Закон вступит в силу с 1 июля 2021 года (за исключением ряда положений).
Закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Закон направлен на полное реформирование системы госнадзора, в том числе порядка проведения проверок; устанавливает приоритет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), над проведением контрольных (надзорных) мероприятий.
Среди прочего, Законом предусмотрена возможность независимой оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимой организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции. При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований. К заключению прилагается полный перечень обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся (если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля).
Изменения в Федеральный закон №294 — ФЗ
Закон не распространяется на целый перечень видов госнадзора (перечислены в Законе).
Установлено, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года.
До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяются нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Формирование единого реестра видов надзора осуществляется с 1 июля 2021 года. Ввод указанного реестра в эксплуатацию осуществляется до 1 января 2022 года.
В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год. С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок ЮЛ и ИП на 2021 год, утвержденными в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
ФЗ о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу нового Закона, осуществляются в соответствии с положениями НПА, действовавших на дату начала этих проверок.
До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений могут осуществляться в том числе на бумажном носителе.
Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.
НОВЫЙ ЗАКОН О НАДЗОРЕ И ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ
31 июля 2020 года подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
31 июля Закон официально опубликован.
Закон вступит в силу с 1 июля 2021 года (за исключением ряда положений).
Закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Закон направлен на полное реформирование системы госнадзора, в том числе порядка проведения проверок; устанавливает приоритет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), над проведением контрольных (надзорных) мероприятий.
Закон тесно связан с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» , который начнет действовать с 1 ноября 2020 года.
Среди прочего, Законом предусмотрена возможность независимой оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимой организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции. При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований. К заключению прилагается полный перечень обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся (если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля).
Закон не распространяется на целый перечень видов госнадзора (перечислены в Законе).
Установлено, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года.
До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяются нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Формирование единого реестра видов надзора осуществляется с 1 июля 2021 года. Ввод указанного реестра в эксплуатацию осуществляется до 1 января 2022 года.
В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год. С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок ЮЛ и ИП на 2021 год, утвержденными в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу нового Закона, осуществляются в соответствии с положениями НПА, действовавших на дату начала этих проверок.
До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений могут осуществляться в том числе на бумажном носителе.
Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
Источник: nkprom.ru
Федеральный закон N 294-ФЗ не распространяется на проверки соблюдения законодательства
о применении контрольно-кассовой техники, налоговые проверки, финансовый и валютный контроль
Со вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) утратил силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Законодатель в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ пересмотрел сферу применения Закона, включив в нее не только государственный, но и муниципальный контроль. Данный Закон внес существенные коррективы в перечень мероприятий по контролю, к которым положения Закона не применяются.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ не распространяется на определенные виды проверок, в частности на налоговые проверки, финансовый и валютный контроль (п.п. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Для этих проверок существуют специальные нормативные акты.
Также, согласно письму Генеральной прокуратуры РФ от 25.06.2009 г. N73/3-133-2009 и письму Министерства финансов РФ от 09.07.2009 г. N 03-01-15/7 Закон не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами с целью проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательств о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием пластиковых карт.
Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Мальцева Н.Н.
Разместить:
Комментарии
Николай
12 ноября 2009 г. в 12:11
Этот закон не должен применятся при контреле деятельности УО в свере ЖКХ.
Выявить безаконие невозможно стало в сфере ЖКХ.
Столкнулся на практике. Попытался узнать стоимость услуг текущего ремонта в доме г.Новочеркасск Свободы 1а. Увы.
Госинспекция жилья не имеет полномочий. Прокурор города тоже.
Источник: taxpravo.ru
Министерство сельского хозяйства
Алтайского края
Суббота, 09 сентября 00:36
Минсельхоз
Алтайского края
Комментарии: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
С 1 июля 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).
Основной идеей Закона является совершенствование действующей системы контроля (надзора), направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве.
Главными новшествами Закона являются:
а) введение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности в некоторых сферах. При этом предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в указанных сферах не допускается;
б) проведение внеплановых проверок субъектов малого бизнеса только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации; с 1 января 2010 г. все составленные планы будут направляться в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок, который будет публиковаться на сайте Генпрокуратуры;
в) существенное сокращение оснований для проведения внеплановых проверок, которые могут проводиться только в случаях поступления информации от граждан, юридических лиц и предпринимателей, органов власти или СМИ о возникновении угрозы жизни или по факту причинения вреда здоровью граждан, загрязнению окружающей среды, аварийных ситуациях, а также в случаях нарушения прав потребителей (чьи права нарушены).
По срокам проведения проверки следует обратить внимание, что в ранее действовавшем законодательстве срок проверок не ограничивался. В соответствии с Законом № 294-ФЗ с 1 июля 2009 г. до начала проверки, не являющейся налоговой (пожарной, санитарно-эпидемиологической и др.), контролирующие органы обязаны будут уведомлять о ее проведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения плановой проверки и не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки.
Частью 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ установлено, что срок проведения каждой из проверок (документарных и выездных), предусмотренных ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней. Полагаем, что в данном случае закон устанавливает срок проверки не более 20 дней для каждого органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В случае проведения плановой проверки в выездной и документарной форме общий срок проверки не должен превышать сорока дней.
Одной из новелл Закона является установление максимально допустимого времени для проведения проверок в отношении одного малого предприятия органами контроля. Для проведения контрольных мероприятий в отношении микропредприятия (количество работников до 15 человек), срок проведения всех проверок составляет 15 часов в год, а для малых (количество работников до 100 человек) — 50. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований и испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 15 часов. Контроль соблюдения таких квот осуществляется предпринимателем путем ведения обязательного журнала проверок.
Следует обратить внимание, что при визите инспекторы должны предъявить служебное удостоверение и вручить под роспись копию приказа о назначении проверки, заверенную печатью. Проверка может проводиться только лицами, указанными в приказе. Плановые проверки могут проводится органами государственного или муниципального контроля как совместно, так и независимо друг от друга. В случае проведения совместных проверок в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются наименования всех участвующих в такой проверке лиц.
Контролеры не вправе нарушать сроки проведения проверки, требовать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки и выходят за рамки их компетенции. Запрещается проводить выездной контроль при отсутствии предпринимателя или его уполномоченного представителя. Исключение: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций (пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона). Не вправе ревизоры и изымать документы, образцы продукции без составления протокола, а также предлагать или требовать проводить мероприятия по контролю за счет коммерсанта.
Плановая и внеплановая проверки могут быть документарными или выездными. Документарная проверка проводится по месту нахождения контролеров. Коммерсант получит мотивированный запрос с требованием представить документы, необходимые для контроля. К запросу должна прилагаться заверенная печатью копия распоряжения или приказа о проведении проверки.
В течение 10 рабочих дней со дня получения запроса проверяемое лицо обязано представить необходимые документы. Представлять нужно копии, заверенные печатью (при наличии) и подписью коммерсанта либо его уполномоченного представителя. Ревизоры не вправе требовать нотариального заверения копий документов (если иное не предусмотрено законом).
По результатам проверки составляется акт (2 экземпляра). В нем указываются наименование ведомства, даты начала и окончания проведения проверки, время ее проведения, правовые основания (реквизиты приказа о проверке), цели, задачи и предмет проверки, выявленные нарушения и выданные предписания, а также фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводящих проверку, их подписи.
К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Акт с копиями приложений вручается проверяемому лицу. Если проверка обнаружит нарушения, инспекторы обязаны выдать субъекту предпринимательской деятельности предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. А в дальнейшем чиновники проконтролируют исполнение предписания.
Субъекты предпринимательской деятельности обязаны вести журнал учета проверок. Журнал должен быть прошит, пронумерован, удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если журнала нет, об этом должна быть сделана запись в акте проверки. В нем контролеры должны сделать запись о проведенной ревизии. Причем эта обязанность прямо прописана в Законе (п.
13 ст. 18 Закона). В течение 15 дней после получения акта либо предписания об устранении выявленных нарушений субъект предпринимательской деятельности может представить свои письменные возражения. К ним он может приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.
Источник: altagro22.ru