Какие работодатели могут не проводить спецоценку (СОУТ) рабочих мест?
Абсолютно все работодатели должны провести спецоценку( СОУТ) рабочих мест.
Проведение СОУТ не зависит от:
- Организационно – правовой формы, т.е. коммерческие и некоммерческие организации, а так же государственные и частные предприятия, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель все должны провести СОУТ.
- Количества работников, т.е. даже если есть всего один работник, СОУТ нужно проводить
Должен ли индивидуальный предприниматель проводить СОУТ рабочих мест?
Если у ИП есть хотя бы один наемный работник, он обязан провести СОУТ.
Нужно ли проводить СУОТ рабочих мест таких как: директор; бухгалтер; секретарь и других офисных работников?
Абсолютно на всех рабочих местах необходимо провести СОУТ.
Как проводится специальная оценка условий труда.
Кто несет ответственность за проведение СОУТ?
Согласно ст. 4 Закона № 426-ФЗ ответственность за организацию проведения СОУТ возлагается на работодателя, организация привлекаемая (аккредитованная лаборатории) по договору ответственности не несет .
Сложившееся мнение о том, что работодателю достаточно заключить гражданско-правовой договор на проведение СОУТ и, получив ее результаты, реализовывать их на предприятии, в корне ошибочно. Кроме того, на работодателя ст. 9 Закона № 426-ФЗ возлагается обязанность по созданию комиссии по проведению СОУТ . При этом в состав Комиссии включаются:
- Работодатель или представители работодателя
- специалист по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Если соответствующее предприятие не имеет специалиста по охране труда, то в работе Комиссии должен участвовать специалист привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций специалиста по охране труда.
Комиссия должна быть обязательна обучена по охране труда у учебном центре.
Какая ответственность наступает за непроведение СОУТ на рабочих местах?
За непроведение СОУТ или нарушение порядка установленного Законом № 426-ФЗ налагается административный штраф:
- На должностное лицо – от 5 000 до 10 000 рублей
- На ИП — от 5 000 до 10 000 рублей
- На юридическое лицо – от 60 000 до 80 000 рублей
Хочу обратить внимание штрафные санкции за каждое рабочее место.
Какие ошибки может допустить работодатель при проведении СОУТ?
Первая ошибка самая распространенная комиссия работодателя не обучена по охране труда в учебном центре. Согласно ТК РФ ст. 225 все работники в том числе работодатель должны быть обучены по охране труда. Кстати за это нарушение больший штраф, чем за непроведение СОУТ.
- На должностное лицо – от 15 000 до 25 000 рублей
- На ИП — от 15 000 до 25 000 рублей
- На юридическое лицо – от 110 000 до 130 000 рублей
Хочу обратить внимание штрафные санкции за каждого необученного.
Вторая ошибка, которую часто допускают работодатели в комиссию не включают специалиста по охране труда. Если соответствующее предприятие не имеет специалиста по охране труда, то в работе Комиссии должен участвовать специалист привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций специалиста по охране труда
Третья ошибка формальное отношении членов Комиссии к проведению СОУТ. Законом № 426-ФЗ комиссия наделена широкими полномочиями, таким как:
- до начала выполнения работ по проведению СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет осуществляться, с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
- утверждает результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
- в случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, то принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном ст. 12 Закона № 426-ФЗ (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Все документы, предоставляемые экспертами для подписи и утверждения, подписываются комиссией.
Если все необходимые подписи на нем поставлены, то документы по проведению СОУТ обретает юридическую силу.
Проводить ли специальную оценку условий труда монтажника, если он работает каждый раз на разных объектах
Да, проводить. В данном случае речь идет о проведении СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами.
СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводят путем:
- предварительного определения типичных технологических операций с наличием одинаковых вредных или опасных производственных факторов;
- последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций.
Время выполнения каждой технологической операции определяет эксперт организации, проводящей СОУТ. Для этого он использует локальные нормативные акты, опрашивает сотрудников и их непосредственных руководителей, измеряет хронометраж выполнения операций.
Необходимо ли проводить СОУТ на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты работой на ПЭВМ(компьютерах)?
Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» такой возможности не предусматривает. Соответственно, необходимо провести СОУТ на указанных рабочих местах. Непроведение СОУТ в этом случае будет нарушением трудового законодательства.
Нужно ли вносить информацию о СНИЛС вновь принятого работника в карту специальной оценки условий труда ?
В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносят только номер СНИЛС, который работает на этом рабочем месте во время проведения СОУТ, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации.
Если на рабочее место, на котором ранее проведена спецоценка, принят новый работник, то внесенный в карту спецоценки СНИЛС можно изменить только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ.
Какой адрес организации указывают в отчете о СОУТ: фактический или юридический?
В отчете о проведении спецоценки указывают место фактического нахождения и осуществления деятельности работодателя, а не юридический адрес. То есть тот адрес, по которому и размещены рабочие места (приложение 3 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
изменить только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ.
Необходимо ли ознакомлять вновь принятого работника с существующей картой специальной оценки условий труда, если в трудовом договоре указаны условия труда на рабочем месте?
Статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- условия труда на рабочем месте;
- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Частью 2 статьи 5 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Таким образом, проводить ознакомление вновь принятого работника с существующей картой СОУТ необходимо. С картой СОУТ можно ознакомить работника, например, при проведении вводного инструктажа специалистом по охране труда.
Как зафиксировать факт ознакомления вновь принятого работника с картой специальной оценки условий труда?
В действующем законодательстве данный вопрос не отрегулирован. С одной стороны, вносить изменения в действующие карты СОУТ запрещено. С другой стороны, работодатель обязан ознакомить работника с результатом проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Можно поступить несколькими способами.
В карте СОУТ есть строчка «С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):». Именно в ней напротив своей фамилии, внесенной в карту СОУТ, работник может поставить подпись.
Можно факт ознакомления работника с результатами проведенной СОУТ оформить на листе ознакомления, а не в карте СОУТ. В этом случае во избежание претензий со стороны надзорных органов следует сделать такой лист ознакомления неотъемлемой частью соответствующей карты СОУТ.
С какой информацией об условиях труда на рабочем месте нужно ознакомить работника, если спецоценку на конкретном рабочем месте еще не проводили?
Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).
В трудовой договор обязательно включить следующую информацию (ст. 57 ТК РФ):
- условия труда на рабочем месте;
- гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работника принимают на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В трудовом договоре можно указывать только документально подтвержденную информацию.
В данном случае, если нет факторов, дающих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, в трудовом договоре с работником можно указать, что класс условий труда на рабочем месте не установлен. При этом не будет нарушения ни статьи 212, ни статьи 57 Трудового кодекса РФ, так как у работодателя нет официальной информации об условиях труда на данном рабочем месте.
Нужно ли проводить СОУТ при приеме второго работника на ранее оцененное рабочее место?
Нет, не нужно. Вопросы приема и увольнения работников не связаны с проведением специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Основная задача проведения СОУТ – установление класса условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества работника, работающего на этом рабочем месте.
Могут ли члены комиссии не подписывать отчет, если они не согласны с результатами СОУТ?
Нет, не могут. Члены комиссии обязаны подписать отчет, при этом они могут в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Дополнительно сообщаем, что Законом № 426-ФЗ, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, внесение изменений в отчет о результатах СОУТ после его утверждения не предусмотрено.
Работодатель вправе (ст. 4 Закона № 426-ФЗ):
- требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;
- проводить внеплановую СОУТ;
- требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
- обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.
Разногласия по вопросам проведения СОУТ, жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривают территориальные ГИТ (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).
Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он может провести государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).
Какой срок установлен для утверждения отчета?
Срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не установлен. В течение трех рабочих дней после его утверждения работодатель должен уведомить организацию, проводившую спецоценку. Сделать это можно любым доступным способом. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации, проводившей СОУТ, копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.
Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников?
Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
При этом не имеет значения, на основании какого права работодателю принадлежат эти помещения: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из положений статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также статей 4, 8, 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором помещения.
Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты?
Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, а сами рабочие места и условия труда не изменились, то проводить внеплановую спецоценку не нужно.
Нужно ли проводить внеплановую спецоценку при переезде организации в другой офис или при перемещении отдельных рабочих мест в другое помещение?
При переносе рабочих мест в другие помещения условия труда могут измениться. Работодатель заново организует и вводит в эксплуатацию новые рабочие места, у организации появляется основание для проведения внеплановой спецоценки. Внеплановую спецоценку проведите в течение 12 месяцев со дня переезда рабочих мест в новый офис, помещение.
Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?
В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в Государственную экспертизу или в Государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426–ФЗ).
Государственную экспертизу условий труда (далее – Экспертиза) проводят для оценки (ст. 216.1 ТК РФ):
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников.
Экспертиза носит заявительный характер. Возможны три основания для Экспертизы.
Первое основание: представление территориального органа Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Территориальный орган Роструда может действовать в том числе по заявлениям:
- работников;
- профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
- работодателей, их объединений;
- страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда.
Второе основание: заявления органов исполнительной власти, работников, профессиональных союзов, их объединений, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Третье основание: определения судебных органов.
Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте.
Проводить ли внеплановую специальную оценку условий труда, если на рабочем месте произошел несчастный случай?
Да, если причина несчастного случая – воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов. В противном случае внеплановую СОУТ не проводят (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426–ФЗ).
Источник: ot93.ru
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.
Официальный документ смотрите здесь: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спецоценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н
C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры. А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.
Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.
Посмотрите наглядное видео, чтобы понять, что такое СОУТ:
1 ЧАСТЬ:
2 ЧАСТЬ:
КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ
I Определяем опасные факторы
Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли определить наличие опасных и вредных производственных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…
Специальная оценка условий труда СОУТ – это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:
1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.
– это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).
Что такое опасный производственный фактор?
– это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.
Что такое тяжесть труда?
– это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.
Что такое напряженность труда?
– это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке “ловит” замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.
II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника
Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет? Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике. Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е. будет ухудшение здоровья.
Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.
III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов.
IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ
Кто проводит СОУТ?
Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.
Как оформляются результаты СОУТ?
По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.
Сколько классов условий труда существует?
Существуют 4 класса условий труда:
1 класс “Оптимальный” – вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.
2 класс “Допустимый” – вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.
3 класс “Вредные условия труда”
Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.
4 класс “Опасные условия труда”
Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?
Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:
– Ст. 92 ТК РФ “Сокращение продолжительности рабочего времени”. Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
– Ст. 117 ТК РФ “Ежегодный оплачиваемый отпуск” Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.
– Ст. 147 ТК РФ “Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда” Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.
Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.
Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.
Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.
ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ
Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:
√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.
√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ. Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся – меньше платишь.
√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.
Кому следует организовывать СОУТ?
426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:
√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).
Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:
1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр.
Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.
2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спец оценочной комиссии, которая:
• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).
Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.
По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:
• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, выдача СИЗ которых идентичны.
3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым.
Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.
4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола.
Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.
Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спец протоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.
5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:
• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.
6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:
• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.
На это ему дается 30 дней.
7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спец систему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.
Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.
Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным в начале статьи.
Также советуем почитать:
- Повторный инструктаж по охране труда
- Статья 5.27.1 КоАП РФ “Нарушение государственных нормативных требований охраны труда”
- Понятие охраны труда
- Трехступенчатый контроль по охране труда
Источник: beltrud.ru