В развитии социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХ в. выделяют три этапа:
· первый (1960-е — середина 1970-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены;
· второй (середина 1970-х — начало 1980-х гг.) — становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;
· третий (с конца 1980-х гг.) — развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.
Пример социальной ответственности бизнеса
Но во многих случаях социальная активность бизнеса носит типичный ситуационный характер: в ней отсутствует системность и планирование. Благотворительные проекты возникают стихийно, как правило, не оцениваются, благотворители не имеют обратной связи с благополучателями. Основной мотивацией к участию в решении местных проблем остаются запросы местной администрации и отдельных некоммерческих организаций (НКО). Получателями благотворительных средств являются также государственные и муниципальные учреждения, которые расходуют эти ресурсы либо на свои программы, либо передают их своим клиентам как материальную помощь.
Так, например, новгородский бизнес все чаще задумывается о результатах своего участия в решении проблем местного сообщества. Среди респондентов – представителей местного бизнеса – 25% отметили, что социальная активность предприятия носит маркетинговую выгоду, а 52% указали на то, что социальная ответственность является частью бизнес-стратегий их компаний. Более 50% опрошенных бизнесменов считают, что социальная ответственность и участие в решении социальных проблем способствуют укреплению отношений с клиентами. Почти 55% уверены, что социальная активность ведет к улучшению взаимоотношений с органами власти и в дальнейшем может благотворно повлиять на развитие бизнеса. И более 80% уверены, что социальная вовлеченность в решение проблем местного сообщества способствует улучшению их репутации и имиджа в глазах общественности.
Большинство опрошенных бизнесменов признали, что социальная активность и благотворительная деятельность их компаний приносит больше пользы, чем приверженность принципу максимизации прибыли. Несмотря на снижение капитализации компаний и сокращение налоговых послаблений, ни один из опрошенных не считает, что следует сократить или свернуть благотворительную активность. Напротив, многие находят в реализации социальных программ новые технологии достижения конкурентных преимуществ (30,7%). Население Великого Новгорода также считает, что участие бизнеса в решении общественно значимых проблем скорее обязательное условие для завоевания местного рынка, чем правило хорошего тона (75,1%).
Биохимик – пример социальной активности бизнеса.
«Самым неожиданным результатом опроса населения оказалось то, что 72,5% респондентов возлагает ответственность на решение местных проблем на местный бизнес, а не на государство и местные органы власти (11,1%), как можно было бы предположить», — написал генеральный директор АНО «Северо-Западный Центр общественного развития» Роман Золин, анализируя результаты исследования.
Выжидательная и ситуативная позиция бизнеса в социальных вопросах может дорого стоить. Так, американский опыт показывает, что в некоторых случаях инициатором социальных программ выступает федеральная власть. В 1977 г. Конгресс США принял документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в те территории, на которых они оперируют. Правительство поступило просто, выделив каждому банку «подшефную территорию» и прикрепив к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы «коммунального инвестирования».
Несколько лет назад в кулуарах Государственной Думы России уже ходил документ, напоминающий по своему смыслу американский, с той разницей, что российское правительство намеревалось установить процент «социального инвестирования» более жестко. Тогда документ не дошел до стадии первого чтения. Сегодня, в условиях провозглашенного курса на социально ориентированную экономику, никто не может гарантировать, что идея подобного стимулирования «социальной ответственности» бизнеса при жестком контроле со стороны государства не возникнет вновь.
Источник: studopedia.org
Выводы Социальная активность современного бизнеса становится:
Узко-фокусной. Корпорации специализируются на определенной области: молодежь, образование, экология и т.д. Подобная специализация позволяет вести долгосрочную «внешнюю социальную политику», что повышает узнаваемость компании и позволяет ассоциировать ее с определенной темой.
Узкая тема выбирается с непременным учетом профиля компании и используется для достижения конкретных целей, напрямую связанных с бизнес-целями.
Деловой. Филантропия используется для укрепления имиджа, лояльности сотрудников, связей с потребителями и внутри коллектива. Компания сама определяет бизнес-цели, выбирает формы и методы проведения социальной политики. Бизнес ждет от нее измеримого результата (новые клиенты, рост продаж, увеличение прибыли).
Экономной, ожидающей измеримую отдачу от каждого вложенного доллара, в том числе за счет контроля над деятельностью НКО, получающей помощь.
Клиентской. Бизнес старается любыми способами включить в социальные программы своих потенциальных и существующих клиентов, побуждая их не только быть потребителями социального продукта, но и вкладываться в его производство. В основном деньгами.
Партнерской. Партнерства формируются с другими компаниями, «чужими» акционерами, некоммерческими организациями, лидерами местного сообщества, местной властью. Важно, что в процессе партнерства с некоммерческими организациями бизнес формирует совместные команды менеджеров, где у каждого свои обязанности. Происходит операционный обмен уникальным опытом и ценностями, присущими каждому из секторов.
Инициативной. Компания не ждет, когда придут просить, а сама разрабатывает взаимовыгодные программы и ищет союзников среди НКО. Инициатором программ все чаще выступает не местная власть и не НКО, а бизнес, исходя из своих собственных целей.
Комплексной. В разработке и осуществлении филантропических программ взаимодействуют разные отделы корпорации, сами программы становятся «сквозными» и затрагивают все сферы деятельности фирмы. Программы разрабатываются и осуществляются совместными усилиями отделов маркетинга, человеческих ресурсов, продаж, внешних связей и связей с местной властью. Бизнес вкладывается в социальные программы на местном уровне всеми своими ресурсами.
Волонтерской. Поощряется волонтерство сотрудников, включая первых лиц, вовлечение в волонтерскую деятельность клиентов и акционеров.
Источник: laws.studio
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
Такая область изучения как: участие бизнеса в социальной сфере региона имеет широкий набор понятий, классификаций и стратегий исследования. Рассмотрение данной сферы следует начать с понятия «бизнес» (Таблица 1).
Примеры трактовки понятия «Социально-трудовая сфера»
Деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций
Курс предпринимательства: Пер. с англ. / А. Хоскинг ; Общ. ред. и предисл. В. Рыбалкина,-349с. [2]
«Бизнес — это делание денег из денег, но обязательно посредством полезной производительной деятельности — изготовлением продукта или оказания услуги
Основышпредпринимательского дела. Благородный бизнес: учебник / под ред.: Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. – 2-е изд,перера.и доп. – М.: Бек, 1996. – 476с.[4, c.27].
Особый настрой души, форма деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций.
Предпринимательство: Учебник.—М.:Бусыгин, 2003.—614с.[5,c.12]
В современной научной литературе приводится следующая классификация участия бизнеса в социальной сфере – традиционная, систематическая благотворительность и социальное инвестирование [3, с. 128].
Опираясь на данные, полученные из таблицы можно сказать, благотворительность существует разная и может быть характеризована по различным основаниям. Все зависит от компании, ее размера, ресурсов, намерений и уровне социальной ответственности.
Термин «социальная ответственность бизнеса» означает то, что бизнес в замен на снятие административных барьеров со стороны государства участвует в обновлении медицинских учреждений, развития наукоемких отраслей, с которыми государству в одиночку не справиться. Бизнес- сообщество готово участвовать в развитии трудовых отношений, борьбе с бедностью, безнадзорностью детей, в стабилизации экологической ситуации и спасении памятников архитектуры [6].
Социальная активность приносит бизнесу привилегии. Они включают в себя: положительный имидж предприятия, помогает взаимодействовать с властью, приносит политические выгоды. Так же социальная активность дает возможность бизнесу воздействовать на ту область, которой помогает.
Для того, чтобы лучше разобраться что же из себя представляет участие бизнеса в социальной сфере региона нужно рассмотреть пример такого бизнеса. В омской области осуществляет свою деятельность такая кампания, как «Титан», которая является одной из главных спонсоров. В составе Группы: нефтехимический комплекс (ПАО «Омский каучук», ООО «Полиом»), агропромышленное производство (ООО «Титан-Агро»), а также предприятия инфраструктуры. Численность работников — около 6 000 человек.
Группа компаний «Титан» придерживается принципов социальной ответственности. На благотворительные цели ежегодно выделяется внушительная часть средств, которые направляются на социально значимые мероприятия, проводимые на территории Омской области. Благотворительная и спонсорская деятельность компании производится путем финансирования и помощи в организации проектов, благотворительных программ, выделения грантов на реализацию проектов по следующим направлениям: физическая культура и спорт, культура и искусство, социальные проекты, социальная сфера.
Если подробнее говорить о социальной сфере, то следует отметить, что поддержка оказывается районам Омской области: Омскому, Москаленскому, Саргатскому, Горьковскому, Кормиловскому, Исилькульскому, Русско-Полянскому, Нижнеомскому. Здесь производится работа, связанная с развитием инфраструктуры и повышения качества условий труда сельских жителей, осуществляется благотворительная деятельность, направленная на развитие общеобразовательных и культурных учреждений, содействие спортивно-массовым мероприятиям [7].
Крупным представителем бизнеса является ассоциация «Партнер-Омск», которая выделяет средства на поддержку социально значимых проектов, спонсорской и благотворительной помощи. Развитие культуры, детского и профессионального спорта, помощь детям, оказавшимся в трудной ситуации. Более 15 лет члены Ассоциации поддерживают детей из Детского Дома № 10. Традиционно Ассоциация является ежегодным спонсором и участником крупнейшего спортивного мероприятия Омской области — Сибирского Международного Марафона. Так же ассоциация «Партнер-Омск» всегда открыта для новых социальных проектов и с большим энтузиазмом поддерживает городские инициативы [8].
Фармацевтическая компания “АВВА РУС” серьезно подходит к социальной ответственности. В рамках мероприятия компания безвозмездно передала медицинским учреждениям Кировской области лекарственные средства на общую сумму более полумиллиона рублей. Благотворительная деятельность фармацевтического мероприятия не ограничивается передачей лекарственных средств. Так в этом году “АВВА РУС” передала дошкольным учреждениям Кировской области оргтехнику на сумму эквивалентную 500 000 рублей.
Проводился опрос среди омичей на тему активного участия бизнеса в социальной сфере. Среди компаний, реализующих значимые социальные проекты в Омске, население чаще всего отмечало «Газпром нефть» – 57%, Сбербанк – 33%, «Омский бекон» – 31%, «Сибколбасы» – 30%, ПО «Полет» – 30% и др.
Стоит сказать о том, что разработана карта социальной активности компаний Омска составлена на базе сравнения качественных и количественных характеристик, которые разбивают всех участников на три базовых сегмента: лидеры – компании, оказывающие значительное влияние на развитие социальной среды («Газпром нефть»); нишевые игроки – компании, которые реализуют нишевые проекты или проекты, значимые в рамках одного из сегментов социальной сферы (ассоциируемая с А. Голушко «Акция», Сбербанк, ГК «РУСКОМ», «ОША», Радиозавод им. А.С. Попова и др.); эпизодические игроки – компании, реализующие социальные проекты нерегулярно, сами проекты отмечены экспертами как малозначимые или малозаметные.
Карта социальной активности бизнеса Омской области показала, что органичная экосистема развития социальной среды в Омске не сформирована. Разрыв между очевидным лидером и другими социальными инвесторами значителен, что создает избыточные ожидания от единственного игрока и демотивирует остальных участников. Почти все компании, которые принимают активное участие в развитии социальной среды, неприметны для населения. При всем этом отмечается тенденция к росту вовлечения малого и среднего бизнеса в сферу социальных инвестиций [9].
Принципиальной задачей для Омска является формирование равновесной системы и коллективной ответственности за судьбу региона, активирование социальной политики и создания, к примеру, социального клуба — площадки для постоянного сотрудничества. Следует создать комплексную систему ценностей и поощрений, наибольшего вовлечения участвующих.
Гражданский Кодекс РФ 2017 (ГК РФ) ст.3[Электронный ресурс]: http://gkodeksrf.ru/ (дата обращения 9.12.2017)
Забазнова Т.А. Сущность бизнес среды и предпринимательской среды вмсельскихстерриторияхм[Электронныйсресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-biznes-sredy-i-predprinimatelskoy-sredy-v-selskih-territoriyah (дата обращения: 9.12.17)
Кравцова Т.В. Технология социального инвестирования и рост социальной ответственности регионального бизнеса / Т.В. Кравцова // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. – № 4-3. – С. 125-129.
Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес: учебник / под ред.: Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. – 2-е изд, перера.и доп. – М.: Бек, 1996. – 476с.
Предпринимательство: Учебник. —М.:Бусыгин, 2003.—614с.
Снегов А. Путь ответственных: от социального рекета к социальному инвестированию // Время Малого Бизнеса. 2004. № 10–11.
Источник: scienceforum.ru