Социальное партнерство в бизнесе это

Социальное партнерство в коммерческих компаниях – это система взаимоотношений, складывающихся между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления, ориентированная на то, чтобы согласовать интересы работников и работодателей в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Основные стороны социального партнерства – это работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке.

В случаях, предусматриваемых трудовым законодательством, сторонами социального партнерства могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления. Также эти органы могут быть сторонами социального партнерства, если они выступают в качестве работодателя.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

В России на федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В ней на паритетной основе представлены:

Тема 1 6 Социальное партнерство в сфере труда

  • представители объединений работодателей,
  • представители профсоюзов,
  • представители Правительства РФ.

В каждом субъекте Российской Федерации учреждены региональные трехсторонние комиссии, осуществляющие регулирование социально-трудовых отношений.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на федеральном уровне фиксирует обязательства сторон по ключевым направлениям в сфере социально-экономической политики. Дополнительно на различных уровнях – федеральном, региональном и межрегиональном, отраслевом и межотраслевом, территориальном – заключаются соглашения по вопросам социального партнерства в социально-трудовых отношениях.

Если соглашения заключаются на федеральном уровне, они должны пройти уведомительную регистрацию в Роструде, а затем быть опубликованы на официальных сайтах Роструда, Минтруда, а также в официальных изданиях.

«Социальное партнерство в коммерческих компаниях»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

На уровне отдельной организации регулирование социально-трудовых отношений ведется в соответствии с коллективными договорами, которые заключают работники и работодатели.

К основным формам социального партнерства относятся:

  • консультирование представителей работодателей, работников и государства по вопросам социально-трудовых отношений, обеспечения соблюдения трудовых прав, реализации социально-экономической политики, совершенствования законодательства,
  • коллективные переговоры по вопросам подготовки и заключения коллективных договоров,
  • обеспечение участия работников и их представителей в управлении предприятием,
  • обеспечение участия представителей работодателей и работников во внесудебном и досудебном разрешении трудовых конфликтов и споров.

Одна из форм социального партнерства – это принятие работодателем решений в соответствии со мнением выборных профсоюзных органов или представительных органов работников. Один из важнейших принципов правового регулирования социально-трудовых отношений – это реализация права работников участвовать в управлении организациями в формах, предусмотренных законом.

Как умение выстраивать партнерство помогает в жизни и бизнесе

Также вариантом социального партнерства является участие представителей работодателя и работников в разрешении трудовых споров в досудебном порядке. Имеется в виду ситуация, когда работник обращается в комиссию по трудовым спорам за разрешением индивидуальных трудовых споров.

Принципы социального партнерства

К основным принципам социального партнерства относят:

Источник: spravochnick.ru

Социальное партнерство бизнеса

Кризис – не самое благоприятное время для проявления и развития корпоративной социальной ответственности (КСО), поэтому сегодня компании привлекают в эту область своей практики все заинтересованные стороны: власть различных уровней и НКО. Социальное партнерство становится популярным трендом.

Читайте также:  Как настроить микрофон в скайп для бизнеса

Исследование в этой сфере наш центр провел в шести российских регионах. Его краткие результаты позволю изложить в этой статье.

Социальное партнёрство в компании

социальное партнерство в компании

Социальное партнёрство — это система механизмов и институтов, которые регулируют отношения между работниками, работодателями, гос. структурами и органами местного самоуправления. Партнёрство призвано согласовывать интересы сотрудников и работодателей, которые касаются трудовых отношений.

Интересы работников защищает профсоюз, а интересы владельцев бизнеса — союз предпринимателей. Также обязательно присутствие государства в данных взаимоотношениях, оно является гарантом того, что соглашения будут выполнены. Такой вариант взаимоотношений является трёхсторонним.

Цель социального партнёрства — поднятие уровня экономики, предоставление работникам улучшенных условий труда, повышение качества жизненного уровня для всех, кто вовлечён в трудовой процесс.

Социальное партнёрство предполагает внедрение на предприятии такой формы отношений работников с работодателями, при которой учитываются пожелания каждой стороны, проверяется, соблюдены ли ими все условия подписанных соглашений, относящихся к их деятельности, анализируется, все ли обязательства выполнены обеими сторонами.

Формы социального партнёрства в компании

Закон всегда регулирует взаимоотношения сотрудников с работодателями. Представители закона отслеживают, нет ли у какой-либо из сторон ограничений в правах, которые являются неправомерными. С этой целью была создана система, которая разрешает эффективно взаимодействовать всем сторонам социального партнёрства с целью достижения определённых задач. И осуществляется сразу в нескольких формах, предусмотренных законодательством.

Формы социального партнёрства:

Формы социального партнёрства

  • переговоры по поводу составления и заключение различных соглашений, коллективных договоров;
  • консультации, касающиеся управления трудовыми отношениями;
  • участие работников, их представителей в управлении компанией;
  • участие представителей сотрудников и работодателей в улаживании разногласий, которые могли возникнуть в связи с трудовыми отношениями.

Главные принципы социального партнёрства

Принципы социального партнёрства включают в себя следующие пункты:

  • партнёры равноправны;
  • партнёры должны уважать и учитывать интересы друг друга;
  • партнёры должны хотеть, чтобы их отношения фиксировались договором;
  • государство должно содействовать укреплению и развитию социального партнёрства на основе демократии;
  • партнёры и их представители должны соблюдать Трудовой кодекс РФ и другие акты, содержащие нормы трудового права;
  • представитель каждой стороны должен быть уполномочен;
  • у партнёров должен быть ничем не ограниченный выбор в вопросах, которые касаются их сферы труда;
  • партнёры должны принимать обязательства добровольно;
  • обязательства, которые принимаются партнёрами, должны быть реальны;
  • коллективные договоры и соглашения должны выполняться;
  • должен осуществляться контроль над тем, как выполняются коллективные договоры и соглашения;
  • партнёры должны нести ответственность за невыполнение ими условий коллективных договоров и соглашений.

Субъекты социального партнёрства

Субъектами социального партнёрства являются работодатели и нанятые ими работники.

Интересы сотрудников представляют профсоюзы, которые отвечают за обеспечение работников приемлемыми условиями труда и адекватными зарплатами, соответствующими объёмам выполняемых сотрудниками работ. Профсоюзы помогают работникам в решении социальных проблем, благодаря чему работа может выполняться качественно и беспрепятственно. Оценивают эффективность работы профсоюза по тому, насколько качественно реализуются вышеперечисленные функции. Профсоюз призван защищать права и интересы человека Профсоюз призван защищать права каждого человека, за который выполняет какую-либо работу.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес медицинский центр

Второй субъект партнёрства — работодатель. Предприниматели заинтересованы в поддержании нормальных отношений со своими подчинёнными, потому что от качества выполнения работниками их прямых обязанностей зависит прибыль всей компании, а соответственно, и доход самого владельца компании. А качественно выполнять свои обязанности сотрудники могут только в том случае, если обеспечены такими условиями труда, при которых им комфортно работать. Предпринимателям невыгодно вступать в конфликт со своими сотрудниками, так как это может пагубно влиять на прибыль компании.

Как профсоюзы для работников, для владельцев бизнеса были созданы союзы предпринимателей. Они призваны защищать интересы работодателей, обеспечивать предпринимателей дополнительными возможностями для ведения бизнеса и содействовать модернизации экономики, а также выводить бизнес в каждой отдельной стране на более высокий уровень.

Субъекты социального партнёрства

Направления соцобеспечения работников

Социальное обеспечение работников производится по следующим направлениям:

  • Производственное. Работник должен быть обеспечен всем необходимым для выполнения им ценного конечного продукта (ЦКП — результат работы сотрудника, который имеет ценность для того, кому он предоставляется в законченном виде) своей должности с надлежащим качеством. Ему должно быть предоставлено корректно работающее оборудование, не представляющее угрозу для жизни.
  • Медицинское страхование. Предприятия страхуют своих работников, чтобы в случае необходимости им могли оперативно предоставить помощь. Когда застрахованный работник будет нуждаться в медицинском обслуживании, он может просто обратиться в страховую компанию, с которой у его предприятия подписан договор о сотрудничестве, согласно которому сотруднику предоставляют медицинские услуги за счёт страховки.
  • Жилищное. Согласно трудовому законодательству, сотрудникам, которые успешно справляются со своими обязанностями могут быть предоставлены льготы для в сфере жилищно-бытового обслуживания или улучшены условия проживания.
  • Образовательно-культурное. Все сотрудники имеют право на повышения квалификации за счёт работодателя. Для этого предприниматель должен направлять своих работников на различные обучающие курсы, которые будут повышать уровень профессионализма работников и обеспечат их новыми навыками и компетенциями.
  • Морально-психологическое. Сотрудникам должна оперативно предоставляться психологическая помощь во избежание эмоционального выгорания и для поддержки их во время стрессовых ситуаций на работе.
  • Материально-стимулирующие. Сотрудникам должно выплачиваться достойное материальное вознаграждение за тот объём работы, который они выполняют на предприятии. Для того чтобы стимулировать сотрудников достигать более высоких результатов, им выплачиваются премии и бонусы за особые достижения в работе.

Основные положения коллективного договора

Коллективный договор, регулируя отношения между работником и работодателем, включает следующие основные положения.

Основные положения коллективного договора

  • Размер зарплат и разного рода компенсаций. Договором предусматривается размер заработной платы, соответствующий объёму выполняемого сотрудником объёма работы.
  • Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции. В связи с изменениями состояния экономики государства и переходами от одной фазы экономического цикла к другой, зарплаты сотрудников также должны меняться, чтобы соответствовать текущей обстановке на рынке.
  • Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные. Сотрудник, которые перерабатывает и выполняет больший объём работы, чем предусмотрен его трудовым договором, должен получать за это дополнительное денежное вознаграждение.
  • Занятость сотрудников. Работодатель должен обеспечивать сотрудника достаточным объёмом работы.
  • Продолжительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников). Работодателем должен устанавливаться адекватный график работы для каждого сотрудника. Составленный режим работы должен предусматривать, как рабочие часы, так и часы отдыха.
  • Длительность оплачиваемого отпуска. Каждый сотрудник имеет право на отпуск, который оплачивается ему компанией.
  • Охрана труда. Предприятие должно обеспечить систему определённых норм и средств, которые будут направлены на то, чтобы сохранить здоровье и жизнь человека в процессе выполнения им рабочих обязанностей.
  • Обязательства участников соглашения друг перед другом. Участники коллективного договора должны выполнять обязательства, прописанные в данном документе для плодотворного и результативного сотрудничества.
Читайте также:  Продажа шин как бизнес

Плюсы социального партнёрства в компании

Выделяются следующие преимущества социального партнёрства на предприятии:

  • Работник уравнивается в правах с работодателем. Благодаря этому подчинённые чувствуют, что у них одинаковые права с владельцем организации.
  • Растёт производительность труда. Благодаря договору, чётко регламентирующему, кто за что отвечает на предприятии, каждый работник знает свою область ответственности и перечень функций, входящих в его обязанности. Это способствует росту его работоспособности и улучшению качества производимого им ценного конечного продукта.
  • Сотрудники удовлетворены условиями работы. Когда права работников чётко регламентированы и соблюдаются каждой стороной, сотрудники довольны работой и условиями на предприятии.
  • Отношения между работником и работодателем фиксируются юридической формой. Во время подписания коллективного договора каждая сторона знакомится с обязанностями и правилами, которых отныне обязана придерживаться.
  • Работники не покидают компанию. Зная, что условия труда защищены законом, сотрудники хотят остаться в организации, будучи уверенными в её стабильности и в своём будущем в этой компании. Так уменьшается текучесть кадров и предприятие может растить у себя высококвалифицированных работников, продвигая их по карьерной лестнице.

Выводы

Социальное партнёрство регулирует отношения между сотрудником и работодателем при помощи законодательной базы. Ответственность сторон, согласно законам, фиксируется в коллективном договоре. При этом интересы работников представляет профсоюз, а интересы владельцев бизнеса — союз предпринимателей.

Социальное партнёрство может принимать разные формы, предусмотренные законодательством, например, соглашения, договора, консультации и т.д.

Для предпринимателя социальное партнерство хорошо тем, что в компании растёт производительность труда, сотрудники удовлетворены условиями работы и работники не покидают компанию, а растут и развиваются, будучи уверенными в ней.

Основные положения коллективного договора касаются графика работы, охраны труда, размера зарплат, обязательств сторон и занятости сотрудников.

Источник: bbooster.online

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин