В самом конце 2018 года Минэкономразвития России высказалось о развитии малой торговли и давлении на неё со стороны торговых сетей. И вот как обстоят дела с малыми предприятиями торговли с позиции закона.
Есть госстратегия
Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируются и ретейлерам, и малой розничной торговле:
- единство экономического пространства;
- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- поддержка конкуренции;
- свобода экономической деятельности.
Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. № 2733 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (далее – Стратегия).
Цель Стратегии – создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста разнообразных форм предпринимательской активности.
Как Поставлять Товар в СЕТЕВЫЕ МАГАЗИНЫ. Отзыв Ученика /оптовый бизнес с нуля
Уточним, что под развитием торговой отрасли в Стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малого торгового бизнеса, среднего, крупного):
- независимо от выбранного торгового формата;
- при стабильных условиях ведения бизнеса;
- всесторонней гарантии прав;
- минимизации административного воздействия.
В частности, торговые сети относятся к современным форматам торговли, оказывающим положительное влияние на развитие экономики при условии обеспечения недискриминационных условий развития для несетевых торговых форматов (малых торговых предприятий и т. п.). Они способствуют привлечению иностранных инвестиций и сами являются важными инвесторами в экономику страны, поскольку:
- создают новые рабочие места;
- являются крупными налогоплательщиками.
При этом малое предпринимательство в торговле является важнейшей инфраструктурой для существования и развития малого и микробизнеса.
- продуктов питания;
- сельхозпродукции;
- изделий легкой промышленности.
Какие есть сложности
Уровень развития торговли неоднороден по различным территориям России. Это выражается:
- в уровне цен и обеспеченности населения торговыми площадями, товарным ассортиментом (т. е. в показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли);
- в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей.
Недостаточный уровень развития современной торговли приводит:
- к недостаточно высокому качеству обслуживания населения;
- сужению ассортимента;
- недостаточной прозрачности отрасли;
- низкой собираемости налогов.
Минэкономразвития России поддерживает формирование торговой политики, обеспечивающей:
Малый бизнес , или как выжить среди сетевых магазинов .
- развитие всех торговых форматов и каналов сбыта для всех категорий производителей;
- создание благоприятных условий для конкуренции и развития торговли.
Все форматы торговли – независимо от размера – признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие без вмешательства государства вследствие:
- роста предпринимательской активности;
- изменений предпочтений потребителей;
- стремления граждан к комфортной среде обитания.
По данным Росстата, доля сетевой торговли в России – 26,6%. В ведущих странах мира она занимает от 65% до 95%. Это говорит о том, что рынок розничной торговли в РФ в значительной степени менее монополизирован, чем розничные рынки развитых стран мира.
Ограничения и запреты
Торговым сетям и поставщикам продовольствия в торговые сети запрещено (ст. 13 Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» (далее – Закон о торговле):
- создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других хозяйствующих субъектов;
- нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования
Торговой сети, доля которой превышает 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах административно-территориального образования, запрещено приобретать или арендовать в этих границах дополнительную площадь торговых объектов для торговой деятельности по любым основаниям (ст. 14 Закона о торговле).
Также запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут стать недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (ст. 10 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В том числе запрещено:
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Если считаете, что в действиях торговцев есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, вы вправе обратиться с заявлением в ФАС России, осуществляющую контроль за соблюдением антимонопольного законодательства для проведения соответствующих мероприятий по проверке заявления о нарушениях.
Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).
Источник: buhguru.com
Российские непродуктовые магазины захотели стать малым бизнесом
Представители непродовольственного ретейла захотели приравнять себя к предприятиям малого и среднего бизнеса (МСП). Таким образом они надеются получить положенные субъектам МСП льготы и преференции, включая налоговые и кредитные каникулы, упрощённый порядок страховых взносов.
С таким предложением представители непродуктового рынка обратились в правительство. В письме компании пожаловались, что им не досталось господдержки, несмотря на колоссальные потери из-за введённых коронавирусных ограничений. Они предложили свой список мер, которые могли бы вернуть отрасль к жизни. Среди них:
- отсрочка по уплате НДС и страховых взносов по упрощённому порядку;
- досрочное обновление списка МСП и включение в него представителей непродовольственного ретейла.
Непродовольственный ретейл признали одной из пострадавших отраслей экономики в середине апреля, но многим игрокам рынка это не помогло. Сейчас многие сети из-за снижения покупательской способности и вынужденного закрытия магазинов уже ужались до масштабов среднего и даже малого бизнеса.
Однако попасть в список субъектов МСП и получить положенную им господдержку они не могут, поскольку реестр обновляется только раз в год в августе. Это означает, что предприниматели, чей размер уменьшился до критериев МСП после августа 2019 года, не могут претендовать на льготные кредиты и послабления, обещанные государством.
Непродуктовые ретейлеры предложили обновить список, не дожидаясь следующего августа, и дать бизнесу возможность воспользоваться преференциями для МСП задним числом. В частности, представители отрасли рассчитывают на:
- субсидирование расходов на зарплату в размере 1 МРОТ на сотрудника за каждый месяц простоя из-за коронавируса;
- снижение общей ставки страховых взносов с 30% до 15% с зарплат сотрудников, превышающих МРОТ;
- отмену налогов за второй квартал 2020 года (кроме НДС);
- кредитные каникулы и программу «3 п о 1/3», позволяющей реструктуризировать полученные до апреля 2020 года займы.
Альтернативным способом получения поддержки от государства могло бы стать включение компании в список системообразующих. Но для включения в этот список выручка предприятия должна превышать 15 млрд рублей в год. А у большинства непродовольственных магазинов и сетей оборот значительно ниже, отметил представитель сети хобби-магазинов «Леонардо» Борис Кац.
В Минэкономики пока не ответили на это письмо. Однако 13 мая ведомство внесло в правительство проект постановления о запуске кредитной программы поддержки занятости. На кредиты по ставке 2% смогут претендовать все компании, сохранившие не менее 90% сотрудников. Но платить полному штату в условиях отсутствия выручки практически невозможно, признали представители розничных сетей.
Поддержка МСП входит в задачи национального проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка предпринимательской инициативы». В 2020 году расходы на этот проект значительно увеличили в связи с экономическим кризисом.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!
Источник: secretmag.ru
Пятёрочка и Магнит, как ликвидировали малый бизнес
Малый бизнес является одним из главных движущих сил экономики, способствуя созданию рабочих мест и стимулируя инновации. Однако, в некоторых случаях, крупные компании могут оказать серьезное воздействие на малые предприятия. В данной статье рассмотрим вопрос о том, как сети супермаркетов «Пятёрочка» и «Магнит» привели к ликвидации малых бизнесов.
Повышение конкуренции
С появлением «Пятёрочки» и «Магнита» на рынке розничной торговли, множество малых предприятий столкнулись с растущей конкуренцией. Крупные сети предлагают широкий ассортимент товаров, низкие цены и удобное расположение магазинов, что привлекает потребителей. Малые предприятия, в свою очередь, испытывают затруднения в соперничестве с этими гигантами розничной торговли.
Снижение цен
Одним из главных способов привлечения клиентов крупными сетями является снижение цен на товары. Благодаря большим объемам закупок и эффективной логистике, «Пятёрочка» и «Магнит» могут предлагать более низкие цены, чем малые магазины. Для малых предприятий становится сложнее конкурировать, поскольку они не всегда могут получить такие же выгодные условия у поставщиков.
Удобство и широкий выбор
Еще одним фактором, привлекающим покупателей к сетям «Пятёрочка» и «Магнит», является удобство. Крупные магазины обычно предлагают более широкий выбор товаров и более комфортные условия для покупателей, такие как удобные парковки и удобное расположение магазинов. Это делает их более привлекательными для потребителей, что ведет к снижению посещаемости малых магазини, соответственно, ухудшению финансового положения малых предприятий. Потребители все чаще предпочитают делать покупки в одном месте, где они могут найти все необходимое, а сетевые супермаркеты предлагают именно такую возможность.
Реклама и маркетинг
«Пятёрочка» и «Магнит» инвестируют значительные средства в рекламу и маркетинговые кампании, чтобы привлечь больше клиентов. Их крупные бюджеты и ресурсы позволяют им проводить масштабные акции, скидки и промо-мероприятия, с которыми малым предприятиям сложно конкурировать. Более ограниченные ресурсы и отсутствие экономической мощи ограничивают возможности малых предприятий в продвижении своих товаров и услуг.
Зависимость от поставщиков
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются малые бизнесы, является зависимость от поставщиков. Сети «Пятёрочка» и «Магнит» имеют больший оборот и могут закупать товары в больших объемах, что позволяет им получать более выгодные условия сотрудничества с производителями и дистрибьюторами. Малые предприятия, в свою очередь, не всегда могут получить такие же выгодные условия и сталкиваются с более высокими закупочными ценами, что сказывается на их конкурентоспособности.
Технологический прогресс
В современном мире технологии играют важную роль в розничной торговле. Крупные сети активно внедряют новые технологии, такие как онлайн-заказы, доставка товаров, программы лояльности и т.д. Это обеспечивает им дополнительные возможности для привлечения и удержания клиентов. Малым предприятиям может быть сложно справиться с такими технологическими инновациями, особенно в случае ограниченных финансовых ресурсов и отсутствия опыта в этой области.
Вывод
В результате влияния сетей супермаркетов на малый бизнес, многие предприятия столкнулись с трудностями и вынуждены были закрыть свои двери. Однако, несмотря на эти трудности, малый бизнес продолжает оставаться важным фактором экономики. В ряде случаев, малые предприятия находят свою нишу в специализированных сегментах рынка или ориентируются на предоставление уникальных товаров и услуг, которые не могут быть полностью заменены сетевыми супермаркетами. Также, многие малые предприятия активно используют преимущества интернет-торговли и создают свои онлайн-платформы, чтобы достичь большей аудитории и удовлетворить потребности клиентов.
Государственные органы и организации также осознают важность малого бизнеса и предпринимают шаги для поддержки и защиты его интересов. Это включает в себя разработку программ финансовой поддержки, обучение и консультации для малых предприятий, а также создание условий для развития их конкурентоспособности на рынке.
Источник: dzen.ru