«Наказать» бухгалтера может как руководитель, так и налоговая. Для этого есть набор инструментов — несколько видов ответственности, к которой можно привлечь бухгалтера: административная, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая и даже уголовная. Обо всем — по порядку.
- Административная ответственность за бухучет
- Административная ответственность бухгалтера за налоговые правонарушения
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность
- Уголовная ответственность бухгалтера
- Ответственность бухгалтера после увольнения
Административная ответственность за бухучет
Бухгалтер отвечает по КоАП РФ, если не выполняет или ненадлежаще выполняет свои служебные обязанности. Допускает грубые ошибки в сфере бухучета. Основание — ст. 15.11 КоАП РФ. Но есть нюанс — должна быть доказана вина бухгалтера и соблюдены сроки давности.
Ответственность наступает за ошибки, которые приводят к искажению любого показателя бухгалтерской отчетности, оформление мнимых сделок и объектов.
Размер штрафа — от 5000 до 10 000 руб. За повторное нарушение бухгалтера могут уже дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.
Бухгалтер не несет ответственность, если бухгалтерскую отчетность исказил:
- по вине других лиц, которые составили недостоверные первичные учетные документы;
- из-за того, что третьи лица не представили первичные учетные документы.
Другие штрафы из КоАП РФ, которые грозят бухгалтеру за нарушения в сфере бухучета, мы собрали в Таблице.
Административная ответственность бухгалтера за налоговые правонарушения
За налоговые правонарушения бухгалтер несет административную ответственность.
Самая распространенная статья, по которой наказывают бухгалтеров, — ст. 15.5 КоАП РФ, за нарушение сроков сдачи налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам. Также бухгалтеров штрафуют по ст. 15.6 КоАП РФ — за отказ представлять в налоговую документы или сведения, необходимые для налогового контроля.
Обзор «налоговых» штрафов из КоАП РФ смотрите в Таблице.
Дисциплинарная ответственность
ТК РФ делит дисциплинарную ответственность на замечание, выговор и увольнение (ст. 192). Все эти меры применимы ко всем сотрудникам организации.
Кроме этого, у работодателя есть дополнительное основание для разрыва трудовых отношений с бухгалтером — непрофессионализм бухгалтера, повлекший ущерб. Вот как это звучит на языке закона: «Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с принятием необоснованного решения главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации» (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Материальная ответственность
За ошибки в работе бухгалтер несет материальную ответственность. Таковая возникает только за прямой действительный ущерб, который возникает у работодателя по ошибке бухгалтера. И если ошибки приводят к реальному уменьшению имущества или денежных средств работодателя, то бухгалтер обязан возместить работодателю причиненный ущерб (ст. 238 ТК РФ).
В то же время бухгалтер как наемный работник не несет материальную ответственность за налоговые правонарушения. В письме от 22.08.2014 № 03-04-06/42105 Минфин разъяснял, что административный штраф, уплаченный по вине работника, — это ущерб работодателя и работодатель вправе требовать с работника возмещения. Но на самом деле штраф работодателя за налоговые правонарушения, совершенные по вине бухгалтера, нельзя рассматривать как ущерб работодателя. Штраф — это мера ответственности за ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей. На стороне налогоплательщика выступает сама организация, а не бухгалтер.
Вся ответственность за нарушение, например, сроков сдачи налоговых деклараций и уплаты налогов несет сам работодатель. Бухгалтер не обязан возмещать работодателю штрафы за совершение налоговых правонарушений (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 № 33-13062/2019).
Бухгалтер ошибочно начислил и выплатил зарплату сотруднику в завышенном размере. В итоге у работодателя возник ущерб.
Взыскать ущерб с бухгалтера, не превышающий средний месячный заработок работника, получится по распоряжению работодателя, а в других случаях — только через суд.
Если с бухгалтером не подписали соглашение о полной материальной ответственности, причиненный ущерб он будет возмещать в пределах месячной зарплаты бухгалтера (ст. 241 ТК РФ).
Чтобы взыскать ущерб в полном объеме, с бухгалтером подписывают договор о полной материальной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность
ГК РФ предусматривает ответственность в виде взыскания вреда (ст. 15 и 1064).
При недоимке ИФНС предъявляет директору или главному бухгалтеру гражданско-правовой иск о взыскании ущерба, причиненного бюджету неуплатой налогов.
Ответчиками директор и главный бухгалтер выступают в связи с тем, что после налоговой проверки, но до подачи иска, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ («Неуплата налогов с организации»).
Уголовная ответственность бухгалтера
Уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов или неисполнение организацией обязанности налогового агента приводит к уголовной ответственности.
Главного бухгалтера могут привлечь к такой ответственности, если он осознанно (умышленно) участвовал в совершении преступлений (ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ, пп. 3, 7, 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64). Плюс чтобы виновные попали под статью, у организации должна быть недоимка по взносам, налогам и сборам в крупном (от 5 млн рублей) или особо крупном размере (от 15 млн рублей).
Если преступление совершили впервые, то можно освободиться от уголовной ответственности — для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф.
Привлечь к уголовной ответственности главного бухгалтера сложно, так как затруднительно доказать, что он умышленно действовал с целью ухода от налогов, а не просто вследствие недостаточной квалификации, банальной ошибки и т.д.
Ответственность бухгалтера после увольнения
Бухгалтер несет административную ответственность за ошибки, допущенные в сфере бухучета и отчетности в качестве должностного лица организации-работодателя. Возникает вопрос: могут ли привлечь к такой ответственности бухгалтера после увольнения, когда он перестает быть должностным лицом?
Да, могут. Увольнение не освобождает бухгалтера от административной ответственности за совершение правонарушений в период выполнения должностных обязанностей. Но стоит помнить о сроках давности привлечения к административной ответственности. Прописаны они в ст. 4.5 КоАП РФ.
Таблица штрафов для бухгалтеров за нарушения в сфере бухучета и налоговой отчетности
ст. 15.6 КоАП РФ | Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для налогового контроля | от 300 до 500 руб. |
ст. 15.5 КоАП РФ | Нарушение сроков сдачи налоговой декларации, расчета по страховым взносам | от 300 до 500 руб. |
ст. 19.7 КоАП РФ | Непредставление в налоговую годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения | от 300 до 500 руб. |
ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | от 500 до 1 000 руб. |
ст. 19.4 КоАП РФ | Неисполнение законного требования должностного лица налогового органа | от 2 000 до 4 000 руб. |
ст. 15.11 КоАП РФ | Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности | от 5 000 до 10 000 руб. |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: gendalf.ru
Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ ответственность
1) За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность для Директора (ч. 3, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Какое наказание?
• Административный штраф от 5 до 10 тыс. руб.,
• При повторном нарушении – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
2) Налоговая может применить следующую ответственность: предъявить иск о принудительной ликвидации компании, как действующей с грубыми нарушениями закона.
3) Еще важные последствия: за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ с 01.01.2016 гражданин не может зарегистрировать новую фирму или стать директором или участником в уже зарегистрированной компании (попадание в «стоп-лист»).
В каких случаях?
• если в сведения о фирме, в которой наш гражданин владеет долей более 50% и/или является директором, внесена запись о недостоверности сведений (чаще всего о юридическом адресе),
• если этот гражданин, ранее владел долей более 50% или был директором в фирме, которую исключили из ЕГРЮЛ как недействующую («брошенная» компания), и она имела хотя бы малейшую задолженность перед бюджетом.
Срок наказания?
• до тех пор, пока есть запись о недостоверности
• 3 года с даты исключения фирмы из ЕГРЮЛ.
4) Еще ответственность: за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ с 01.09.2017 регистрирующий орган (ФНС) может «ликвидировать» фирму, т.е. исключить из ЕГРЮЛ через 6 месяцев.
Когда?
• по фирме внесены недостоверные сведения (приравнена к недействующей, «брошенной» компании),
• эти сведения внесены более 6 месяцев назад.
5) Последствия через блокировку исходящих платежей в кредитной организации. В разных банках по-разному, где-то очень оперативно, где-то со временем.
6) Ответственность для заказчиков, покупателей, поставщиков этой компании: совершение сделок с ней может быть воспринято, как проявление недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.
Что делать?
• При наличии записи о недостоверности принять меры по её устранению;
• Обжаловать внесение записи (если имеются основания);
• Проверить «брошенные» фирмы на предмет их исключения из ЕГРЮЛ, наличие задолженности перед бюджетом;
• Регулярно проверять данные в ЕГРЮЛ на предмет достоверности сведений;
• Провести мероприятия с действующими компаниями:
— проверить их на предмет массовости директора, участника, юридического адреса,
— предупредить директора, участника, адресодателя о возможном поступлении корреспонденции из ИФНС для проверки достоверности сведений,
— при необходимости и возможности изменить размер доли (менее 50%), сменить директора, участника, юрадрес.
Что лучше не делать?
• Не использовать массовых директоров, участников;
• Не покупать «массовые» юридические адреса;
• Не «бросать» ненужные компании с долгами перед бюджетом и/или внесенными недостоверными данными.
Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ КАК ИСПРАВИТЬ? ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ
Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ где посмотреть?
Источник: ucs15.ru
Статья 15.6 КоАП РФ. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Комментарии к ст. 15.6 КОАП РФ
1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля.
2. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Полномочия таможенных органов в части взимания налогов по-прежнему регулируются НК РФ (ст. 34). В отношении представления сведений в таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов данная статья не применяется.
3. Объективная сторона правонарушения по комментируемой статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Налоговым кодексом РФ установлены обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговый орган следующих документов и (или) сведений (кроме сведений об открытии и закрытии счетов и налоговой декларации, ответственность за непредставление которых установлена ст. ст. 15.4 и 15.5 КоАП РФ): документов, конкретно указанных в НК РФ, необходимых для исчисления и уплаты налогов в случаях, прямо предусмотренных НК РФ; сведений обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; сведений обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ и об изменении таких сведений и прекращении деятельности через обособленные подразделения (ч.
2 ст. 23 НК РФ); о ликвидации или реорганизации; копий заявлений налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), поданных уполномоченному органу; копии решения уполномоченного органа о временном приостановлении уплаты суммы задолженности; копии договора об инвестиционном налоговом кредите; необходимых для налоговой проверки документов в виде заверенных должным образом копий по перечню, указанному в требовании налогового органа (должностного лица налогового органа), выставленном в ходе выездной налоговой проверки, а в случаях, специально предусмотренных в ст.
88 НК РФ, — в ходе камеральной налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. В п. 3 ст.
93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 данной статьи. Неисполнение незаконных требований налоговых органов, а также требований налоговых органов о представлении сведений (документов и информации), необходимых для иных видов государственного контроля, осуществление которого возлагается на налоговые органы, например, контроля за ведением бухгалтерского учета и представлением достоверной и полной бухгалтерской отчетности в установленный срок, не образует объективную сторону состава административных правонарушений и не влечет административную ответственность по комментируемой статье.
Объективную сторону правонарушения по настоящей статье образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 комментируемой статьи, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ. Например, обязанность по представлению документов и информации в рамках встречной проверки при проведении налоговой проверки налогоплательщика, которая возложена на контрагентов налогоплательщика и иных лиц, обязанность по представлению информации о конкретной сделке с участием налогоплательщика, которая может быть истребована не в рамках налоговой проверки у других участников сделки и иных лиц, располагающих информацией о сделке (ст. 93.1 НК РФ); обязанность банков по представлению налоговым органам справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), которая должна быть исполнена в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в ходе налоговой проверки, а также при вынесении решения о взыскании налогов, пени, штрафов либо приостановлении или отмены приостановления операций по счетам (ч. 2 ст. 86 НК РФ).
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется неисполнением обязанностей должностных лиц уполномоченных органов по своевременному и полному представлению в налоговые органы достоверной информации, необходимой для постановки на учет физических лиц и организаций с целью налогового контроля, в случаях, в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 85 НК РФ.
5. Субъектом правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи является главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате — руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст.
15.6 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». При квалификации действий лица по данной статье необходимо также принимать во внимание п. 4 ст.
7 указанного Закона, согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Нарушение третьими лицами, которые ведут бухгалтерский учет в организации на основании гражданско-правового договора, не освобождает руководителя организации от административной ответственности по данной статье.
6. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи выступают нотариусы и должностные лица органов, в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с НК РФ сообщать такие сведения в налоговый орган для целей полного учета налогоплательщиков.
7. Субъективная сторона наказуемых действий (бездействия), предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины в форме как умысла, так и неосторожности.
8. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, а по ч. 1 данной статьи — также должностные лица таможенных органов (п. п. 5 и 12 ч. 2 ст. 28.3).
Источник: zknrf.ru