Разделяй и потребляй: что происходит с шеринг-экономикой и как брендам это использовать
Согласно сентябрьскому исследованию BrandScience (Media Direction Group)*, почти каждый третий (32%) в России в возрасте от 18 до 55 лет пользуется шеринговыми сервисами, хотя мог бы позволить себе купить новую вещь. Зарубежные тренды и исследования также подтверждают возросшую значимость шеринговых ресурсов и сервисов по подписке: 57% людей хотели бы владеть меньшим количеством вещей, а 71% респондентов оформили подписку (vs 53% в 2014). По прогнозам экспертов, объем глобальной экономики шеринга, несмотря на пандемию, будет ежегодно расти на 31,9% (BBC Research). Возможно, рано говорить о конце эпохи владения и материализма, но уже точно можно судить о заметной в обществе диффузии актуальных моделей потребления Sharing как «Магнит» предлагал временную работу сотрудникам «Шоколадницы», KFC и Burger King; как некоторые компании заменяли постоянных сотрудников внештатными (Gartner); заметили также активность представителей малого бизнеса в шеринге своих активов (Archpole запустил рубрику #МЕНЯЙСЯсARCHPOLE). Сильнее всего пострадали от самоизоляции коворкинг (в 16 раз упала стоимость WeWork в 2020 году vs 2019) и каршеринг (20% регулярных пользователей каршеринга задумались о том, чтобы отказаться от услуг и приобрести свой автомобиль). Согласно исследованию «Авито Авто», лишь 35% пользователей сервисов каршеринга в России после самоизоляции вернулись к прежней частоте поездок, и только 20% стали пользоваться каршерингом чаще, чтобы избегать общественного транспорта. В таких условиях каршеринговые сервисы стали искать новые пути привлечения клиентов, и одним из них стала территория авто-досуга с использованием каршеринга для заезда в авто-кинотеатры или посещения музыкальных фестивалей в автомобильном формате.
Что такое шеринговая экономика? Отличие от аренды? Как появился шеринг, его виды.
Если остановиться на самом крупном сегменте шеринговой экономики — C2C-коммерции — то здесь мы наблюдаем значительный рост как самих сделок, так и объема рынка (177 млн сделок в 2019 vs 116 млн в 2018, 566 млрд руб. в 2019 vs 370 млрд руб. в 2018). За последний год сервисами C2C-продаж воспользовались 62% российского населения (63% женщин и 59% мужчин*). Большую значимость в этом сегменте приобрели продажи в регионах и более взрослая аудитория 45+. И за последние два года продавцов стало резко больше, чем покупателей.
Отдельного внимания в шеринговой экономике заслуживает развитие индивидуальной мобильности, особенно в контексте осознанности и общественной пользы. Шеринг велосипедов и самокатов (кикшеринг) позволил избежать выброса 40 тонн углекислого газа в Москве в 2018 году. Категория кикшеринга наиболее развита в Москве и Санкт-Петербурге, но стоит отметить и развитие в южных регионах страны. Например, сервис Urent, который развивался в южных городах, стал операционно прибыльным в первый год работы в Сочи и Краснодаре, а в 2020 году он пришел и на московский рынок. Учитывая темпы развития кикшеринга, в перспективе он может обойти и велошеринг.
Шеринг экономика: будущее за совместным потреблением — [Финансовая грамотность]
Говоря о довольно зрелом сегменте шеринговой экономики — краткосрочной аренде жилья, — хотелось бы заострить внимание на относительно молодом формате — коливингах (или коммуналках 2.0). Он подразумевает наличие персональных комнат жильцов и общих жилых зон, которыми они могут пользоваться. Явление можно рассматривать в двух направлениях.
Во-первых, как философию: инициатива в данном случае идет со стороны людей, которые хотят жить в формате «семьи» с близкими по духу людьми, своеобразной форме общины или коммуны, в которых особенно ценится общение. Предложениями такого формата сегодня изобилует группа по сдаче/съему жилья Flats for friends в Facebook.
Второе направление — бизнес-модель, в которой инициатива идет со стороны девелоперов. Глобальный рынок коливингов оценивается в $7,5 млрд (лидерами являются Китай и Индия). В России средняя загрузка данного сегмента составляет 37%. Само направление также неплохо преодолело коронакризис, сохранив среднюю загрузку, а по итогам первой половины 2020 года глобальный рынок вырос на 14% (TheHouseMonk, Global Coliving Report, 2019). Если говорить о краткосрочной аренде жилья в целом, то участником данного сегмента является каждый десятый житель России*.
Набирающим популярность направлением шеринга в России также является фудшеринг — экодвижение, которое помогает организациям перестать выбрасывать еду, а людям — получать ее бесплатно. Ежегодно в стране спасают до 1 млн тонн продовольствия, обеспечивают едой 1,3 млн нуждающихся (РАЭК, Фудшеринг в России 2019). Среди заметных фудшеринг-проектов в России можно выделить «Фудшеринг.Москва», «Фонд продовольствия «Русь»», группу «ВКонтакте» «Фудшеринг. Отдам даром еду», приложение «Eatme» (спасает еду из ресторанов за счет больших скидок).
Перспективной категорией шеринга, показавшей рост и в пандемию, является шеринг одежды и вещей. С точки зрения бизнеса категория в первую очередь представлена сегментом продаж («Авито», «Юла» и другие классифайды, группы в соцсетях и мессенджерах), но в последнее время набирают популярность форматы обмена и аренды (своп-группы в соцсетях, rentmania.com и другие). И если обмен — зачастую это чистый бартер без доплат и выкупа, то аренда — история монетизированная, когда можно арендовать практически все — от велосипедов до игровой приставки Sony PlayStation с кальяном. При этом направление настолько набирает популярность (тут, конечно, играют роль и экономия, и осознанность), что, по данным Resale Report за 2019 год (GlobalData Market Sizing), уже в 2028 году объем мирового second-hand-рынка превзойдет объем рынка fast-fashion. К данному направлению шеринга активно присоединяются как мировые, так и российские бренды: «Петрович» уже давно сдает в аренду инструменты, «Икеа» принимает старую мебель на переработку, ARCHPOLE придумали первый мебельный трейд-ин, SHU и Arctic Explorer также в трейд-ин принимают старые куртки.
Примечательными нишевыми направлениями шеринга являются бэбишеринг (обмен детскими вещами), столярный коворкинг (общественные мастерские), буккроссинг (свободный обмен книгами), краудшиппинг (передача посылок через простых людей для сокращения издержек), шеринг лекарств, дачашеринг (обмен корнями хрена, лотками от яиц и прочим) и зоошеринг (аренда собак на время самоизоляции, аренда коз, кроликов, курочек-несушек и др.).
Если говорить о трендах и перспективах шеринговой экономики, мы наблюдаем сегодня расширение географии для зрелых сегментов шеринга — C2C-коммерции и каршеринга. Для шеринга характерно также расширение аудитории, как за счет возрастной (45+), так и благодаря более молодой (16–24). Основываясь на сентябрьском исследовании BrandScience*, мы видим, что именно молодая аудитория выступает драйвером развития многих сегментов шеринговой экономики: для них более характерно пользоваться каршерингом и кикшерингом, искать работу на биржах фрилансеров, брать одежду, вещи и бытовую технику в аренду. Кроме этого, в шеринге (особенно в каршеринге и карпулинге) заметен тренд на снижение среднего чека, шеринг в действительности становится повседневной моделью: пользователи арендуют транспорт на меньшие дистанции (например, в продуктовый магазин), продают и покупают все более «мелкие» вещи. Шеринговая экономика гармонично встраивается в экосистемы традиционных сервисов и становится частью повседневности каждого человека.
SHARING. Рекомендации
Практически любая компания, заинтересованная в шеринговой модели экономики, может рассматривать свое вовлечение в трех направлениях:
1. Можно предоставить доступ к своим товарам и/или услугам, а именно внедрить новые сервисы на базе моделей шеринга в рамках существующего бизнеса. Заметными примерами здесь являются шеринг B2B-активов («Фабрика идей» от «Леруа Мерлен», временная работа сотрудникам фастфуд от «Магнит» на время весенней самоизоляции); вторичное использование вещей, как аренда, трейд-ин (IKEA, SHU, «Петрович»).
2. Если возможность внедрения шеринговой модели затруднительна, то компания может начать сотрудничество с другими компаниями из шеринговой категории: продумать коллаборации, согласовать участие в партнерских проектах. К примеру, автомобильный бренд может предоставить свои автомобили в каршеринг, устроив тем самым удобный для потенциальных клиентов тест-драйв. Можно также запустить совместное мероприятие с шеринговыми сервисами (летние кинопаркинги от «Делимобиля» и «Связного»), запартнериться с фудшеринговыми организациями.
3. Бренд может также стать амбассадором новых моделей потребления в своей нише и/или в медиа. Его заметной активностью в этом направлении будут организация первого trade-in в своей категории (мебельный trade-in от Archpole) и запуск рекламной кампании о своем участии в шеринговой экономике (мебельный секонд-хэнд #BuyBackFriday от IKEA).
* Опрос был проведен BrandScience (Media Direction Group) среди населения России в возрасте 18–55, доход средний+, в городах 100 тыс.+, с целью определения отношения россиян к актуальным сегментам шеринговой экономики и подписным моделям потребления.
Выборка исследования 900 человек. Период опроса: 7–15 сентября.
Источник: adindex.ru
Разделяй и потребляй: шеринговая экономика меняет мир вокруг нас
Бизнес-платформы, построенные на принципах совместного использования, появились всего 10—15 лет назад, но уже стали полноправной частью современной экономики и изменили ее лицо. Между тем далеко не все перемены воспринимаются участниками рынка как безусловное благо.
Всем известный сервис BlaBlaCar появился в 2006 году, Airbnb — в 2008-м, Uber — в 2009-м, а «Яндекс.Такси» — в 2011 году. Молодыми являются и десятки других сервисов. Например, по совместному использованию магазинов и офисов (We Are Pop Up), еды (Eat With, Meal Sharing, Traveling Spoon), одежды (Yerdle) и даже по совместному использованию солнечной энергии (Yeloha). Именно из-за молодости этих бизнесов ученые не выработали пока единую терминологию — что именно представляют собой эти новые способы зарабатывания денег. Поэтому у шеринговой экономики много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика, пиринговая экономика.
Однако, возможно, единая терминология уже и не нужна, поскольку шеринговые сервисы давно стали частью традиционной экономики. Во многом поэтому задача измерить емкость шерингового рынка представляется трудновыполнимой. Более того, многие сервисы прошли путь от экзотических нишевых стартапов до IPO на ведущих мировых биржах. Теперь акционерами и инвесторами этих бизнесов выступают не единичные венчурные капиталисты, а консервативные институциональные инвесторы. А это говорит уже само за себя: шеринговая экономика состоялась и, более того, изменила способ ведения бизнеса, центр прибыли, а также финансовые потоки, что еще важнее.
Изначально сервисы совместного использования появились для потребителей-миллениалов, которые располагают куда меньшими доходами, чем их родители. А между тем сегодня сервисами пользуются все без исключения социальные классы общества. По оценкам McKinsey, только в США и Европе 162 млн человек, или 20—30% всей рабочей силы, являются поставщиками услуг для платформ совместного использования.
Самое позитивное, что смогли сделать эти сервисы для мировой экономики, — заставили работать то, что ранее «пылилось на полках», простаивало в гаражах и так далее. Речь идет, конечно же, о совместном использовании автомобиля, квартиры или иного имущества. Заслуга этих сервисов не только в вовлечении в экономический оборот избыточных мощностей, но и в повышении производительности — за счет ужесточения конкуренции с традиционными сервисами.
Миллионы людей по всему миру получили доступ к тому, что ранее было доступно только избранным и немногочисленным группам населения. За счет чего? За счет монетизации доверия, ведь совместное использование ресурса предполагает, что люди доверяют друг другу — в условиях отсутствия должного регулирования по причине молодости самого экономического явления.
Наконец, еще один прорыв, который совершили сервисы, — устранили излишних посредников. К слову, весь мировой финтех не мог бы состояться, а банки и брокеры не получили бы миллионы новых клиентов, если бы посредники оставались. Добавим сюда фактор цифровизации — именно «цифра» помогла и снизить издержки, и демократизировать доступ к услугам.
Однако победоносное шествие шеринговых сервисов не такое уж безоблачное. Апологеты новой экономики возразят, что все новое приживается не без трудностей, что это естественный ход истории. И будут правы, но лишь отчасти.
Нередко можно услышать, что шеринговые сервисы стали причиной нового этапа расовой дискриминации, что они создают неблагоприятные условия работы для поставщиков услуг (например, водители вынуждены зарабатывать меньше, чем в аналоговых таксопарках). А соседи сдаваемых в аренду квартир сталкиваются с огромным потоком туристов в их общих коридорах. В судах США, стран Европы, Азии находятся множество исков против шеринговых сервисов. И нередко в последние годы власти решаются на временный или постоянный запрет таких бизнесов.
Ставка на доверие также не всегда приводит к желаемым результатам. Многие клиенты каршеринговых сервисов в Москве жалуются на вандализм, мусор, запах табака и так далее. Мы уже упомянули выше, что законодатели и регуляторы еще не успели взять шеринговые сервисы «в свой оборот». И поэтому сегодня просто некому следить за хромающим качеством услуг и безопасностью.
Вспомним судебные скандалы с агрегаторами такси, когда пострадавшие в ДТП так и не смогли привлечь к ответственности их владельцев, потому что вдруг выяснилось, что никто ни за что не несет ответственность. Или взять сервисы по аренде электросамокатов, гироскутеров, моноколес в крупных городах России. Власти, например, в Санкт-Петербурге вынуждены были запретить использование самокатов в центре города из-за многочисленных ДТП с их участием. Электросамокаты развивают скорость, сопоставимую с автомобилем, при этом для их управления не требуются водительские права. Наконец, нередки случаи введения в заблуждение или даже случаев мошенничества: например, когда риелторы выдают себя за владельцев сдаваемых квартир.
В общем, новая шеринговая экономика, с одной стороны, гораздо сложнее по принципам ведения бизнеса, с другой — гораздо более «человечная», поскольку построена прежде всего на принципах доверия между людьми. И по этой причине она имеет все перспективы для дальнейшего развития. Что касается болезней роста, то они неизбежны — важно лишь не запускать их, вовремя принимать меры.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >
Источник: www.banki.ru