Перед социальным предпринимательством ставятся серьезные и масштабные цели, в соответствии с которыми должна строиться стратегия развития социальных предприятий, оцениваться эффективность этого развития.
- повышение уровня и качества жизни населения;
- достижение социальной миссии и социальных изменений;
- инновационное развитие и инновационный рост социальной сферы;
- обеспечение помощи сообществу и нуждающимся;
- формирование и устойчивое поступательное развитие экономического сектора страны.
Для достижения этих целей необходимо обозначить и обеспечить приоритетные направления инновационного развития социального предпринимательства, разработать комплексную модель социально-экономической деятельности данного феномена как одного из основных элементов инновационного производственного механизма.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Как устроено социальное предпринимательство: Лекция 1.1. Кто такой социальный предприниматель
Задачи социального предпринимательства
Замечание 1
Для укрепления и распространения социального предпринимательства необходимо решить две основные задачи: создание нормативной базы и информационное сопровождение.
Создание нормативной базы, законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», активное включение государственных структур в процесс финансирования социального предприятия на начальных этапах его развития. Необходимо придать социальному предпринимательству определенный статус, отграничить данную сферу деятельности, что будет способствовать расширению социального предпринимательства.
Активное информационное сопровождение, осуществление просветительской кампании. Модель социально ориентированного бизнеса позволяет раскрывать идеи и результаты социальных проектов с разных позиций. Информационная кампания должна ориентироваться на представителей региональных органов власти, общественность, потенциальных социальных предпринимателей.
«Цели и задачи социального предпринимательства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Привлечение внимания общественности к феномену социального предпринимательства должно изменить к нему отношение, показать его всеобщую значимость и жизнеспособность.
Информационная кампания, направленная на поддержку социального предпринимательства, помогает поиску социальных проектов, необходимому мотивированию лиц, готовых заняться данным видом бизнеса. Эффективность такой кампании определяется доступностью информационных ресурсов, бизнес-инфраструктуры и финансовых средств для начинающего предпринимателя.
Замечание 2
Социальное предпринимательство направлено на решение социальных проблем силами бизнеса, создание социального блага через частично прибыльную или прибыльную деятельность.
В задачи социального предпринимательства входит создание социально ориентированной экономики, способной обеспечить благотворное и мощное влияние на все слои общества, повышая качество жизни и улучшая состояние окружающей среди; сокращение уровня безработицы.
Социальное предпринимательство призвано решить следующие задачи:
- определение факторов инновационного роста социально ориентированного бизнеса;
- выявление факторов, оказывающих влияние на повышение качества и уровня жизни населения;
- характеристика возможностей расширения среднего социального слоя;
- возможность сформировать приоритетные направления развития социального предпринимательства.
Социальное предпринимательство должно обеспечивать: признание использование возможностей для создания продукта социального значения; социальность; создание социальной ценности, преследующее определенную цель; терпимость при возможных рисках в деятельности; использование инноваций для решения экологических и социальных проблем; ориентацию на рынок.
Решение поставленных задач предполагает: выявление составляющих инновационного роста; создание условий для инновационного развития социального предпринимательства; характеристика путей расширения среднего социального слоя.
Социальное предпринимательство – социально ответственная деятельность, направленная на решение социальных проблем и обеспечивающая выполнение ряда условий:
- обеспечение занятости матерей-одиночек, многодетных матерей, матерей детей в возрасте до 3-х лет, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
- содействие профессиональной ориентации;
- социальное обслуживание населения, услуги здравоохранения, массового спорта, занятия в секциях, кружках, студиях;
- производство и реализация ортопедических и протезных изделий, медицинской техники, технических средств, применяемых для профилактики инвалидности и ее реабилитации;
- оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате техногенных, экологических катастроф, стихийных бедствий, национальных, социальных, религиозных конфликтов, вынужденным переселенцам и беженцам;
- предоставление образовательных услуг гражданам, ограниченным в доступе к образовательным услугам;
- обеспечение культурно-просветительской деятельности (музыкальные учреждения, школы-студии, театры, творческие мастерские);
- вовлечение в социальную деятельность социально-незащищенных слоев населения (сироты, инвалиды, лица преклонного возраста и др.);
- профилактика девиантного поведения;
- предоставление информационных услуг.
Задачи бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модель социального предпринимательства выполняет ряд существенных задач, а именно: позволяет социальному предпринимателю сформулировать внутренне согласованную и логичную концепцию организации предприятия, ее функционирования, довести ее до своих сотрудников.
Помимо того бизнес-модель является схемой для выявления важнейших переменных, которые используются в различных уникальных сочетаниях, т.е. модель может стать основой для инновационных подходов и идей; является средством для демонстрации экономической значимости предприятия, для привлечения инвесторов, а также других средств и ресурсов.
Модель направляет деятельность предприятия, устанавливая критерии оценки целесообразности различных тактических и стратегических решений, рассматриваемых руководством; выполняет роль основополагающих фильтров, через которые компания воспринимает внешний мир; позволяет определить преобразования и изменения, которые нужно осуществлять, учитывая с течением времени изменения внешних условий деятельности.
Источник: spravochnick.ru
Круглый стол: кто и как развивает социальное предпринимательство в России
В начале декабря при поддержке Фонда Тимченко Forbes Lifе провел заключительный в 2021 году круглый стол на тему благотворительности. На этот раз мы обсудили, в каком состоянии на сегодняшний день находится социальное предпринимательство в России и как его развивать
Участники дискуссии обсудили проблемы социального предпринимательства и что вообще значит этот термин. Также они поговорили о собственном опыте и поделились мнениями, что должно измениться в России, чтобы социальное предпринимательство стало развиваться активнее. Модератором дискуссии выступила Юлия Варшавская, главный редактор Forbes Life и Forbes Woman.
Участниками дискуссии стали:
Ксения Франк, председатель наблюдательного совета Фонда Тимченко;
Мария Морозова, генеральный директор Фонда Тимченко;
Юлия Булдакова, руководитель проекта «Площадка живого наследия «Стекольный двор»;
Ольга Грачева, руководитель АНО «Творческие проекты Кайкино», соучредитель Ассоциации социальных предпринимателей;
Юлия Жигулина, исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»;
Ольга Барабанова, генеральный директор компании Kinesis;
Алексей Сиднев, генеральный директор компании Senior Group, председатель совета директоров НКО «Мир старшего поколения»;
Наталья Никитина, генеральный директор АНО «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский Посад»;
Мария Грекова, основатель инклюзивных мастерских «Простые вещи» и кластера «Нормальное место».
Что такое социальное предпринимательство
Мария Морозова: Особенность креативной экономики и культурного предпринимательства заключается в том, что это всегда о людях, для людей и вместе с людьми. Очень важно, чтобы в сообществе формировалась благоприятная среда для творчества, чтобы новые идеи и знания могли прорастать новыми свершениями. Социальное предпринимательство — основа развития территории, где вы живете и работаете. Самое важное, на мой взгляд, что лидер есть лидер, и сегодня он может заниматься культурным предпринимательством, развивать креативные проекты, но завтра, когда он увидит рядом с собой беду или уязвимого человека, он возьмет на себя ответственность и за это.
Ксения Франк: Мы привыкли, что традиционный бизнес и традиционная филантропия существуют как два полюса. Но сейчас люди начинают двигаться в центр. Со стороны традиционных компаний это введение ESG-стандартов — частично законодательно, частично потому, что есть спрос от крупных инвесторов.
Я слышала, что скоро примерно треть всех глобальных активов будут инвестированы в ESG-фонды. От компаний будут требовать очень высоких стандартов социальной корпоративной ответственности. Но при этом воспринимать, например, «Норникель» как социального предпринимателя все-таки странно. Мы понимаем, что есть другой пласт.
Материал по теме
Например, есть так называемые импакт-инвестиции, которые для меня находятся в центре линейки, о которой я говорила выше. Существуют разные модели, например, благотворительные организации, которые предполагают инвестировать и никогда не забирать деньги обратно, а дальше продолжать поддерживать. А есть более рыночные импакт-фонды, которые действуют как традиционные венчурные фонды с дополнительной прибылью в виде социальных или экологических благ.
3.3. Социальное предпринимательство
Социальное предпринимательство основано на совмещении экономических и социальных ценностей. Теоретическую основу составляет концепция смешанных ценностей, сформулированная Джедом Эмерсоном (старший научный партнер Гарвардской школы бизнеса), согласно которой благо включает в себя 3 компонента: экономическую, социальную и экологическую ценность.
Социальное предпринимательство — это довольно новое явление, которым называют деятельность как коммерческих, так и некоммерческих организаций, осуществляющих социальную функцию. Социальное предприятие (social enterprise) – это бизнес-предприятие, организованное для создания социальной ценности, призванное смягчить или сократить социальную проблему, функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе.
Сочетание инноваций и предпринимательства позволяет называть социальные предприятия социальными венчурами. Венчурные предприятия (venture company) – это обычно малые предприятия, занятые научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, в том числе по заказам крупных фирм и государственным субконтрактам.
Венчурные предприятия относятся к рисковым формам бизнеса с неопределенным заранее доходом. Факторы, определяющие социальное предпринимательство: – миссия по созданию и поддержанию социальной ценности; – выявление новых возможностей для реализации миссии; – непрерывный процесс инноваций, адаптации и обучения; – решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами; – высокая ответственность предпринимателя перед клиентами и перед обществом. Социальное предпринимательство относится к производству товаров, услуг, созданию новых организаций. Основное отличие социального предпринимательства от обычного предпринимательства – это характеристика производимой ценности: – для обычного предпринимательства ценность имеет рыночный, экономический характер и выражается в категориях дохода и прибыли; – для социального предпринимательства ценность – это преимущество, которое получает значимая часть общества или общество в целом от произведенной социальным предпринимателем «крупномасштабной трансформации». При этом целевыми группами, которым предназначена «ценность», служат наименее защищенные и наименее благополучные слои населения, не имеющие финансовых ресурсов, либо политических рычагов для достижения «получаемой в результате трансформации ценности» собственными силами.
Характерные особенности социального предприятия:
1. Ориентация предприятия на производство товаров и услуг для рынка. 2. Цели: социальные, экологические. Они имеют ясные социальные и /или экологические цели, выраженные в создании рабочих мест, обучении или предоставлении социальных услуг. И этические ценности могут включать повышение квалификации местных сообществ.
Их прибыль преимущественно реинвестируется для достижения социальных целей. 3. Общественная собственность, которая может выражаться в общественном характере производимого продукта (услуги), общественном управлении.
Структура управления и собственности обычно основана на участии групп стейкхолдеров (т.е. персонала, потребителей, представителей местного сообщества, инвесторов), либо попечителей и директоров, выступающих от имени более широкого круга стейкхолдеров. Они подотчетны своим стейкхолдерам и более широкому сообществу за социальные, экологические и экономические результаты деятельности предприятия.
4. Социальный результат – изменение за счет решения конкретной социальной проблемы, либо устранения «провала» рынка. 5. Предпринимательский подход использует бизнес-механизмы: инновации, стратегический менеджмент, маркетинг, дисциплину и организацию, присущие прибыльному бизнесу. 6. Использование прибыли исключительно для выполнения социальной миссии.
7. Демократизация управления за счет использования различных форм участия работников в управлении. 8. Государственный и общественный контроль, прежде всего, за целевым использованием государственных и других средств, выделенных по социальным программам и заказам. Компоненты социального предпринимательства: 1. Выявление устойчивого, несправедливого равновесия, определяющего социальную исключенность или страдание у части общества; 2. Выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага посредством творчества, прямого действия и смелости предпринимателя; 3. Достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал, или облегчающего страдания целевой группы. Классические примеры социального предпринимательства: создание Грамин Банка М. Юнуса, Института здоровья одного мира, основанный доктором Викторией Хэйл в 2000 году, создание Сандэнского Института и одноименного кинофестиваля Робертом Редфордом.
Источник: studfile.net