Составляющие бизнес процесса технология персонал материалы оборудование производственная среда

Из множества процессов люди чаще всего сталкиваются с бизнес-процессами.

Бизнес-процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы», представляющие ценность для клиента (ИСО 9000:2000).

Бизнес-процесс – это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более «входов» и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту.

Другое интересное определение процесса связано с понятием «потока ценностей», введенным Дж. Мартином.

Поток ценностей, согласно Дж. Мартину, – это множество законченных состыкованных действий, которые в совокупности создают некоторую продукцию, имеющую потребительскую ценность для клиента.

Дж. Мартин отказался от термина «процесс», поскольку последний, по его мнению, имеет слишком много различных значений, что может приводить к недоразумениям.

Еще одно определение бизнес-процесса дает Т. Давенпорт.

Бизнес-процесс – это специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца и точным определением «входов» и «выходов» (в виде продукции и услуг, необходимых клиенту).

4 способа описания бизнес-процессов

«Входы» и «выходы» процесса могут взаимодействовать как с конкретным клиентом, так и с некоторым другим процессом во внешнем окружении компании, но не с другим внутренним процессом.

«Вход» бизнес-процесса – ресурс, необходимый для выполнения бизнес-процесса.

«Выход» бизнес-процесса – результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса.

Ресурсы – информация, финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса.

Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, то есть продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, качеству и сервису. Термин «клиент» следует понимать в широком смысле. Это может быть как действительный клиент, так и процесс, протекающий во внешнем окружении компании, например у партнеров, или субподрядчиков.

При рассмотрении процессов возникают следующие сложности. Процессы не удается описывать так же легко, как, например, организационные иерархические структуры. У организационных подразделений есть «имена» («производство продукции», «доставка продукции»), с ними связаны ответственные должностные лица («президент», «начальник подразделения»).

Процессы же обычно невидимы, не имеют описаний и имен. Однако понятие «процесс» возникает более естественным образом, чем организационные иерархии, тогда, когда люди кооперируются для достижения обещанного клиенту результата. При традиционной структуре внимание фокусируется на заданиях, работах, людях, структурах, но не на процессах, хотя процессы пронизывают традиционные организационные структуры.

Чтобы было проще рассуждать о процессах компании, им можно дать описательные имена-характеристики. Так, например, М. Хаммер и Дж. Чампи предлагают именовать процессы в соответствии с их начальным и конечным статусом, например: «разработка продукта: от требований на продукт – к продукту» или «продажа: от заявки – к заказу». Такие имена позволяют отделить процессы от подразделений. Для именования процессов целесообразно использовать отглагольные формы, чтобы отличать их от имен подразделений.

Что такое бизнес-процесс? Моделирование и анализ бизнес-процессов

Для обозначения процесса часто используется понятие «5М» – пять составляющих частей процесса, которые представлены на рисунке 1.2: method– технология; man – персонал; machinery – оборудование; material – материалы; ип Milieu ouvrier – производственная среда.

Читайте также:  Аризона рп машины бизнес класса

Рис. 1.2. Пять составляющих процесса

При более подробной декомпозиции 5М можно разбить на 12 составляющих процесса. Для того чтобы процесс протекал в управляемых условиях, в распоряжении владельца процесса должны быть все составляющие: технология, персонал, оборудование, оснастка и инструменты, контрольно-измерительное и испытательное оборудование, нормативная документация, основные материалы, вспомогательные материалы, производственная среда, теплоэнергоносители, программное обеспечение, информация. Данный список можно варьировать, уменьшать или дополнять в зависимости от специфики процесса, но в основном это те составляющие, без которых не может состояться процесс. Составляющие процесса, которыми управляет владелец, являются ресурсами. Все ресурсы, необходимые для проведения процесса, должны быть запланированы и выделены до начала проведения процесса.

Источник: cyberpedia.su

Производственный процесс на предприятии и его составляющие

Под производственным процессом понимается совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта выпускаемых изделий.

Все элементы производственного процесса находятся в тесном взаимодействии. Однако их значение не равнозначно. Среди средств труда ведущая роль принадлежит технике, определяющей все организационные факторы. Совершенствование средств труда влечет изменение технологии и, наоборот, передовая технология неизбежно вызывает изменение средств труда.

Труд, как целесообразная деятельность людей по преобразованию предметов труда в готовую продукцию с помощью средств труда, наиболее эффективен (производителен) при применении соответствующих современных технологий. Возможности реализации этих технологий связаны с кадровым составом работающих на предприятии, их уровнем образования, возрастом, способностями осваивать новые технологии и т.п.

Производственный процесс включает следующие компоненты:

1) подготовка материалов (образца) к производству;

2) разработка и выполнение технологических процессов производства, т.е. частей производственного процесса, связанных с изменением состояния изготавливаемого предмета производства;

3) обеспечение производства средствами технологического оснащения, а также нормативно-технологической документацией, необходимой для ремонта или изготовления деталей изделий;

4) гарантированное материально-техническое обеспечение производства (снабжение материалами, комплектующими изделиями);

5) организация и осуществление технического контроля качества выполнения технологических операций на всех стадиях производства;

6) транспортирование материалов, деталей, сборочных единиц и изделий в процессе изготовления;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Составляющие части процесса

Для обозначения процесса часто используется понятие «5М» — пять состав­ляющих частей процесса (рис. 4.1): Method — технология; Man — персонал; Machinery — оборудование; Material — материалы; un Milieu ouvrier (франц.) — производственная среда.

242___________________________ В,В, Репин, В,Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

Для определения пятой составляющей части процесса использованы фран­цузские слова, поскольку трудно найти подходящее английское слово на букву «М». Например, в Японии заменили состаатяющую «Производственная среда» на «Измерение» и в японской редакции 5М: Man, Machine. Material, Method. Measurement (измерения) [2].

При более подробной декомпозиции 5М можно разбить на 12 составляющих процесса. Для того чтобы процесс прошел в управляемых условиях, в распоря­жении владельца процесса должны быть псе составляющие:

4. Оснастка и инструменты.

5. Контрольно-измерительное и испытательное оборудование.

6. Нормативная документация.

7. Основные материsoft).

Читайте также:  Как создать платежное поручение в Сбербанк бизнес онлайн образец заполнения

Этот список можно варьировать, вычеркивать или дополнять в зависимости от специфики процесса, но в основном это те составляющие части, без которых не может состояться процесс [8].

Составляющие части процесса, которыми управляет владелец, и являются ресурсами. На рис. 4.2 они объединены под названием «ресурсы». Все ресурсы, необходимые для проведения процесса, должны быть запланированы и выделе­ны до начала проведения процесса.

Однако только наличия ресурсов недостаточно для успешного хода процес­са. Определение процесса включает «совокупность видов деятельности». К со­вокупности видов деятельности, кроме обеспечения ресурсами, относятся: сбор информации о ходе процесса по трем группам показателей, управление про­цессом на основе этой информации, планирование и распределение ресурсов для достижения целей процесса.

Результат процесса может быть положительным или отрицательным. Все, что получилось на выходе процесса, должно быть проверено, прежде чем этот выход использует потребитель. На заводе ОТК проверяет продукцию, руково­дитель утверждает проект, потребитель подписывает акт приемки работы, про­екта или отчета о проведенном аудите. Продукт на выходе может пройти проце­дуру проверки успешно, а может быть отклонен и напраачен на доработку или утилизацию. Владелец процесса для принятия управленческих решений должен получить информацию о ходе процесса (показатели процесса), о результатах

Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению 243

процесса (показатели продукта) и информацию от потребителя о степени его удовлетворенности полученным продуктом (данные удовлетворенности клиен­та). Для получения информации владелец процесса устанавливает в процессе контрольные точки, в которых производится сбор информации о процессе, рег­ламенты сбора, обработки и предоставления этой информации.

При появлении в этой схеме владельца процесса цикл управления процес­сом становится замкнутым. Смысл управленческой деятельности заключается в том, что владелец процесса непрерывно или с установленной периодичностью контролирует ход процесса и принимает управленческие решения в случаях от­клонения параметров процесса от границ, определенных для нормального хода процесса. Владелец процесса в ходе управления планирует (Plan) распределение ресурсов для достижения постатейных целей процесса с максимальной эффек-пшностью. В ходе выполнения (Do) процесса владелец проверяет (Check) ход процесса на основании информации, которая поступает с контрольных точек. Владелец процесса ведет оперативное управление процессом, корректируя (ак­тивно вмешиваясь в ход процесса (Act)), изменяя запланированное распределе­ние ресурсов, меняя планы, сроки и результаты процесса в соответствии с из­менившейся ситуацией. Деятельность владельца процесса носит циклический

244 В В. Репин, В Г Елиферов Процессный подход к управлению

характер при нормальном ходе процесса или апериодический в случаях возник­новения проблемных ситуаций, требующих немедленного вмешательства.

Такой замкнутый цикл управления известен как цикл Деминга PDCA (Plan-Do—Check—Act): Планирование — Выполнение — Контроль выполнения — Воздействие (управление, корректировка). Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Цикл управления начинается с планирования [3].

Планирование — установление целей и процессов, необходимых для дости­жения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетво­ренности потребителя, планирование выделения и распределения необходи­мых ресурсов.

Выполнение — выполнение запланированных работ.

Читайте также:  Производство удобрений как бизнес рентабельность

Проверка — сбор информации и контроль результата, получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.

Воздействие (управление, корректировка) — принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планирова­нии и распределении ресурсов.

Цикл PDCA лежит в основе управления любой деятельностью, т.е. приме­ним как к процессу в целом, так и к отдельным работам, входящим в состав процесса. Цикл может быть применен даже к самому себе. Например, если применить цикл PDCA к его же части Act — корректировка, то получится сле­дующая схема пошагового управления:

Plan — планирование, разработка корректирующих действий на основе про­веденного анализа отклонения.

Do — выполнение, внедрение корректирующих действий.

Check — проверка результативности (эффективности) корректирующих дей­ствий.

Act — проведение анализа причин неудачного устранения причины отклоне­ния и принятие решения о разработке (или не разработке) новых корректирую­щих действий.

В практической деятельности цикл PDCA применяется многократно с раз­личной периодичностью. При выполнении основной деятельности цикл PDCA применяется с периодичностью циклов отчетности и планирования. При вы­полнении корректирующих действий длительность цикла PDCA может быть меньше или больше длительности цикла отчетности и планирования и устанав­ливается в зависимости от характера, объема, длительности и содержания ме­роприятий по устранению причин отклонении.

Иногда в цикле PDCA каждый шаг разбивают на две части (рис. 4.3):

Plan — на планирование целей (Plan 1) и планирование способов достиже­ния целей (Plan 2).

Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению___________________________ 245

Do — на обучение и подготовку персонала (Do 1) и собственно выполнение работы (Do 2).

Check — на сбор данных (Check 1) и обработку данных (Check 2). Act — на анализ данных (Act 1) и принятие решения (Act 2).

Управление ходом непрерывного повторяющегося процесса не всегда тре­бует обучения и подготовки персонала на каждом цикле управления. Такой подход часто применяется в проектных организациях, где выполняют один проект в течение длительного времени или при проектировании внесения из­менений в деятельность организаций. Вообще, принципы управления проект­ными организациями отличаются от управления организациями с поточным производством (промышленного предприятия).

В данной книге примеры и образцы документов даны в основном для про­мышленных предприятий с поточным производством, но это не значит, что их нельзя применять в проектном бизнесе. Выполнение любого проекта состоит из выполнения комбинации отдельных блоков, однотипных для разных проектов. Выполнение однотипных блоков может быть построено на процессной основе.

Таким образом, управление процессом является одной из неотъемлемых составных его частей. Результат процесса зависит не только от выполнения технологических операций и переходов, но и от созданной системы управле­ния. В описание процесса при его моделировании необходимо включать вла­дельца процесса, а также управленческие функции: планирование, контроль выполнения и воздействие на процесс.

Если графически представить схему процесса (см. рис. 4.2) с учетом цикла PDCA, то получим рис. 4.4.

246________________________________ ВВ. Репин, В Г Елиферов Процессный подход к управлению

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин