Процедура оценки экономической целесообразности нового бизнеса позволяет тщательно проанализировать новое дело во всех деталях. И чем детальнее прописаны шаги реализации идеи, тем меньше рисков и неожиданностей поджидает предпринимателя на практике.
Для того чтобы начать новый бизнес, необходимо произвести комплексную оценку нового проекта.
Специалистами в сфере оценки нового бизнеса определена последовательность анализа нового проекта, которая должна выглядеть следующим образом:
- 1- й этап — маркетинговый анализ проекта. Сущность данного анализа заключается в том, чтобы дать ответы на следующие два вопроса:
- 1) Можно ли будет продать продукт (услугу), являющийся результатом реализации проекта?
- 2) Можно ли будет получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
Этот этап анализа является очень важным. По статистике, основная причина банкротства субъектов предпринимательства — это недостаточное внимание к маркетинговым вопросам (до 80 %).
Электронная торговля завтрашнего дня: подходы к развитию в ЕАЭС | ЕЭФ’23
- 2- й этап — технический анализ проекта. Сущность данного анализа предполагает:
- 1) определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта;
- 2) анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости помещения (арендной платы), сырья, энергии, рабочей силы; материально-технической базы и т. п.;
- 3) проверку наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Следует отметить, что первые два этапа наиболее важные для начинающего предпринимателя.
- 3- й этап — финансовый анализ проекта. Общая схема финансового анализа включает в себя:
- 1) анализ финансового состояния субъекта предпринимательства в период подготовки инвестиционного проекта;
- 2) анализ безубыточности производства основных видов продукции;
- 3) прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта;
- 4) оценка эффективности инвестиционного проекта.
- 4- й этап — экономический анализ проекта. Его отличие от финансового анализа заключается в том, что основной вопрос финансового анализа — может ли данный проект увеличить доход владельцев организации? А экономический анализ состоит в оценке влияния проекта на работу организации в целом.
- 5- й этап — институциональный анализ проекта, оценивающий возможность успешной реализации предпринимательской идеи с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
- 6- й этап — анализ риска. Вне зависимости от качества допущений будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа, является неопределенной. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону, так и в лучшую, и анализ риска предполагает учет всех изменений.
Результатом проведения анализа экономической целесообразности реализации предпринимательской идеи, как правило, яв
Развитие предпринимательства в новых условиях | Евразийский экономический форум 2023
но
ляется один из следующих вариантов: либо идея оказалась неудачной и ее реализация нецелесообразна, либо идея реалистична и ее внутренний потенциал позволит достичь необходимых экономических результатов.
Если анализ показал неудачность идеи, то это тоже результат, ведь для того он и проводился, чтобы на этапе реализации идеи не допустить дорогостоящих ошибок: в процессе анализа обнаружилось, что уникальные свойства, например, нового предлагаемого товара, не так уж и уникальны и (или) потребители весьма довольны продукцией конкурента.
Главное в этом случае признать, что действительно при данных результатах проработки бизнес-идеи определен факт, что ее реализация не имеет смысла или достаточного эффекта. Как правило, признать это, приложив столько сил и времени, очень трудно, но необходимо для выявления ошибок и принятия правильного решения о возможности доработки идеи.
На первый взгляд может оказаться очень жаль потраченных времени и денег. Но если сопоставить их с потерями времени и денег, которые возникли бы уже на этапе реализации бизнес-идеи, то можно убедиться, что затраченные время и деньги не так уж и велики.
И если удается найти возможность устранения недостатков предпринимательской идеи, то полученная информация и наработанные навыки исследования и анализа рынка могут подвигнуть предпринимателя на ее преобразование в новую, более совершенную идею. Однако лучше постараться не отказываться от идеи сразу. Здесь стоит вспомнить тот факт, что многие успешно реализованные идеи поначалу казались именно неудачными. Необходимо еще раз тщательно проанализировать собранную информацию и попытаться определить, как можно устранить слабости проекта и усилить сильные стороны. Вполне возможно, что нужно приложить лишь небольшое усилие, чтобы идея оказалась успешно реализуемой.
Также не следует сразу начинать искать новую идею. Тут необходимо помнить о важности такой черты характера предприни мателя, как настойчивость. Если есть уверенность, что предпринимательская идея обладает действительной ценностью, то предприниматель обязательно сможет реализовать ее.
Если анализ показал реалистичность идеи, то в этом случае также следует еще раз тщательно проверить полученные результаты, и если они не вызывают сомнений, то следует обратить пристальное внимание на цену, которую следует установить на товар.
Для этого следует исследовать рынок на определение конкурентоспособности устанавливаемой цены. Если конкуренция на рынке велика, то цену рекомендуется устанавливать на уровне цен конкурентов. Основанием для завышения цены могут быть только такие характеристики идеи, которые действительно значимы по мнению потребителей и смогут вызвать предпочтение данной продукции, а не продукции конкурентов.
Также при назначении цены есть общепринятое правило: назначив высокую цену, всегда есть возможность ее снизить, но нельзя, назначив низкую цену, поднять ее до уровня конкурентов. Поэтому важно выработать несколько моделей ценовой политики и постараться проверить, какая из них даст лучший результат.
Кроме того, следует иметь в виду, что уровень цен обеспечивается соответствием количества поставляемого товара и имеющимся на рынке спросом на него. Лучше, если это количество не меньше, но и не больше спроса.
Следующий этап проработки предпринимательской идеи -определение места осуществления продаж. Для начала лучше использовать те места, где целевые потребители привыкли делать подобные покупки. Таким образом, следует тщательно разработать стратегию распространения товара, подробный план действий и выделить деньги на привлечение потребителей. Кроме этого, следует рассмотреть потребность в опытных работниках, которые смогут содействовать распространению товара на целевом рынке.
В процессе реализации проекта для процветания бизнеса следует иметь в виду такие доступные источники информации и по лезных контактов, как Интернет, библиотеки, рекламные издания, СМИ, специальные печатные издания, бизнес-школы, деловые ассоциации, консультанты и специализированные базы данных. Успешный предприниматель старается получить новые знания и использовать по возможности большее количество источников информации и контактов.
Развитие бизнеса зависит в первую очередь от непрерывности процесса улучшения реализуемой идеи, раскрытия ее внутреннего потенциала, нахождения новых форм ее реализации. Опытные предприниматели советуют в этом случае поработать полгода-год в качестве наемного работника в той сфере, которую предприниматель хочет избрать, для того чтобы почувствовать все нюансы будущего бизнеса.
В общем правила принятия инвестиционных решений можно сформулировать следующим образом:
инвестировать денежные средства в новый проект имеет смысл только в том случае, если можно получить чистую прибыль выше, чем от хранения денег в банке;
инвестировать средства имеет смысл, только если рентабельность инвестиций превышает темпы роста инфляции.
При подготовке проекта реализации предпринимательской идеи необходимо также помнить о внешней оценке, особенно если необходимо привлекать дополнительные средства в виде кредитов, займов и других видов капитала. Поэтому предпринимателю при планировании процесса реализации своей идеи следует провести предварительную оценку необходимых для этой цели средств (капитала).
Источник: ozlib.com
Идеальный рынок
К идеальному рынку относится конкурентный совершенный и свободный рынок, который обладает:
- неограниченным количеством участников рынка;
- свободным на рынок входом и выходом из него;
- свободными ценами;
- значительным количеством продавцов и покупателей;
- отсутствием давления и принуждения со стороны участников по отношению друг к другу;
- однородностью одноименных представленных продуктов на рынке.
Идеальная модель рынка — совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция – это тип рынка, при котором множество продавцов предлагают покупателям одинаковый товар, при этом имеют свободный вход в отрасли, пользуются общей информацией о цене.
- На рынке должно быть значительное число продавцов и покупателей данной продукции, которые при таком условии в одиночку не смогут повлиять на рыночное равновесие. Ни у кого из них не будет соответствующей власти. Рыночной стихии подчиняются в полной мере все субъекты.
- Продается стандартная и одинаковая продукция. Примером подобного товара могут служить мука одного класса, зерновые, сахар и т.д. При соблюдении таких условий покупатели не будут отдавать предпочтения продукции определенной фирмы, так как качество буде везде одинаковое.
- Один продавец при идеальной модели рынка не может оказать влияние на рыночную цену, потому, как имеется достаточно большое количество фирм, которые производят такой же товар. При совершенной конкуренции каждый продавец вынужден будет согласиться с ценой, диктуемой рынком.
- При идеальном рынке отсутствует конкуренция, так как по качеству товар абсолютно однороден.
- У потребителей имеется к доступ к информации о ценах. Если какой-либо производитель примет решение единолично повысить стоимость своей продукции, тогда он своих покупателей просто потеряет
- У продавцов нет возможности сговориться и поднять цену, потому как на данном рынке их достаточно много.
- Идеальная модель рынка предполагает, что абсолютно каждый продавец имеет возможность в любой момент как вступать в определенную отрасль рынка, так и выходить из нее, так как отсутствуют препятствующие барьеры. Новая фирма без проблем и создается и закрывается.
Совершенная конкуренция – модель идеального рынка, отдельные продавцы в которой не могут оказать влияния на рыночную цену за счет изменения объема производства, потому как на общем фоне рынка их долевое участие приравнивается практически к нулю. Если продавец примет решение сократить свои объемы производства и реализации, то это ничтожно мало изменит общее рыночное предложение.
Продавец реализовывать свою продукцию вынужден по уже сложившейся стоимости, которая для всего рынка едина. Спрос меняется на его товар достаточно эластично: в случае, если продавец цену на товар поставит выше рыночной, тогда упадет спрос до нуля. Если же стоимость установит ниже рыночной, тогда спрос будет расти до бесконечности.
Совершенная конкуренция является идеальной моделью рынка, которая основана на теории, не существующей в реальной жизни. У разных производителей товары имеют свои отличия, а для входа и выхода из отрасли барьеры однозначно существуют.
Совершенная конкуренция в приблизительном виде представлена на некоторых рынках сельхозпродукции среди мелких рыночных продавцов, розничных ларьков, а также строительных бригад, фотоателье и т.д. Их всех объединяет примерная схожесть предложения, большое количество конкурентов, ничтожно мелкий масштаб бизнеса, необходимость работать по сложившейся стоимости – т.е. имеются многие из вышеперечисленных условий совершенного рынка. На их примере можно изучать, организацию, функционирование и логику работы мелких фирм с применением упрощенного и обобщенного анализа. В России очень часто встречаются ситуации в малом бизнесе, близкие к совершенной конкуренции.
Концепция идеального (совершенного) рынка капитала
Достаточно часто теории финансов основаны на понятии о так называемом идеальном или совершенном рынке капитала.
Идеальным считается рынок, на котором нет никаких затруднений, благодаря чему обмен денег и ценных бумаг может совершаться легко и без каких-либо затрат.
Идеальный рынок имеет следующие характеристики:
- трансакционные затраты (связанные с поиском партнера, заключением сделки) отсутствуют;
- налоги отсутствуют;
- наличие большого числа продавцов и покупателей, из которых ни один не влияет на цены, обращающиеся на рынке ценных бумаг;
- доступ на рынок для физических и юридических лиц равный;
- отсутствие информационных издержек (равнодоступность информации);
- у всех действующих субъектов рынка одинаковые ожидания;
- отсутствие затрат, которые связаны с финансовыми затруднениями.
Как правило, на практике большая часть из перечисленных условий не соблюдается: существуют и брокерские затраты и налоги, часто физические лица такого доступа на рынок не имеют, каким располагают корпорации, достаточно часто менеджеры осведомлены о перспективах своих фирм лучше, чем посторонние инвесторы, и т. д.
Источник: utmagazine.ru
Рыночная экономика — что это?
Экономика любого государства представляет собой систему сложных взаимосвязанных процессов, институтов и управленческих решений, характеризующихся определёнными признаками и особенностями, которые определяют модель экономической системы.
Рыночная экономика – определение термина
Рыночной называют экономическую модель, основанную на свободе предпринимательской деятельности, праве частной собственности, рыночном построении цен путем нахождения пересечения кривых спроса и предложения, то есть целью функционирования субъектов рыночной экономики является получение выгоды, при этом риски деятельности субъект несет и покрывает самостоятельно.
Рынок предлагает множество вариантов продукции, работ и услуг для потребителя, который свободен в своем выборе. Для производителя модель рыночной экономики предлагает условия конкуренции с иными производителями аналогичной продукции. Издержки производства ложатся на самого производителя, но и цену производитель формирует на основании своего суждения. Полученные средства (доход) производитель также распределяет самостоятельно. В рыночной модели экономики роль государства как регулятора очень ограничена.
На любые бизнес-цели без залога
Альфа-Банк, Лиц. № 1326
до 300 млн
Получить кредит
Так как выбор товаров, работ либо услуг широкий для потребителя, между производителями возникают отношения конкуренции – основополагающие при рыночной модели экономики. Также базой будет являться право собственности, гарантирующее свободу от вмешательства посторонних лиц.
Рыночная экономика – основные черты и признаки
Основополагающими характеристиками модели данного типа экономики являются:
- Право частной собственности как гарантия невмешательства государства и иных лиц.
- Право на осуществление предпринимательской деятельности – оно есть у каждого субъекта, и он может самостоятельно выбрать и заниматься каким-либо видом деятельности, при этом его издержки относятся ему на расходы и субъект самостоятельно распределяет полученный доход.
- Выбор потребителя, его спрос будет являться решающим фактором для производства товара либо оказания услуги.
- Цена формируется за счет нахождения точек пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Регулирование цен на продукцию со стороны государства не предусматривается, при рыночной экономике рынок регулирует себя самостоятельно.
- При свободном выборе покупателя – что ему приобретать, а также при свободе выбора вида деятельности производителем, возникают отношения конкуренции, являющиеся отличительной чертой рыночной модели экономики.
- Государство не устанавливает цены на продукцию, услуги, и не является главным регулятором при рыночной экономике.
Источник: bankiros.ru