В КоАП индивидуальный предприниматель рассматривается как: должностное лицо (является им по умолчанию); самостоятельный субъект — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без соответствующего юридического образования; юридическое лицо. Замечание 2 Индивидуальный предприниматель несет ответственность по КоАП главным образом как должностное лицо (в отдельных специальных случаях, как юридическое лицо).
Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:
нарушение деятельности индивидуального предпринимателя (нарушение правил регистрации, получения лицензии, выполнение кассовых операций, нарушение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной безопасности, нарушений норм экологического законодательства и др.);
нарушение непосредственной деятельности индивидуального предпринимателя (предоставление на продажу некачественного товара, обман потребителей, недобросовестная конкуренция, несоблюдение нормативно-правовых норм по защите прав потребителей и др.);
Штрафы! За что и на сколько штрафуют ООО и ИП?
нарушение трудовых отношений (любой индивидуальный предприниматель, который нанимает людей для работы, выступает страхователем и налоговым агентом, лицом, обязанным обеспечить безопасность рабочего места и др.).
Индивидуальный предприниматель привлекается к административной ответственности за не оформление работника, не выплате положенной заработной платы, не отчисление за работника страховых взносов, не проведении соответствующих инструктажей.
Срок давности привлечения к административной ответственности
Срок давности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП):
в общем случае – 2 месяца;
если дело рассматривается в суде – 3 месяца;
нарушение законодательства о бухгалтерском учете – 2 года.
Отсчет срока давности ведется со дня, который следует за днем, когда совершили правонарушение. При продолжительном правонарушении сроки исчисляются с момента его обнаружения и составления протокола должностным лицом. Если правонарушение было совершено в форме бездействия, то отсчет ведется с момента и дня, который идет за последним днем периода, при котором обязанность должна была быть выполнена.
Если следователь или законодатель в совершенном деянии не усмотрели признаков преступления, отказали в возбуждении дела, то отсчет срока для привлечения к ответственности начинается непосредственно со дня совершения правонарушения.
Наказание при административной ответственности и порядок его обжалования
Индивидуальные предприниматели за административные правонарушения чаще всего несут ответственность в виде штрафа. Также в качестве наказания может применяться дисквалификация и приостановление деятельности, которые могут быть назначена только в судебном порядке.
Особенности административной ответственности военнослужащих.
Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
Штрафы бывшему руководителю и ИП за нарушения ТК
1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.
Источник: studfile.net
Административная ответственность: в каких случаях суд привлекает к ответственности юридическое лицо, а в каких – должностное?
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам ВОПРОС В каких случаях суд привлекает к ответственности юридическое лицо, а в каких — физическое (должностное), в т.ч. по ч.1 ст 8.28.1 КоАП? ОТВЕТ Суд вправе привлечь к ответственности должностное лицо за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной (ч.
1 ст. 8.28.1 КоАП РФ) в случае, если такое непредставление или несвоевременное представление декларации произошло в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей этого лица.
При этом ответственность юридического лица также наступает в случае непредставления или несвоевременного представления декларации, поскольку лицом, ответственным за предоставление декларации через оператора ЕГАИС, является юридическое лицо. При этом такое юридическое лицо признается виновным, если оно имело возможность соблюдения лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней, но не приняло всех зависящих от него мер по его соблюдению.
Также КоАП не исключает возможности привлечения юридического лица и должностного лица к ответственности по одной и той же норме. ОБОСНОВАНИЕ Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
#Юрист В избранное Поделиться PDF 62 59
Возможно, вам будут интересны эти темы:
Подавать цифровые ходатайства в ФАС о согласовании ряда действий нужно иначе с 16 сентября 2023 года
24 07.09.2023
Направлять электронные ходатайства о даче согласия на сделки либо прочие действия, которые повлияют на конкуренцию, надо будет через Госуслуги.
Нужно ли работодателям в сентябре и ноябре направлять в военкомат списки сотрудников
61 06.09.2023
Минобороны разъяснило: в настоящее время военкоматы сами запрашивают сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
Проект об обязательном досудебном порядке разрешения споров в сфере лицензирования внесен в Госдуму
64 05.09.2023
Согласно поправкам юрлица и ИП смогут обратиться в суд с иском к органу, который выдает разрешения, только после направления жалобы в этот орган.
Надзор в сфере защиты прав потребителей: перечень индикаторов риска обновят с 10 сентября 2023 года
61 01.09.2023
Роспотребнадзор расширит список индикаторов риска при федеральном госконтроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.
Отдельные виды гражданско-правовых договоров в практике договорной работы: актуальные проблемы и судебная практика
Источник: www.ascon-spb.ru