Социальный отчет предприятия — это не просто свод количественных и качественных показателей его общественной деятельности, а сложная система информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы предприятия, но и любые другие социально значимые аспекты его деятельности, которые могут повлечь существенные последствия для самого предприятия, потребителей его продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или каких-либо иных связанных с ним групп общества
Практика составления социальной отчетности была введена ведущими мировыми корпорациями с конца 1970-х годов в целях укрепления делового имиджа предприятия и повышения его инвестиционной привлекательности. Современные социальные инициативы наряду с тем предопределяют прибыльность предприятий и их коммерческий успех.
В России процесс социальной активизации бизнеса начал разворачиваться с конца 1999 г., но только с 2002 г. появились первые отчеты о его социальной деятельности. Более интенсивно они используются последние пять-шесть лет. Для российского предприятия составление социального отчета по международным стандартам не обязательно.
Как посчитать прибыль бизнеса с помощью отчета P&L? Зачем нужен отчет о прибылях и убытках 0+
Однако лидеры отечественного бизнеса, следуя примеру зарубежных предприятий, стали регулярно их составлять. Распространение практики социальной отчетности становится важнейшей государственной задачей на пути к достижению открытости и прозрачности российского бизнеса. Комитет СФ по экономической политике предпринимательству и собственности установил Национальную премию за лучшие социальные отчеты. Ее обладатель становится соискателем Европейской премии в следующем году.
Так, финансовая корпорации «Уралсиб» получила международную премию за корпоративную прозрачность «Transparency Award» (Женева). Награда вручается компаниям за достижения в повышении уровня прозрачности бизнес-структур, финансовых систем, а также за достижения в области социальной ответственности. ФК «Уралсиб» первая среди российских компаний подготовила аудированный социальный отчет по Руководству GRI G3. Компания Pricewater House Coopers, проводившая аудит отчета, полностью подтвердила его соответствие высокой оценке В+.
На проходившей в апреле 2011 г. в Москве неделе российского бизнеса номинантами конкурса стали ОАО «Башнефть». ОАО «ТНК ВР-Холдинг», ФК «Уралсиб», ОК «РУСАЛ», ОАО «Северсталь».
Социальный отчет служит приложением к бухгалтерскому отчету предприятия и содержит несколько разделов: о взаимодействии предприятия с окружающей средой и проводимых мероприятиях, направленных на охрану природы; об экономических взаимоотношениях с обществом (включающий данные о заработной плате, производительности труда, создании рабочих мест, расхожих на новые технологии и научные исследования, а также о затратах на обучение) и о социальных взаимоотношениях, содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права, прав человека и т.п. Эти показатели характеризуют социальную эффективность предприятия.
Отчетность перед собственником
В практике российских предприятий применяются различные формы социальной отчетности.
В международном сообществе признан отчет, составленный по стандартизированной форме социальной отчетности. В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчетности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта: ISO 14000, SA 8000, АА 1000 и GR1.
ISO 14000 является стандартом мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей среды; SA 8000 — всемирный стандарт, акцентирующий внимание на трудовых отношениях с учетом установленных норм ответственности работодателя в области условий труда; АА 1000 направлен на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности. Популярными в бизнес-сообществе являются принципы социальной ответственности, разработанные международной организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI). В основе данного подхода лежит концепция устойчивого развития, т.е. нахождения баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений. Отчетность в области устойчивого развития содержит результаты анализа экономического, экологического и социального влияния деятельности компании на внешнюю среду.
Существуют также формы отчета социального аудита и формы комплексного отчета по методу тройного итога (Triple Bottom-Line), методу Лондонской группы сравнительного анализа (London Benchmarking Group), методу группы корпоративного гражданства (Corporate Social Citizenship) и др.
Но самая распространенная — свободная форма, которую использует большинство российских предприятий. Как правило, это красочные буклеты о благотворительных мероприятиях предприятия, поддержке им образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также глянцевые брошюры о достижениях в области охраны окружающей среды, прав человека, филантропии, условий труда. Однако эта форма не гарантирует достоверности данных отчета, не обеспечивает их сравнимости с показателями других предприятий, не признается международными организациями.
Представляется, что по мере развития КСО в перспективе встанет вопрос об унификации социальной отчетности и переходе на единый, обязательный стандарт отчета.
Источник: geum.ru
Корпоративный социальный отчет
«Корпоративный социальный отчет (КСО) — это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими темпами, компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности». 1
Так, Всемирный бизнес-совет (WBCSD) по устойчивому развитию называет социальной отчетностью добровольную презентацию информации о социальной, экономической и экологической результативности компании, описывающей определенный период деятельности компании и представляемой в публичном доступе всем заинтересованным сторонам. 2
Российский журнал «Бизнес и общество» определяет социальный отчет как документ, повествующий не о бизнесе компании, а о том, как она воспринимается обществом. О том, как общество оценивает ее усилия и успехи в области благотворительности и охраны окружающей среды, в благоустройстве территории своей деятельности и вклада в социальную сферу региона, т.е. социальной политики компании. 3
Первые принципы составления социальных отчетов были разработаны на Западе, на основе опыта зарубежных компаний. Показатели их работы легли в основу стандартов, о которых речь пойдет в следующем разделе.
Важный элемент в процессах социальной отчетности — взаимодействие с «заинтересованными сторонами», общественностью (стейкхолдерами — от англ. stakeholders). Подразумевается, что это очень широкий круг людей, групп, организаций, государственных структур, на которые компания оказывает влияние в том или ином виде. Способы воздействия на них многообразны: основная деятельность, выпускаемые продукты или услуги, технологии производства, бизнес-решения и стратегии, принимаемые руководством компании, участие в политической деятельности и лоббирование законопроектов и т. д. Другая «сторона», в свою очередь, в основном своим положительным общественным мнением и лояльностью, оказывает влияние на развитие бизнеса компании. 4
Социальная отчетность позволяет:
- комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний;
- производить самооценку по этим трем направлениям;
- вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выяснять их мнения и ожидания;
- получать дополнительные конкурентные преимущества; укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, представителей местных сообществ, органов власти, СМИ;
- создавать основу для разработки стратегии развития компании. 5
Источник: studfile.net
Внешняя социальная отчётность компании: международные стандарты
Одиннадцатая часть цикла статей о внутренней социальной политике компании рассказывает, чем различаются внешняя и внутренняя социальная отчётность компании, а также о четырёх международных стандартах публикации такой отчётности.
Брать на себя ответственность за воздействие на работников (и на общество в целом) — значит, прежде всего, отчитываться за свои действия, вести их учёт. Чтобы заявить об устойчивости компании, об устойчивости своего бизнеса, важно учитывать свои действия и финансы, потраченные на них. Сейчас очень многие компании во всеуслышанье заявляют о социальной ответственности, выражающейся в социальной отчётности. В этой статье я кратко расскажу о внешней социальной отчётности и её взаимодействии с внутренней социальной политикой, а также о различии между внутренней и внешней социальной отчётностью.
Внешний социальный отчёт [корпоративный социальный отчёт (КСО)] — это свод данных, который отражает, какую социальную работу провела компания за предыдущий период (например, за год). КСО содержит информацию не только о мероприятиях по охране труда и экологии, благотворительных и спонсорских программах компании, но и о любых других социально значимых аспектах её деятельности. Всё это может создать или поддержать позитивный образ компании на рынке, сделать её более привлекательной для потребителей, повысить её открытость и в конечном счёте увеличить рентабельность. В настоящее время такие отчёты составляют зарубежные и российские бизнес-структуры.
Цели публикации внешней корпоративной социальной отчётности:
- Формирование позитивного имиджа компании.
- Представить деловым партнёрам (в т. ч. государству) данные о реализации социальных программ и вкладе компании в общественную деятельность.
- Привлечь высококвалифицированный персонал и максимальное количество бизнес-партнёров, которые хотят работать с профессиональной командой и получать высококачественные услуги.
- Привлечение зарубежных инвесторов.
- Выход на международный фондовый рынок.
В настоящее время наибольшее распространение получили четыре стандарта.
- GRI (Global Reporting Initiative) — включает три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика. Стандарт тесно связан с принципами построения общей финансовой отчётности, что является его несомненным плюсом. Как правило, применяется в период становления внешней социальной отчётности, т. к. позволяет отчитывающейся компании использовать рекомендации GRI поэтапно и предусматривает возможность подготовки отчёта только по одной или нескольким областям деятельности организации (с постепенным распространением на другие сферы). Компания может вести отчётность в стандарте GRI и одновременно использовать рекомендации АА1000 для ведения учёта, аудита. Таким образом стандартизированная отчётность является сопоставимой с позициями и показателями международного социального рейтинга и повышает рейтинг самой компании.Социальная отчётность по стандарту GRI должна содержать следующую информацию:
- Заявление, которое составлено руководителем организации, описывающее ключевые элементы отчёта.
- Краткие сведения об организации.
- Резюме руководства и ключевые параметры представляемой отчётности в терминах GRI.
- Стратегию организации по вопросу общего развития экономической, экологической и социальной деятельности.
- Учётную политику организации и характеристику системы управления (структура и организация общего управления организацией, а также подразделений, отвечающих за осуществление экономической, экологической и социальной стратегии).
- Отчёт, раскрывающий экономические, экологические и социальные итоги работы организации.
Формируя социальную отчётность в соответствии с общепринятыми стандартами и публикуя отчёты, компания естественным образом свидетельствует о своей открытости. Это благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая её более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, её капитализацию. Отчёты предоставляют данные, почему именно этот социальный проект поддержала корпорация, как он связан с её социальной и общей стратегиями, каким образом контролировалось финансирование.
Социальная отчётность даёт внешним партнёрам конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, включая и те её виды, которые не поддаются количественному измерению. На сегодняшний день статус «социально ориентированная компания» говорит о её руководстве как о порядочных людях, которые зарабатывают деньги не для удовлетворения своих эгоистических стремлений, а для развития общества в целом. Верить этому или нет — личное дело каждого, тем не менее иметь социально ориентированную компанию — это престижно; на мой взгляд — а почему бы и нет? Ведь, насколько нам известно из истории, богатые в итоге или сами делятся, или их заставляют делиться революционные перевороты, поэтому государство заинтересовано в социально ориентированных компаниях, т. к. они поднимают общий социальный уровень государства.
Для современного российского бизнеса публикация социальных отчётов по международным стандартам не является обязательной, но поверьте, пройдёт ещё лет пять — и неизбежно встанет вопрос о необходимости введения единого стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности.
Внешний социальный отчёт позволяет производить общественную оценку влияния компании в сравнении с принятыми стандартами и ожиданиями, учитывать сохранение персонала; улучшает восприятие компании среди её персонала, работает в рамках системы управления рисками компании, влияет на поддержку положительной репутации, поддерживает созданную корпоративную культуру, формирует лояльность потребителя.
Корпоративная социальная отчётность оценивается независимым аудитором, который проводит соответствующий анализ эффективности социальных программ. Такая оценка даёт гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчёте сведения достоверны и не являются рекламой. В последнее время всё большее распространение получают стандартизированные формы отчётности. Готовя свои отчёты в соответствии со стандартами, получившими международное распространение, компания может претендовать на то, что созданный документ будет одобрен независимым аудитором, имеющим соответствующий сертификат.
Источник: hr-portal.ru