Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Первое новое сообщение • 13 сообщений • Страница 1 из 1
сетевой маркетинг-харам или халяль
Ассаляму алейкум!подскажите является ли занятие сетевым маркетингом, таким например как компания «тенториум» дозволенным?если оно запретно с точки зрения получения прибыли, то можно ли просто подписаться и брать продукцию только для себя и своих родственников?
umm mansur
Re: сетевой маркетинг-харам или халяль
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
Дозволен ли сетевой маркетинг в исламе?
По поводу положения сетевого маркетинга в Шариате есть фетва Постоянного комитета:
Фатуа Постоянного Комитета Королевства Саудовской Аравии относительно компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира» и других компаний, занимающихся сетевым маркетингом.
Постоянному Комитету для научного исследования было представлено множество вопросов относительно работы компаний, занимающихся сетевым (пирамидным) маркетингом, наподобие компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира», которые, одним словом, занимаются тем, что убеждают какое-то лицо купить некий товар или продукцию, чтобы тот в будущем побуждал других людей к покупке этого товара или этой продукции. Последние же в свою очередь также будут побуждать кого-то купить у них эту продукцию и т.д. И чем больше слоев, участвующих в этом, тем больше получает первый человек, и стоимость этого вознаграждения достигает тысячи реалов. И каждый из членов побуждает того, кто после него, присоединиться к ним за вознаграждение, которое он может получить, если ему повезет в привлечении новых членов в список участников. И подобная операция называется Сетевым (Пирамидным) Маркетингом.
Хвала Аллаху.
Постоянный Комитет ответил на данный вопрос следующим образом:
Данный вид торговых операций запретен. И это потому, что целью такой операции являются деньги, а не товар. Подобный заработок может достигать десятки тысяч, в то время как цена продукта не превышает нескольких сотен. И каждый разумный человек, если у него будет выбор, предпочтет деньги.
И поэтому эти компании основываются в маркетинге и рекламе своего товара на представлении огромных сумм наличных денег, которые может получить участник маркетинга и завлечении большим заработком взамен на покупку какого-то товара за скудную цену. И поэтому продукт, который продает эта компания, является всего лишь прикрытием и путем, ведущим к получению денежной прибыли, и поскольку именно в этом состоит суть работы подобных торговых операций, то они являются запрещенными шариатом по ряду причин.
Сетевой маркетинг это харам? Как избавиться от долгов? Отвечает на вопрос Саидмурод Давлатов .
Первое:
Это то, что они содержат в себе два вида ростовщичества – ростовщичество надбавки (риба аль-фадль) и ростовщичество отсрочки (риба ан-насия).
Тот, кто начинает работать с данной компанией, платит небольшую сумму денег в надежде получить сумму денег, больше той, что он заплатил, а это является операцией – деньги за деньги при этом с отсрочкой и надбавкой. А это и есть ростовщичество, которое является запретным, исходя из текстов шариата и единогласного мнения всех исламских ученых. А тот товар, который продает компания, является лишь прикрытием для такого обмена и сам по себе не является целью для того, кто начинает работать с такой компанией, поэтому (факт наличия продажи товара) не играет никакой роли в вынесении постановления (относительно дозволенности или запретности сетевого маркетинга).
Второе:
Это является неизвестностью (гъарар), запрещенной шариатом. Потому что человек не знает, удастся ли ему набрать необходимое число клиентов или нет. И вся эта операция сетевого, или пирамидного маркетинга, сколько бы ни существовала, все равно когда-то подойдет к своему концу, и человек, когда он присоединяется к этой пирамиде, не знает, где он окажется – в верхних слоях пирамиды и будет среди преуспевших, или в нижних слоях и понесет убыток.
И действительность говорит о том, что большинство слоев пирамиды – проигравшие, кроме малого количества людей на самой ее верхушке. Таким образом, подавляющее большинство оказываются в убытке. В этом и состоит суть неизвестности (гъарара), а это колебание между двумя вероятностями – либо все, либо ничего. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил неизвестность, как это передает Муслим в своем сборнике.
Третье:
То, что содержат в себе подобные операции, относится к категории поедания компаниями имущества людей не по праву, поскольку от такой сделки выигрывает только компания и те из компаньонов, кому эта компания пожелает дать что-либо, с целью обмануть остальных. И относительно этого есть запрещающие тексты, а это слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не поедайте имущество друг друга не по праву» Ан-Ниса, 29.
Четвертое:
То, что в этих операциях имеет место обман, подлог и запутывание людей. Это с той стороны, что они выявляют продукт, как будто бы он является целью сделки, однако на самом деле все обстоит не так. А также то, что они обольщают людей большими суммами денег, которые на самом деле в большинстве случаев не достигаются. И это является обманом, запрещенным шариатом.
И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто обманывает, тот не имеет ко мне отношения». Этот хадис передает Муслим в своем сборнике. Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Продавец и покупатель свободны в выборе, пока не разошлись, и если они оба будут правдивы и не будут ничего скрывать, то в их сделке будет баракат для них обоих, а если солгут и скроют, то будут лишены бараката в своей сделке».
Что касается слов, что такие сделки являются посредничеством, то это неверно, поскольку посредничество — это договор, где посредник сводит покупателя с продавцом за вознаграждение. Тогда как в сетевом маркетинге тот, кто вступает в такую компанию, сам платит деньги за то, чтобы продать товар.
Также, при посредничестве целью является именно сам продукт, в отличие от сетевого маркетинга, где истинной целью сделки является продажа денег, а не продукта. И поэтому получается, что тот, кто вступил в эту компанию, продает тому, кто продает тому, кто продает. При посредничестве же посредник продает тому, кто действительно заинтересован именно в данном товаре. И разница между этими двумя случаями очевидна.
Что же касается слов, что деньги в данном случае из разряда подарка, то это также неверно. И даже если согласиться с этим, то не каждый подарок дозволен шариатом. Например, если сделать подарок тому, кому ты что-либо должен, является ростовщичеством. И поэтому сказал Абдуллах бин Салям Абу Бурде, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, ты находишься на земле.
И здесь распространено ростовщичество. И если кто-то что-то тебе должен и он подарил тебе пучок сена или горсть овса или соломы, то это будет ростовщичеством». Этот хадис приводит аль-Бухари в своем сборнике. Подарок имеет такое же шариатское постановление, как и то, по причине чего он возник.
И поэтому относительно сборщика закята, который пришел и сказал: «Это вам, а это мне подарили», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сидел бы ты в доме своих родителей, и тогда посмотрел бы, подарили бы тебе или нет». Этот хадис предали аль-Бухари и Муслим. И эти деньги используются для того, чтобы люди вступали в компании сетевого маркетинга, и какими бы именами это ни называли, будь то подарок, презент, или как-то еще, то это нисколько не меняет сути и шариатского постановления относительно него.
И осталось заметить, что появились такие компании на рынке, которые использую стратегию сетевого маркетинга, как например, «Смартс Уэй», «Голд Куест», «Сэвен диамонд», и постановление относительно них не отличается от постановления относительно обсуждаемых выше компаний, даже если они и отличаются тем, какой продукт они представляют.
А успех от Аллаха, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Постоянный Комитет Королевства Саудовской Аравии по научным исследованиям и вынесению фатауа. Фатуа под номером 22935, дата 14.3.1425 год по хиджре.
При этом необходимо учитывать, что системы работы в подобных видах бизнеса отличаются. Поэтому, для более конкретного ответа надо знать систему работы.То, что описано в фетве, является основным принципом работы таких сетевых маркетингов.
Если же вы не собираетесь заниматься данным видом деятельности, а хотите приобретать у них продукцию для пользования, или для родственников, то ничего запретного в этом нет, если купля-продажа проходит в соответствии с Шариатом.
И Аллах более Сведущ!
Абу Ахмад
Re: сетевой маркетинг-харам или халяль
ассаляму алейкум, джазака лаху хайран за ответ.в фетве написано»Тот, кто начинает работать с данной компанией, платит небольшую сумму денег в надежде получить сумму денег, больше той, что он заплатил».для того, чтобы вступить в эту компанию необходимо заплатить 500 рублей.но у меня нет цели получить большую сумму денег, я просто хочу пользоваться продукцией этой компании, потому что убедилась в её эффективности.халяль ли вносить эти деньги?
umm mansur
Re: сетевой маркетинг-харам или халяль
ответьте ради АЛЛАХА
umm mansur
Re: сетевой маркетинг-харам или халяль
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах. Очень волнует вопрос сотрудничества с сетевыми компаниями. Из фетвы ясно, что заниматься рекрутингом — харам. Но ведь прибыль верхних словем пирамиды и берется собсвтенно с продаж, пускай и копеечных.
И покупая что-то для себя я так или иначе поддреживаю компанияю, я тем или иным образом рекламирую их продукцию (скажем рассказывая друзьям о том как она мне помогла). Не получается ли это поддержанием ростовщичества?
Ведь если человек говрит, я не хочу рекрутировать, я хочу покупать/продавать. не подобно ли это словам сотрудника банка » я же кредиты не выдаю, я в другом отделе работаю».
Ответьте пожалуйста. т.к. я долгое время пользуюсь продукцие одной сетевой компании и уже привыкла к ней. мне нравится ее качество и т.д., но после прочтения фетвы, теперь мне кажется это запретным.
Джазаки Аллаху хейран!
Spirit
Re: сетевой маркетинг-харам или халяль
Уа алейкум салям уа рахматулЛахи уа баракятух!
Spirit писал(а): Из фетвы ясно, что заниматься рекрутингом — харам
В вышеприведённой фетве Постоянного комитета нет упоминания ни прямо, ни косвенно о рекрутинге, если вы имеете в виду под рекрутингом (подбор персонала).
Ведь суть сетевого маркетинга заключается в привлечение большого объёма денежных средств посредством обмана. Эти компании всего лишь на все во прикрываются товарами. Поэтому, здесь и речи нет о рекрутинге.
Spirit писал(а): Но ведь прибыль верхних словем пирамиды и берется собсвтенно с продаж, пускай и копеечных
В сетевом маркетинге прибыль верхних слоев берётся не совсем от продаж. Структура сетевого маркетинга работает по принципу завлечения большего количества людей в сеть, которые обязаны платить взносы для входа. При этом этот взнос для входа выплачивается либо откровенно: человек обязан заплатить входной взнос, представленный в виде определённой суммы.
Либо человек должен приобрести что-то (товар, каталог, обучающий диск и т.д.), и только тогда он может войти в систему и участвовать в дальнейшем сетевом маркетинге компании, который осуществляется по такому же принципу. Люди под вами проделывают то же самое, пока количество людей под вами не достигнет определённого предела, после чего компания дарит вам определённую степень: изумрудную, золотую и т.д. попав на которую вы начинаете получать зарплату, если даже в течение месяца ничего не сделаете.Откуда у компании деньги выплачивать такие суммы для людей, достигших изумрудной или золотой степени. Не от продаж, как это происходит в классической форме ведения бизнеса, а именно от новых вкладов тех, которые также в будущем мечтают добраться до вашей степени.
Однако, есть компании, которые пытаются использовать подобный сетевой маркетинг для распространения своей продукции, которую они действительно продают в больших объёмах, т.е. они пользуются спросом, и участники данной сети получают свой заработок от объёма продаж, которые произошли по вашей сети (по вашей ветке). Таким образом, некоторые компании предлагают своим клиентам моментальное и обговоренное вознаграждение за маркетинг, то проблем участия в такой форме маркетинга нет, если только не требуется входной взнос для этого, а также сутью участия является именно распространение разрешённой продукции, цена за которую не превышает рыночной цены аналогичной продукции. При этом некоторые не ставят условие, чтоб покупатель их продукции становился участником их сети. Покупатель просто покупает и пользуется их продукцией.
Для большей ясности в этом вопросе можно привести слова шейха Абдулла Ас-Сульми, который сказал по поводу сетевого маркетинга и религиозного положения вхождения и участия в нём: «Я считаю, что возможно участие в сетевом маркетинге, если будут соблюдаться три условия: первое условие, компания не должна ставить условие, тому, кто желает участие в маркетинге, чтоб он купил товар. Второе условие: цена на продукцию не должна превышать обычную цену аналогичной продукции, имеющейся на рынке. Третье условие: компания не должна ставить условие: платы входного вклада для входа в маркетинг. Поэтому я с полной уверенностью говорю, что нет такой компании, которая использует метод сетевого маркетинга, чтоб она смогла соблюсти все три этих условия».
Что касается покупки продукции, при этом, не участвуя в самом сетевом маркетинге, и если сама продукция является дозволенным Шариатом, то проблем нет. Что касается скидок для участников, то причиной скидок является членство или вступление и участие в их маркетинге, а это означает согласие с их условиями, то этого делать нельзя и пользоваться такими скидками соответственно нельзя.
И Аллах более Сведущ!
Абу Ахмад
Re: сетевой маркетинг-харам или халяль
Ассаляму алейкум ва рахмату-Ллахи ва баракятух.Сейчас существует такой вид заработка:маркетинговые кампании предлагают заполнить анкеты с различными вопросами и за это они платят деньги.Делают они это с целью маркетинговых исследований.Небольшая цитата из Википедии:» маркетинговые исследования — форма исследования, которая фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей.» В общем, суть в том, что производители товаров и услуг постоянно проводят подобные исследования, с целью изучать желания и предпочтения потребителей.Вернее, производители товаров и услуг заказывают подобные исследования, и собственно проводят их специализирующиеся на этом опросные компании. Дозволен ли такой вид заработка?
Источник: www.whyislam.to
Сетевой маркетинг – халяль или харам?
«Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными или сбытовыми агентами.
Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которой сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь, на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продав покупателю определенный товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных сетевых компаниях их называют по-разному — партнерами, независимыми владельцами бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам, независимыми агентами и т. д.)»[1].
Условия, при которых сетевой маркетинг является халяльным (дозволенным с точки зрения канонов Ислама), а также халяльные бонусы:
1. Обязательное наличие товара, как правило эксклюзивного, либо услуги.
2. Дистрибьютор сетевой компании сам пользуется продуктом либо услугой компании.
3. Продукт эксклюзивный, высокого качества, нужный и полезный. Не содержит запрещенных Исламом ингредиентов.
4. Несколько видов дохода:
— можно просто пользоваться хорошим качественным продуктом со скидкой;
— разница между дистрибьюторской и клиентской ценой (как и в традиционном бизнесе — опт и розница) — этот вид дохода не обязательный, то есть продавать необязательно. Но в этом случае дистрибьютор сначала на собственные деньги закупает продукцию у компании, чтобы в дальнейшем предлагать потенциальным клиентам;
— доход от личных покупок или возврат с покупок (такой же дисконт, который предлагают обычные магазины), что перекликается с возможностью пользоваться со скидкой (выше);
— доход от товарооборота группы, которая создается в результате рекламно-информационной деятельности агента А и зависит от его личной активности. То есть если в группе есть агент В, который работает более результативно, создает товарооборот больше, чем остальные партнеры агента А вместе взятые, то и вознаграждение агент В получает больше, чем агент А. Здесь имеет значение карьерный рост агента, то есть чем более активно человек работает, тем выше поощрение.
— другие поощрения от компании за активную работу, такие как создание товарооборота, путешествия, подарки и т. д.
5. Обязательная система обучения, позволяющая дистрибьюторам, не имеющим опыта и знаний, в кратчайшие сроки достигать высоких результатов в бизнесе. Обучение на начальном этапе бесплатное!
6. Возможность с минимальными вложениями (покупка товара, обучение) создать высокодоходный бизнес, позволяющий изменить качество жизни.
7. Неизменный личностный рост, духовное развитие.
8. Четкое планирование своих действий для получения определенного результата — это бизнес статистики. Самодисциплина.
9. Прямая заинтересованность вышестоящего дистрибьютора в результативности и успехе нижестоящих партнеров — это командный бизнес. Только помогая другим, мы сами становимся успешными.
10. Ответственность за свой результат, за результат своих партнеров.
11. Дисциплина, четкий алгоритм действий.
12. Отсутствие риска: если даже не сумеешь построить бизнес, ты в любом случае покупаешь продукт, который имеет определенную ценность.
Отмечу, что сетевой маркетинг, те проценты, которые получает продавец, не имеет никакого отношения к запрещенному в Исламе ростовщичеству. В сетевом маркетинге не используется дорогостоящая реклама, а задействован потенциал продавцов, лично финансово заинтересованных в объемах продаж. Главное — наличие качественного продукта, отсутствие очевидного обмана и обоюдное согласие при купле-продаже.
Сетевой маркетинг считается харамным (недозволенным с точки зрения канонов Ислама) при условиях:
1. Отсутствие товара либо наличие товара, не имеющего никаких отличительных свойств, который можно купить в других магазинах, как правило, дешевле (это либо финансовая пирамида либо завуалированная финансовая пирамида).
2. Вознаграждение агенту выплачивается не с товарооборота, а за вовлечение новых агентов.
3. Тот, кто пришел раньше в такую сеть, независимо от своей активности, будет всегда получать больше, чем тот, кто пришел позже.
4. Обещание баснословных доходов с целью завлечь кандидата, чтобы он принес деньги.
5. Риск потери денег, которые агент отдал либо за ненужный товар, либо просто за возможность привлечения новых агентов и получения прибыли.
Запрещающие сетевой маркетинг фетвы (исламские богословские заключения) имеются в сети. Но, к сожалению, большинство читателей не вникают в суть запрета и причины, а обобщают, говоря, что сетевой маркетинг запрещен. Я изучил фетвы. Запреты, упоминаемые в них, были выведены на основе конкретных местных компаний, которые строили финансовые пирамиды и называли это сетевым маркетингом. Финансовые пирамиды запретны, а халяльный сетевой маркетинг — нет.
Приведу несколько выдержек из запрещающих фетв.
Члены постоянного комитета по изданию фетв Саудовской Аравии вынесли постановление (фетву) под номером 22935 о запрете схемы сетевого маркетинга. Первой и самой главной причиной вынесенного ими решения о запрете является то, что схема сетевого маркетинга содержит в себе оба вида запрещенного шариатом ростовщичества. Человек платит компании небольшую сумму денег в надежде получить сумму больше той, что он заплатил, а это является операцией — деньги за деньги, при этом с отсрочкой и надбавкой. Второе, это неопределенность (гарар)[2], которая, прежде всего, заключается в том, что работник сетевого маркетинга не может предугадать, удастся ли ему собрать необходимое число клиентов для получения вознаграждения, притом что его деньги уже вложены, и каким оно будет вообще»[3].
«Всемирная академия Фикха 17-го июня 2003 г. вынесла аналогичную фетву»[4].
«Египетский дом фетв пересмотрел вынесенную ими ранее фетву о дозволенности сетевого маркетинга и постановил его запретность»[5].
«Совет муфтиев Иордании также вынес постановление о запретности сетевого маркетинга»[6].
Высказывающие мнение о запрете обоснуют это наличием ростовщичества, двусмысленности и неопределенности таких схем. Но все это имеется лишь в финансовых пирамидах и недозволенном сетевом маркетинге.
P. S. Сам состою в двух сетевых компаниях (в одной более пяти лет, в другой — около года). Из личного опыта знаю, что работают они в рамках канонов. Нет ни принуждения что-то никчемное покупать, ни требований что-то продавать, ни требований привлекать новых клиентов, нет того, о чем говорят запрещающие фетвы.
Есть качественный эксклюзивный продукт и грамотно построенная стратегия по его распространению. Никакого принуждения и наличия «двух сделок в одной»[7]. Можно быть просто потребителем хорошего продукта со скидкой и бонусами, а можно заработать на реальных продажах и грамотном продвижении продукта.
Активные продавцы многому учатся в халяльных сетевых компаниях, набираются опыта работы и приобретают коммуникативные навыки высокого уровня.
Предполагаю, очень даже распространены харамные сетевые компании. Большинство инертной массы людей хотят получить все и сразу[8], быстро разбогатеть, не обращая внимания на способы и методы. Но эта неправильность есть не только в сетевом бизнесе, она присутствует и в религиозной сфере (радикальные и иные секты), и в политической (критикующие все бездельники, живущие на иностранные гранты, или политические партии, декларирующие на выборах одно, а после не делающие ничего полезного для народа), и в бизнесе (мошеннических схем великое множество), и в культуре (на госсредства по обоюдно выгодной корыстной схеме создаются никчемные «шедевры»), и в спорте (договорные бои, где изначально для определенного круга лиц известен победитель) и т. д.
Люди, имеющие узкое видение, часто рисуют картины, не имеющие ничего общего с реальным положением и концепцией сетевой компании. Но в то же время есть те, которые своими действиями занимаются оздоровлением этой индустрии, как и любой другой. Поэтому проблема не в сетевом маркетинге, не в религии или политике, а в самих людях.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[7] На это в исламском богословии имеется запрет. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 218, хадис № 1231, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан ан-насаи [Свод хадисов имама ан-Насаи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999.
С. 479, хадис № 4632, «хасан сахих».
Сетевой маркетинг можно рассматривать как две независимые торговые сделки. Ученые разошлись лишь во мнении относительно классификации этих двух сделок. Одни ученые назвали эти две операции «покупкой» и «вознаграждением за некие услуги», другие «покупкой» и «оказанием посреднических услуг».
[8] А меньшинство этой серой массы, независимо от вероисповедания, любят все запрещать и отрицать, обосновывая тем самым свое безделье и лежебокость.
Теги:
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.


- Аят дня
- Хадис дня
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [религиозности; не смотрит на форму] и богатства ваши [кто сколько заработал, чего достиг; сколь дорогой костюм или часы на себя надел], однако смотрит на сердце каждого [что оно говорит, чем живет, куда стремится; чем наполняется временами, переполняется] и дела [длиной в годы, десятилетия… жизнь]»[1]. [dzenline] Ссылки на богословские первоисточники и комментари
Ваш сон Мы сделали покоем (отдыхом). [Можете поинтересоваться у тех, кто страдает бессонницей, каково это — жить без здорового сна. Вы пользуетесь этим естественным покоем каждый день, отдыхая, набираясь сил и в очередной раз «воскрешаясь» утром обновленным человеком.] (Св. Коран, 78:9).
Источник: umma.ru
Дозволен ли сетевой маркетинг?

Многих мусульман волнует вопрос – можно ли заниматься сетевым маркетингом? Суть этого явления заключается в том, что некая фирма предлагает человеку купить определенный товар с целью его последующего распространения. Чем большему числу людей он сможет его продать, тем больше денег (в виде процента от продаж) он получит. Исламские ученые в большинстве своем отрицательно относятся к подобному явлению. Почему – в своей статье Абу Али аль-Ашари подробно рассматривает суть этого вопроса.
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам!
Сетевой маркетинг и точки зрения Ислама
Важным условием торговой сделки (байя) помимо собственно самой сделки, является отсутствие дополнительных условий, которые не предполагаются самой этой сделкой. Что это означает? К примеру, человек покупает машину, а продавец ставит условие – чтобы раз в неделю он дал ему пользоваться этой машиной. Это условие называется «шарт фасид», поскольку изначально торговая сделка этого не предполагает. Она предполагает только тот факт, что, когда покупатель оплачивает товар, этот товар переходит в его собственность, а продавец, соответственно, получает деньги.
Если при этом ставятся условия, которые не предполагаются самой сделкой, а также они не являются каким-то повсеместно распространенным правилом (урфом) – условием, которое все однозначно принимают (при этом данное условие не запрещено Шариатом – как риба, к примеру), то такая сделка не будет действительной. Ростовщические проценты тоже где-то могут стать обычаем, но такие условия не принимаются, поскольку это однозначно запрещено шариатскими текстами. Бывают условия, которые шариатские тексты в принципе не запрещают, но и повсеместным правилом они не являются – тогда данные условие нельзя будет ставить при заключении сделки, эта сделка будет называться байа фасид. Согласно ханафитскому мазхабу такую сделку следует расторгнуть, и подобные сделки заключать нельзя.
Сетевой маркетинг является примером такой сделки. В системе сетевого маркетинга продаются какие-то бесполезные, некачественные вещи, которые на обычном рынке продать было бы нельзя – они не смогли бы конкурировать с другими товарами.
Но суть этого явления заключается в том, что, если человек купил у них какой-то товар, он становится частью этой системы, представителем их фирмы, он должен продавать этот товар следующим покупателям, за что будет получать определенный процент с продаж. Такая система является обычной пирамидой (как МММ и прочие подобные организации), только здесь в роли билетов или ваучеров (которые там людям выдавали), выступает определенный товар.
Этим дополнительным условием все осложняется. В Шариате разрешена торговля, и формально здесь происходит купля-продажа. Но обычно это какой-то очень некачественный товар, при продаже его качества сильно преувеличиваются, он чрезмерно расхваливается, его недостатки скрываются (хотя если он такой хороший, то почему бы его не продавать на обычном рынке?). Товар в данном случае – это просто оправдание для этой сетевой схемы, задача которой состоит в привлечении большего количества людей в эту организацию, в эту систему. В этом суть этого сетевого маркетинга.
В Шариате это условие, — что если ты покупаешь товар, то ты становишься частью этой схемы, этой организации, есть байа фасид (недействительная сделка), поскольку нельзя ставить условием вступление в некую организацию при покупке какого-то товара («я тебе продам товар, если ты вступишь в нашу фирму, станешь ее представителем»). Такое условие недействительно, это шарт фасид, при сделке такое условие ставить нельзя. Это первая проблема, которая имеет место в этой системе сетевого маркетинга – с точки зрения именно формального фикха.
Вторая проблема заключается в том, что, когда этот человек (который покупает товар) становится представителем этой системы, он может получать определенный процент с каждой продажи. Но на самом деле он получает процент не с каждого покупателя, а начиная с определенного количества покупателей – к примеру, если он продаст этот товар не менее, чем десятерым людям, тогда он получит свой процент (есть определенный минимум людей, которым нужно продать товар, чтобы получить свой процент, а если их будет меньше, то он ничего не получает). Такое условие является гарар (неопределенностью).
В Шариате дозволяется быть агентом по продаже какого-то товара, — когда человек не владеет товаром, а просто представляет некую фирму, от имени которой он продает данный товар, и за каждый проданный товар он получает определенный процент от суммы сделки. Изначально подобная сделка дозволена, можно быть торговым агентом, когда у него есть договор с фирмой, что он будет получать определенный процент с каждой продажи. Но такое условие работы – что он получит свой процент, только если продаст товар не менее, чем десятерым покупателям (а если продаст девятерым, ничего не получит), является гарар, неопределенностью в оплате труда, и подобное условие не будет действительным. Подобный договор заключать нельзя.
Вот какие существуют две основные проблемы в этой схеме сетевого маркетинга – шарт фасид в заключении договора и гарар при оплате труда агентам, представителям этих сетевых организаций.
Это что касается формальной точки зрения на сетевой маркетинг – с точки зрения фикха.
Что касается экономической точки зрения, то сама эта схема несет в себе вред, поскольку сам по себе товар, который распространяется через эту систему, не имеет никакой ценности, обычно это какие-то бросовые вещи, которые никому не нужны. Люди, которые их покупают, хотят просто таким образом вступить в эту фирму, стать частью этой схемы, чтобы иметь возможность распространять его дальше, получая свой процент от продажи. Известно, что многие люди разорялись на этой схеме – они покупали эти ненужные вещи в большом количестве, чтобы продать их большему количеству людей, но не могли найти клиентов и теряли все свои деньги. Поскольку эта схема – с точки зрения экономики – является обычной пирамидой, где товар служит средством отвлечения внимания, чтобы люди думали, что это просто купля-продажа, и ничего не заподозрили, не почувствовали никакого подвоха.
По двум этим основным причинам в этой системе нельзя работать, нельзя заключать эти сделки.
Следующий вопрос, который здесь возникает:
Можно ли покупать этот товар в данной системе?
Если условием покупки не будет являться вступление в эту систему, в эту организацию, — это первый момент, и, если не будет разницы в цене при вступлении и при отказе вступать в эту систему (и сама цена будет соответствовать рыночной), этот товар покупать можно, поскольку здесь не будет этих запретных условий. Если любой человек может прийти и купить этот товар, если он доступен для массового покупателя, если не ставится условием вступление в эту схему, и цена товара будет приблизительно равняться рыночной, тогда товар можно покупать. Это будет дозволенной покупкой. Но если условием покупки будет являться вступление в эту организацию, тогда это условие недозволенное. Такие договоры — с такими запретными условиями — заключать нельзя.
При этом кэшбэк – в отличие от сетевого маркетинга – будет дозволен. Это распространенное условие, когда человек владеет определенной картой, и при покупке в сетевом магазине или в онлайн магазине, ему на эту карту возвращается определенная сумма.
Такое условие изначально является шарт фасид, — если продавец оговаривает при покупке, что он вернет часть денег покупателю. Изначально это условие недействительно, поскольку при сделке нельзя ставить условием табарруа, щедрость или подарок (со стороны продавца или со стороны покупателя). Но если такое условие становится урфом – повсеместным обычаем, такая сделка будет дозволен, будет дозволен этот вид табарруа со стороны продавца, который берет на себя обязанность — возвращать покупателю часть денег за покупку (хотя он изначально являлся шарт фасид). Но это дозволено, поскольку повсеместно распространено, и здесь нет явно запретных вещей (как риба, продажи денег на деньги). Кэшбэк является довольно распространенной услугой или подарком со стороны различных сетевых магазинов, поэтому такая сделка будет дозволена.
Многие сетевые магазины предлагают такую услугу постоянным покупателям – что, если вы будете постоянно у них что-то покупать, они, со своей стороны, будет вам безвозмездно возвращать часть денег, которые вы у них потратили. Это делается для увеличения продаж, для привлечения клиентов – какой в этом экономический смысл, это не столь принципиально.
И хотя изначально и в сетевом маркетинге, и здесь есть шарт фасид, но разница с сетевым маркетингом состоит в том, что кэшбэк – это распространенная вещь, а условие сетевого маркетинга – когда при покупке вы обязаны стать частью некой фирмы, не является урфом.
Тем более, что почти все эти сетевые организации представляют собой мошеннические схемы, когда людям продаются какие-то бессмысленные вещи, а деньги человек получает за счет привлечения как можно большего количества людей в эту схему. То есть, человек продает какие-то бросовые вещи большему количеству людей, чтобы эти люди, в свою очередь, продали эти бросовые вещи еще большему количеству людей, и так далее. Все это противоречит макасидам, целям Шариата, поскольку суть торговли, с точки зрения Шариата – это принесение пользы (для покупателя, для продавца и для общества в целом). Но продажа бессмысленных вещей – которые никому не нужны, лишь с целью привлечения как можно большего количества людей в эту схему, не представляет собой никакого общественного блага.
При определении дозволенности или запретности какой-то сделки должны учитываться не только вопросы фикха, но и общие цели Шариата. По всем этим причинам большинство современных ученых — арабских, в частности, насколько мне известно, отрицательно относятся к сетевому маркетингу, выдают фетвы, где он запрещается. Муфтий Таки Усмани также выдал фетву, где запрещаются подобные сделки. Он считает, что это одна из разновидностей пирамиды, поэтому сетевой маркетинг не будет дозволенным.
Источник: azan.ru
