Соут расход при УСН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурак Василий Евгеньевич

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) может проходить с меньшими финансовыми затратами для работодателя при делегировании экспертной функции собственному специалисту по охране труда и возможности выбора (исходя из экономических и организационных соображений) для проведения исследований (измерений) вредных и опасных производственных факторов любой аккредитованной лабораторией, имеющей в своей области аккредитации необходимые показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурак Василий Евгеньевич

Аттестация рабочих мест уходит в прошлое: специальная оценка условий т руда — кому станет легче?
Порядок подготовки и организация проведения специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда и безопасность работников АПК

Административная и уголовно-правовая ответственность за правонарушения в сфере охраны труда в образовании

Правовые проблемы признания «Вредности» офисных рабочих мест
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On reducing costs in carrying out a special assessment of working conditions

Special assessment of working conditions (SOUT) can be carries out with less financial costs for the employer when delegating the expert function to their own occupational safety specialist and when there is an option of choosing (based on economic and organizational considerations) any accredited laboratory, which has accreditation for required indicators in its area, for conducting assessment (measuring) of hazardous production factors.

Текст научной работы на тему «О снижении затрат при проведении специальной оценки условий труда»

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

о снижении затрат при проведении

1 Общество с ограниченной ответственностью «Центр сертификации на транспорте», Москва,

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) может проходить с меньшими финансовыми затратами для работодателя при делегировании экспертной функции собственному специалисту по охране труда и возможности выбора (исходя из экономических и организационных соображений) для проведения исследований (измерений) вредных и опасных производственных факторов любой аккредитованной лабораторией, имеющей в своей области аккредитации необходимые показатели.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: специальная оценка условий труда, специалист по охране труда, эксперт.

on reducing costs in carrying out a special assessment of working conditions

1 Ltd «Center for Certification in Transport», Russia

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в Российской Федерации выявило целый спектр проблем, в т.ч. экономического характера, и оказалось неоправданно организационно и финансово обременительно для целого ряда организаций.

Затраты на проведение СОУТ складываются в основном из работы эксперта, затрат на проведение исследований (измерений) производственных факторов, копировально-множительных работ и планируемой прибыли исполнителя [8] (Бытак, 2015). Снижение издержек по всем указанным пунктам вполне возможно без ущерба полноты проведения специальной оценки.

Стоимость спецоценки одного рабочего места составляет в настоящее время около 900,00-1500,00 рублей. Поиск путей снижения затрат на проведение СОУТ актуален для любой организации, поскольку это положительно влияет на эффективность финансовой деятельности.

Цель исследований — предложить изменения в законодательных актах по охране труда, способствующие созданию условий по снижению затрат на проведение СОУТ.

1. Проанализировать действующее законодательство по СОУТ.

2. Дать сравнительную оценку трудовых функций непосредственных исполнителей процедуры — специалиста по охране труда и эксперта.

3. Сделать предложения по совершенствованию законодательства в направлении привлечения к проведению исследований более широкого круга испытательных лабораторий.

Для решения поставленных задач, основываясь на действующем законодательстве и практическом опыте проведения СОУТ, проведено сравнение трудовых функций основных исполнителей — специалиста по охране труда и эксперта.

1. Анализ трудовых функций, связанных с проведением СОУТ, специалиста по охране труда

Трудовые функции для многих должностей и профессий достаточно полно прописаны в профессиональных стандартах.

Приказом № 524н от 04.08.2014 Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» [7].

С 01.06.2016 вступил в силу ФЗ-122 от 02.05.2015 «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждающий порядок применения профессиональных стандартов [3].

Special assessment of working conditions (SOUT) can be carries out with less financial costs for the employer when delegating the expert function to their own occupational safety specialist and when there is an option of choosing (based on economic and organizational considerations) any accredited laboratory, which has accreditation for required indicators in its area, for conducting assessment (measuring) of hazardous production factors.

keywords: special assessment of working conditions, special assessment of working conditions, occupational safety specialist, expert

Burak V.E. (2018) 0 snizhenii zatrat pri provedenii spetsialnoy otsenki usloviy truda [On reducing costs in carrying out a special assessment of working conditions]. Ekonomika truda. 5. (2). — 513-520. doi: 10.18334/et.5.2.39012

В статье 195.3 Трудового кодекса РФ сказано, что профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями или применяются в качестве основы для определения требований к квалификации работников [1].

С учетом вышеизложенного, требования профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» распространяются в той или иной мере на всех работников, отвечающих в организации за охрану труда.

Одним из важнейших мероприятий, в которых должен принимать непосредственное участие специалист по охране труда, является спецоценка условий труда.

В профессиональном стандарте «Специалист по охране труда» определены его основные трудовые функции. Как минимум две из них непосредственным образом связаны с проведением СОУТ.

Так, трудовая функция «Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах» определяет следующие трудовые действия:

• планирование проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда;

• организацию работы комиссии по специальной оценке условий труда;

• контроль проведения оценки условий труда, рассмотрение ее результатов;

• подготовку документов, связанных с проведением оценки условий труда и ее результатами;

• контроль исполнения перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, разработанного по результатам проведенной специальной оценки условий труда;

• подбор и предоставление необходимой документации и информации по вопросам специальной оценки условий труда, соответствующие разъяснения в процессе проведения специальной оценки условий труда [7].

В этой же функции определены необходимые умения, связанные с проведением специальной оценки условий труда:

• идентифицировать опасные и вредные производственные факторы, потенциально воздействующие на работников в процессе трудовой деятельности, производить оценку риска их воздействия;

• осуществлять сбор и анализ документов и информации об условиях труда [7].

Бурак Василий Евгеньевич, руководитель испытательной лаборатории, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, (web_b0rambLer.ru)

Бурак В.Е. О снижении затрат при проведении специальной оценки условий труда // Экономика труда. — 2018. — Том 5. — № 2. — С. 513-520. с1о1: 10.18334М.5.2.39012

А также необходимые знания:

• факторов производственной среды и трудового процесса, основных вопросов гигиенической оценки и классификации условий труда;

• основных технологических процессов и режимов производства, оборудования и принципов его работы, применяемых в процессе производства сырья и материалов;

• порядка проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда [7].

В трудовой функции «Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда» определены следующие необходимые умения:

• применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

• координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах [7].

И необходимые знания:

• методов и порядка оценки опасностей и профессиональных рисков работников;

• источников и характеристик вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, их классификацию;

• видов и размеров (объема) компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, условий и порядка их предоставления [7].

Как видно из представленных выдержек из профессионального стандарта, специалист по охране труда в качестве одной из своих компетенций должен в полной мере владеть всеми вопросами, связанными с проведением СОУТ.

Проведение независимой оценки квалификации специалиста по охране труда в форме экзамена, предусмотренное Федеральным законом № 238 от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации» [4] и Постановлением № 1204 от 16.11.2016 Правительства РФ «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» [6], подтвердит его легитимность в области СОУТ.

2. Анализ трудовых функций эксперта по СОУТ

28 декабря 2013 г. Государственной думой был принят Федеральный закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», по которому аттестация рабочих мест заменялась процедурой специальной оценки [2].

Этим законом в обязательном порядке предусмотрено задействование организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, и экспертов, входящих в состав этих организаций.

Одно из требований, предъявленных к экспертам, состоит в необходимости пройти курсы повышения квалификации по СОУТ и сдать квалификационный экзамен.

Основная роль в проведении СОУТ закреплена за комиссией по ее проведению. В состав комиссии входят только представители организации-заказчика, в т.ч. специалист от организации по охране труда. Эксперт, как и другие представители организации, оказывающей услуги по проведению СОУТ, в состав комиссии не входит.

Роль эксперта определена в ряде статей Федерального закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [2].

Статья 10.2: «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией. ».

Статья 10.7: «Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на . рабочих местах определяется экспертом.».

Статья 10.8: «Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, . может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда».

Читайте также:  Когда открываешь ИП нужно ли указывать вид деятельности

Статья 12.3: «Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Статья 12.7: «Решение о возможности использования . результатов [производственного контроля] при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Статья 12.8: «По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда

на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда».

Статья 15.1: «Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении. » (приказ 33н) [6]. Отчет по факту готовит эксперт по утвержденной Минтрудом форме.

Статья 16.4: «.Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования».

Как видно из предложенных выдержек из 426-ФЗ, единственное, что делает только эксперт без дублирования, согласования или привлечения других исполнителей, это подготовка отчета о проведении СОУТ.

Сравнивая функционал специалиста по охране труда и эксперта по СОУТ, можно сделать вывод, что практически все, что должен делать в организации специалист по охране труда, в той или иной степени дублируется и Федеральным законом 426-ФЗ делегировано эксперту сторонней организации.

Разрешение специалисту по охране труда наряду с экспертом сторонней организации самостоятельно осуществлять мероприятия по проведению СОУТ окажется организационно и экономически выгодным работодателю. Если к этому присовокупить возможность проведения измерений и исследований факторов производственной среды любой аккредитованной в законном порядке испытательной лабораторией с соответствующей выдачей протоколов, услуги сторонней организации по проведению СОУТ (и их экспертов) могут не потребоваться. Важно лишь то, чтобы выбранная (или выбранные) испытательная лаборатория имела соответствующую идентифицированным вредным и опасным производственным факторам область аккредитации.

В связи с вышеизложенным считаем целесообразным внести в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» следующие изменения:

1. Поручить комиссии по проведению СОУТ по собственному усмотрению делегировать функцию по осуществлению процедуры СОУТ штатному специалисту по охране труда или эксперту сторонней организации.

2. Поручить комиссии по проведению СОУТ самостоятельно выбирать аккредитованную организацию (организации) для проведения измерений (испытаний) вредных и опасных производственных факторов вне зависимости от ее (их) вхождения или не вхождения в реестр аккредитованных организаций Минтруда.

3. Возложить ответственность за полноту и качество исполнения процедуры СОУТ на председателя комиссии по СОУТ.

Необходимо также внести изменения в программы подготовки отчета о СОУТ, предполагающие включение в них протоколов измерений (исследований) вредных и опасных производственных факторов различных испытательных лабораторий, а также возможность использования этих программ на бесплатной основе специалистами по охране труда.

Основным положительным моментом для работодателя от предложенных изменений будет действительное снижение затрат на проведение СОУТ. Именно на это в первую очередь и направлен Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» [2].

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. 30.12.2001. № 197-ФЗ. (ред. от 05.02.2018).

Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной

оценке условий труда». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой ко-

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

декс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации».

Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

5. Постановление № 1204 от 16.11.2016 Правительства РФ «Об утверждении правил

проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

6. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 14.11.2016г) «Об утвержде-

нии Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 № 31689). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

7. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33671). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

8. Бурак В.Е. Расчет стоимости измерений факторов производственной среды при про-

ведении специальной оценки условий труда // Экономика труда. — 2015. — № 2(3). — с. 145-154. — doi: 10.18334/et.2.3.545.

Burak V.E. (2015). Raschyot stoimosti izmereniy faktorov proizvodstvennoy sredy pri provedenii spetsialnoy otsenki usloviy truda [Calculation of the cost of factors measurements in the production environment when carrying out a special assessment of working conditions]. Russian Journal of Labor Economics. (2(3)). 145-154. (in Russian). doi: 10.18334/et.2.3.545.

Источник: cyberleninka.ru

Соут расход при усн

ЗАРПЛАТА И КАДРЫ | ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Как провести спецоценку за счет средств ФСС

Специальную оценку условий труда (СОУТ) взамен аттестации рабочих мест должны проводить все компании. Это мероприятие достаточно дорогое, вызывает довольно много судебных споров и вопросов. Однако мало кто знает, что можно провести СОУТ не за свой счет, а за счет средств ФСС РФ. Основным и главным источником проведения спецоценки являются собственные средства компании.

Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в соответствии со ст. 226 ТК РФ. Финансирование осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Аналогичная норма установлена в ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

А вот на работника нельзя возложить подобные обязанности, поскольку это не предусмотрено законодательно. Следовательно, если работодатель предусмотрит подобные расходы в договоре с работником, то это приведет к спорам с работником и ПФР, а также к штрафу по ст. 5.27 КоАП РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами, на 2015 год не изменились.

Размер финансирования

Чтобы рассчитать точную сумму, воспользуйтесь формулой:

(Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные за прошлый год – Расходы на выплату обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний за прошлый год) х 20%

  • 20% сумм «травматических» взносов, начисленных за три предшествующих года (за вычетом выплаченных пособий за данный период);
  • сумму страховых взносов по травме, подлежащих перечислению в территориальный орган ФСС РФ в текущем году.

Организация численностью более 100 человек может рассчитывать на финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда в объеме средств 20% от сумм страховых взносов, начисленных за год. То есть в 2015 году можно направить на финансирование специальной оценки условий труда 20% от сумм страховых взносов за 2014 год.

Если организация численностью до 100 человек на протяжении трех лет не использовала право на финансирование предупредительных мер и не имеет задолженности перед региональным отделением, то она вправе получить сумму в размере 20% начисленных страховых взносов за эти три года.

Еще одно ограничение связано с выплаченными пособиями. Из сумм, которые работодатель может израсходовать на специальную оценку, нужно вычесть суммы начисленных пособий. К таким пособиям относятся:

  • пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или профзаболеванием;
  • страховые выплаты (единовременная выплата, ежемесячные выплаты);
  • дополнительные расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией работника при наличии прямых последствий страхового случая.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Конкретную сумму средств, которую страхователь может направить на финансирование предупредительных мер и зачесть в счет уплаты страховых взносов, определяет фонд.

Пример.

ООО «Карусель» проводило аттестацию рабочих мест в 2010 году. Аттестация рабочих мест действует в течение пяти лет. Следовательно, в 2015 году нужно провести специальную оценку условий труда. В 2014 году компания начислила и уплатила в ФСС России страховые взносы в размере 2 000 000 рублей.

Трем работникам в 2014 году были выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 53 200 руб.

В этой связи компания может получить возмещение затрат на проведение спецоценки рабочих мест из средств ФСС в размере:
(2 000 000 – 53 200) x 20% = 389 400 рублей.

Также ограничение связано с представлением документов, то есть если вы в прошлом году не представили документы в ФСС, то рассчитывать на возмещение в этом году вы не можете. А для получения возмещения в следующем году и проведения спецоценки нужно подать в 2015 году следующие документы:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;
  • копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • копию локального нормативного акта компании о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • копию договора с организацией, проводящей спецоценку условий труда

Документы нужно подать до 01 августа 2015 года.

Без них ФСС РФ не возместит средства на проведение специальной оценки условий труда.

Как получить разрешение фонда на финансирование спецоценки

Алгоритм получения разрешения фонда на финансирование спецоценки следующий.

Во-первых, нужно подготовить документы по перечню, необходимые для получения финансирования из средств ФСС, в частности заявление.

Руководителю Московского регионального
отделения ФСС России, филиал № 3
от ООО «Карусель»
ИНН 7708444777
КПП 770801001
Регистрационный № 06945876
125008, г. Москва, ул. Академика Королева, 82

Заявление
о возмещении расходов, произведенных на специальную оценку условий труда.

На основании п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н, просим Вас зачесть расходы в размере 389 400 рублей (за исключением пособий по нетрудоспособности), произведенные в 2014 году на специальную оценку условий труда, в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

  • план финансирования предупредительных мер в текущем календарном году;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного по результатам проведения спецоценки, или копия коллективного договора;
  • копия локального нормативного акта компании о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • копия договора с организацией, проводящей спецоценку условий труда.
Читайте также:  Могут ли отказать в выдаче патента ИП если не оплачен предыдущий

Генеральный директор С Е Л И В А Н О В А. С. Селиванов

Во-вторых, часто компании дополнительно уточняют в ФСС суммы начисленных страховых взносов, а также выплаченных пособий, и сверяют с данными, которые имеются в бухгалтерии. Такая сверка не предусмотрена законодательно, но позволяет исключить случаи необоснованного отказа в возмещении средств.

Дело в том, что ФСС может отказать в возмещении средств в следующих случаях:

1. Наличие недоимки по взносам, пеням и штрафам, не погашенным на день подачи заявления о возмещении расходов на проведение спецоценки.

2. Содержание недостоверной информации в поданных документах.

3. Представление неполного комплекта документов.

4. В случае если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Компания имеет право обжаловать решение об отказе в финансировании в вышестоящем органе территориального фонда или в суде.

В-третьих, нужно дождаться решения фонда.

Сроки принятия соцстрахом решения о финансовом обеспечении, его объеме или об отказе в этом те же – в отношении страхователей, у которых сумма взносов по травме за предыдущий год составляет:

  • до 8 млн рублей – 5 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • более этой суммы – после согласования с ФСС РФ: в течение 3 рабочих дней документы направляются в фонд, который принимает решение в пределах 15 рабочих дней.

Налоговый учет в целях применения УСН

Расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (письмо Минфина от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551). Но и доходы, соответственно, в виде возмещения из средств ФСС не возникают.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Уменьшать страховые взносы на случай травматизма в пределах размера финансирования компания может с момента принятия положительного решения. Взносы, которые фирма начислила и уплатила с начала года до месяца принятия решения, не корректируются.

Бухгалтерский учет в целях применения УСН

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абз.абз. 2, 3 ст. 10, ст. 13 Бюджетного кодекса РФ), поэтому целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь.

В бухгалтерском учете компания сделает следующие проводки:

ДебетКредитСумма (руб.)Операция
7686389 400Получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев
8698389 400Отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мероприятий спецоценки
9891 субсчет «Прочие доходы»389 400Признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов на спецоценку
6976389 400Уменьшена задолженность перед ФСС на сумму затрат по спецоценке

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Бухгалтерский учет затрат на проведение спецоценки зависит от того, за счет каких средств она оплачена – взносов на случай травматизма, средств самой организации или комбинированно. Собственные затраты компании на проведение спецоценки условий труда относятся к расходам по обычным видам деятельности. Их отражают по дебету счетов затрат (20, 23, 25, 26 и 44). Средства ФСС РФ, выделенные на проведение спецоценки, отражаются по счету 86 «Целевое финансирование».

Таким образом, можно обратить внимание на разницу в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, важно, что сумма, которую компания рассчитала как предельную, может быть не возвращена, поскольку ФСС возвращает денежные средства на основании плана мероприятий, а также в соответствии с договором на спецоценку со специализированной организацией. Если израсходовано средств меньше, чем максимальная сумма, возвращаемая ФСС, то такие средства возможно израсходовать на другие нужды, например на приобретение спецодежды. Остаток средств на приобретение спецодежды будет отражаться в учете по-другому. В бухгалтерском учете специальная одежда будет отражена проводкой:

ДебетКредитОперация
10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»60Приобретены средства индивидуальной защиты

Также можно израсходовать средства на следующие мероприятия:

  • компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе по внедрению комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению данных мероприятий;
  • организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, ЛФК с работниками, которым по рекомендации врача и на основании медосмотров показаны занятия ЛФК).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Компания несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов в соответствии с согласованным планом.

В заключение необходимо отметить, что возмещение расходов на спецоценку из средств ФСС является своего рода льготой. А льгот у нас в законодательстве не так много, в последнее время законодательство менялось не в пользу компаний и предпринимателей: появились дополнительные тарифы страховых взносов, необходимость проведения спецоценки и отражения ее в отчетности. Поэтому льготами, которые предоставило государство, необходимо пользоваться.

Источник: buhpressa.ru

Для кого обязательны медосмотры? Учет и возмещение расходов

Ведущая рубрики

В общем случае при трудоустройстве работодатель не вправе требовать от нового сотрудника больше документов, чем прописано в Трудовом кодексе (ст. 65). Исключение – случаи, когда для оформления необходимы особые документы: об отсутствии дисквалификации, диплом об образовании, свидетельство или удостоверение о квалификации, справка о состоянии здоровья.

В частности, при трудоустройстве обязательный медосмотр проходят несовершеннолетние соискатели. ТК предусматривает аналогичные условия для работников общепита, связанных с движением транспорта, занятых на вредных работах. Кодекс говорит, что требования к предварительной или периодической медицинской комиссии могут быть указаны и в других нормативных актах.

Например, для педагогических сотрудников они предусмотрены Законом об образовании №273 ФЗ (пп. 9 п. 1 ст. 48).

Потребность в медосмотре

  1. Тяжесть работы (физические нагрузки, статичность позы).
  2. Наличие вредных и (или) опасных производственных факторов:
    • биологических (аллергены, пыль, токсины, яды);
    • химических (пестициды, кислоты, газы);
    • физических (излучение, электромагнитное поле, вибрация).
    • Сложные условия (высота, тяжелые климатические условия, особо ответственная работа: спасатели, пожарные, крановщики, когда наличие проблем со здоровьем пагубно может отразиться на жизни и здоровье других людей).

    Важно! Более подробная информация в Перечне, утвержденном Приказом №302н от 12.04.2011 г. (далее Перечень).

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) выявляет вредные факторы и определяет, каким работникам придется регулярно проходить медицинские осмотры.

    Если ваша организация недавно зарегистрирована и рабочие места только созданы, то у вас есть год на то, чтобы провести СОУТ. Однако ждать так долго не стоит, ведь обязанности работодателя и право на льготы возникают по закону при трудоустройстве или выполнении соответствующих работ, а не после получения данных спецоценки.

    Как обычная работа может стать вредной

    Если вам кажется, что в офисе нет вредных факторов, – это ошибка. В Перечне есть подпункт 3.2.2.4., который называет работу с ПЭВМ более 50% рабочего времени вредным фактором.

    Офисные сотрудники большую часть времени проводят за компьютером: менеджеры, бухгалтеры, тем более программисты и сисадмины. В 2019 году Минтруд собирался внести изменения в Перечень и исключить пункт о компьютерах из списка, ведь машины совершенствуются и сейчас их влияние на зрение не такое, как раньше.

    Пока это только проект, поэтому до внесения изменений правило остается действующим. Однако чиновники полагают, что нужно принимать во внимание еще и результаты СОУТ. Если условия труда для конкретного рабочего места (нескольких аналогичных мест) признаны допустимыми или оптимальными, то можно не проводить медосмотры, ведь получается, что отсутствует вредное влияние.

    Правда далее их мнения расходятся: признавать безопасными вообще все подобные рабочие места или только те, где рабочее время за ЭВМ занимает менее 50%. Судебная практика в этом смысле тоже противоречивая. Для избегания споров рекомендуется все же проводить медосмотры.

    На собеседование со справкой

    Порядок действий, если к вам пришел устраиваться кандидат, которому необходимо пройти предварительный медицинский осмотр:

    1. Уточнить предполагаемую должность соискателя.
    2. Проверить внутренние документы и списки рабочих мест с обязательными медосмотрами, если они отсутствуют, придется проверить Перечень.

    Обратите внимание! Неспециалисту трудно определить наличие вредных или опасных факторов. Бухгалтеру или кадровику следует обратиться к ответственному за охрану труда и технику безопасности (в небольшой организации им может быть руководитель, прошедший соответствующее обучение) за разъяснениями и распоряжением, требовать от сотрудника справку или нет.

    Если обследование прошло успешно и нет противопоказаний, то можно оформлять сотрудника. Больше подробностей в статье по ссылке.

    Расходы при приеме на работу

    Затраты на медосмотр кандидатов учитываются в бухгалтерском учете как обычные затраты по основной деятельности, на соответствующих счетах БУ:

    Д 20 (26,23,25,44) К 76(60)

    В налоговом учете (для целей расчета налога на прибыль или единого налога при УСН) расходы также принимаются (см. п. п 7 и 8 п. 1 статьи 264 НК РФ и пп. 5 п. 1 статьи 346.16 НК РФ). В частности на УСН по разъяснениям Минфина эти затраты входят в состав материальных расходов, как часть производственного процесса.

    Неважно, прошел отбор кандидат или нет, даже если результаты медосмотра оказались неприемлемыми для принятия его на работу, их можно учесть. Хотя некоторые споры вызывает ситуация, когда потенциальный работник самостоятельно заключает договор на медкомиссию и затем предъявляет документы для возмещения ему таких затрат.

    Читайте также:  Банк заблокировал счет на основании 115 ФЗ что делать ИП

    В большинстве случаев налоговые органы и суды признают, что эти затраты по закону обязан нести работодатель, поэтому возмещение работнику расходов не приводит к образованию у него дохода, облагаемого НДФЛ и взносами. Отмечу, что возмещение возможно, если работник сам обратится за ним. Главное, чтобы организация, проводившая медосмотр, имела лицензию, а сотрудник предоставил договор, документы по оплате и оказанию услуги. Для организации принять в БУ затраты можно на основании актов оказанных услуг, а для налогового учета на УСН важен факт оплаты.

    Обратите внимание! С 1 июля 2019 года в кассовом чеке должно быть указано наименование покупателя (заказчика), его ИНН и некоторые другие реквизиты (пп. 6.1 ст. 4.7 Закона 54-ФЗ), если расчет производится с организацией (ИП), в том числе через подотчетное лицо.

    Еще один довод не платить взносы за кандидата — это отсутствие трудовых отношений. Поскольку физическое лицо не является застрахованным лицом, то и взносы начислять не нужно.

    Плановые медосмотры и их учет

    Если в компании пройдена СОУТ и есть списки тех должностей и рабочих мест, где работники обязаны проходить регулярные медосмотры, то можно составить график их проведения и согласовать его с медицинской организацией, выбранной для заключения договора. Периодичность зависит от отнесения работы или факторов к тому или иному пункту Перечня.

    При постоянном договоре придется соблюдать определенный порядок:

    • предоставление графика осмотров;
    • предварительное предупреждение об изменениях;
    • повышенная оплата за внеплановый осмотр.

    В бухгалтерском и налоговом учете плановые осмотры учитываются точно так же, как и при трудоустройстве. Расчеты только чаще происходят в безналичном порядке, а организации передаются подтверждающие документы с расшифровками, кто, у каких специалистов, с каким результатом, на какую сумму проходил осмотр.

    Это позволит правильно разнести по счетам затраты, что особенно важно, когда идет речь о нескольких системах налогообложения. Например, часть работников занимается розничной торговлей, а часть – оказанием услуг. Затраты придется разделить соответственно.

    Обратите внимание! Принять для расчета налогооблагаемой базы можно только расходы на обязательные медицинские осмотры. Если работодатель направляет сотрудников на медкомиссии по собственному желанию, то учесть оплаты по ним в НУ нельзя.

    Налоговые органы будут настаивать на обложении проведенных необязательных медосмотров таких сумм НДФЛ и взносами, т.к. считают их выгодой сотрудника. Ведь подобная компенсация не перечислена в необлагаемых в статье 422 НК РФ. Суды не согласны с этой позицией и выступают на стороне работников.

    Путевые листы

    Самая большая проблема для любой организации, владеющей или арендующей автотранспорт, — это путевые листы. Их заполнение вызывает недовольство и дискомфорт у водителей и раздражает как руководителей, так и бухгалтеров, вынужденных возиться с большим объемом данных.

    Однако это главный документ для подтверждения (напрямую или косвенно) таких расходов, как:

    • ГСМ (топливо, масла);
    • сопутствующие товары (антифриз, омывающая жидкость);
    • проезда к месту командировки, вахты, обычной работы, совершения рейса, транспортировки и т.п.;
    • ремонт и покупка автозапчастей;
    • обслуживание транспорта – мойка, диагностика, шиномонтаж;
    • заработная плата водителей;

    Кроме того, учет, ведущийся на основе путевок, помогает выявить водителей, которые используют имущество организации не по назначению:

    • ездят по личным делам (количество километров по одометру);
    • сливают бензин (расхождения в данных заливки, заправки и остатках топлива);
    • прикладывают «левые» чеки (несоответствие между объемом бака, расходованным топливом и представленными документами).

    Короче говоря, служат путевые листы благим целям, только их ведение обременительно. Не в последнюю очередь из-за необходимости делать отметки о прохождении медосмотра.

    Важно! Обязательность отметки о медицинском осмотре указана в п. 7 ст. II Приказа Минтранса №152 от 18.09.2008. Это часть сведений о водителе.

    Особенно строго с этим на пассажирском транспорте, ведь ответственность здесь намного выше. Если в компании нет штатного медика, то опять же придется заключать договор и постоянно пользоваться услугами медицинского учреждения. Обычно осмотры проходят быстро: врач проверяет общее самочувствие, уровень давления, частоту пульса, температуру.

    Почему я подробно остановилась на предназначении путевых листов? Как вы поняли, они необходимы для подтверждения ряда расходов организации. Даже если просто выплачивается компенсация за использование личного транспорта работника и никакие затраты отдельно не возмещаются, само использование в рабочих целях автомобиля нужно подтвердить.

    Так как частью обязательных реквизитов путевки является отметка о медосмотре, то ее отсутствие может привлечь внимание налоговиков. Они поставят под сомнение действительность такого документа и могут попытаться снять соответствующие расходы по нему в НУ.

    Суды, правда, и здесь лояльно относятся к налогоплательщикам и восстанавливают право принять затраты к учету.

    ФСС: как отчитаться и получить возмещение

    Специальная оценка отражается не только в декларации, подаваемой в Роструд, но еще и в отчете 4-ФСС (таблица 5), начиная с первого квартала 2019 года. В отдельной строке в той же таблице показываются медосмотры. До нового года эти данные неизменны, т.к. значения ставятся на начало года. При направлении расчета за 1 квартал 2020 не забудьте проверить, произошли ли изменения, и заполнить таблицу.

    Чтобы возместить свои затраты по обязательным медосмотрам, работодатель обращается в ФСС за соответствующим финансированием (Правила утверждены Приказом Минтруда №580н от 10.12.2012 г.).

    Важно! Заявление подается в текущем году до 1 августа (т.е. по 31 июля включительно). В 2019 срок уже вышел, теперь воспользоваться льготой можно только в 2020 году и чем раньше, тем лучше, ведь Фонд может отказать в предоставлении финансирования, если исчерпаны средства бюджета.

    Расчет суммы, которую возместит (выделит) ФСС, делается на основе данных предыдущего календарного года по формуле:

    (Начисленные взносы на травматизм — расходы на оплату «несчастных» больничных и отпусков на период лечения и проезда к месту лечения сверх ежегодного обычного отпуска) х 20%

    Страхователь, заботящийся о предпенсионерах, направляет дополнительные средства на их санаторно-курортное лечение, может рассчитывать на 30%.

    Для предприятий, не обращавшихся за финансирование в два предыдущих года, штат которых не превышает сто человек, установлены более выгодные условия. Они могут произвести расчет не из одного предшествующего года, а сразу из трех предыдущих лет. При этом размер помощи все же не должен быть выше, чем сумма взносов текущего года.

    Для возмещения потребуются (список актуален для финансирования по медосмотрам): заявление, план предупредительных мер и их финансирования в текущем году (оригиналы), списки мероприятий по улучшению условий и охране труда (по результатам СОУТ) и список сотрудников, подлежащих прохождению медицинских осмотров в текущем году в виде копий, договор с лицензированной медицинской организацией и ее лицензия (копии).

    Обратите внимание! В некоторых отделениях попросят отдельные документы продублировать в электронном виде на электронную почту или через неформализованную переписку по ТКС.

    Когда ФСС даст добро, страхователю придется ежеквартально дополнительно к расчету 4-ФСС представлять отчет об использовании сумм взносов. Дополнительно понадобятся копии актов врачебных комиссий и сведения из них, а также копии платежных и иных документов, подтверждающих оплату медосмотров и фактическое получение услуг (счета, платежные поручения, кассовые чеки, акты).

    Пока взаимодействие с ФСС по телекоммуникационным каналам связи, исключая подачу отчетности, не налажено, поэтому большинство документов придется нести лично (если отправляете представителя или ответственное лицо – не руководителя, то не забудьте передать с ним доверенность). Также можно воспользоваться сайтом Госуслуг.

    Не прошел медосмотр или отказался – увольнение?

    Согласно статье 76 ТК РФ, если работник получил медицинское заключение с противопоказаниями для его текущей деятельности, его для начала нужно отстранить от работы (издать соответствующий приказ).

    Затем проверяем, нельзя ли перевести сотрудника на иную работу, подходящую по состоянию здоровья. Если вакансий нет или сам работник отказался от перевода, то тогда смотрим на срок отстранения и последствия. Они зависят от срока, указанного в медицинском заключении и должности работника.

    • Для рядового сотрудника при сроке до 4-х месяцев – сохраняется его место, время отстранения не оплачивается, если иное не предусмотрено законодательством, трудовым или коллективным договором.
    • Для обычного сотрудника при сроке более 4-х месяцев – следует увольнение в соответствии с п. 8 части первой ст. 77 кодекса.
    • К руководящему персоналу – руководителям организации и обособленных подразделений, их заместителям и главным бухгалтерам – применяются те же условия, но при этом работодатель вправе не увольнять их, а по совместному соглашению отстранить от работы на оговоренный срок.

    При увольнении по медицинским показаниям работники имеют ряд преимуществ:

    1. Не возвращают оплату, полученную ими за неотработанные дни отпуска (ст. 137 ТК).
    2. Получают выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК).

    Отстранить от работы также нужно работника, отказавшегося проходить медицинский осмотр. Например, нельзя выпустить на линию водителя автобуса, если он не явился на проверку перед рейсом. В этом случае необходимо составить акт об отказе и издать приказ об отстранении, а еще потребовать от сотрудника объяснительную.

    Если работодатель рассмотрел причину отказа и счел ее неуважительной, работник имеет действующее дисциплинарное взыскание (замечание, выговор) и нарушение неоднократное, то можно перейти к следующей стадии – увольнению.

    В данном случае основанием послужит пункт 5 статьи 81 ТК РФ. Работодатель должен иметь на руках все доказательства: приказы о взысканиях, объяснительные по предыдущим случаям неисполнения обязанностей, свидетельские показания, акты и т.д.

    Обратите внимание! В статье 81 конкретно не указано что является неисполнением трудовых обязанностей, но в пп. «в» п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 отказ от медицинского освидетельствования отнесен к подобным нарушениям.

    За работником сохраняется право обратиться в суд, если он сочтет, что увольнение произошло незаконно, а причина отказа была уважительной. Суд руководствуется представленными сторонами дела доказательствами и показаниями свидетелей. Обычно работодатели предлагают сотруднику увольнение по собственному желанию – с одной стороны более простая процедура, с другой – неиспорченная нехорошей статьей трудовая книжка.

    Источник: assistentus.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин