки и федеральные (а именно льготное кредитование плюс некоторые другие формы поддержки от Корпорации МСП, ранее МСП-банк). Но несмотря на то, что регионы добросовестно выдавали деньги, а Корпорация МСП — кредиты и гарантии, главная цель поддержки оставалась недостижимой: число предприятий малого и среднего бизнеса росло незначительно, и этот сектор так и не стал фундаментом российской экономики.
Вообще, оценивать эффективность господдержки малого бизнеса очень трудно, считает Анастасия Алехнович, директор Института экономики роста имени П. А. Столыпина, руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей: «Дело в том, что система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития имеет весьма ограниченный охват и не может серьезно заменить масштабную государственную политику, которая должна быть направлена на развитие гораздо более значимого числа субъектов МСП и затрагивать налогово-бюджетную, денежно-кредитную политику, контрольно-надзорную сферу, а также регулирование инфраструктурных монополий. Кроме того, усилия федеральных и региональных органов власти по созданию условий для развития МСП часто сводятся на нет уже на уровне муниципалитетов, которые пока не имеют серьезных стимулов для поддержки подобных предприятий. Там есть движение, но проблема остается».
По замыслу правительства, все может измениться благодаря нацпроекту по поддержке малого бизнеса, который стартовал в январе 2019 года. Отвечает за его реализацию Минэкономразвития, которое и определяет, как и на что будут потрачены почти полтриллиона рублей, выделяемые напрямую из федерального бюджета. В паспорте нацпроекта указано, что деньги будут тратить по пяти направлениям: улучшение предпринимательской среды, повышение доступности льготного финансирования, акселерация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и популяризация предпринимательства.
В результате нацпроекта малый бизнес должен стать движущей силой нашей экономики. К 2024 году Минэкономразвития планирует увеличить число занятых в секторе МСП с 19,2 до 25 млн человек, повысить долю МСП в ВВП с 22,3 до 32,5%, а долю МСП в общем объеме несырьевого экспорта — с 8,6 до 10%. Однако достичь этих показателей прежними способами будет сложно.
Малый бизнес наращивает оборот, но вот число предприятий не растет
Поддержка взаймы
«Я написал бизнес-план. На тот момент это был интернет-сервис по вызову сантехников, электриков и другого персонала. Когда я получал грант (речь идет о субсидии от Центра занятости на открытие собственного бизнеса. — “Эксперт”) спросил, можно ли приобрести оборудование у физического лица. Мне ясно и четко сказали: да, можно. Получил по гранту деньги.
Приходит время отчетности, и выясняется, что у физлица покупать нельзя, нужно предоставить чеки и гарантию, которых у меня нет, потому что я покупал б/у оборудование у физлица. В итоге вернул им деньги по суду. Больше не пытался обращаться к государству и пытаться не буду» — так описывает свой опыт получения господдержки от Центра занятости предприниматель Иван Гоцецура, один из героев проекта «Пилим по России» журнала «Эксперт».
До старта нацпроекта безвозмездная помощь предпринимателям в виде субсидий (грантов) на открытие дела оказывалась в большей степени за счет региональных бюджетов. В зависимости от ситуации условия ежегодно менялись, как и объем денег: иногда их хватает на всех начинающих бизнесменов, иногда нет. «Я обращался за поддержкой в городской и областной департаменты поддержки предпринимателей Владимира.
И ни там ни там получить поддержку не удалось. Хотя по всем критериям я подходил. Говорили: деньги закончились», — негодует Артем Cилонов, сооснователь сети пекарен из Владимира, также участник проекта «Пилим по России».
Другой наш собеседник, Антон, напротив, получил безвозмездную помощь во Владимире четыре раза, но и ему кажется, что система работает как-то неправильно. «Мы обращались за получением первоначального взноса на лизинг на покупку основных средств, в нашем случае это были грузовики. В нашем регионе максимальная сумма выплат была 500 тысяч.
Я понял, что программа отбора работает по количеству участников — потому что у нас был посредственный бизнес-план. По сути, этой программой могли воспользоваться откровенные мошенники. Мы получили эту поддержку два раза, на третий год, в связи с тем, что заявок стало больше, нам выплатили уже не 500, а 300 тысяч рублей. Непрозрачность — это первое, что отпугивает».
Объем кредитования МСП не вышел на докризисный уровень, несмотря на поддержку
«Мы полностью отказались от непрозрачных механизмов, таких как гранты и субсидии, и сосредоточились на том, чтобы обеспечить предпринимателям доступ к дешевым деньгам. На это у нас работают такие инструменты, как микрозаймы и льготное кредитование», — сказали «Эксперту» в Минэкономразвития РФ.
Речь идет о том, что ряд регионов для распределения денег между бизнесменами создают микрофинансовые организации. Региональные департаменты поддержки предпринимательства учреждают такие МФО и перечисляют деньги из региональных бюджетов. МФО должны выдавать займы тем представителям малого бизнеса, которые не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами — небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т. д. При этом даже небольшие объемы поддержки МСП могут позволить себе далеко не все регионы: порой таким государственным МФО приходится самим занимать деньги в банках, чтобы потом раздать их малому бизнесу.
А Счетная палата выявила случаи, когда микрозаймы от государственной МФО предоставлялись предпринимателям, которые сами оказывали финансовые услуги, в том числе выдавали займы и кредиты, и занимались коллекторской деятельностью.
Несмотря на критику, бизнесмены местные МФО ценят высоко: «Фонд микрокредитования — реальная структура, которая помогает предпринимателям. Условия щадящие, пакет документов минимальный, процентная ставка — семь-девять процентов годовых. Мы трижды кредитовались в ФМСО (Некоммерческая микрокредитная компания “Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области”. — “Эксперт”)», — делится опытом Андрей Родионов, предприниматель из Саратова, участник проекта «Пилим по России».
В Минэкономики хотят и дальше развивать микрофинансирование малого бизнеса, льготный лизинг, запустить альтернативные источники финансирования, в том числе биржевые инструменты для МСП. В рамках нацпроекта предусмотрено развитие или докапитализация микрофинансовых организаций. Кроме того, будет внедряться сервисная модель поддержки МСП в рамках центров «Мой бизнес» (некий аналог «Моих документов» для физлиц) — там можно будет оформить все документы, получить консультацию или пройти обучение. К 2024 году планируется обучить не менее 450 тыс. человек.
В целом в Минэкономразвития уверены, что и сегодня помощи выделяется достаточно, вся проблема — в популяризации мер поддержки.
Корпорация добра
Кроме помощи от регионов малые предприятия могут получить кредит или заем на льготных условиях через Корпорацию МСП. Такие займы выдает не сама корпорация, а специально отобранные и авторизованные банки, сейчас таких банков 69.
Корпорация МСП была основана в 2015 году на базе Агентства кредитных гарантий. Сейчас она на 67,7% принадлежит государству и на 32,3% — Внешэкономбанку. Ежегодно происходит ее докапитализация из федерального бюджета. С 2015 года нарастающим итогом корпорация оказала финансовую поддержку субъектам МСП на два триллиона рублей.
Напомним, до декабря 2018 года льготные кредиты при поддержке Корпорации МСП выдавались бизнесу по программе «6,5%». Столь низкая ставка может ввести в заблуждение: на самом деле это ставка, по которой банки получали средства от Банка России под поручительство Корпорации МСП. Схема выглядела так: банк получал в ЦБ кредит под поручительство корпорации по ставке 6,5%, при выдаче кредита заемщику к этой ставке добавлялись расходы корпорации и банковская маржа — 3–4% в зависимости от приоритетности отрасли. Так, компании из списка приоритетных отраслей, например инновационные, высокотехнологические и сельскохозяйственные, в итоге получали займы максимум под 9,6%, а все остальные — под 10,6%.
Второе направление работы Корпорации МСП — субсидирование процентной ставки или финансирование выпадающих доходов для банков, которые выдают кредиты малому и среднему бизнесу. В этом случае максимальная ставка для предпринимателей составляла не более 8,5%. Это замечательная программа, и многие предприниматели хотели бы получить кредиты под такие проценты, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что и это доступно не всем. Для этого малые предприятия должны соответствовать ряду критериев самой корпорации и пройти скоринг у банков. Требования к заемщикам у банков понятные: отсутствие любых долгов и судов, положительный бухгалтерский баланс и т. п. Но для большинства МСП это часто означает фактическую недоступность госпомощи от Корпорации МСП и банков.
В корпорации полагают, что в целом справляются с задачей повышения доступности финансирования для МСП. Однако оценить результаты ее работы трудно — нет сведений о том, как меняется выручка или рентабельность предприятий, получивших поддержку. «Поддержку получают всего два-три процента фирм, и как они используют ее — непонятно.
По данным корпорации, большая часть фирм в итоге показывает рост: растет либо число сотрудников, либо выручка, либо еще что-то. Но неизвестно, как росли эти показатели в целом, как они менялись. То есть нам трудно сравнить и, соответственно, трудно говорить о какой-то эффективности. Но в целом надо сказать, что доступность банковского кредитования улучшилась и процентная ставка становится ниже», — поясняет Степан Земцов, старший научный сотрудник лаборатории инновационной экономики научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара.
В 2017 году росли выдачи кредитов МСП, но портфель уменьшался, отмечает Павел Самиев, генеральный директор агентства «БизнесДром». «Это было связано с тем, что торговые предприятия активнее кредитовались, то есть росли короткие займы, тогда как среднесрочные займы производственным предприятиям МСП, которые и поддерживает Корпорация МСП, сокращались, — объясняет г-н Самиев. — А вот 2018 год стал первым за много лет, когда росли и выдачи, и портфель кредитов МСП — это связано как раз с активизацией среднесрочного кредитования. Если бы мы убрали господдержку, портфель бы, вероятнее всего, стагнировал».
Что касается заемщиков, то можно утверждать, что в основном это рыночные истории, так как заемщики должны отвечать всем довольно жестким критериям, добавляет Павел Самиев. Можно сказать, что они и без поддержки Корпорации МСП получили бы заем в банке — просто не по льготной, а по обычной ставке. Степан Земцов соглашается: очень часто для оказания господдержки отбираются компании, которые будут и так расти. И за счет них удается показать рост поддерживаемых компаний. На самом деле это эффект отбора.
Объемы поддержки МСП в регионах слишком малы
Простая банковская арифметика
Согласно нацпроекту, только в этом году через корпорацию надо выдать субъектам МСП триллион рублей кредитов, а к 2024-му — довести уровень закредитованности сектора МСП до 10 трлн рублей (сейчас 6,8 трлн).
«В рамках нацпроекта более ста миллиардов выделено на повышение доступности финансирования. Самая большая часть заложена на кредит под 8,5 процента. Как работает эта программа?
Банк, который аккредитован в этой программе Корпорации МСП, выдает кредит под 8,5 процента тому предприятию, которое находится в реестре малого и среднего предпринимательства за минусом некоторых отраслей — например, там нет торговли. Потом 2,5 процента банк получает из бюджета Российской Федерации дополнительно. То есть в итоге банк получает 11 процентов по выданному кредиту», — говорит президент «Опоры России» Александр Калинин.
Правда, есть один нюанс: до сих пор банки не очень-то стремились поддержать инициативы министерства, да и теперь утверждают, что для них активное льготное кредитование малого бизнеса, даже с поддержкой от Корпорации МСП, невыгодно.
«Проблема не в том, чтобы найти спрос на деньги, а в том, чтобы найти спрос среди тех, кто их потом вернет. А это называется возвратностью, имеет определенные метрики и зависит от успешности бизнеса, — так объяснил логику банков в ходе обсуждения нацпроекта на площадке “Опоры России” Константин Бобров, председатель правления банка “Уралсиб”. — Давайте в терминах экономики.
Два с половиной — половина процентного пункта уходит на банковскую маржу, это немного. Один процентный пункт — это OPEX, обычно даже побольше, для того чтобы обслуживать малые предприятия. Сколько остается? Один процентный пункт на так называемую дефолтность. Много отраслей в МСП, где имеется дефолтность один процентный пункт или ниже?
Скорее всего, гораздо больше, а это уже чистый убыток. Да, конечно, банки добирают на том, что они еще оказывают дополнительные услуги — кросс-продажи, расчетно-кассовое обслуживание и так далее. Это повышает экономику взаимодействия с такими субъектами на несколько процентов. Хорошо, три-пять процентных пунктов — оставшаяся номинальная доходность.
Дефолтность заемщиков в большинстве суботраслей МСП пока что существенно выше». С ним согласился и Андрей Шаров, вице-президент Сбербанка: «Два с половиной процентных пункта — это не прибыль банка, это гросс-маржа: операционные расходы, принятие рисков и так далее.
Два с половиной процентных пункта, как правило, [дают] крупные и крупнейшие клиенты и самые “шоколадные” клиенты малого и среднего бизнеса, где риск и так минимальный. Поэтому когда мы дискутировали в правительстве, мы сказали: если будет два с половиной процентных пункта [гарантированной из бюджета маржи] — это десять процентов верхнего слоя всех клиентов. Вы убрали торговлю?
Уберите еще 50 процентов из этих десяти процентов. Если вы хотите раздать триллион, то возмещайте из бюджета как минимум три с половиной процентных пункта. Это не фантастика — это так было по прошлой программе. Что такое три с половиной процентных пункта? Это уже 50 процентов клиентов, и если торговлю не исключать, то мы прекрасно и спокойно выдадим триллион».
Впрочем, некоторые банки видят в кредитовании МСП хорошую возможность для заработка. «Несмотря на то что различные опросы показывают ухудшение ожиданий у предпринимателей, надо признать, что кризисные потрясения пройдены и бизнес адаптировался к новым условиям. С другой стороны, кредитование МСБ достаточно доходный бизнес, при этом банки усилили контроль за рисками, усовершенствовали скоринговые системы, в целом за последние пару лет выросла прозрачность в сегменте МСБ, что позволяет банкам более точно оценивать риски заемщиков, — рассказала Елена Потемкина, руководитель департамента развития кредитования среднего бизнеса Альфа-банка. — На рынке растет конкуренция за клиентов МСБ, что приводит к общему смягчению условий кредитования (повышению лимитов, расширению беззалоговых программ и так далее)».
Малый и средний бизнес всё чаще старается обходиться без кредитов
И снова «гильотина»
Насколько вообще эффективна раздача льготных кредитов, если мы хотим увеличить число малых предприятий? Возможно, стоит сосредоточиться на других мерах поддержки?
«Большинство МСП и не планируют расти. Для них становится важным отсутствие проверок и лишнего административного давления. Это зачастую гораздо более эффективно, чем предоставление кредитов», — убежден Степан Земцов.
О снижении административного давления, контрольно-надзорного гнета говорят в последние годы очень много. Ключевым решением должна стать «регуляторная гильотина» — так назвал предлагаемый способ борьбы с административным гнетом на бизнес Дмитрий Медведев, глава правительства. Позже Владимир Путин пояснил, что в результате будут полностью отменены все нормативные, регуляторные и надзорные требования для бизнеса, которые существуют на сегодняшний день. Вместо этого будут написаны и приняты новые, причем только те, что действительно необходимы для рынка, бизнеса, отрасли и потребителей.
«К сожалению, сегодня вокруг контрольно-надзорной деятельности сложилось целое кровососущее сословие, собирающее ренту, и они просто так свой кусок никогда не отдадут», — предупреждает Марина Блудян, первый вице-президент «Опоры России». Примером может быть то, как работает реестр проверок при Генпрокуратуре. «Есть плановые проверки и внеплановые, которые вносятся по специальным заявкам.
Заявки подаются в прокуратуру, и прокуратура разрешает или не разрешает эти проверки. Это все делается по 224-му закону. Но сегодня появилось огромное количество проверок, которые не подпадают под него. такие проверки осуществляются по КоАПу, который позволяет проводить различные виды специального контроля: расследования, мониторинги, срочные проверки. И, как оказывается, этих проверок больше, чем плановых и внеплановых под контролем прокуратуры. Более того, штрафов по некоторым ведомствам выписывается значительно больше по этим нестандартным проверкам, чем по нормальным, которые подпадают под контроль со стороны закона», — рассказал в ходе недавней пресс-конференции Борис Титов, бизнес-омбудсмен.
Источник: corpmsp.ru