Получение прибыли любой ценой в современной России утрачивает безусловную значимость. Начинает происходить процесс построения новой философии ведения бизнеса, где «фирма — ответственный член общества», а бизнес — это не только экономический институт, но скорее — социальный.
В отечественном обществе интенсивно развивается малый и средний бизнес.
Повышается значение моральной компоненты бизнеса, растет внимание к социальным проблемам как внутри, так и вне корпорации. Нужно отметить, что эти процессы становятся факторами делового успеха.
Миссией корпорации должно быть не только получение прибыли, но и создание социальных ценностей, точнее — получение прибыли на основе социальных ценностей. Отмечается, что смена господствующей парадигмы ведения бизнеса обусловлена следующими обстоятельствами:
1) повышение значимости нематермальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала; конкурентоспособность многих компаний определяется факторами, находящихся на стороне качества, а не цены. Наиболее существенными из них является способность к инновациям и восприятию новейших технологических достижений, в основе которых лежит человеческий интеллектуальный, социальный капитан, т.е. качество рабочей силы и мотивация работников. Именно это обстоятельство формирует экономические подходы по социализации бизнеса;
Что такое Корпоративная Социальная Ответственность (КСО)?
2) открытый характер мировой экономики, определяющий необходимость усиления роли бизнеса в решении социальных задач. При этом глобализация информации повышает осведомленность инвесторов и финансовых институтов о деятельности компании и особенностях ведения бизнеса, включая взаимоотношения с сотрудниками, местными сообществами, властными структурами. Как результат: предпочтение отдается более устойчивому бизнесу с точки зрения как финансовых, так социальных и экологических показателей. Итак, информационная глобализация сделала существование безответственного бизнеса невозможным без ущерба для него самого;
3) принадлежность большей части национальной экономики (более 80 %) частному сектору и акционерному капиталу. При этом логично выглядит ситуация, когда бизнес разделяет с государством всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние общества и удовлетворение жизненно важных потребностей населения. Тем более, если бизнес не возьмет на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально-трудовой сфере, он сам станет первой их жертвой.
Так случилось, что идеи социально ответственного предпринимательства в России оказались востребованными в основном крупными отечественными компаниями добывающего сектора: «Лукойл», «Газпром», «Норильский никель», «Татнефть» и др. Вместе с тем, малый и средний бизнес пока не включился в этот процесс. Об этом свидетельствует сфера социально-трудовых отношений, которая является индикатором социальной ответственности бизнеса перед обществом.
К сожалению, более 80 % всех выявленных нарушений трудового законодательства в сегодняшней России находится в сфере малого и среднего бизнеса. В этой же сфере наметилась устойчивая тенденция к гибели работников в результате несчастных случаев. Низкий уровень деловой культуры в малом и среднем бизнесе является причиной развития неформальных отношений в этой сфере.
Исследования показывают, что до 30 % владельцев малых предприятий используют труд работников без заключения соответствующего контракта. Почти 70 % малых предприятий выплачивают «зарплату в конвертах». И в целом теневой сектор, который распространен в стране, девальвирует само понятие «социальная ответственность бизнеса».
Отмечается в различных исследованиях, что теневая заработная плата — это весьма опасное социальное явление. Оно лишает работников полноценного социального страхования, различных компенсационных выплат, связанных с увольнением, режимом работы, условиям труда, охраной и безопасностью труда, оплатой больничных листов отпуска. Такие неучтенные выплаты заработной платы в малых пред приятиях ставят работника в полную зависимость от работодателя, т.к. их размер не регламентируется никакими официальными документами.
Нужно отметить, что такое пренебрежительное отношение к работникам на малых предприятиях зачастую дорого обходится самому бизнесу. Такое невнимание к работнику, его неформальная эксплуатация, снижает уровень удовлетворенности работников своим трудом, оплатой, условиями, социальным положением, что непосредственно влияет на производительность труда и, соответственно, на прибыль бизнеса.
Социально ответственное поведение — это не только забота о собственных сотрудниках, но и определенные обязательства в отношении потребителей, что, естественно, подразумевает, прежде всего, производство качественной продукции по разумной цене. Но как показывают исследования, многие малые предприятия, желающие иметь контакты и’ зарубежными партнерами, являются неконкурентоспособными для этого. И эта неконкурентоспособность проявляется уже в собственной стране. Более того, участились случаи сознательного введения в заблуждение потребителя, имеет место бесконтрольное и массовое использование продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. Однако, некачественная продукция является весьма опасной для жизни и здоровья людей.
Достаточно низким является уровень социальной ответственности малого бизнеса в сфере экологической безопасности. По имеющимся данным только 15 % отечественных предприятий малого и среднего бизнеса включили в свои уставные документы экологические мероприятия (например, в Германии 85 % предприятий малого и среднего бизнеса в своей деятельности учитывают экологические аспекты).
При этом нужно отметить, что в развитых странах экологические инициативы являются приоритетными в деятельности малого и среднего бизнеса. Вложения в экологию — это источник конкурентных преимуществ. Например, в странах Евросоюза производство экологически чистой продукции повышает степень лояльности потребителей. Для таких предприятий предусмотрена специальная система налоговых льгот.
Отмечается, что невысокий уровень социальных обязательств отечественного малого бизнеса объясняется, безусловно, низким уровнем морально-нравственных обязательств руководителей малых предприятий. Но эти предприятия действуют в обществе, а поэтому причина кроется глубже. Исследователи отмечают, что такое поведение обусловлено по меньшей мере двумя основными причинами:
— первая — низкий уровень прибыльности малого бизнеса, а это весьма важно, т.к. для социально ответственного поведения предприятие, в первую очередь, должно быть прибыльным; по имеющимся данным, средний уровень рентабельности малого бизнеса в России составляет 2,2 %;
— вторая — социальная безответственность многих малых предприятий — это и результат социальной безответственности государства. Дело в том, что только в России существует такой феномен как «работающие бедные». Даже в странах третьего мира работающий человек не является бедным.
Государством в России установлена законодательно величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), который ниже прожиточного уровня для трудоспособного населения. МРОТ это граница физического выживания, нищеты. Получается так, что государство само установило официально границу бедности, т.к.
МРОТ не включает ни оплату образования детей, ни платные медицинские услуги «бесплатного здравоохранения», ни жизненно важные расходы людей на устройство жилья и т.д. Вместе с тем, именно эти показатели, фиксирующие уровень бедности в стране, ориентируют предпринимательство при определении величины оплаты труда своих работников. Тем самым работодатели нарушают права граждан на достойное вознаграждение за труд, а государство невольно провоцирует бизнес к такой линии поведения. Необходимо отметить, что еще в 1999 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла концепцию под названием «ДОСТОЙНЫЙ труд».
Как мы уже выше отметили, у отечественного малого бизнеса первоочередная задача — это выживание, что, как правило, осуществляется за счет сворачивания всех социальных проектов.
1. Особенности теории человеческого капитала.
2. Информация, знания и профессионализм — основа человеческого капитала как экономической категории.
3. Человеческий капитал корпорации: понятие, объяснение, подходы.
4.Социальная политика как фактор социальной ответственности бизнеса.
5. Принципы социальной политики в обществе.
6. Социальная политика как компромисс между трудом и капиталом.
7. Роль Международной Организации Труда в осуществлении социальной политики.
8. Значение теории либерализма в развитии естественных основ труда.
9. Социальная политика и корпоративная социальная ответственность как фактор развития экзистенциального мировоззрения в обществе.
10.Социальная политика и корпоративная социальная ответственность как процесс создания определенной стабильности в обществе.
11.Посткриминальный бизнес на поле социальной политики и корпоративной социальной ответственности в современной России.
12. Социальная ответственность малого бизнеса в современной России.
Источник: studopedia.su
Социальная ответственность малого бизнеса
Хотя по статистическим данным в сфере малого бизнеса задействовано 16 процентов трудоспособного населения, ему живётся нелегко: частые проверки различных инстанций, мздоимство, коррупционная составляющая подтачивают основы и не вызывают оптимизма.
Государство старается помочь, но с другой стороны, руководители предприятий должны нести социальную ответственность перед работниками. Это в первую очередь касается неукоснительного выполнения трудового и налогового законодательства. Также важным является соблюдения обязательств в социальной сфере.
В широком понимании социальная ответственность — это успешное и динамичное развитие малого предприятия, что подразумевает:
- создание дополнительных рабочих мест и обеспечение большей занятости населения;
- организацию производства и реализацию товаров и услуг, полезных населению;
- реализацию целевых социальных программ;
- своевременное наполнение бюджетов различного уровня;
- создание в коллективе здоровой нравственной и социальной атмосферы.
Неверны утверждения некоторых предпринимателей о том, что основная цель любого бизнеса — получение прибыли. Это, конечно, важно. Но, главное, при желании получать доход, не забывать о тех, чьими усилиями и трудом эта прибыль достигается.
Само понятие «социальная ответственность бизнеса» стало актуальным с 2005 года. Период неуправляемого развития прошел, и многие задумались о том, что правильно поставленная социальная работа — путь успешного продвижения. Как свидетельствует опыт европейских стран, социальная ответственность малого бизнеса способствует увеличению объема продаж и создания привлекательности для инвесторов. На некоторых предприятиях грамотно организованная социальная работа позволяет даже снизить себестоимость продукции.
Владельцев небольших предприятий настораживает термин «социальная ответственность». Почему-то сложилось впечатление, что это связано с дополнительными поборами со стороны государственных органов. Да, малые предприятия должны вносить свою лепту в благоустройства территории, вокруг зданий, в которых они размещаются. Но не более.
К тому же это носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер. Все зависит от местной власти. Если она заинтересована в развитии города, района, то создает условия для развития малого бизнеса. Или просто не мешает ему спокойно работать.
Малый бизнес в Подмосковье развивается динамично. По данным статистики, в Москве и области сосредоточено более 10-ти процентов всех малых предприятий России. Ведь это основной поставщик новых рабочих мест. На крупных предприятиях основной упор делается на автоматизацию производственных процессов. Небольшие предприятия работают с использованием средств малой механизации.
Поэтому на них занято большое количество работников. Правительство Подмосковья регулярно проводит конкурсы на выдачу целевых субсидий малому предпринимательству. Активно работает фонд региональных социальных программ, что благоприятно сказывается на общем развитии предприятий. Действует программа «Предпринимательство Подмосковья». Создан специальный электронный ресурс «Малый бизнес Подмосковья», где каждый может получить квалифицированную помощь и консультацию.
В 2015 году выделено 115 миллиардов рублей на реализацию четырех программ в Подмосковье:
- развитие частных детских садов;
- совершенствование предприятий, занимающихся ремеслами и народно-художественными промыслами;
- развитие фермерских хозяйств;
- оказание помощи небольшим организациям, работающим в сфере экологического туризма.
Авторитетный фонд «Наше будущее» в мае этого года признал программу лучшей среди всех субъектов России.
В Московской области начинающий предприниматель может получить субсидию в размере 58 800 рублей. По информации, полученной от министра экономики Московской области, доля малого и среднего бизнеса составляет 18 процентов в валовом продукте области. Это вдвое меньше, чем в Европе.
Социальная ответственность малого бизнеса заключается и в создании условий для самореализации личности. Идеальный вариант малого предприятия, когда работник идет на предприятие с удовольствием, а не через силу. Только в этом случае можно говорить, что руководителю не безразлична социальная атмосфера в коллективе.
В житейском понимании, социальная ответственность малого бизнеса — это создание комфортных условий труда, соответствующая заработная плата и производство востребованной продукции или услуг. Это произойдет, если руководитель будет характеризоваться, как человек ответственный и умелый организатор.
Источник: smallbusiness.ru
Социальная ответственность малого и среднего бизнеса в России
Объект: социальная ответственность бизнеса, предмет исследования: формы проявления социальной ответственности бизнеса в малом и среднем предпринимательстве.
Цель: Определить, насколько значима социальная ответственность бизнеса для предпринимателей малого и среднего уровня в России.
Социальная ответственность бизнеса — это социальная политика компании, проводимая на добровольной основе с целью развития того или иного аспекта общества, согласно неформальному договору бизнеса, государства и обществ.
Цель социально ответственного поведения заключается в том, чтобы решить насущные проблемы общества, и, как следствие, повысить престиж компании и стабилизировать ее прибыль. Актуальность данной темы состоит в том, что по данным исследований, только 9% российских топ-менеджеров считают, что публикация ежегодных социальных отчетов, что является одним из видов социальной ответственности бизнеса, может быть хоть как-то полезна для их компаний и общества. В Европе же, напротив, социальная политика — это общепринятая практика, являющаяся залогом успеха коммерческих организаций всех уровней.
Одной из задач было выделение основных условия, сдерживающие развитие социальной ответственности бизнеса в России. Были выделены такие проблемы: отсутствие законодательного регулирования социально ответственного поведения, а также низкий уровень развитости малого и среднего предпринимательства в России.
Также в задачи входило определение проблем, касающихся взаимодействия общества и бизнеса, а также государства и бизнеса. Они звучат так:
Недостаточность участия государства в развитии социальной ответственности организаций.
Несоответствие ожиданий общества к социальной политике малых и средних организаций и их реального поведения в социальной сфере.
Предприятия, реализуя социальную ответственность, не ориентируются на запросы общества.
По мнению общества, малые и средние организации России практически не занимаются решением социальных проблем, то есть их социальная ответственность находится на крайне низком уровне развития.
Основной задачей исследования являлось определение меры выраженности и значимости различных форм социальной ответственности. В итоге анализа сделаны выводы:
Социальная политика организаций направлена в большинстве случаев на преобразования внутри самого предприятия, но также отмечается довольно высокая значимость благотворительных программ в отношении социально незащищенных слоев населения среди малых и средних предприятий.
40% предпринимателей малого и среднего уровня в России не склонны проявлять социальную ответственность.
Личная значимость социальной ответственности бизнеса для малого и среднего предпринимательства находится на низком уровне, как и развитость этого явления в целом.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение
Источник: liubavyshka.ru