Маркетинг, менеджмент, балансовая и чистая прибыль — эти и другие понятия ворвались в мир редакций газет, телерадиокомпаний. А в учебных планах факультетов и отделений журналистики университетов страны появилась дисциплина «экономика журналистики». Однако пока еще не дано определения этому понятию.
Известно, что экономика вообще (от греческого— управление домашним хозяйством), с одной стороны, хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли и виды производства и обмена, с другой — исторически определенная совокупность производственных отношений, экономический базис общества. Согласно политэкономическому словарю, экономика — «важнейшая область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективное использование имеющихся ресурсов». Примерно такую же трактовку дают и современные зарубежные экономисты: экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношения между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (Р. Коуз);это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов (Кемпбелл Р., Макконел, Стенли Л. Брю).
Книжный бизнес: плюсы и минусы своего издательства на примере «Абрикобукс»
Экономическая система — это система взаимосвязанных принципов, форм, методов, организационно-правовых институтов ведения хозяйства. Государственная экономика — экономическая система, в основе которой лежит административно-командный механизм координации экономической деятельности, а рыночная экономика — это экономическая система, основанная на рыночном механизме координации экономической деятельности: товарно-денежные отношения широко развиты и носят всеобщий характер; согласование производства и потребления осуществляется через механизм ценообразования; свободная динамика цен зависит от несоответствия спроса и предложения; существуют условия для конкуренции между товаропроизводителями и действуют противозатратный и санирующий механизмы. Различают макроэкономику — науку об экономике как едином целом и микроэкономику — науку об отдельных рынках и экономических аспектах, когда исследуются отрасль, фирма, цены, товарные услуги.
С другой стороны, редакцию газеты или телерадиокомпанию можно рассматривать как коммерческое предприятие — самостоятельный, с правами юридического лица, субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализации товара, хотя этот товар и необычный — интеллектуальный, идеологический. Следовательно, как и любое коммерческое предприятие, редакция СМИ встроена в рыночную экономическую систему. Тогда, критически оценивая различные общие дефиниции, можно придти к следующему определению: современная экономика журналистики — это совокупность общественных отношений в области производства, распределена, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования. Последний предполагает прежде всего конкуренцию на информационном рынке. Цель редакции, чтобы этот рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей информации — позитивно принял продукт ее творческого производства, что может привести к более интенсивному обмену «товар — деньги» и увеличению активной доли рынка за счет вербовки потенциальных читателей, телезрителей, радиослушателей.
ЯЖПРЕПОД 61 — СМИ как бизнес
Связи с общественностью редакционной структуре.
Для привлечения рекламодателей создаются специальные отделы, цель которых побудить заказчика разместить рекламу, эмулировать продажу площадей и услуг издания, продвинуть издание на рынке. В сфере деятельности редакции издания — маркетинговые исследования рынками, изучение читательской тории, исследование конкурентов, составление прогнозов изменения рыночного состояния, читательской аудитории и возможности издания. Большое внимание уделяется связям с общественностью, что способствует возвышению имиджа, антирекламе (снижению имиджа), контррекламе (восстановлению случайно сниженного имиджа), выставкам, презентациям, конкурсам может привести к росту рейтинга изданий. На имидж влияет не только качество газеты, но и хорошие связи с другими СМИ, четко разработанный и успешно выполняемый бизнес-план, продуманная кадровая т и даже их внешний вид.
Внимание специалистов по связям с общественностью газеты, на радиостанции, телевидении, направлено как на внутреннюю общественность. Они устанавливают контакты с читателями, телезрителями и радиослушателями, проводят их опросы, организуют встречи за «круглым столом» в редакции, направляют журналистов за интервью массовой аудитории, на которую работает данное СМИ, устанавливают деловые контакты с редакциями других средств массовой информации. Работая с внутренней общественностью, они много делают для укрепления корпоративной культуры в редакции: глубинные интервью, ответы сотрудников на анонимные анкеты позволяют своевременно узнавать о «болезнях» коллектива, а мероприятия, проводимые по случаю тех или иных событий, — улучшить моральную атмосферу, усилия направлены на укрепление репутации редакции.
Важно, чтобы у читателей, радиослушателей, телезрителей сформировалось устойчивое положительное представление о выбранных ими газете, радиостанции, телеканале, сложился образ конкретного средства массовой информации, был создан имидж (англ. — образ, изображение). Проблема эта в журналистском менеджменте сложна, многогранна, но ее успешное решение поднимет не только авторитет издания, но и его экономику. Начинать следует с конкретной программы, с учета многих факторов.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат СМИ как предприятие От 250 руб
- Контрольная работа СМИ как предприятие От 250 руб
- Курсовая работа СМИ как предприятие От 700 руб
Источник: students-library.com
Лекция 1. Экономические условия на рынке масс-медиа. Редакция как предприятие. Идеология и становление рынка СМИ
Аннотация:Содержатся теоретические и практические основы экономики предприятия, маркетинга и менеджмента, финансового управления и логистики применительно к редакциям средств массовой информации, а также необходимые для журналиста знания и практические рекомендации по применению маркетинговых коммуникаций.
Для студентов факультета журналистики и всех, кто интересуется становлением медиа-бизнеса в Беларуси на современном этапе.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание образовательного стандарта
по курсу «Экономика и менеджмент СМИ» .
Примерный тематический план лекционного курса.
Курс лекций «Экономика и менеджмент СМИ».
Лекция 1. Экономические условия на рынке масс-медиа.
Редакция как предприятие. Идеология и становление рынка СМИ .
Лекция 2. Материальное обеспечение производства.
Лекция 3. Бизнес-план и рыночная модель предприятия.
Лекция 4. Организационная структура редакции и ее эффективность.
Лекция 5. Маркетинг СМИ. Анализ рынка.
Лекция 6. Маркетинг СМИ: стратегия .
Лекция 7. Поиск оптимальной финансовой модели: ценообразование.
Лекция 8. План производства и себестоимость.
Лекция 9. Менеджмент в редакции. Фактор управления.
Элементы логистики в работе СМИ.
Стратегия развития редакции и элементы антикризисного управления.
Лекция 10. Поиск оптимальной финансовой модели:
Примерный тематический план практических заниятий.
Деловые игры и тестирование .
Схема рейтинговой оценки работы студента .
Вопросы к экзамену .
Учебно-методическое обеспечение. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество и практика массовой коммуникации предполагают качественно новое, более широкое понимание журналистики, которая осмысливается и изучается не только как род творчества, но и как социальный институт, а с экономической точки зрения – как отдельная отрасль хозяйства, своеобразное культурное, духовное производство, «индустрия содержаний и сознания», медиа-бизнес. Работа редакций СМИ как предприятий этой отрасли и функционирование медиа-бизнеса в целом требуют и научного исследования, и изучения студентами-журналистами, которым предстоит в данной области работать. В этих целях и появились учебные курсы «Экономика и менеджмент СМИ», «Экономика и менеджмент коммуникации» в рамках специальностей «Журналистика», «Международная журналистика», «Информация и коммуникация», а также курс «Экономика и менеджмент книгоиздательской деятельности» для студентов специальности «Литературная работа».
Конечно, журналистика – прежде всего творческая деятельность авторов и редакторов, создающих и готовящих к публикации и эфиру журналистские произведения, выпускающих номер газеты или журнала, радио- или телепрограмму, наконец, размещающих в сети выпуск интернет-издания. Журналистика производит специфический информационный продукт, который становится товаром в силу своей социальной востребованности. С одной стороны, этот продукт неизбежно несет на себе отпечаток идеологии, взглядов и убеждений, которых придерживаются его создатели, с другой – он находит своего покупателя и приносит прибыль своим создателям и продавцам, собственникам предприятий – редакций СМИ, будь то государство, частные лица, общественные и корпоративные структуры и объединения.
В средствах массовой информации реализуются процессы массовой коммуникации, в том числе немалая часть маркетинговых коммуникаций. Журналистика наряду с системой распространения и сбыта, издательским и полиграфическим бизнесом, финансовой, транспортной, информационной инфраструктурой составляет медиа-бизнес, который в условиях становления информационного общества интенсивно развивается с такими отраслями, как реклама и телекоммуникации.
Как социальный институт и как особая отрасль «индустрии содержаний» журналистика включает редакции газет и журналов, издательства, телерадиокомпании, информационные агентства – разнообразные предприятия, которые нередко входят в медиа-объединения. И отрасль в целом, и отдельные предприятия подчиняются законам экономики, требованиям рынка и нормам, которые устанавливает государство, регулируя хозяйственную деятельность в этой сфере. Поэтому и в рамках данного курса, и в этом учебно-методическом пособии речь пойдет прежде всего о медиа-бизнесе, но это не избавит нас от необходимости постоянно учитывать специфику журналистики как творческой деятельности, а также журналистского информационного продукта и несомненную идеологическую, социально мотивированную составляющую этой деятельности.
Современная практика коммуникации связана, как указывает большинство европейских исследователей, не только с технологическими переменами, но и с экономической базой – производством капиталистического типа с участием инвесторов, которое приобрело характер мировой коммуникационной, информационной, культурной индустрии, то есть подверглось глобализации в той же степени, что и производство в других отраслях экономики. Причем коммуникация оказалась не только объектом, но и субъектом воспроизводства этого нового экономического порядка. Она не только выступает как инструмент политической и экономической власти, но и как способ поддержания общественных отношений. При этом деятельность предприятий в сфере коммуникации, в своеобразной индустрии содержаний и сознания, в СМИ строится на тех же корпоративных и экономических основах, что и производство в иных отраслях экономики, хотя имеет и отраслевую специфику.
Цель курса«Экономика и менеджмент СМИ» – выработка у студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Международная журналистика», «Литературная работа», знаний о принципах функционирования предприятий в отрасли СМИ и книгоиздательской деятельности, а также об особенностях управленческой деятельности в этой сфере.
Следует заметить, что и государственные, и частные предприятия на рынке масс-медиа Беларуси вполне осознанно разрабатывают и применяют маркетинговые стратегии, выстраивают свою деятельность как бизнес. На фоне этих тенденций абсолютно очевидна необходимость усиления экономической составляющей в образовании будущих специалистов по коммуникации и масс-медиа.
Необходимо учесть, что экономика исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов (К. Макконнел, С. Брю). В свою очередь, журналистика и система СМИ представляют собой социальный институт, который фигурирует в качестве специфической области духовного производства (С.
Гуревич), где происходит аккумуляция, обработка и трансляция на массовую аудиторию социально значимой информации, преображенной творчеством журналиста. Эта информация становится специфическим информационным товаром, который обретает свою стоимость.
Такой товар, который западные исследователи обычно называют продуктом «индустрии содержаний и сознания», поступает на рынок масс-медиа, материализуясь на бумажных или электронных носителях. Журналистика изучает общие закономерности функционирования СМИ, в том числе и как специфического социального института. Между тем она существует и как элемент экономической инфраструктуры общества, как отдельная отрасль бизнеса. Она подчиняется экономическому регулированию со стороны политических институтов, как общему, так и направленному на данную отрасль.
Вследствие этого проявляется автономия экономики СМИ как предмета изучения и отдельного научного направления. Она раскрывает и осмысливает такую специфическую реальность, как медиа-бизнес, индустрия содержаний и сознания. Она не может быть полностью объяснена ни в рамках экономики, ни в рамках теории журналистики.
«Экономика журналистики (СМИ) – это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования» (В. Ворошилов). К данному определению можно добавить, что в рамках данного направления исследований изучается отраслевая специфика и особенности функционирования СМИ как элемента экономической инфраструктуры общества. В силу этого объектомдля экономики СМИ становятся редакции СМИ, связанные с ними хозяйствующие субъекты и государственные институты, журналисты и потребители информационного товара, а также сам информационный товар, материализованный на разных носителях (номера газет, тексты публикаций и новостные сообщения, программы радио и телевидения, мультимедийные продукты индустрии сознания, размещенные в Интернете и на электронных носителях).
Предмет экономики СМИ составляют: а) закономерности, нормы, особенности функционирования медиа-бизнеса, редакций различных СМИ как предприятий, действующих в рамках рыночного механизма и образующих индустрию содержаний и сознания; б) экономические отношения людей и хозяйствующих субъектов индустрии сознания в процессе производства, распределения, обмена и потребления информационного товара.
Современным журналистам, безусловно, необходимо знать не только расстановку сил на рынке масс-медиа, но и механизм функционирования предприятия в этой отрасли – рекламного агентства, редакции газеты или журнала, радиостанции телеканала, медиа-группы. Эти аспекты несомненно должны рассматриваться и с точки зрения социокультурного подхода, с учетом экономической социологии и психологии. Речь идет не только о технологиях и точных практических рецептах, но и о гуманитарной стороне экономического знания, особенно касающейся маркетинга и менеджмента. Здесь есть несомненный аксиологический, ценностный компонент, поскольку экономические отношения во многом определяются состоянием общественной морали и системой ценностей в обществе и социальных группах.
Поэтому задачи курса следующие:
· изучить социально-экономические условия, в которых работают предприятия СМИ, особенности хозяйственных правоотношений между предприятиями на рынке, а также между предприятиями и государством;
· сформировать у студентов понимание взаимоотношений между различными субъектами на рынке масс-медиа, знание форм и видов предприятий и объединений в данной отрасли;
· рассмотреть материальные основы производства в сфере «индустрии содержаний и сознания», какой становятся сегодня СМИ;
· утвердить не только теоретическое знание, но и практические подходы к применению принципов бизнес-планирования и планирования маркетинговой стратегии предприятия, подготовить студентов к самостоятельному анализу и выработке элементов маркетинговой стратегии для продвижения на рынок СМИ;
· изучить вопросы финансового управления и экономического анализа деятельности предприятия, ценообразования и налогов с учетом специфики редакционной и издательской деятельности. При анализе производственной деятельности учитывается как традиционное планирование производства, так и связанное с бизнес-планированием определение производственной стратегии и выявление критического объема и иных характеристик производства (анализ соотношений «тираж – цена», «затраты – выручка»);
· рассмотреть управление и организацию работы редакции и издательства с точки зрения различных направлений в науке о менеджменте (система сотрудничества в коллективе, менеджмент через постановку задач, управление системой ценностей и др.);
· проанализировать практику управленческих решений с учетом особенностей малого специализированного предприятия, где большинство персонала составляют высококвалифицированные творческие работники;
· уяснить сущность и изучить применение на практике маркетинговых коммуникаций при продвижении на рынок продукции СМИ и книжного издательства (изучаются как маркетинговые процедуры, так и креативные решения).
Наконец, в рамках курса рассматриваются перспективы развития рынка СМИ и книгоиздания, динамика процессов в данной отрасли в Беларуси и соседних странах, практика и перспективы создания и развития групп и объединений на рынке СМИ.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Изучая данную дисциплину, которая предлагается в 5-м семестре, студенты применяют к специфике конкретной отрасли, в которой им предстоит работать, свои знания, полученные в курсах «Экономическая теория» и «Экономика», а также системные знания по таким направлениям, как маркетинг, маркетинговые коммуникации, менеджмент. Вследствие этого студент сможет сформировать собственные экономические воззрения и понимание процессов, которые будут применимы к анализу дел непосредственно в редакции, агентстве или предприятии, где он будет трудиться.
Требования к уровню усвоения содержания курса. В результате усвоения лекционного курса, участия в семинарах, дискуссиях и деловых играх, изучения научной литературы, а также самостоятельных занятий студент должен приобрести системное представление о рынке средств массовой информации, на котором имеет хождение специфический информационный товар, продукт индустрии сознания. Он обязан научиться применять терминологический и понятийный аппарат экономической науки к практике рынка масс-медиа, для того, чтобы вести анализ рынка и маркетинговые исследования, планировать подписные и рекламные кампании, выстраивать систему распространения СМИ. Курс предполагает закрепление устойчивых навыков работы с экономической информацией и данными о работе предприятия – редакции СМИ, выработку способности творчески решать задачи управления и планирования стратегии работы на рынке.
Методическая организация курса.Включает лекционные и практические занятия, контроль самостоятельной работы студентов. На практических занятиях много внимания отводится деловым играм, моделирующим различные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной и маркетинговой деятельности редакции, а также дискуссиям по поводу этих ситуаций и развития медиа-рынка. Промежуточный контроль знаний и контроль самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью тестирования. В конце изучения курса студенты сдают экзамен.
ПРОГРАММА КУРСА
«Экономика и менеджмент СМИ»
Рыночная экономика, маркетинг, менеджмент применительно к СМИ. Экономические условия (бизнес-среда) и инфрастуктура рынка масс-медиа. Специфический товар СМИ. Редакция как предприятие. Формы собственности и формы предприятий.
Понятия диверсификации, концентрации, монополизации.
Материальное обеспечение производства газеты и теле- радиопрограммы. Основные и оборотные фонды, источники финансирования. Бизнес-планирование.
Маркетинг СМИ. Анализ рынка. Стратегия маркетинга в редакции. Методы стимулирования продаж. Торговая марка и ее продвижение.
Понятия целевого рынка, сегментирования, позиционирования, инновации, конкуренции.
Менеджмент в редакции. Задачи управления и организация управленческого труда. Стили и методы менеджмента. Работа с персоналом. Формы оплаты труда.
Поиск оптимальной финансовой модели: ценообразование и финансовое планирование. Понятия цены, спроса и предложения, монополии. Расчет себестоимости рабочего дня редакции и единицы продукции (номера газеты, выпуска программы). Структура затрат. График безубыточности и критический объем производства.
Прибыль и налоги.
Стратегия развития и антикризисное управление в СМИ. Элементы логистики в работе редакций. Становление и развитие рынка масс-медиа в Беларуси и СНГ.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ СМИ»
№ п/п | Наименование раздела курса и темы лекции | Кол-во часов |
1 | Экономические условия на рынке масс-медиа. Редакция как предприятие. Идеология и становление рынка СМИ | 2 |
2 | Материальное обеспечение производства | 2 |
3 | Бизнес-план и рыночная модель предприятия | 2 |
4 | Организационная структура редакции и ее эффективность | 2 |
5 | Маркетинг СМИ: анализ рынка | 2 |
6 | Маркетинг СМИ: стратегия завоевания своей «ниши» на рынке | 2 |
7 | Поиск оптимальной финансовой модели: ценообразование | 2 |
8 | План производства и себестоимость | 2 |
9 | Менеджмент в редакции. Фактор управления Стратегия развития редакции и антикризисное управление. Элементы логистики в работе СМИ | 2 |
10 | Поиск оптимальной финансовой модели: финансовый план | 2 |
Итого: 10 тем. | 20 |
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Экономические условия на рынке масс-медиа. Редакция как предприятие. Идеология и становление рынка СМИ
Что такое экономика, менеджмент, маркетинг в средствах массовой информации?
Командно-административная (плановая) и рыночная экономика, командная и обслуживающие модели СМИ.
Экономические условия (бизнес-среда) для существования рынка масс-медиа.
Редакция СМИ как предприятие (компания).
Формы предприятий, их регистрация и ликвидация.
Диверсификация на рынке СМИ. Слияния компаний.
Издательский дом, медиа-холдинг, концерн и иные формы объединений (пример России, Германии, Франции, Великобритании).
Историческая ретроспектива экономики СМИ. Возможности становления и развития медиа-рынка в рамках белорусской экономической модели. Экономические условия для СМИ разных форм собственности. Национализация и приватизация СМИ: опыт Восточной и Центральной Европы. Перспективы создания и развития объединений на рынке масс-медиа.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 847 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Капитал в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны.
Конкуренция на информационном рынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации средств массовой информации. В России идет тот же процесс, который пережила пресса в странах развитого Запада. Количество независимых периодических изданий непрерывно уменьшается. Самые крупные и сильные поглощают небольших и слабых: присоединяют, ликвидируют, разоряют, очищают для себя рыночное пространство. У этого процесса несколько стадий, различающихся по масштабности, интенсивности и скорости, количеству участников – от нескольких до многих.
Концентрация СМИ в России началась в 90-х годах с появлением первых издательско-производственных объединений (ИПО).
Такое объединение обычно возникало там, где редакция имела свое издательство с типографией. Так было создано, например, ИПО «Литературная газета». Вначале редакционное издательство, ведавшее типографией, основанной на средства, заработанные газетой, отделилось от редакции.
Они образовали ИПО, подразделения которого вступили в договорные отношения: редакция отвечала за подготовку номеров, издательство обеспечивало их выпуск в типографии. Обе стороны получали свою часть прибыли, обусловленную договором между ними. В дальнейшем издательско-производственный комплекс полностью отделился от редакции, утвердил свою экономическую и правовую независимость, стал называться ИПО писателей, установив контакты с одним из творческих союзов российских писателей. После этого выпуск «Литературной газеты» стал для ИПО лишь одним из заказов, которые он выполнял для многих периодических изданий.
Издательско-производственное объединение – лишь начальная форма установления тесных экономических связей между несколькими структурами: газетной редакцией, издательством, типографией. Следующая стадия процесса концентрации СМИ связана с появлением издательских домов.
Издательский дом, издательская или информационно-издательская компания – объединение нескольких редакций, выпускающих печатные периодические издания. Иногда в него входят книжная редакция и структуры, производящие разнообразную печатную продукцию – плакаты, буклеты, открытки и др. Им руководит его учредитель, владелец, которому подчиняются все его подразделения.
Структура издательского дома нередко представляет собой холдинг (от англ, holding –владение). В этом случае вокруг главной – «материнской» компании или редакции создаются финансово зависимые от нее компании или редакции периодических изданий. Такую холдинговую систему представляет собой, например, столичный издательский дом «Коммерсантъ». Вокруг редакции ежедневной газеты «Коммерсанть-daily» здесь группируются редакции ряда журналов-ежемесячников: «Власть», «Деньги», «Домовой», «Автопилот» и др.
Со временем структура издательского дома может усложниться, в ней возникают и подразделения, занимающиеся коммерческой деятельностью. Так, в информационно-издательскую компанию «Московские новости» входили одноименная еженедельная газета, ежедневная газета «Время МН», еженедельник «Москоу ньюс», выпускавшийся на английском языке, журналы «Спортклуб» и «Мода», русско-американская радиостанция «Радио-Максимум», несколько небольших компаний – по распространению печатных изданий, по эксплуатации недвижимости, «МН-Клуб» и др. Это уже переходная форма к образованию издательского концерна.
Холдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая компания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям.
Характерные черты холдинга
1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе; реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга; осуществление межфирменных связей; финансирование капиталовложений в разработку новой продукции; предоставление консультационных и технических услуг.
1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют: имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней; договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают: чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции; смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции; конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».
4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».
Австрия Meinl, European, Land
Германия MANAG, Siemens, VoithAG,
Россия РосБизнесКонсалтинг, РАОЕЭСРоссии, СИБПЛАЗ, Агрохолдинг, Газпром-Медиа
К онцерн – это сложная форма объединения банков, промышленных предприятий, торговых, коммерческих фирм, печатных и аудиовизуальных периодических изданий, производств, обеспечивающих их бумагой и другими материалами, научно-исследовательских организаций и других структур. Газета или журнал, телерадиокомпания является лишь одним из элементов такого концерна, их существование обеспечивается за счет общей прибыли, получаемой его владельцами.
Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.
Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.
В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Dräger. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.
Телевидение в Америке целиком принадлежит частным лицам, а в Европе чаще всего акции теле компаний поделены между частными лицами и разного рода государственными органами.
В большинстве развитых стран организована система сбора с населения специальных «телевизионных» платежей. Общественных вещателей меньше, чем коммерческих, но, в целом, по Европе, аудитория у них больше. Платежи населения обязательны. В Англии это просто общественный налог, а в Германии за неплатеж могут оштрафовать и запретить смотреть телевизор.
Коммерческие каналы лишены подобного финансового насоса. Им приходится полагаться на добровольную склонность граждан косвенным образом платить за телевидение.
Телеканалы и радиостанции могут быть не только общественными или коммерческими, но и государственными. Например — ВГТРК, наш второй канал. Бюджет этого канала утверждается государством. И хотя государство — общественный институт, оно все же сплошь и рядом слишком вольно обходится со своими подданными, ВГТРК — не исключение. ОРТ-Останкино считается общественным телеканалом.
Но общество на него никак повлиять не может. Если честно, то ОРТ — коммерческая вещательная станция с большой долей государственного капитала, не более того.Есть в мире и, по сути, благотворительные каналы, живущие на пожертвования. Есть вообще удивительные образования, вроде АРТЕ, канала культуры. В общем, чего только в мире телевидения нет!
Формы собственности на СМИ
гос. корпорат. частная кооперат. обществ. Парт.
ТВ — информационные и образовательные программы
Акцент на развлекательные программы Появилась в 70-е гг. (хиппи — “новые левые” — распространяли свои взгляды, издавая газеты небольшими группами. Но многие подобные издания быстро закрылись, исключение — газета “Village Voice”, которая издавалась в Greenwich Village и постепенно интегрировала в коммерческое издание. СМИ финансируется общественными организациями (общественно-правовые ТВ каналы в Германии, США — в основном информационные и образовательные программы, дешевые фильмы). Акции газеты “Le Monde” принадлежат ее сотрудникам; Абонентская плата Раньше эта форма собственности была традиционной для СМИ; сейчас партийных СМИ остается все меньше. Ежедневные газеты есть сейчас только у компартий — “Humanitй”, “Morning Star”, “Unita” (Ит.).
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Источник: zdamsam.ru