Смена бизнес модели на основе использования цифровых платформ

Изображение Цифровая платформа как основа новых бизнес-моделей в соцсети TenChat

Еще в сентябре 2021 года председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что пришло время искать новые бизнес-модели, базирующиеся на технологических, климатических и социальных факторах. 2022 год в целом не изменил дорожную карту, скорее, наоборот, придал новый импульс развитию цифровых платформ (ЦП).

С КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЕЙ ОФИСА ДАВНО ЗАКОНЧЕНО

Что такое ЦП и как с ее помощью можно вести бизнес? В ходе Международного форума Kazan Digital Week 2022, прошедшего осенью, ключевой в повестке дня оказалась панельная дискуссия «Цифровые платформы как инструмент трансформации бизнеса». Ее модератор Ольга Бледнова, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора KEPT, привела ключевое определение: «Первый шаг к успеху цифровизации зависит от трансформации сознания человека и принятия им того факта, что ЦП — это новая бизнес-модель цифровой экономики, а не этап компьютеризации офиса. А раз так, то ЦП в зависимости от сферы экономики можно разделить на четыре типа: транзакционные, инновационные, интеграционные и инвестиционные».

Цифровая платформа — это новая бизнес-модель цифровой экономики, а не этап компьютеризации офиса

Применительно к финансовой сфере, являющейся инфраструктурной компонентой экономики и государственного управления в целом, ЦП присущи элементы всех приведенных четырех типов. Это позволяет называть многие финансовые платформы поставщиками «суперсервисов».

Общим является и архитектурный подход: ЦП состоит из трех ключевых компонентов: цифрового ядра, развитой и гибкой периферии с различными сервисами и услугами, а также объединения и бесшовного взаимодействия независимых участников сферы деятельности в единой среде. Юлия Носенко, директор по развитию открытых данных и экосистем Ассоциации ФинТех, предложила в этой связи повысить роль инфраструктуры Open API, назвав ее «ключевым звеном развития цифровых платформ завтрашнего дня и трансформации бизнеса».

Таким образом, главный тренд 2022 года в цифровизации финансового сектора — ЦП становятся технологической основой для построения экосистем, объединяющих разные секторы экономики.

Несколько кейсов взаимодействия финансов и государства на базе ЦП было анонсировано в сентябре 2022 года в ходе круглого стола «Банки и госуслуги» в рамках XIX Международного банковского форума АБР «Банки России — XXI век».

Например, Росреестр в распоряжении № Р/0256 от 15 сентября 2022 года утвердил «Основы электронного взаимодействия ведомства с кредитными организациями и застройщиками». В документе указаны механизмы сокращения сроков осуществления государственной регистрации прав, а также предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в срок не более одного часа. Кроме того, запуск суперсервиса «Цифровой помощник», привнесет в работу Росреестра ИИ и позволит провести реинжиниринг и оптимизацию технологических процессов.

Читайте также:  Как построить консалтинговый бизнес

В письме ЦБ ИН-04-13/131 от 14 ноября 2022 года содержится рекомендация регулятора банкирам обеспечить электронное взаимодействие с Росреестром для вывода бизнес-процессов цифровой ипотеки на иной качественный уровень.

Еще один кейс связан с проведением реформы Российского экспортного центра, в частности с отлаживанием механизмов взаимодействия с банками посредством экосистемы «Одно окно» экспортера. Проект выполнялся во исполнение требований ФЗ-353 от 14 июля 2022 года и Приказа Минфина по согласованию с Банком России «Об утверждении порядка взаимодействия банков, иных кредитных организаций с ИС “Одно окно” в сфере внешнеторговой деятельности».

По словам Алексея Никитина, директора по проекту «Одно окно» Российского экспортного центра, задача проекта состояла в построении бесшовной цифровой среды для потенциальных экспортеров и предпринимателей за счет реализации полного процесса по выставлению счетов и формированию распоряжений плательщиков на оплату в электронной форме, а также их последующей моментальной оплате с приходом от банков получателям платежей юридически значимых подтверждений.

«Долгожданное облегчение в борьбе с социальной инженерией банкиры должны получить от реализации законопроекта о противодействии мошенничеству с подменой абонентского номера», — сообщил в декабре на XIII Национальном форуме AntiFraud Russia сенатор, руководитель секции «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности РФ» при Совете Федерации Артем Шейкин. Всем операторам предлагается вменить в обязанность предоставление в Минцифры сведений, необходимых для выявления всей цепочки операторов связи, участвующих в установлении соединения, и непосредственного оператора, подтвердившего номер. Тем самым ускорится получение данной информации. Сам же ЦБ в соответствии с Указом № 250 Президента РФ организовал взаимодействие с Генеральной прокуратурой по блокировке фишинговых сайтов. Таким образом, в сфере ИБ также наблюдается использование платформенного подхода в борьбе с угрозами различного типа.

Приведенные выше кейсы призваны обеспечить в первую очередь взаимодействие финансистов с госструктурами, но есть инициативы, направленные на поддержку клиентов банков и страховых компаний.

Банк России разработал проект порядка взаимодействия между потерпевшим в ДТП и страховщиком при электронном урегулировании убытка по ОСАГО. Cтраховщики должны будут внедрить данный сервис с 1 января 2025 года. Появление Проекта обусловлено принятием 14 июля 2022 года ФЗ № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым внедряется полностью удаленное электронное взаимодействие между потерпевшим и страховщиком во всех обязательных видах имущественного страхования». Отдельное Указание посвящено внесению изменений в Указание ЦБ от 10 апреля 2015 года № 3620-У «О порядке создания и эксплуатации единой автоматизированной системы и перечнях видов информации, предоставляемой страховщиками». Документ вступает в силу с 15 июля 2023 года.

Читайте также:  Какой бизнес США Россия

В рамках цифровой экосистемы Россельхозбанка запущена платформа «Всё Своё». Она включает в себя полезные информационные сервисы, учитывающие интересы и потребности жителей села, владельцев загородных домов, дачных участков и личных подсобных хозяйств, а также управляющих СНТ и ТСЖ. Главными компонентами платформы являются маркетплейс товаров и доска объявлений.

Что же будет в 2023 году? На этот вопрос ответили в ходе FINOPOLIS 2021/2022 Ольга Скоробогатова и Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Нас ждет:

создание ГИС идентификации;
перезагрузка и дальнейшее развитие ЕБС;
движение в сторону появления полноценной экосистемы Open Data;
развитие ЦП «Управление согласием»;
окончание работы над инфраструктурным сервисом «Цифровой профиль юридического лица»;
превращение платформы «Госключ» в более клиентоориентированную;
создание платформы ЦФА и запуск «Цифрового рубля».

Источник: tenchat.ru

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Сивцова Е.К. 1
1 ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Цифровая трансформация – использование современных технологий для кардинального повышения производительности и ценности предприятий – на сегодня является горячей темой для компаний по всему миру [1]. Руководители в различных индустриях используют достижения цифровой эпохи, такие как аналитика, мобильность, социальные медиа, умные устройства, в том числе для совершенствования возможностей традиционных технологий, таких как ERP, а также для изменения взаимоотношений с клиентами, внутренних процессов и конкурентных предложений. В последнее десятилетие цифровые технологии коренным образом изменили медиа-индустрию, и теперь руководители предприятий из других отраслей должны провести изменения.

Рисунок 1 – концепция цифровой трансформации предприятия.

Digital-трансформация — это осмысленный стратегический процесс изменения бизнеса в условиях вызовов новой цифровой экономики. Представленная концепция (Рис.1) предлагает три направления деятельности для внедрения цифровых технологий: повышение качества обслуживания клиентов; трансформация операционных процессов и преобразование бизнес-моделей [2].

Таким образом, для развития цифровых моделей управления корпорацией необходимо стратегическое осмысление перспектив развития цифровых технологий в их связи с бизнес-процессами и бизнес-моделями. Меняется сам способ ведения бизнеса, для того, чтобы не отставать от развития рынка, необходимо следовать тенденциям преобразования бизнес-моделей. Благодаря цифровой трансформации предприятие развивается в соответствии с новым фокусом, основывающимся на клиентском опыте и новых способах работы.

Читайте также:  Где продать готовый бизнес в Новосибирске

Три строительных элемента трансформации – это цифровые изменения в бизнесе, создание новых цифровых бизнесов и цифровая глобализация.

Подключение цифровых технологий к традиционному бизнесу позволяют создавать новые точки роста. Обладание такими технологиями оказывает значительное влияние на использование и развитие маркетинга и электронной коммерции, привлекая новых клиентов и увеличивая количество обращений старых.

Цифровое предприятие открывает возможность для новых операционных, платформ подключенных продуктов, аналитики и коллективной работы для повышения продуктивности, изменения сферы промышленного производства. Для создания цифровой компании следует ориентироваться на социальность, мобильность Big Data и Analytics, которые являются фундаментом цифрового предприятие. Совершенно не обязательно отказываться от первоначальной концепции существующей компании, можно внедрять цифровые продукты, дополняющие традиционные.

Возможности глобальной сети Интернет позволяют определять в качестве электронной торговой площадки практически каждый Интернет-ресурс, с помощью которого производятся операции купли-продажи. Цифровые технологии в сочетании с интегрированной информацией позволяют компаниям получить глобальный синергетический эффект, при этом сохранив способность чутко реагировать на локальные изменения. Центры коллективного обслуживания позволяют повысить эффективность и снижают риски. Они также способствуют достижению гибкости на глобальном уровне.

Вариантом гибкой организации, подвергающейся быстрому реинжинирингу в соответствии с изменяющимися требованиями бизнеса, является производственная виртуальная корпорация (ПВК) [3]. Экономическая эффективность ПВК заключается в постоянной оптимизации состава и структуры, ориентируясь на производственную необходимость в связи с изменениями внешних и внутренних факторов. Производственная виртуальная корпорация создается под конкретную задачу, с помощью современных технологий возможно привлечение и рациональное использование ресурсов только в необходимом объеме. Это позволяет использовать собственные активы, если они необходимы в течение всего жизненного цикла ПВК, тем самым минимизировать непроизводственные потери от простоя ресурсов. Из этого следует, что бизнес-модель и инструменты ПВК могут успешно применяться для быстрого и эффективного привлечения недостающих предприятию ресурсов, предоставления в аренду временно простаивающих ресурсов и оптимального решения традиционных производственных задач.

Сегодня все больше руководителей компаний и предпринимателей осознают необходимость изменений в своем бизнесе. Цифровая трансформация — это неизбежный процесс, который проходит мировой бизнес, чтобы адаптироваться к новым реалиям цифровой экономики.

Список литературы:

1. Встреча дискуссионного клуба «Цифровое предприятие» 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfo-russia.ru/meropriyatiya/digen/archive/22491/.

2. George Westerman, Didier Bonnet, Andrew McAfeeThe. Nine Elements of Digital Transformation // Opinion https://scienceforum.ru/2019/article/2018013582″ target=»_blank»]scienceforum.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин