Статья посвящена анализу проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”». В статье рассмотрены актуальность проекта, его особенности и потенциал, показано, что применять данный режим могут только небольшие коммерческие медицинские организации и индивидуальные предприниматели с соблюдением ряда условий. Детально изучены элементы данной системы налогообложения, представлена таблица с информацией об элементах автоматизированной упрощенной системы налогообложения. Отмечено, что рассматриваемый режим дает возможность упростить ведение налогового учета и не требует представления налоговой отчетности, но при этом компании не всегда выгодно применять данный режим, поэтому решение о переходе на него должно приниматься взвешенно — на практических примерах показаны варианты, когда применение упрощенной системы налогообложения приводит к меньшей налоговой нагрузке.
Урок 25. Специальные налоговые режимы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2022).
2. О страховых пенсиях. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2022).
3. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Проект федерального закона № 20281-8 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2022).
4. Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant. ru (дата обращения: 02.02.2022).
5. Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации». Приказ Росстата от 24.11.2021 № 832 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2022).
6. Александрова Ж.П., Молчанова А.А., Токарева Д.А. Специальные налоговые режимы как форма стимулирования малого предпринимательства // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 72–3. — С. 102–105.
7. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2017. — 300 с.
8. Землякова А.В., Белоусова А.А. Преобразование специальных налоговых режимов // Экономика устойчивого развития. — 2020. — № 3 (43). — С. 138–142.
9. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Шинкарева О.В. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами: учебник. — М.: КноРус, 2021. — 220 с.
«УСН – специальный налоговый режим»
10. Левицкий М.Л., Шинкарева О.В. Налоги и налогообложение: практикум. — М.: Московский городской педагогический университет, 2021. — 140 с.
1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 02 February 2022).
2. About insurance pensions. Federal law of 28.12.2013 № 400-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 02 February 2022).
3. On conducting an experiment to establish a special tax regime “Automated simplified tax system”. Draft Federal Law № 20281-8. [Electronic Resource]. Available at: URL: www. consultant.ru (accessed 02 February 2022).
4. On approval of lists of productions, works, professions, positions and indicators giving the right to preferential pension provision. Decree of the Cabinet of Ministers of the USSR of January 26, 1991 № 10. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant. ru (accessed 02 February 2022).
5. On approval of Instructions on filling out federal statistical monitoring forms № P-1 “Information on the production and shipment of goods and services”, № P-2 “Information on investments in non-financial assets”, № P-3 “Information on the financial condition of the organization”, № P-4 “Information on the number and wages of employees”, № P-5 (m) “Basic information on the activities of the organization”. Order of Rosstat from 24.11.2021 № 832. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 02 February 2022).
6. Alexandrova Zh.P., Molchanova A.A., Tokareva D.A. Special tax regimes as a form of stimulation of small business. Tendencii razvitija nauki i obrazovanija (Trends in science and education). 2021; 72–3: 102–105.
7. Alekseycheva E.Y., Kulomzina E.Y., Magomedov M.D. Taxes and taxation. Moscow: Dashkov and K, 2017, 300 p.
8. Zemlyakova A.V., Belousova A.A. Transformation of special tax regimes. Jekonomika ustojchivogo razvitija (Economics of sustainable development). 2020; 3 (43): 138–142.
9. Kaurova O.V., Maloletko A.N., Shinkareva O.V. Making calculations with the budget and extrabudgetary funds: Textbook. Moscow: KnoRus Publishing House, 2021, 220 p. (in Russian).
10. Levitsky M.L., Shinkareva O.V. Taxes and taxation: Workshop. Moscow: Moscow City University, 2021, 140 p. (in Russian).
Государство заинтересовано в том, чтобы стимулировать создание новых предприятий, а также упрощать налоговый механизм в целом, поэтому каждый год появляются нововведения в российском налогообложении. Особое внимание уделяется и реформации специальных налоговых режимов для развития малого бизнеса [6–10]. 17 ноября 2021 года Правительство Российской Федерации внесло инициативу по реализации проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”». Проект поддерживается Комитетом Государственной думы по бюджету и налогам и Комитетом Государственной думы по малому и среднему предпринимательству. В первом чтении Государственной думы законопроект был принят, в связи с этим предпринимателям уже сейчас необходимо изучать особенности предлагаемой системы налогообложения для законной оптимизации налоговых платежей.
Цель исследования: изучение проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”», а также рассмотрение элементов структуры данной системы налогообложения.
Материалы и методы: изучены проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”» [3], отдельные акты законодательства Российской Федерации в исследуемой области [1; 2; 4; 5], а также труды исследователей [6–10].
Проект федерального закона посвящен установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» как эксперимент в четырех регионах страны: в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Эксперимент планируется проводить в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года, а в случае успеха расширить на иные регионы.
Рассмотрим основные особенности использования автоматизированной упрощенной системы налогообложения (далее — АУСН).
Для Цитирования:
Шинкарева О.В., Гусейнова М.И., Новый специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Бухучет в здравоохранении. 2022;4.
Источник: panor.ru
Упрощённая система налогообложения как специальный налоговый режим
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы обобщить информацию об упрощённой системе налогообложения, особенностях и условиях её применения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
дать характеристику и описание элементам упрощённой системы налогообложения;
изучить особенности применения упрощённой системы налогообложения.
1. Элементы упрощённой системы налогообложения
1.1.1. Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
1.2. Объект налогообложения
1.3. Налоговая база
1.4. Налоговый и отчётные периоды
1.5. Налоговые ставки
1.6. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей
2. Особенности применения упрощённой системы налогообложения
2.1. Совмещение УСН с другими режимами налогообложения
2.2. Налогообложение при УСН
2.3. Особенности ведения налогового и бухгалтерского учёта
Работа содержит 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Институт экономики и финансов
по дисциплине «Специальные налоговые режимы»
на тему: «Упрощённая система налогообложения как специальный налоговый режим»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Элементы упрощённой системы налогообложения
1.1.1. Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
1.2. Объект налогообложения
1.3. Налоговая база
1.4. Налоговый и отчётные периоды
1.5. Налоговые ставки
1.6. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей
2. Особенности применения упрощённой системы налогообложения
2.1. Совмещение УСН с другими режимами налогообложения
2.2. Налогообложение при УСН
2.3. Особенности ведения налогового и бухгалтерского учёта
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что рассмотрение элементов и особенностей применения упрощённой системы налогообложения необходимо для более глубокого понимания, как с помощью данного специального режима можно поддержать развитие малого бизнеса в Российской Федерации, упростив бухгалтерский и налоговый учёт и снизив налоговое бремя этих хозяйствующих субъектов.
Введение упрощённой системы налогообложения направлено на стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.
Объект исследования – специальный налоговый режим — упрощённая система налогообложения.
Предмет исследования – элементы упрощённой системы налогообложения.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы обобщить информацию об упрощённой системе налогообложения, особенностях и условиях её применения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- дать характеристику и описание элементам упрощённой системы налогообложения;
- изучить особенности применения упрощённой системы налогообложения.
В курсовой работе рассмотрена особенность применения обычной упрощённой системы налогообложения, а именно без применения индивидуальными предпринимателями упрощённой системы налогообложения на основе патента.
1. ЭЛЕМЕНТЫ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Упрощенная система налогообложения — один из четырех действующих в Российской Федерации специальных налоговых режимов, который ориентирован на малый бизнес и нацелен на то, чтобы упростить расчет и уплату налогов в предпринимательской деятельности.
С 1 января 2003 года введена в действие глава 26.2. «Упрощённая система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрим подробнее основные элементы специального налогового режима – упрощённая система налогообложения.
1.1. Налогоплательщики
Упрощенную систему налогообложения вправе использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, если они соблюдают требования статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик, соответствующий указанным требованиям, имеет право избрать УСН либо остаться на общей системе налогообложения. 1
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей, 2 и применяется это ограничение с 22 июля 2009 г. по 30 сентября 2012 г. 3
Указанную величину предельного дохода не нужно индексировать на коэффициент-дефлятор. 4
Для индивидуальных предпринимателей право перехода на УСН не зависит от размера полученных доходов. 5
Организациям, и предпринимателям, уже работающим на упрошённом режиме налогообложения, следует не превышать 60 млн. руб. по итогам отчётного (налогового) периода, что действует с 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. 6
Перечень ограничений для применения УСН является закрытым. Какие-либо иные условия не могут препятствовать использованию данного специального режима. 7
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: 8
- организации, имеющие действующий филиал или представительство. 9
Данное правило распространяется и на зарубежные представительства и филиалы, созданные налогоплательщиком; 10
- банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; инвестиционные фонды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, и занимающиеся игорным бизнесом; 11
- организации, которые заключили с Российской Федерацией соглашение о разделе продукции; 12
- организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; 13
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %, но данное ограничение не распространяется на: 14
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов при условиях, что среднесписочная численность работников-инвалидов составляет не менее 50%, и доля их зарплаты в фонде оплаты труда — не ниже 25%;
- некоммерческие организации;
- ООО, ОАО, ЗАО и ОДО, учрежденные потребительскими обществами и их союзами с 1 января 2011 г., в отношении которых одновременно выполняются определённые условия, указанные в НК РФ; 15
- организации и индивидуальные предприниматели, у которых средняя численность работников за налоговый или любой отчетный период превышает 100 человек; 16
- организации, если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб., учитываются только ОС и НМА, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом согласно главе25 НК РФ;
- бюджетные учреждения, казенные, и иностранные организации, работающие на территории РФ. 17 Но если российская организация только лишь учреждена иностранными лицами, то она вправе работать на УСН. 18
Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
Переход на упрощённую систему налогообложения осуществляется с начала налогового периода — с 1 января очередного года.
Для перехода подаётся заявление в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому году, начиная с которого организация собирается применять УСН. 19
Если последний день срока подачи заявления приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. 20
В заявлении о переходе на упрощённый режим организации указывают размер своих доходов за 9 месяцев текущего года, среднюю численность работников за тот же период и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Заявление о переходе на УСН может быть подано в электронном виде. 21
При пропуске срока подачи заявления о переходе на УСН организация не сможет применять ее в следующем году.
Начинать применять УСН налогоплательщик может с даты, указанной в заявлении, а именно с 1 января следующего календарного года. Дожидаться от налогового органа разрешения на применение УСН не нужно. 22
Вновь созданные организации и зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе начать применять данный специальный режим с даты постановки на учет в налоговом органе.
Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты регистрации в качестве налогоплательщика. 23 Данный срок исчисляется в рабочих днях.
Контролирующие органы считают, что при нарушении пятидневного срока подачи заявления налогоплательщик должен применять общий налоговый режим, и перейти на УСН только со следующего года.
Рассмотрим условия перехода с упрощённой системы налогообложения на иные специальные режимы.
По общему правилу перейти с упрощённой системы налогообложения на иной режим налогообложения можно не ранее окончания налогового периода по УСН, а именно не раньше начала нового календарного года. 24
Уведомить о переходе налоговую инспекцию необходимо не позднее 15 января года, в котором организация намерена применять иной режим налогообложения. 25
Подача уведомления об отказе от применения УСН в указанный срок является обязательной, ведь если уведомление не направлено в налоговый орган или направлено позже срока, — работа на общем режиме налогообложения будет неправомерной. 26
В обязательном порядке организация налогоплательщик должен перейти с УСН на общий режим налогообложения если: 27
- по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 60 млн. руб.;
- в отчетном (налоговом) периоде допущено несоответствие требованиям, например: организация открыла филиал; средняя численность работников за отчетный период превысила 100 человек; и другие.
В этих случаях организация утрачиваете право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены превышение лимита доходов или другие несоответствия.
Сообщение о переходе на общую систему налогообложения подается по рекомендованной форме N 26.2-2. 28 Сообщение может быть подано и в электронном виде.
Переход обратно на упрощённую систему налогообложения возможен не ранее чем через один год после того, как налогоплательщик утратил право на ее применение. 29
Налогоплательщики могут перейти на упрощённую систему налогообложения с системы налогообложения в виде единого налога на вменённых доход для отдельных видов деятельности в случаях:
- если они прекратили деятельность, облагаемую ЕНВД, и начали осуществлять новый вид деятельности, который на ЕНВД не переводится;
- если на территории осуществления деятельности ЕНВД упраздняется или меняются условия его применения, в результате чего перестают быть плательщиками единого налога.
В первом случае переход осуществляется с начала нового календарного года при соблюдении всех рассмотренных ограничений на применение УСН. 30
Во втором – переход возможен на основании заявления с начала того месяца, в котором прекратилась обязанность по уплате ЕНВД. 31
Срок подачи такого заявления положениями Налогового кодекса РФ не установлен.
Объект налогообложения
Упрощенная система налогообложения особенна тем, что налогоплательщик вправе сам выбрать для себя объект налогообложения из двух возможных вариантов: 32
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщики — участники договора простого товарищества 33 или договора доверительного управления имуществом 34 права выбора не имеют и применяют в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы». 35
Источник: www.stud24.ru
Кому подойдет УСН
Упрощенная система налогообложения, или УСН — специальный налоговый режим, который ФНС рекомендует для ИП и ООО, начинающих коммерческую деятельность. УСН оправдывает свое название — работать с этой системой налогообложения действительно просто, однако важно знать условия ее применения.
За что выбирают УСН?
- Подходит почти для всех. Применять УСН можно практически в любых видах деятельности. Ее успешно используют ООО и ИП, работающие в сферах торговли, оказания услуг и производственные компании.
- Простой учет. На «упрощенке» легко вести налоговый учет. Если компания небольшая, можно обойтись без бухгалтера. Многие банки предлагают автоматическое формирование налоговых деклараций для плательщиков «УСН-доходы».
- Зачет взносов. ИП на УСН могут уменьшать налог на сумму уплаченных взносов в ПФР. Зачесть можно до 50% уплаченных взносов, если ИП является работодателем, и до 100% — если работает один.
Как начисляются налоги?
На этой схеме налог составляет 6% от общего оборота компании. Обычно такой режим выбирают небольшие компании, где деятельность не связана с большими расходами. Очевидно, что для бизнеса с маржинальностью 10% эта система налогообложения будет невыгодна.
УСН «Доходы минус расходы»
Налоговая ставка здесь составляет 15% от оборота, уменьшенного на сумму расходов. Такая схема налогообложения подходит для компаний с большими расходами. Стоит иметь в виду, что ФНС принимает к вычету только расходы, связанные с ведением бизнеса. То есть закупка материалов и комплектующих для производства будет учтена, а личный автомобиль для ИП или директора компании — нет.
Кто может применять УСН
Упрощенная система налогообложения подходит практически для любого бизнеса. Налоговая приводит лишь несколько направлений деятельности, где использование этого налогового режима не разрешено. Если планируете перейти на УСН — обратите внимание, что для ее применения есть ограничения, связанные с годовым оборотом компании и среднесписочной численностью сотрудников.
Ограничения для применения УСН
Применять эту систему налогообложения могут только компании, чей годовой доход не превышает 150 миллионов рублей, а численность персонала менее 100 человек. На сегодняшний день Госдумой принят законопроект № 905506 который расширяет лимиты до 200 миллионов рублей в год и 130 человек с повышением налоговой ставки. Новые лимиты начнут действовать с 2021 года.
Система учета для УСН
Бухгалтерские решения от 1С предусматривают ведение учета для ИП и компаний на упрощенной системе налогообложения. Чаще всего предприниматели на УСН выбирают для учета 1С:Управление нашей фирмой. В этой программе предусмотрен бухгалтерский учет и инструменты для автоматизации работы компании: CRM-система, поддержка розничных продаж, учетная система для производственных компаний и другие возможности.
Выводы
Упрощенная система налогообложения подходит для ИП и ООО с оборотом не более 150 миллионов рублей в год и среднесписочной численностью сотрудников не более 100 человек. УСН могут применять компании разных направлений коммерческой деятельности. Полный перечень видов деятельности и условия перехода можно уточнить на сайте ФНС.
Поделитесь с друзьями!