В одной из наших статей мы упомянули тренд под названием «BuySocial», призывающий бизнесменов и простых людей покупать товары и услуги у социальных предпринимателей. Оказалось, что не все знают, что такое социальное предпринимательство, какую пользу оно приносит обществу и зачем это нужно делать. Что ж, мы с радостью расскажем вам, что это и с чем его, собственно говоря, едят.
Энциклопедическая справка
Избавим вас от серфинга по Википедии, скопировав сюда основное определение социального предпринимательства — это использование стартапов и других средств бизнеса для разработки, финансирования и реализации решений социальных, культурных или экологических проблем.
Теперь попробуем рассказать простым языком. Социальное предпринимательство — это вид бизнеса, прибыль которого (целиком или большая часть) идет на пользу общества. То есть социальный предприниматель не зарабатывает себе на новенький реактивный Gulfstream G650ER в топовой комплектации с дальностью полета до 14 тысяч километров, а зарабатывает на свой вклад в решение той или иной социальной проблемы. При этом сам бизнес практически всегда связан именно с той социальной проблемой, на которую и уходит основная прибыль. Так что если ваша компания продает пуговицы, а все вырученные деньги отправляет на борьбу с загрязнением Атлантического океана, то социальным предпринимательством это считаться практически не будет (хотя это вопрос трактовки, ведь есть Newman’s Own, которую часто называют социальным предпринимательством).
Социальный бизнес: что это такое и с чем его едят / С нуля
Главным результатом своей деятельности социальный предприниматель видит не извлечение прибыли, а социальную отдачу — позитивные изменения в той или иной сфере, появление нормативных актов, развитие и даже просто улыбки людей. В экономической модели государства социальное предпринимательство тяготеет к третьему сектору, то есть к некоммерческим организациям. Если рассматривать третий сектор экономики как группу единомышленников, среди которых есть разные фонды, благотворительные организации и комитеты, то социальный предприниматель является для них лучшим другом и партнером. Это обмен опытом, средствами, полезными контактами, а также постоянная совместная работа на проектах.
Вообще, социальное предпринимательство еще совсем недавно считалось чем-то недостижимым и практически невозможным, ведь компания, которая только тратит, но ничего не зарабатывает — это какой-то утопический марксизм. Однако практика показывает, что альтруизм в условиях рыночной экономики не просто возможен, но и приносит исключительно положительный результат для всех участников процесса.
Успешные кейсы
Поздравляем с окончанием скучной части этой статьи и переходим к перечислению лучших примеров социального предпринимательства со всего мира.
Trabasack
Социальное предпринимательство почти всегда сопряжено с инновациями. Таким образом, изобретатели могут находить средства из государственного бюджета и при помощи краудфандинга. Trabasack — один из лучших таких примеров, ведь этот проект получил поддержку от нескольких правительств (Великобритания, США), а также провел прекрасную фандрайзинг-кампанию.
Social Weekend: почему социальный бизнес должен зарабатывать? Александр Скрабовский. Наш эксперт
Фирма занимается производством инновационных сумок-планшетов для маломобильных граждан. Сначала это был простой поднос, позднее превратившийся в удобную сумку, которая одновременно трансформируется в небольшой стол. Это необычайно полезно и решает сразу несколько проблем людей, вынужденных передвигаться на инвалидном кресле. Сейчас компания Trabasack имеет множество заказов по всему миру и ежемесячно отчисляет 10% от прибыли на благотворительность.
San Patrignano
Итальянское частное социальное предприятие по лечению от наркозависимости. Существует уже 35 лет, получает помощь от итальянского правительства, а все средства вкладывает в обучение своих пациентов, а также в новые благотворительные проекты. У San Patrignano есть даже собственная пиццерия, которая тоже создана в целях помощи бездомным, алко- и наркозависимым людям.
Шильна-хлеб
В России тоже есть социальное предпринимательство и даже крупный конкурс «Социальный предприниматель года». Например, в 2014 году это соревнование выиграла компания «Шильна-хлеб» и получила право на беспроцентный заем от фонда «Наше будущее». Фирма занимается производством бездрожжевого хлеба по древней технологии закваски.
Компания основана многодетной матерью из Набережных Челнов — Екатериной Орловой, воспитывающей 8 детей. В «Шильна-хлеб» стараются брать на работу многодетных родителей, создавая для них самые удобные условия. Помимо всего прочего, сам производимый хлеб отлично подходит для людей, страдающих диабетом и аллергией на пшеницу.
Чистое дело
Все началось в подмосковном Долгопрудном, когда местные студенты заметили, как много бумаги просто выбрасывается без дальнейшей переработки. Сначала они организовали централизованный сбор макулатуры, затем пластика, а потом подались на государственные и частные гранты. Сейчас компания «Чистое дело» занимается разработкой «умных» контейнеров для раздельного сбора мусора, запустила проекты «Слон Строй» и «Добрая школа» и вообще замечательно себя чувствует.
Catchafire
А про этот сервис у нас есть отдельная статья вот здесь.
Бизнес + социальное предпринимательство
Вернемся к тренду «BuySocial», речь о котором шла выше. Он затрагивает более узкую форму отношений между классическим бизнесом и социальным предпринимательством. Если раньше все бизнесмены-благотворители работали в основном по модели B2C, то «BuySocial» подразумевает именно B2B. Почему предпринимателям стоит идти на контакт с социальщиками? Разберемся по пунктам:
Инновации — как мы уже указали, социальное предпринимательство тесно связано с новыми идеями во всех социальных сферах. Решаются проблемы, уменьшается количество затрат, а мир становится только лучше.
Польза — есть несколько успешных историй, когда социальные предприниматели договаривались с крупными retail-сетями о переработке продукции с истекшим сроком годности. Чуть позже уже сами бизнесмены начали искать контакт с социальными предпринимателями.
Пиар — да, в очередной раз затрагивается тема уместности пиара на благотворительности. Как вы уже знаете, однозначного ответа на этот вопрос нет, и каждый принимает решение, исходя из ситуации. Если крупный гипермаркет решил поддержать социального предпринимателя, который устанавливает эко-парковки для велосипедов, заказав ему большую партию, то от пиара на этой теме все только выиграют.
Про успешные примеры закупок бизнеса у социальных предпринимателей говорить отдельно смысла нет. Достаточно зайти в любой продуктовый гипермаркет и обратить внимание на три секции: товары от местных производителей, эко- и вегетарианские товары и стенды, где прямым текстом говорится о той или иной благотворительности. Стоит ли рассказывать, что производителям инвалидных кресел стоит закупаться в Trabasack — таким образом они продвинут исследования в благоустройстве среды для маломобильных групп граждан. Или если ваша частная школа будет закупать «Шильна-хлеб» для своей столовой, то так она окажет поддержку многодетным родителям, при этом не потратив больше средств, чем обычно.
Источник: kislorod.io
Что такое социальное предпринимательство
Что значит термин «социальное предпринимательство»? Это коммерческая деятельность, которая призвана решать или сглаживать общественные (социальные) проблемы. Понятие социального предпринимательства уже оформлено законодательно с лета 2019 года, а его реальные сферы деятельности расширяются.
Соц. предпринимательство — это про заработок
Не путайте социальное предпринимательство с благотворительностью! Как и любое другое предпринимательство, оно нацелено на извлечение коммерческой выгоды для его владельца. Другой вопрос, что в процессе зарабатывания задействованы инструменты и сценарии, которые положительно сказываются на решении общественных проблем. В этом и есть основное отличие.
Может ли бизнесмен не знать, что его бизнес подходит под статус социального?
Вполне возможно — и это часто случается. Многие бизнесы подходят под все требования социального статуса, и получить его не составит особого труда, ведь при этом не придётся изменять бизнес-процессы. Сотрудники калининградского отдела Центра инноваций в социальной сфере (далее — ЦИСС) увидели на практике, что такие бизнесы существуют и уже работают многие годы. Теперь ЦИСС помогает им получить соответствующие льготы и укрепить положение на рынке.
Кто такой социальный предприниматель?
Социальный предприниматель — это субъект малого или среднего бизнеса, формирующий особую бизнес-модель. Она должна быть направлена не только на достижение коммерческого успеха, но и на помощь социально уязвимым и малоимущим гражданам, на решение значимых общественных задач. Это могут быть производство продукции или предоставление услуг, создание льготных рабочих мест, защита экологии.
В Калининградской области насчитывается около 400 социальных предпринимателей.
Да-да, они ближе, чем вы думаете! По данным фонда региональных социальных программ «Наше будущее», сейчас в Калининградской области социальным бизнесом занимаются около 400 компаний, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций. Сейчас многие из них оформляют статус социального предприятия, чтобы претендовать на адресную государственную поддержку. Такая возможность появилась после принятия в 2019 году закона о социальном предпринимательстве.
«5 китов» социального бизнеса
Задача коммерсанта социального бизнеса — решить одну из важных социальных проблем либо приложить усилия к её смягчению.
Не абстрактный, а измеримый и позитивный.
Для достижения целей необходимы новые подходы, чтобы вовлечь в проект заинтересованных людей, готовых инвестировать в предприятие.
- 4. Стабильность в финансах и окупаемость проекта.
Вливания со стороны не могут быть бесконечными. Даже выданный правительством грант рано или поздно закончится. Социальное предприятие должно выйти на самоокупаемость.
Чтобы проект был успешным и помог многим людям, его нужно масштабировать — как структурно, так и путём распространения опыта. Несколько общественно значимых предприятий всегда лучше, чем одно.
Предприниматель остаётся предпринимателем
Сам же предприниматель, решивший заняться социальной коммерческой деятельностью, должен обладать особым чутьём. Он обязан видеть пустующие и проваленные ниши на рынке, уметь сосредоточить ресурсы и силы для достижения цели, действовать нестандартно в сложных ситуациях. Общественно значимые проекты в большинстве своём долгосрочные, и от умения стратегически мыслить, в какой-то мере предсказывать будущее зависит успех предприятия.
В каких сферах бывает социальный бизнес?
Деятельность предпринимателей затрагивает отрасли здравоохранения, физической культуры, туризма, социальное обслуживание, трудоустройство, культурное просвещение. Это также может быть помощь пострадавшим от стихийных и техногенных бедствий, вооруженных конфликтов, насилия.
- Старт регионального этапа VI Всероссийского конкурса
«Лучший социальный проект — 2020»
Интересная возможность проявить себя в рамках социального предпринимательства, завести новые знакомства и обратить на себя внимание общественности и инвесторов — участие в специализированном конкурсе. Традиционно в конкурсе могут принять участие все предприниматели, ведущие деятельность в социальной сфере, а также социально ориентированные некоммерческие организации, деятельность которых приносит доход.
Кто организует конкурс?
Организатором конкурса является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» при поддержке Минэкономразвития России и акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
Где узнать больше и подать заявку на участие в конкурсе?
Сайт для подачи заявок: lspg.mbkaliningrad.ru. Подать заявку можно только до 31 октября 2020 года.
На правах рекламы
Источник: klops.ru