Рассказ о личном опыте в проведении бесплатного социального опроса, результаты которого нам очень пригодились. Советы и рекомендации по проведению социального исследования.
Пожалуй, стоит сразу оговориться: я не социолог, мои знания по этому предмету ограничиваются курсом в университете, и дальнейшим изучением этой науки я заниматься не собираюсь. Однако именно тот самый курс в университете и обязал провести полноценное социологическое исследование, которое я решил осуществить по теме своего стартапа.
Вдаваться в детали науки не планирую, просто личный опыт, который был коммерчески использован и пригодился. Сам стартап – мобильное приложение, использующее дополненную реальность и геолокацию, направленное на стимуляцию потребления продуктов партнеров.
Если вкратце, то приложение по стилистике похоже на Pokemon GO: только люди собирают не покемонов, а бонусы заведений общепита, боулингов, кинотеатров, бутиков и так далее, которые при активации дают скидку на конкретные продукты. Мало что понятно из краткого содержания, тогда ознакомьтесь с циклом статей – часть №1, часть №2, часть №3.
В них полностью раскрыта суть идеи, показаны все продуманные фичи и подробно рассказано об использовании социологического исследования. А вот насчет нюансов его проведения поговорим сейчас. Если вас пугает словосочетание «социологическое исследование», то расслабьтесь – это, по факту, опрос. Стоит сразу сказать, что на весь опрос (в том числе и на сбор голосов) я не потратил ни копейки.
Зачем проводить соц. исследование?
Чтобы узнать мнение потенциальных пользователей о вашем продукте до его запуска, ваш кэп. В нашем случае мы собирали базу заинтересованных в сотрудничестве партнеров, убеждать которых помогали голоса опрошенных потенциальных пользователей. Хоть наша аудитория и колебалась примерно от 16 до 35 лет, проводить опрос мы решили только среди студентов белорусских вузов (тут уже преподаватель указал нам на правила и попросил соответствовать). Ладно, студентов, конечно, меньше чем жителей РБ от 16 до 35, но все-таки общую картину понять можно. Тем более, что приложение создавалось для тех, кто любит экономить (а какой студент не любит экономить?) и ищет новые пути экономии, но в то же время является активным потребителем вторичных благ (т.е. посещает общепиты, кальян-бары и т.д.).
Как проводить соц. исследование?
Если вы думаете, что вам хватит опросика через вк, то вы крупно заблуждаетесь – не хватит. Да, там будет проще собрать голоса, но постить один и тот же опрос придется ручками, т.е. полученная информация не будет суммироваться. Либо придется кидать ссылку на один опрос, допустим, у себя на стене, но часть потенциальных респондентов сольется по дороге.
Ну а вообще, такой опрос мало что покажет, вопросы должны идти последовательно и их должно быть хотя бы 10-15 для полноты картины. Отличный сервис для таких опросов – Гугл формы (docs.google.com/forms/). Разобраться в нем несложно, основная сложность в формулировке правильных вопросов.
Как правильно составлять вопросы
Основная ошибка – это запихивать несколько вопросов в один. Не жадничайте, пусть лучше у вас получится 20 вопросов, чем 15, но несколько из них будут неудачными. Допустим, мы спрашивали наших респондентов, любят ли они посещать кинотеатры. Следующим вопросом был «А как часто вы посещаете кинотеатры?».
И соответствующие ответы: «я уже отвечал, я их не люблю», «не менее раза в неделю», «несколько раз в месяц» и «реже раза в месяц». Вторая ошибка – большое количество открытых вопросов. Это когда респондент должен сам что-то писать в поле для ответа.
В идеале их вообще не должно быть, тогда высока вероятность, что почти 100% отвечающих дойдут до конца. Если я не ошибаюсь, то Гугл формы не учитывают голос, если респондент не дошел до конца и не отправил форму.
Четвертая ошибка – неудачно составленный опрос, не позволяющий сделать никаких выводов о необходимости продукта. На трех скринах выше показаны наши ключевые вопросы, которые позволяли сделать вывод о заинтересованности приложением. Именно эти данные мы использовали в презентации продукта партнерам.
Собираем ответы бесплатно
Так, анкета составлена, пора собирать голоса. Как я уже говорил, мы решили опрашивать студентов, но только из РБ, поэтому путь в паблики белорусских университетов нам был заказан. А какие паблики ассоциируются с вузами в первую очередь? Правильно, подслушано. Мы собрали около 25 пабликов с одними только студентами и еще около 5 просто белорусских, где тусуется молодежь.
Опубликовано постов было около 11-12, но нам повезло – публикации были в самых крупных и живых страницах. Также у нас была довольно узкая выборка – студенты РБ, где население всей страны меньше 10 миллионов. Если ваша ЦА – жители СНГ, то собрать пабликов и групп можно несколько сотен. А это если еще не спамить ссылкой на опрос в комментариях или открытых группах.
В любом случае, свои 535 голосов мы собрали бесплатно, и они помогли нам прояснить картину. Важная часть – сопроводительный текст. Кидать одну голую ссылку – глупо, делать так не надо. Мы, допустим, вкратце описывали суть приложения и дружелюбно просили проголосовать обитателей паблика, так как они наша ЦА и от их мнения зависит наша дальнейшая деятельность.
Интересный момент: сопроводительный текст я заканчивал фразой «если по правилам вашего паблика нужна деанонимная публикация, то претензий к этому не имею» и действительно, почти все паблики публиковали посты неанонимно, хотя это не очень вписывается в идеологию подслушано. Это также можно использовать, но об этом в достоинствах.
Достоинства соц. исследования
- Как уже было сказано – можно проверить гипотезу стартапа совершенно бесплатно и нетрудоёмко.
- Функционал форм Гугла позволяет собирать базу email-адресов респондентов, это может вам пригодится.
- Во вступительном или прощальном текстах можно подробнее рассказать о продукте, дать ссылку на свой сайт или сразу на маркет. Главное делайте это ненавязчиво, не пытайтесь под видом опроса что-то втюхивать (особенно если вопросы будут прям кричать – «купи меня, скачай»).
- В сопроводительном тексте можно также указать какую-нибудь информацию, например, о том, что вы собираете команду и вам не хватает того-то и того. Я этого не писал, но из-за неанонимной публикации ко мне в личку постучали несколько человек, которые заинтересовались в идее и выразили желание участвовать.
- Вы сможете получить адекватную критику. Не забывайте поглядывать на комментарии в пабликах, где вас публикуют.
Наш итог
Один потраченный вечер, 11-12 бесплатных публикаций, 535 ответов за 3 дня, 5-6 конструктивных комментариев, 3 заинтересованных в стартапе человека, 1 дополнительный слайд в презентацию для партнеров и серьезный аргумент в пользу жизнеспособности продукта.
Источник: spark.ru
Социология бизнеса
В границах социологической науки можно проводить исследование по двум видам предметов: первые относятся к функциональным основам, другие, зачастую способны ориентироваться на показатели истории. Бизнес-социологии, или же еще называют, предпринимательская социология относится к группе предметов функционального типа. Способна пересекаться с весьма внушительным количеством иных дисциплин. Отмечают следующие:
- Трудовая социология;
- Рыночная социология;
- Управленческая социология;
- Менеджмент;
- Социология статистического типа.
Бизнес выступает как экономический вид, или социологический. Несется ответственность, выполняются роли, функции, достигаются конкретные цели. Выполняются условия отдельными личностями, есть нормы, правила, установленные ранее. Социология помогает проводить анализ, строить структуру бизнеса.
Первое, что отмечают — индивидуальный уровень. Предполагается изучение черт личности человека. Мотивы, стратегии поведения бизнесмена или предпринимателя. Важно здесь учитывать наличие ресурсов, нужные для того, чтобы вести успешную и эффективную деятельность бизнеса. Человеческие возможности в финансовом плане, а также в плане репутации.
Второе, что отмечается — уровень организации, где акцентируется на отношения внутри корпоратива, какие правила и формы царят в деятельности организации, как влияют отношения на поведение предпринимателя. Касается не только бизнесмена, но и коллег, клиентов и прочее.
Третье, что учитывается, так это то, что в бизнес-социологии очень важную роль выполняет уровень рынка. Здесь неуместно равнять рынок и предпринимательство, ведь они выступают как формы по оптимизации издержек транзакции. Третий уровень способен отражать больше не структуру социологии бизнеса, а скорее черты социологии и экономики, которые нужно учитывать. Ведь любой бизнес не способен существовать без рыночной экономики и тех отношений, что царят внутри нее.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Источник: spravochnikvs.com
Социология бизнеса
В рамках социологической науки принято исследовать сразу два вида предметов: одни касаются функциональных основ, а другие в большей степени ориентируются на исторический показатели. Социология бизнеса (иными словами, социология предпринимательства) относится к функциональной группе предметов. Она пересекается с достаточно большим количеством других дисциплин, среди которых следующие:
- Социология труда;
- Социология рынка;
- Социология управления;
- Социология менеджмента;
- Статистическая социология.
Бизнес (предпринимательство) выступает в качестве особого вида экономической и социальной деятельности, который предполагает несение определенной ответственности, а также выполнение заранее отведенного круга функций. Также бизнес предполагает наличие условий, в которых принимают участие отдельные личности или более широкие социальные группы, социальные институты, которые действуют в соответствии с нормами и принципами, заранее установленными правилами.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
На сегодняшний день сложилось несколько основных уровней анализа бизнес-структур (через призму социологической науки).
Во-первых, индивидуальный уровень. Он предполагает изучение личностных черт человека. Его мотивов и стратегии поведения предпринимателя (бизнесмена). Очень важно учитывать ресурсы, которые необходимы для ведения успешной и эффективной бизнес-деятельности: финансовые возможности человека, его репутация.
Во-вторых, организационный уровень, где особый акцент делается на внутрикорпоративные отношения, правила и формы организации деятельности, а также влияние отношений на предпринимательское поведение, как бизнесмена, так и его коллег и клиентов.
В-третьих, в рамках социологии бизнеса важную роль играет рыночный уровень. В данном случае нельзя приравнивать рынок к предпринимательству, поскольку фирма и рынок выступают в качестве тех форм по оптимизации транзакционных издержек. Этот уровень в большей степени отражает не социологическую структуру бизнеса, а его социально-экономические черты, которые необходимо учитываться, поскольку бизнес не может существовать без рыночной экономики и отношений внутри нее.
«Социология бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Особенности социологии бизнеса
Как мы уже указали, социология бизнеса находится на стыке сразу двух областей знаний: во-первых, она затрагивает социологическую науку, а во-вторых – касается истории экономических учений.
Замечание 1
Очень важную роль в современном мире играют философия и психология бизнеса, этика и культура предпринимательской деятельности. Чтобы стать не только успешным предпринимателем, который зарабатывает на своем бизнесе деньги, но и оставаться человеком (или организацией) с безупречной репутаций, необходимо иметь углубленные знания во всех вышеперечисленных сферах.
Социология исследует бизнес и предпринимательскую деятельность как особый социальный феномен. Она видит в ней достаточно нестандартную новаторскую модель поведения, а также принципы деятельности как больших, так и малых социальных и экономических групп и слоев населения, которые задействованы в бизнес-структурах.
Замечание 2
Как объект и предмет социологического знания, бизнес можно определить в виде совокупности особых социальных структур, действий его участников, происходящих внутри процессов. Они связаны с хозяйственным функционированием общества, производством товаров и услуг на различных уровнях и для различных слоев населения.
Одной из главных теоретических проблем, которую поднимает социология предпринимательства – это проблема определения того, что именно следует относить к данному феномену. В социологическом аспекте предприниматель (бизнесмен) может играть сразу несколько ролей и, соответственно, выступать в нескольких ипостасях:
- Бизнесмен как субъект собственности, а также как носитель определенного социального статуса. Так, человек может быть владельцем бизнеса, его совладельцем, арендатором или просто клиентом более крупного бизнес-сообщества;
- Бизнесмен как субъект крупной экономической деятельности. В этом случае он берет на себя ответственность как исполнитель определенных функций и предписанных ему заранее роле. Они вытекают из природы его деятельности (инновационные, организационные, коммерческие, управленческие роли);
- Предприниматель как субъект социального поведения. Это – особый тип человека, который обладает определенными свойствами (как врожденными, так и приобретенными в ходе освоения жизненного опыта). Они необходимы для занятий предпринимательской деятельностью, качественного исполнения своих обязанностей и эффективности производства;
- Предприниматель как носитель социальных ценностей и культуры – прежде всего, ценностей и культуры предпринимательства и ведения бизнеса как особой социально-экономической структуры, которая просто необходима в современных условиях развития общества.
Но при этом социология бизнеса остается довольно типичной социологической теорией среднего уровня. Она исследует предпринимательство и бизнес-структуру как одну из социально-экономических подсистем, а также направляет свои силы на обобщение имеющихся эмпирических данных и тех данных, которые постоянно появляются в связи с динамичным развитием бизнес-системы. Социология бизнеса использует выработанные ею самой методологические понятий и терминологию, а также принципы, без которых в целом невозможно осуществлять познание социальной реальности. Возможно, она берет на себя очень ответственную роль связующего звена для тех научных областей, которые занимаются изучением бизнеса и предпринимательского феномена, но немного с других точек зрения.
Стоит отметить, что не только социологи и экономисты, но также и философы, историки и культурологи в той или иной степени в своих трудах и эмпирических исследованиях рассматривают феномен бизнеса, или же затрагивают лишь их отдельные части. Это говорит о том, что объект бизнес-системы может быть междисциплинарным. Он многогранен и многоаспектен, поэтому интересен доя такого широкого круга исследовательских работ.
Источник: spravochnick.ru