Кроме того, существуют ситуации, когда «упрощенную» отчетность сдают в специальные сроки:
- в случае прекращения «упрощенной» деятельности – декларация предоставляется в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности (п.2 ст.346.23 НК РФ);
- в случае утраты спецрежима до окончания налогового периода — декларация представляется в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом утраты права на «упрощенку» (п.3 ст.346.23 НК РФ).
Необходимость разработки новой формы декларации связана, прежде всего, с законодательными изменениями в 2015 г. в части УСН.
Обновленные соотношения предполагают арифметический и логический контроль соответствующих показателей налоговой декларации.
Взаимоувязка основных показателей налоговой декларации по УСН
Проанализируем внутридокументальную (внутри «упрощенной» декларации) и междокументальную (между «упрощенной» декларацией и пенсионной отчетностью) взаимоувязку основных показателей в таблице:
ИП на УСН перешел в самозанятые. Когда нужно сдавать последнюю декларацию по УСН?
Проверяемое контрольное соотношение
Суть проверяемых показателей
Действия налоговых органов
Сумма авансового платежа, отраженная в р.1.1 строки 20 декларации, должна соответствовать разности строк:
р.2.1.1 (ст.130-ст.140) — р.2.1.2 ст.160.
Данное соотношение должно выполняться в отношении авансовых платежей по УСН (по сроку – не позднее 25 апреля отчетного года).
Аналогичные соотношения предусмотрены для авансовых платежей по срокам 25 июля, 25 октября и суммы единого налога, подлежащего к доплате (уменьшению).
Проверка правильности исчисления авансового платежа по единому налогу для «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы».
При неравенстве показателей, налоговые органы направляют требование налогоплательщику представить в течение 5 рабочих дней необходимые пояснения либо представить уточненную налоговую декларацию (п.3 ст.88 НК РФ).
В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ).
Сумма авансового платежа, отраженная в р.1.2 строки 020 декларации, должна соответствовать значению строки р.2.2 ст.270.
Проверка правильности исчисления авансового платежа по единому налогу для «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Порядок действий тот же, что и в п.1.
Если «упрощенец» по итогам года выходит на уплату минимального налога, то должно выполняться соотношение:
р.1.2 ст.120 = р.2.2 ст.280 – р.1.2 ст.020* – р.1.2 ст.040* + р.1.2 ст.050* – р.1.2 ст.070* + р.1.2 ст.080*, если:
-сумма исчисленного мин. налога (р.2.2 ст.280) > единого налога (р.2.2 ст.273);
-сумма исчисленного мин. налога (р.2.2 ст.280) > р.1.2 ст.020* + р.1.2 ст.040* -р.1.2 ст.050* + р.1.2 ст.070* — р.1.2 ст.080*, где:
*-авансовые платежи к доплате и к уменьшению.
Проверка правильности исчисления минимального налога.
Порядок действий тот же, что и в п.1.
В счет начисленного по итогам года минимального налога могут засчитываться авансовые платежи, которые исчислены «упрощенцем» в течение календарного года (п.5 ст.346.21 НК РФ).
Сумма страховых взносов, выплаченных пособий и платежей по договорам ДЛС, уменьшающая единый налог (р.2.1.1 ст.140) должна быть меньше или равна (р.2.1.1 ст.130)/2 для налогоплательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Для ИП, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, это соотношение будет выполняться, если: (р.2.1.1 ст.130).
Проверка правильности отражения суммы страховых взносов, уменьшающих сумму исчисленного налога.
Порядок действий тот же, что и в п.1.
В том случае, если упрощенцем выбран объект «доходы», то можно будет уменьшить «упрощенный» налог (авансовый платеж) на уплаченные страховые взносы (п.3.1 ст.346.21 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 01.02.2016 г. №03-11-06/2/4597).
Сумма убытка, полученная за истекший налоговый период, должна соответствовать разности р.2.2 ст.220 и р.2.2 ст.210, если р.2.2 ст.210 < р.2.2 ст.220.
Проверка правильности исчисления полученного убытка (п.7 ст.346.18 НК РФ).
Порядок действий тот же, что и в п.1.
Сумма страховых взносов, отраженных по ст.140 р.2.1.1 и р.2.1.2 декларации по УСН, должны соответствовать данным соответствующих показателей отчетности ПФР (РСВ-1) и ФСС (4 ФСС).
Проверка обоснованности уменьшения суммы единого налога (п.3.1 ст.346.21 НК РФ).
Порядок действий тот же, что и в п.1.
Источник: rosco.su
Ответственность за несданную декларацию по УСН для ИП
По новым правилам декларацию по УСН организации должны подать не позже 25 марта. У индивидуальных предпринимателей на это есть дополнительный месяц — крайний срок сдачи наступает 25 апреля. Эти даты указаны в статье 346.23 НК РФ, но если они выпадают на выходной, то переносятся на следующий рабочий день.
Срок уплаты годового налога при УСН для ИП — 28 апреля, для организаций — 28 марта. Советуем нашим пользователям не опаздывать с полачей декларации и перечислением налога, ведь за это наступает ответственность. Какая именно, давайте разберемся.
Штрафы за срыв сроков сдачи деклараций
За неподачу любой налоговой декларации, в том числе по УСН, взимается штраф по статье 119 НК РФ.
Рассчитывается он по формуле: за каждый месяц просрочки взимается 5% от суммы налога, подлежащей уплате по этой декларации. Минимальный размер штрафа составляет 1 000 рублей, а максимальный – 30% от суммы налога к уплате.
Возникают такие вопросы:
- взимается ли штраф за непредоставление декларации, если налог в заявленной сумме был уплачен;
- какой штраф за нулевую декларацию, когда налога к уплате нет.
Казалось бы, если недоимки нет, то штрафовать налогоплательщика не за что. Однако фискальные ведомства и суды с этим не согласны. Существует постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, из которого следует, что в такой ситуации штраф за несдачу декларации тоже взимается, но в минимальном размере, то есть в сумме 1 000 рублей. Об этом же заявляет Минфин в письме № 03-02-08/47033 от 14.08.2015.
Что касается срыва сроков уплаты налога, то за это нарушение есть отдельная санкция – по статье 122 НК РФ. Штраф составит 20% недоимки или 40%, если ФНС признает, что налог не был перечислен умышленно.
Но кроме налоговой ответственности существует и административная, по статье 15.5 КоАП РФ. Правда, штраф за несвоевременную сдачу декларации по этой статье небольшой (от 300 до 500 рублей) и налагается он только на должностных лиц.
Блокировка расчетного счета
Однако несвоевременная сдача декларации по УСН для организаций и ИП грозит не только штрафами. У налоговой инспекции есть еще одна возможность воздействовать на налогоплательщика – заблокировать расчетный счет.
Основания, по которым ФНС вправе приостановить расходные операции по расчетному счету, перечислены в статье 76 НК РФ. Одно из них — непредставление декларации. Если с установленного срока сдачи прошло 20 дней, а отчетность так и не была подана, ИФНС может вынести решение о блокировке счета организации или ИП. Предупреждать об этом налоговая инспекция не обязана, хотя вправе направить уведомление.
Чтобы разблокировать расчетный счет, надо сдать декларацию. Уже на следующий рабочий день налоговая должна принять соответствующее решение, еще один день понадобится банку для его исполнения. Таким образом, если операции по счету были приостановлены из-за нарушения сроков сдачи отчетности, потребуется минимум три рабочих дня на решение этой проблемы.
Выводы
- Сроки сдачи деклараций, в том числе нулевых, надо соблюдать. Штраф за несданную налоговую отчетность налагается по статье 119 НК РФ (минимум 1 000 рублей) и по статье 15.5 КоАП РФ (от 300 до 500 рублей).
- Если опоздание с декларацией привело к тому, что налог не был уплачен вовремя, то начислят еще и штраф на сумму недоимки: от 20% до 40%.
- Если просрочка по сдаче декларации превысит 20 дней, то ИФНС может применить дополнительную санкцию – заблокировать расчетный счет.
Источник: www.malyi-biznes.ru
Вправе ли налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по УСН, представленной организацией, применяющей объект налогообложения «доходы минус расходы», истребовать документы, подтверждающие расходы, если ошибки и иные противоречия в декларации не выявлены?
Вопрос: Вправе ли налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по УСН, представленной организацией, применяющей объект налогообложения «доходы минус расходы», истребовать документы, подтверждающие расходы, если ошибки и иные противоречия в декларации не выявлены?
Ответ: Налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации по УСН, представленной организацией, применяющей объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», не вправе истребовать у организации документы, подтверждающие расходы, если ошибки и иные противоречия в представленной налоговой декларации не выявлены.
Обоснование: Порядок определения расходов установлен ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в соответствующие сроки.
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
Пунктом 4 ст. 88 НК РФ установлено, что налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Пунктом 8.3 ст. 88 НК РФ также предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Минфин России в Письме от 25.07.2012 N 03-02-08/65 по вопросу об истребовании налоговым органом документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08, в котором указано, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.
НК РФ не предусмотрено представление налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», одновременно с налоговой декларацией документов, подтверждающих расходы.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации по УСН, представленной организацией, применяющей объект «доходы, уменьшенные на величину расходов», не вправе истребовать у организации документы, подтверждающие расходы.
Правомерность данного вывода также подтверждается судебной практикой.
В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 10.12.2014 по делу N А23-836/2014 суд указал, что из норм НК РФ не следует, что налогоплательщик вместе с декларацией по УСН обязан представлять документы, подтверждающие расходы. Следовательно, налоговый орган не имел права требовать у налогоплательщика такие документы, как и брать объяснения ввиду отсутствия оснований, установленных п. 3 ст. 88 НК РФ.
А.А.Болдырь
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
17.04.2015
Источник: enterfin.ru