Нужен ли СОУТ для ИП? А специальная оценка условий труда ИП без работников?
СОУТ проводится для оценки условий, в которых работают ваши сотрудники. Она позволяет определить, какие вредные факторы могут воздействовать на сотрудников, имеются ли опасные условия труда и пр.
На основании результатов спецоценки присваивается класс условий труда для рабочих мест.
Специальная оценка условий труда для ИП
Минтруд России своим разъяснением от 16.01.2019 «По вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей» дает ответ на вопрос, в каких случаях специальная оценка труда для ИП необходима.
3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.
4.
В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.
5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации — 10 лет при условии отсутствия на
Как включить в трудовой договор работника условия труда, как поступить, если спецоценка не проведена
декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.
Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/.6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — декабрь 2019 года.
Рубрики
- Взыскания
- Кадровые документы
- Командировки
- Локальные нормативные акты
- Мат ответственность
- Налоги
- Нетрудоспособность
- Образцы заявлений
- Оплата труда
- Отпуск
- Охрана труда
- Полезные документы
- Прием на работу
- Прочее
- Рабочее время
- Совместительство
- Трудовой договор
- Трудовые книжки
- Увольнение
Источник: tpkdp.ru
Как оформить у ИП вредное производство?
У нас открыто ИП по ремонту автомобилей (весь цикл покрасочных работ). Можно ли это считать вредным производством и что нужно чтобы это оформить?
Специальная оценка условий труда
Трудовое право | Охрана труда | Балабаново | 2016-08-26 10:11:07 Пожаловаться модератору
Ответы юристов
Тимофеев Иван Александрович ( 01.09.2016 в 20:19:15 )
ст. 8, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда»
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда:
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 — 11 и 15 — 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 12 — 14 и 24 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
3. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 20 Закона:
1. К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее — сертификат эксперта).
2. Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
4. Форма сертификата эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр экспертов).
2. Порядок формирования и ведения реестра организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Порядок формирования и ведения реестра экспертов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4. В реестр организаций вносятся следующие сведения:
1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);
(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) основной государственный регистрационный номер;
4) регистрационный номер записи в реестре организаций;
5) дата внесения сведений об организации в реестр организаций;
6) дата принятия решения о приостановлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;
7) дата принятия решения о возобновлении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения;
8) дата принятия решения о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда, и основание принятия такого решения.
5. В реестр экспертов вносятся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;
2) номер, дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта) и дата окончания срока действия сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта);
3) область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда;
4) дата аннулирования сертификата эксперта.
6. Сведения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Статья 23. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
1. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих специальную оценку условий труда.
2. Специальная оценка условий труда не может проводиться:
1) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
2) организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
3) организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
4) организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);
5) экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
6) экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
3. Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта (ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда).
5. Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, при ее проведении может обеспечивать исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям — заказчикам проведения специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда, и (или) иным лицам, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.
Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
1. Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
2. Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с частью 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
3. Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
5. Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда подлежат передаче в информационную систему учета в порядке, установленном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Обязанность по передаче результатов экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Источник: www.yurist-online.net
СОУТ для ИП: нужно ли проводить специальную оценку?
Ещё в 2014 году вступил в силу закон №426 ФЗ, обязывающий всех действующих на территории РФ работодателей проводить СОУТ для ИП, за счёт средств самих нанимателей. И если вы занимаетесь бизнесом, у вас есть сотрудники, у них есть рабочие места – значит вам необходимо провести такую процедуру.
Ниже информация для лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, задающихся вопросами: «С какой целью проводят СОУТ?» или «В чём моя выгода от СОУТ?».
Итак, спецоценка условий труда для ИП пришла на смену выполняемой ранее такой процедуре как аттестация рабочих мест. Она проводится во всех хозяйствующих субъектах для проверки условий труда всего штата наёмных сотрудников, даже если этот сотрудник всего один. В том числе при наличии временных (до 12 мес.) рабочих мест или сезонных. Исключением станут надомные и дистанционно работающие сотрудники.
Кто проводит СОУТ и какая периодичность оценивания?
Проводит СОУТ имеющая соответствующие полномочия организация совместно с работодателем. Специальная оценка условий труда для ИП – входит в число предоставляемых услуг компании LPEx. Каждые 5 лет процедура СОУТ для ИП повторяется. На срок следующей оценки не влияет выявление негативных факторов при СОУТ, либо же их отсутствие.
Стоимость услуги зависит от объёма работ и актуальных расценок.
Что проверяется в процессе СОУТ?
При проведении СОУТ ИП проверяющая организация определяет степень воздействия влияющих на здоровье и безопасность работников вредных (ВПФ) и опасных (ОПФ) факторов, а также нормативную обеспеченность работающих средствами защиты (коллективной и индивидуальной). Длительное воздействие на сотрудников ВПФ может вызвать их заболевания, а воздействие ОПФ – привести к травме.
К вредным для работников факторам относится:
- находящиеся в воздухе аэрозоли и пыль;
- химические вещества и их соединения;
- присутствие бактерий и вирусов;
- радиоактивное излучение и электромагнитные поля;
- повышенный уровень шума, ультра- или инфразвука;
- несоответствие нормам микроклимата;
- вибрация (общая или локальная);
- недостаточная освещённость рабочего места или отсутствие естественного освещения;
- тяжесть труда и напряжённость рабочего процесса.
К опасным факторам относятся:
- работа на высоте;
- опасность поражения током;
- применение неисправных электро- или ручных инструментов и оборудования;
- падение тяжёлых предметов на ноги и т.д., которые могут стать (прямо или косвенно) причиной лёгких или тяжёлых травм, в т.ч. с летальным исходом.
Ключевая задача, к которой сводится спецоценка условий труда для ИП, – это:
- выявить как вредные, так и опасные факторы;
- сравнить с нормой и оценить степень вреда, получаемый работниками на рабочих местах;
- осуществить их измерение и оценку.
Как проводится СОУТ?
Её прохождение условно можно разделить на несколько этапов:
- выбор выполняющей СОУТ организации и заключение с ней гражданско-правового договора;
- создание работодателем специальной комиссии;
- утверждение списка проверяемых рабочих мест, а также графика проведения их оценивания;
- идентификация ВПФ/ОПФ, их исследование и необходимые измерения;
- составление отчёта о СОУТ и ознакомление с ним сотрудников под роспись;
- подача в соответствующие уполномоченные органы документов о проведении специального оценивания.
Если СОУТ выявит у работодателей условия труда работников, не соответствующие нормам?
В таких случаях работодатели обязаны:
- установить работникам ежемесячные доплаты и компенсации за причиняемый вред здоровью;
- обеспечить некоторым категориям работников досрочный выход на пенсию;
- определённым категориям работников выдавать молоко, молочные продукты или спец. жиры.
Группа компаний LPEx готова провести для ИП с работниками в их штате специальную оценку условий труда. Итогом её станет информация о наличии (отсутствии) ВПФ и ОПФ на ваших рабочих местах. А мы поможем разработать и реализовать мероприятия по улучшению в организации условий труда и сэкономить в будущем ваши деньги за счёт сокращения размера обязательных отчислений.
И вам не придётся:
- устанавливать ежемесячные доплаты и компенсации работникам за причинённый вред здоровью;
- производить по повышенным тарифам обязательные отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования;
- оплачивать штрафы за нарушения в сфере охраны труда, достигающие сотни тысяч рублей;
- приостанавливать деятельность предприятий по решению надзорных органов.
Важно понимать: делать СОУТ для ИП необходимо в любом случае, вопрос только в том – когда и какой ценой!
Обратитесь в группу компаний LPEx сейчас и получите квалифицированную консультацию бесплатно!
Телефон горячей линии: +7 (812) 779-30-29
Источник: www.lpex.ru