Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.).
На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах малые предприятия составляют около 70-90% общего числа предприятий (например, США в этом секторе работает 53% всего работоспособного населения, в Японии — 71,7%, а в странах ЕС — 50%). Более того, в странах-членах Европейского союза МСП составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения. При этом более половины всех малых предприятий (а в Финляндии — более 80%) работают в сфере торговли и услуг. Россия также попадает в данный тренд, например, в отраслевой структуре предпринимательства на долю торговли и услуг приходится 52,9% и более 70% оборота всех малых предприятий РФ, занято свыше 3 млн человек. Это обусловлено рядом причин:
Беженцам и иммигрантам, которые хотят начать бизнес в Германии, обязательно к просмотру.
Во-первых, МСБ в торговле в среднем реинвестируют в локальную экономику в 10 раз больше, чем крупные розничные сети, что одновременно отражает их больший объем закупок у малых локальных производителей, т.е. происходит процесс образования малых торгово-производственных кластеров.
Во-вторых, МСП способствуют диверсификации и повышению устойчивости экономики, обеспечивают больший уровень занятости по сравнению с сетевыми компаниями.
В-третьих, они создают необходимое потребителям разнообразие ассортимента. Сетевые игроки работают со стандартизованным массовым ассортиментом, а специфическую нишевую продукцию часто можно приобрести только на предприятиях малого и среднего торгового бизнеса.
Современный тренд государственного управления большинства европейских стран и США также связан с активной политикой поддержки, стимулирования и защиты МСБ в розничном секторе торговли. Одна из самых распространенных технологий — выдача контролирующих разрешений на открытие магазинов, чья торговая площадь не должна превышать установленный пороговый уровень. Например, во Франции, начиная с 1973 г. был принят ряд законов, ограничивающих открытие магазинов площадью более 300 кв. м [19, 20]. Сегодня подобные требования используются в Австрии (пороговый уровень — 800 кв. м), Бельгии (400 кв. м), Дании (1000 кв. м), Финляндии (2000 кв. м), Германии (800 кв. м), Венгрии (3000 кв. м), Италии (1500 кв. м), Польше (2000 кв. м), Португалии (500 кв. м) и Испании (2500 кв. м).
В России отсутствуют аналогичные ограничения, поскольку большинство крупных городов, напротив, старается увеличить показатель обеспеченности населения объектами торговли за счет строительства крупных сетевых магазинов (например г. Москва), что «вытесняет» с местного рынка малый бизнес.
В большинстве стран МСБ законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования, поэтому в своем исследовании авторы опираются преимущественно на количественные показатели (см. таблицу 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ количественных показателей малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.)
Микропредприятия — до 20
Малые предприятия — от 21 до 100
Средние предприятия — от 101 до 500
до 3,5-14,5 млн долл.
Микропредприятия — до 10
Малые предприятия — от 11 до 50
Средние предприятия — от 51 до 250
до 427 млн евро
Промышленность, строительство — до 300
Оптовая торговля — до 100
Розничная торговля и индустрия услуг — до 50
Микропредприятия — до 15
Малые предприятия — до 100
Средние предприятия — от 101 до 250
Микропредприятия — до 60 млн руб.
Малые предприятия — до 400 млн руб.
Средние предприятия — до 1000 млн руб.
На данный момент в России ежегодно разрабатывается большое количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В сфере торговли базовой является «Стратегия развития торговли в РФ на 2010 — 2015 годы и период до 2020 года», которая главной своей целью провозглашает создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики, однако, по мнению экспертов, реализация этих программ не создает положительных системных эффектов на уровне страны в целом.
В Европе малое предпринимательство повышает развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать качество производства. Эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Вследствие чего, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, цель которой:
- — сбалансирование интересов государства и бизнеса;
- — обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности;
- — увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Рисунок 5. Основные показатели МСП в экономике ЕС в 2013 году
По состоянию на конец 2013 года в странах ЕС было зарегистрировано боле 20 млн. МСП, на которых было занято 86,8 млн. человек. Совокупная валовая добавленная стоимость МСП в Европе — 3,4 трлн. евро. Максимальное снижение числа МСП наблюдалось в период с 2010 по 2012 гг., за это время численность предприятий сократилась на 0,56 млн. ед.
По сравнению с крупными предприятиями сектор МСП на год позже отреагировал на кризис. В настоящее время темы роста МСП и крупных предприятий практически одинаковы.
Рисунок 6. Показатели динамики МСП в экономике ЕС за 2009-2014 гг.
За 2013 год совокупная валовая добавленная стоимость сектора МСП составила 3,4 трлн. евро. С 2009 по 2013 гг. наблюдалась схожая динамика показателя как по крупным предприятиям, так и в сегменте МСП. По сравнению с уровнем 2008 года значение показателя снизилось на 3,8%.
Рисунок 7. Темпы прироста валовой добавленной стоимости ЕС за 2009-2014 гг.
Рисунок 8. Сравнение уровня занятости в секторе МСП в 2013 году
Рисунок 9. Сравнение доли оборота МСП в ВВП стран в 2013 году
Рисунок 10. Отраслевая структура МСП в Европе в 2013 году
Наибольшую долю в совокупной валовой добавленной стоимости МСП обеспечивает торговый сектор — 22%. Доля промышленности по сравнению с уровнем 2008 г. практически не изменилась, однако темпы прироста промышленного производства существенно снизились. Драйвером роста выступают предприятия, действующие в сфере торговли и услуг.
США также представляют собой признанного лидера в развитии сектора малого предпринимательства. Его доля в валовом внутреннем продукте достигает 52% из общего объема ВВП в 2012 году в размере $15,8 трлн. Таким образом, вклад малого бизнеса в экономике страны составляет $8,2 трлн. В секторе малого предпринимательства занята половина работающих американцев (62,3 млн. человек).
Количество субъектов малого бизнеса, относящихся к малому предпринимательству, составляет 22,9 млн. или свыше 97%, включая 9,1 млн. индивидуальных предпринимателей. В 2010 году на поддержку малого предпринимательства и модернизации инфраструктуры бюджетом было выделено более $300 млрд. Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000-$5000, и более половины из них менее чем за 2-3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.
Источник: studwood.net
Сколько малого бизнеса в европе
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:
· укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
· устранение административных барьеров;
· унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.
Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.
Источник: studbooks.net
Доля малого бизнеса в странах
Программы и инфраструктура поддержки малого бизнеса, развития цифровых компетенций, действующие в странах Европы, демонстрируют высокую эффективность.
Согласно данным Евростата, Германия — лидер по таким показателям развития малого бизнеса, как численность персонала, трудоустроенного в малом и среднем бизнесе, и суммарный оборот компаний МСБ. При этом по общему числу компаний на первом месте находится Италия, опережая Германию более чем в 1,5 раза (3,7 млн компаний против 2,4 млн. в Германии).
Схожую с итальянской модель развития малого бизнеса показывает Франция, находящаяся на 3 месте в Европе по обороту малого бизнеса, и на втором, после Италии по количеству компаний. Для Великобритании, как и для Германии, характерно скорее меньшее число компаний, но высокий оборот.
Важную роль играют особенности национальной экономики. Европейские лидеры по обороту малого и среднего бизнеса в добыче полезных ископаемых – Италия (много небольших месторождений, часто выработанных и нерентабельных для крупной промышленности) и Норвегия (нефть, газ, полиметаллы). Великобритания – лидер по обороту малого и среднего бизнеса в строительной отрасли, а также в высокотехнологичных отраслях: информационные и телекоммуникационные услуги, услуги в области исследований и разработок.
В РФ, как и в Европе, условия ведения бизнеса малыми и средними предприятиями сильно различаются в зависимости от регионов. Поэтому опыт эффективного использования региональных преимуществ имеет высокий потенциал применимости в условиях РФ.
В целом ключевая отрасль, в которой малый и средний бизнес имеет максимальный потенциал развития, – торговля. Но также важно поддерживать такие перспективные направления, как производство, строительство, и, особенно, наука и инжиниринг.
Микропредприятия, с численностью персонала до 10 человек – главный работодатель в европейском малом и среднем бизнесе. Количество занятых в этих компаниях приближается к количеству персонала в крупных компаниях.
Микропредприятия с численностью персонала до 10 человек занимают также лидирующие позиции по обороту бизнеса среди компаний МСБ. На втором месте – средние компании от50 до 249 человек. При такой численности возможна эффективная работа не только в традиционных для микропредприятий торговле и сфере услуг, но и во многих высокотехнологичных отраслях.
По показателю «оборот на сотрудника» компании среднего бизнеса являются лидерами, опережая, в том числе крупный бизнес.
Использование опыта европейских компаний среднего бизнеса может стать ценным инструментом развития МСБ в России.
Экономическая эффективность — важный фактор, определяющий значительную долю микропредприятий численностью до 10 человек в европейской экономике. По валовой рентабельности до вычета расходов на персонал (соотношениеValue added at factor cost/turnover) лидируют микропредприятия численностью до 10 работников.
Учитывая, что значительная часть таких микропредприятий, фактически, рабочие места их владельцев, очевидна большая положительная роль малого и среднего бизнеса для экономики стран Европы в целом.
Европейский опыт, а также ключевые сопоставимые показатели (оборот малого бизнеса на одного сотрудника, валовая рентабельность и другие) могут быть эффективно использованы при разработке долгосрочной прозрачной и эффективной политики развития цифрового малого и среднего предпринимательства в России.
Источник: bizguid.ru