Гариева, Г. З. Особенности отражения расходов по специальной оценке условий труда в бухгалтерском учете организаций / Г. З. Гариева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13529/ (дата обращения: 20.09.2023).
В статье рассмотрены актуальные вопросы проведения специальной оценки условий труда на предприятиях и варианты отражения таких расходов в бухгалтерском учете.
Ключевые слова: оценка условий труда, бухгалтерский учет, контроль.
Регулирование трудовых отношений носит замыкающий в системе источников трудового права характер, так как осуществляется в пределах только одной организации. При этом государство, наделив работодателя локальной законодательной инициативой, исходит из того, что локальное регулирование труда призвано обеспечить единство государственных интересов и интересов каждого работника трудового коллектива в рамках одной производственно-трудовой корпорации. Сами локальные нормативные акты призваны определять взаимные права и обязанности между сторонами трудовых отношений и носить для сторон обязательный характер.
Работодатели принимают локальные нормативные акты с целью дополнения и развития законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих трудовые отношения между работодателем и работниками, а также, инициативно, с целью привлечения в организацию наиболее квалифицированных и востребованных работников.
В локальных нормативных актах, регулирующих расчеты с персоналом и условия труда должна находить отражение специальная оценка условий рабочих мест сотрудников.
До 1 января 2014 года предприятия проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 года № 342н. Нормы данного приказа распространяются на проведенную аттестацию до 2014 года и утрачивают свою нормативную силу 31 декабря 2018 года, то есть действительны в течении 5 лет. Вместе с тем порядок процедуры и методика проведения специальных условий труда регламентируются Законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 года [1]. В соответствии со статьей 1 указанного закона «специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов» [2].
Перечень должностей, которые не требуют специальной оценки условий труда является закрытым: надомники, дистанционные работники и работники, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В отношении остальных должностей оценка обязательна, даже в тех случаях, когда работники находятся не на рабочем месте, а на других объектах — например на предприятиях охраны.
По результатам специальной оценки определяются классы условий труда. Соотношение классов и условий труда в соответствии со статьей 14 «Классификация условий труда» Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» представлено в таблице 1.
Классы условий труда всоответствии сФедеральным законом «О специальной оценке условий труда»
Класс
Характеристика
Воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника
На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены)
Уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. (Подразделяется на четыре подкласса, в зависимости от степени и условий вредности)
На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности
Бухгалтерские записи отражения расходов, связанных со специальной оценкой условий труда
Варианты отражения в бух. учете
Факт хозяйственной жизни
Дебет
Кредит
Нормативное обоснование
Документальное основание
Финансирование мероприятий по оценке за счет средств предприятия
Признаны затраты по специальной оценки условий труда в бухгалтерском учете
ПБУ 10/99 (пункты 5, 7, 16, 18). План счетов и инструкция по его применению к счетам учета затрат и к счетам по учету расчетов поставщиков услуг
Подписанный акт приемки-сдачи выполненных работ
Отнесены на расходы будущих периодов затраты на проведение специальной оценки условий труда
Письмо Минфина России от 12.01.2012 № 07–02–06/5 [Об отражении в бухгалтерском учете затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам]
Акт приемки сдачи выполненных работ
Учтена в составе затрат по обычным видам деятельности часть расходов будущих периодов
20, 23, 25, 44 и т. п.
Финансирование мероприятий по оценке за счет средств ФСС после получения одобрения фонда
Отражение расходов как целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (государственную помощь)
ПБУ 13/2000, письмо Министерства финансов России № 04–02–05/1/223 от 03.01.2002 года.
Разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Уменьшение задолженности по уплате взносов на страхование от НС и ПЗ на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма
69 субсч ФСС от НС и ПЗ
Пункт 5 и 7 ПБУ 13/2000
Финансирование мероприятий по оценке за счет средств ФСС до получения одобрения фонда
Признание в составе прочих доходов в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний
Пункт 10 ПБУ 13/2000
Уменьшение задолженности по уплате взносов на страхование от НС и ПЗ на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма
69 субсч ФСС от НС и ПЗ
Пункт 10 ПБУ 13/2000
Возмещение фондом социального страхования расходов на расчетный счет
69 суб. ФСС от НС и ПЗ
Проведение специальной оценки труда необходимо, чтобы определить мероприятия по приведению условий труда на предприятии в соответствии с требованиями законодательства по охране труда, обеспечить сотрудников средствами индивидуальной и коллективной защиты, обеспечить работников гарантиями и компенсациями, связанными с вредными условиями труда, а также определить тариф страховых взносов. Отчет о проведении специальной оценки труда необходимо представить в организацию — независимого оценщика в течении 3-х рабочих дней.
Специальную оценку можно провести за счет Фонда социального страхования. Для этого необходимо представить в ФСС пакет документов с обоснованием, заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма. При положительном решении финансирование данных мероприятий будет проведено в счет взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также результаты проведения специальной оценки условий труда необходимо отразить в специальном разделе отчетной формы в ФСС.
В бухгалтерском учете отражение расходов может производиться разными способами, в зависимости от того за счет каких средств произведены расходы. Обобщим в таблице 2 особенности и варианты бухгалтерского учета отражения расходов по специальной оценке условий труда.
Специальная оценка условий труда, а также затраты по ее проведению безусловно являются объектом контроля как внутреннего, так и внешнего. По мнению Коське М. С. Мишучковой Ю. Г., «Эффективность работы системы внутреннего контроля обеспечивается контрольными действиями, набор которых, по нашему мнению, определяется на уровне каждого конкретного предприятия» [3, 175].
Определить необходимые и рациональные затраты на предупреждение травматизма работников на предприятии — задача руководителя и внутреннего контролера. Современное понимание информационной системы внутреннего контроля является достаточно сложным. [4, 64]. А вот задача главного бухгалтера, применяя профессиональное суждение выбрать один из предложенных вариантов отражения таких затрат в бухгалтерском учете. Проблемы внутреннего контроля в единстве с бухгалтерским учетом всегда были актуальны, так как именно эти управленческие функции оказывают непосредственное влияние на эффективность управления отдельным экономическим субъектом [5 с.26]
Основные термины (генерируются автоматически): специальная оценка условий труда, бухгалтерский учет, условие труда, бухгалтерская справка, сокращение травматизма, уровень воздействия, внутренний контроль, работник, уплата взносов, финансирование мероприятий.
Ключевые слова
Похожие статьи
Средства индивидуальной защиты как. | Молодой ученый
специальная оценка условий труда, бухгалтерский учет, условие труда, уровень воздействия, бухгалтерская справка, сокращение травматизма, уплата взносов, работник.
Оптимизация внутреннего контроля бухгалтерского учёта по.
На сегодняшний день с организацией оплаты труда связаны и своевременные расчеты с персоналом по оплате труда и правильное соотношение себестоимости работ, услуг и суммы начисленной заработной платы.
Развитие законодательного регулирования оплаты труда.
бухгалтерский учет, специальная оценка условий труда, работник, условие труда, оплата труда, удельный вес, Российская Федерация, российская система, заемный труд, трудовой процесс.
Организация системы внутреннего контроля расходов на оплату.
кредиторская задолженность, внутренний контроль, дебиторская задолженность, операция, проверка полноты, внутренний контроль расчетов, исковая давность, бухгалтерский учет, аналитический учет, контроль расчетов. Расчеты по оплате труда.
Отличия специальной оценки условий труда от аттестации.
работник, условие труда, вредное условие труда, класс условий труда, коллективная защита, место, рабочий, Россия, специальная оценка условий труда.
Формирование и развитие системы внутреннего контроля.
оплата труда, бухгалтерский учет, заработная плата, персонал, заработная плата работника, рабочее время, больничный лист, лицевой счет, Трудовой кодекс РФ, бухгалтерская отчетность.
Совершенствование условий труда персонала организации
Основной причиной этого является ухудшение финансово-экономического положения предприятий, ведущего к сокращению расходов на поддержание должного уровня условий труда, следствием чего является рост производственного травматизма и профессиональной.
Некоторые аспекты социального аудита | Статья в журнале.
Специальная оценка условий труда являетсяединым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на.
Экономическая экспертиза расходов экономического субъекта
Методами, применяемыми при таких экспертизах, являются запрос, сопоставление, документальный контроль.
бухгалтерский учет, налоговый учет, РФ, расход, бухгалтерская отчетность, получение дохода, оплата труда, метод начисления, обычный вид деятельности.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Блог
Как провести и отразить в бухучете специальную оценку условий труда
Автор статьи
Оксана Валерьевна Торгашина
Аттестованный налоговый консультант. Автор обучающих курсов «Бухгалтерский учет для продвинутых», «Бухгалтерия и налоги для руководителя. Как проверить бухгалтера?», «Финансовый анализ для экспертов кредитных организаций», «Управленческий учет и бюджетирование». Сооснователь и Генеральный директор ПрофиРост, стаж профессиональной деятельности более 20 лет.
Специальная оценка условий труда необходима для обеспечения сотрудников безопасными условиями труда (ст. 212 ТК).
Она представляет собой комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника.
Порядок процедуры прописан в Законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н утверждена методика проведения.
Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет.
Каждое предприятие-работодатель должен в течении года после появления новой должности в штатном расписании провести специальную оценку условий труда.
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников по степени вредности.
Связанный курс
Бухгалтерский и налоговый учет для новичков + 1С:Бухгалтерия 8.3
Если в штатном расписании есть вакантные рабочие места, то на них спец.оценку проводить не нужно.
Провести спец. оценку должна независимая организация, с которой организация-работодатель заключает договор оказания услуг. По окончании проверки независимая организация должна составить отчет о ее проведении.
Для проведения специальной оценки организация должна создать специальную комиссию, утвердить график проведения, ознакомить состав комиссии с приказом. В приказе должен быть указан состав комиссии и порядок деятельности комиссии.
Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда. За нарушение требований предусмотрена административная ответственность в сумме от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц; от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей; от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.
За повторное нарушение штрафные санкции: от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц; от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей; от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.
Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Так же за счет ФСС можно финансировать мероприятия по улучшению условий труда, такие как медосмотры, покупка СИЗ, лечебное питание и др. Для финансирования в ФСС подается пакет документов: заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.
После подачи пакета документов ФСС будет решать, может ли организация использовать взносы на улучшение условий труда.
При положительном решении нужно сдавать ежеквартальные отчеты об использовании страховых взносов для финансировании профилактики травматизма. Ежеквартальные отчеты сдаются вместе с отчетами 4-ФСС.
Бухгалтерский учет затрат на специальную оценку условий труда зависит от того, за счет каких средств оплачивали услугу: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от НС и ПЗ.
При оплате услуг по спец.оценке за свой счет и после подписания акт приемки-сдачи выполненных работ:
Дебет 97 Кредит 60 (76, 70. )
– отнесены на расходы будущих периодов затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств организации.
И далее ежемесячно:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 97
– учтена в составе затрат по обычным видам деятельности часть расходов будущих периодов.
В налоговом учете услуги по специальной оценке можно отнести к расходам.
При оплате услуг по спец.оценке за счет взносов на страхование от НС и ПЗ и после подписания акт приемки-сдачи выполненных работ:
Дебет 69 Кредит 60 (76, 70. )
– проведение специальной оценки условий труда за счет средств ФСС.
Энциклопедия ПрофиРост 05.07.2020
Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих, вопросы налоговой,
Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета, компенсации сотрудникам, Транспортный налог, ошибки бухгалтера, переходный период НДС, ставки НДС , изменение НДС
Подпишись на рассылку
Новые статьи по бухучету, оповещения об изменениях в законодательстве и другие интересные материалы по бухучету и налоговому учету.
Мы гарантируем, что адрес вашей электронной почты не будет передан третьим лицам
Аутсорсинг
- Бухгалтерское сопровождение ООО и ИП
- Услуги по регистрации ИП и ООО
- Внутренний аудит
- Ликвидация ООО и ИП
- Восстановление учета
- Индивидуальные консультации
Источник: www.profirost.ru
Штраф за непроведение специальной оценки условий труда
Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.
Чтобы свести к минимуму неблагоприятное воздействие производственных факторов, государство предписывает работодателям проводить различные процедуры, направленные на выявление и минимизацию рисков такого воздействия. Ключевая процедура — спецоценка условий труда, или сокращенно СОУТ. Проводят ее как юридические лица, так и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение рассматриваемой процедуры.
- Как часто нужно проводить СОУТ
- Штраф за непроведение СОУТ на рабочих местах
- Административный штраф за непроведение СОУТ
- Уголовная ответственность за непроведение СОУТ
Как часто нужно проводить СОУТ
- Сроки действия как таковой спецоценки, исчисляемые в порядке, определенном Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
- Срок действия декларации о спецоценке — отчетного документа, который направляется в Роструд, если СОУТ не выявила вредных или производственных факторов, а также позволила признать условия труда, даже если указанные факторы есть, оптимальными (допустимыми).
Чтобы корректно определить требуемую частоту проведения СОУТ, может потребоваться знать пределы действия обоих указанных сроков.
По общему правилу, специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). А срок действия декларации по общему же правилу — бессрочный при сохранении условий труда на рабочем месте (ч. 4 ст.
11 Закона № 426-ФЗ). Однако возможны и другие ситуации — когда результаты СОУТ продляются или напротив провтдятся раньше, чем 1 раз в 5 лет.
На практике возможны следующие сценарии:
- неоднократного продления сроков действия СОУТ без повторных «оценочных» процедур;
- сокращения срока действия СОУТ — с проведением внеплановой спецоценки;
- проведения внеплановой спецоценки по специальным основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, на рабочих местах, указанных в ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, повторное проведение спецоценки не требуется, если:
- в отношении рабочих мест, по которым проведена спецоценка, имеется действующая декларация о СОУТ;
- не наступили обстоятельства, приведенные в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
Речь, таким образом, идет именно о тех рабочих местах, по которым составлена декларация — то есть, местах не вредных, не опасных и оптимальных (допустимых) для труда. В свою очередь, для «автопродления» СОУТ на таких местах не должны быть выявлены обстоятельства по ч. 5 ст. 11 закона о спецоценке:
- несчастный случай по вине работника или работодателя;
- профзаболевание из-за вредных или опасных факторов;
- нарушения требований законодательства по охране труда.
Таким образом, если указанные обстоятельства не происходят, то декларация СОУТ остается бессрочной, и саму спецоценку раз в 5 лет проводить не нужно, она автоматически продлевается. Но если хотя бы одно из указанных обстоятельств выявляется, то:
- прекращается действие декларации по СОУТ;
- производится внеплановая спецоценка.
Кроме того, есть отдельная группа оснований для проведения внеплановой СОУТ. Все они перечислены в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. В числе таких оснований:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ);
- получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда (ч. 2 ст. 17);
- изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда (ч. 3 ст. 17);
- изменения состава используемых предприятием материалов или сырья, которые могут повлиять на воздействие вредных или опасных факторов (ч. 4 ст. 17);
- изменение используемых на предприятии средств индивидуальной либо коллективной защиты, способное повлиять на вредные и опасные факторы (ч. 5 ст. 17);
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (ч. 6 ст. 17) ;
- поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза, в том числе с учетом возможных замечаний по проведенной СОУТ, полученным профсоюзом от работника (ч. 7 ст. 17)
В зависимости от конкретныхоснований, внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена:
- в течение 6 месяцев — в случаях, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17;
- в течение 12 месяцев — в случаях, приведенных в п. 2, 4-7 ч. 1 ст. 17
Правомерно говорить о том, что указанный шестимесячный срок проведения внеплановой СОУТ относится и к случаям, когда внеплановая спецоценка проводится по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафам.Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.
Штраф за непроведение СОУТ на рабочих местах
СОУТ — обязательна и ее непроведение чревато административным, а иногда и уголовным штрафом (уголовный штраф на практике отличается тем, что наказать организаци нельзя, но зато виновное должностное лицо не только обязано заплатить штраф, но и приобретает судимость).
Часто встает вопрос, будут ли наказаны организация и должностное лицо за непроведение СОУТ одним штрафом за все непроверенные рабочие места или по штрафу за каждое? Судебная практика по этому вопросув пока не соформировалась, однако ответ есть — его дают эксперты системы КонсультантПлюс. Читайте ответ в онлайн-версии системы, если она сейчас недоступна, подключите бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Административный штраф за непроведение СОУТ
Объем ответственности для нарушителей норм законодательства о спецоценке определяет Кодекс об административных правонарушениях.Предусмотрены санкции в отношении:
Возможны санкции по ч. 1 и 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В общем случае применяются именно положения ч. 2 данной статьи Кодекса. А именно — если работодатель не выполнил обязанности и обязательные требования к процедурам по Закону № 426-ФЗ. В частности — проигнорировал положения п. 2-5, 7 ч. 2 ст.
4, ч. 1-4 ст. 8, ст. 9, 11, ч. 10, 11 ст. 12, ст. 15 закона (постановление Пленума ВС РФ от 23.12.2021 № 45).
Положения ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривают, что за нарушение порядка спецоценки, в том числе внеплановой, а также непроведение СОУТ проверяющие органы выносят:
- предупреждение или штраф на должностное лицо или ИП — от 5 до 10 тыс. рублей;
- предупреждение или штраф на юрлицо — от 60 до 80 тыс. рублей.
В свою очередь, по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ работодатель наказывается за невыполнение иных обязанностей, связанных с проведением СОУТ. В частности — предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ. То есть, мероприятий, направленных на оптимизацию условий труда работников с учетом итогов СОУТ.
На основании положений ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ могут выноситься:
- предупреждение или штраф на должностное лицо, на ИП — в размере от 2 до 5 тыс. рублей;
- предупреждение или штраф на юрлицо — в размере 50-80 тыс. рублей.
Если будут повторные нарушения, при которых выносятся штрафы по ч. 1 и 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то применяются еще более строгие санкции — предусмотренные ч. 5 ст. 5.27.1 Кодекса. Возможны, таким образом::
- вынесение штрафа на должностное лицо — на сумму 30-40 тыс. рублей, либо дисквалификация данного лица на срок 1-3 года;
- вынесение штрафа на ИП — в 30-40 тыс. рублей, либо приостановка его деятельности на срок до 90 дней;
- вынесение штрафа на юрлицо — в размере 100-200 тыс. рублей или запрет деятельности также на срок до 90 дней.
- Организация, которая провела спецоценку.
Санкции к ней применяются по ст. 14.54 КоАП РФ. Если она нарушит установленный Законом № 426-ФЗ порядок проведения СОУТ, то могут быть вынесены — на основании ч. 1 указанной статьи:
- штраф на должностное лицо — на 20-30 тыс. рублей;
- штраф на юрлицо — на 70-100 тыс. рублей.
При повторном нарушении санкции строже — по ч. 2 ст. 14.54 КоАП РФ. Может быть вынесен штраф в 40-50 тыс. рублей на должностное лицо (либо применена дисквалификация на 1-3 года). Как и штраф в 100-200 тыс. рублей на юрлицо (либо запрет деятельности на срок до 90 суток).
Уголовная ответственность за непроведение СОУТ
Если в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. При этом, наказанию может быть подвергнут руководитель организации, его заместитель, главный специалист, работник службы охраны труда и иные лица, отвечающие за обеспечение соблюдения требований охраны труда (постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2018 № 41).
За преступление по ст. 143 УК РФ предусмотрен штраф в размере до 400 тыс. рублей (либо в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев). Он может быть заменен:
- обязательными работами сроком 180-240 часов;
- исправительными работами на 1-2 года;
- принудительными работами на срок до 1 года;
- лишением свободы на срок до 1 года с возможной дисквалификацией на срок до 1 года.
Если преступление привело к гибели человека, то виновный наказывается принудительными работами сроком до 4 лет. Либо лишением свободы на тот же срок с возможной дисквалификацией на срок до 3 лет. Если преступление повлекло по неосторожности гибель двух и более лиц, то виновный наказывается принудительными работами на срок до 5 лет. Либо лишением свободы на аналогичный срок с возможной дисквалификацией на срок до 3 лет.
Стоимость проведения экспертизы
Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 1000 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 5000 рублей за каждое рабочее место.
Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест,но не менее двух (ч. 1, 2 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).
Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов вероятность применения штрафных санкций, рассмотренных выше.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru