С английского spin-off переводится как отделение дочерней компании от уже существующей. Предположим, есть идея продукта, имеющего большой потенциал развития, но для его продвижения на рынок нужна совершенно иная структура и модель компании: кадровый состав, менеджмент, ценовая политика.
Для этого на базе головной организации создается новая, что способствует выгодному взаимодействию: опыт и ресурсы материнской компании как «подушка безопасности» плюс привлечение новых инвестиции без страха потери основного бизнеса.
Акулы Уолл-стрит — Меррилл Линч (Merrill Lynch), Голдман Сакс (Goldman Sachs), Морган Стенли (Morgan Stanley) и еще несколько компаний — объединили свои наработки в сфере безопасных сообщений и создали сеть передачи информации между собой.
Spin-off в Америке и России
Рождение новой компании в рамках существующей — распространенное явление для американского рынка, где подобная реструктуризация происходит постоянно. В нашей бизнес-среде данная практика встречается не столь часто. Связано это и с культурой управления, и с тем, что отечественные компании не так активно нацелены на инновационное развитие.
Специфика spin-off состоит в том, что руководитель материнской организации, будучи владельцем доли нового проекта, не занимается им непосредственно, а передает руководство другим сотрудникам. В понимании российских предпринимателей такое делегирование сопряжено с большим риском и противоречит привычке контролировать все самому.
Можно сказать, что в Штатах к этому относятся проще: взрастил и отпустил. В России же наблюдается больший контроль со стороны материнской компании, что может замедлять развитие.
Spin-off компании, которая хочет выйти на американской рынок, необходимо активно использовать все ресурсы и контакты головной организации. В принципе, механизмы развития обычного стартапа и spin-off схожи и не имеют существенных различий. Важно заранее определить целевые сегменты, изучить специфику США (см. статью про регионы) и на месте провести customer development.
Некоторые проекты решают выйти с новым продуктом сразу на американский рынок, в обход российского, однако, это довольно рискованно: гипотеза о востребованности оказывается не подтвержденной. Чтобы убедиться в том, что Штаты — подходящее место для развития вашего проекта, можно обратиться за советом в программу iDM USA Landing. Это поможет избежать ошибок на начальном этапе вхождения на рынок.
Пример:
Компания GetIntent занимается рекламными технологиями, в частности, созданием SaaS-сервиса для рекламы в интернете. Приехав в Штаты два года назад, руководители поняли, что могут продавать не только сам сервис, но и лицензию софтовой компании, чтобы клиент сам мог управлять своим рекламным бюджетом, и запустили spin-off.
Сейчас у них две разные компании, каждая со своей структурой продаж и клиентами, и каждую можно продать по отдельности.
Преимущества spin-off
Основное отличие и одновременно преимущество spin-off перед обычным стартапом заключается в том, что последний создается с нуля, а spin-off основывается на готовых наработках.
Другими словами, появляется возможность добавить инновационную составляющую в уже существующую компанию и стать более конкурентоспособным. В зависимости от задач проекта — это может быть как создание нового направления бизнеса, так и коммерциализация уже имеющихся наработок, — выделяют следующие преимущества модели spin-off:
- Задача, для которой создается spin-off, обычно отражает реальные проблемы и требования рынка, что повышает шансы на успех.
- Есть возможность пользоваться наработками и опытом материнской компании: продвижение, каналы дистрибуции, связи, клиенты и т.д.
- Риск для основного бизнеса минимален, при этом появляются условия для его роста за счет нового выделенного направления.
Возможные ошибки:
- Неправильное распределение сотрудников: например, в материнской компании остаются более опытные специалисты, а развитием spin-off проекта занимаются сотрудники, не привыкшие и не умеющие работать самостоятельно.
- Материнская компания не дает достаточно автономности spin-off проекту, что впоследствии тормозит его развитие.
Заключение
Spin-off — хороший инструмент масштабирования существующего бизнеса. Не бойтесь оформлять появившуюся идею в отдельную бизнес-единицу и выделять для этого профессиональных менеджеров. Кадровый резерв в компании должен постоянно восполняться, ведь самое важное в бизнесе — люди. Чем больше выращено специалистов внутри компании, тем лучше будет развиваться бизнес внутри страны и за рубежом.
Материалы по теме:
Источник: rb.ru
Что такое спин-офф. Объясняем простыми словами
Спин-офф — модель развития и масштабирования бизнеса, при которой подразделение компании или организации выделяется в самостоятельный бизнес.
Такая модель актуальна, если появляется идея продукта с большим потенциалом развития, но для его продвижения на рынок нужна совершенно иная структура и модель компании — более специализированная и адаптивная. Для этого на базе головной структуры создаётся новая. По сути, это операция, обратная Mhttps://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-spin-off-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm» target=»_blank»]secretmag.ru[/mask_link]
Компания проводит спин-офф. Что делать инвестору?
На фондовом рынке происходит много различных событий и явлений, уследить за всей массой которых не всегда есть возможность. Среди них есть те, которые обязательно необходимо отслеживать и представлять хотя бы примерно, как себя вести и как действовать при их возникновении.
Одно из таких событий называется «спин-офф». В статье рассмотрим это явление, разберём, что оно из себя представляет и какое влияние это событие оказывает на акции компании и её инвесторов.
Что такое «спин-офф»?
Спин-офф (Spin-off) – дробление компании или выделение какого-либо направления её деятельности в самостоятельную структуру. Проще говоря, основная (материнская) компания открывает дочернее предприятие и передаёт ему часть своего имущества (активы и пассивы) с регистрацией нового юридического лица. У материнской компании при этом остаётся своё юридическое лицо.
Данное событие не стоит путать с открытием новой компании на деньги учредителей и инвесторов.
Пример спин-оффа
Для наглядности рассмотрим пример с условным бизнесом.
Компания «ССС» производит, к примеру, строительные материалы и постепенно расширяет линейку своей продукции. Через некоторое время фирма предлагает на рынке практически весь спектр продуктов в этой категории и занимает свою нишу.
В этом процессе амбициозность руководства и желание развиваться только усиливаются, и тогда принимается решение о проведении спин-оффа, целью которого будет занять ещё одну нишу в сфере строительства. Новой нишей выбрано оказание строительно-монтажных работ.
«ССС» является публичной компанией с акциями, находящимися в свободном обороте на фондовом рынке. На общем собрании акционеров закрепляют идею создания дочерней компании «ССС-1», которая будет заниматься новым направлением. Также решаются вопросы по выделению на это средств и все организационные моменты. Процесс этот не быстрый, он может длиться от 6 месяцев до 1 года.
В условно новую компанию переходит часть активов и пассивов основной компании, принимается решение о выпуске акций и назначается их первичная стоимость. По факту, все акционеры материнской компании получат часть акций новой.
Такое «вручение» происходит по «коэффициенту обмена», который представляет из себя коэффициент стоимости акций новой компании относительно акций материнской. Он будет зависеть от принятого на собрании акционеров решения.
Пример коэффициента обмена
Стоимость одной акции основной компании «ССС» равна 100 USD. Коэффициент обмена — 0,85 (85%). Это значит, что первичная стоимость акции «ССС-1» будет равна 85 долларов. С этой ценой акций вновь созданная компания выйдет на IPO, а инвестор материнской компании при этом получит кратное количество акций новой.
Часто бывает так, что для получения акций дочерней компании у инвестора должно быть определённое количество акций материнской, округлённое до какого-либо значения. К примеру, на каждые 10 акций основной компании инвестор получит 1 акцию «дочки», то есть если у него 39 акций, то он получит только 3 акции. В этом случае до определённого времени, установленного для обмена, необходимо позаботиться о кратности своих акций.
Пример со строительной компанией был приведён для упрощения понимания спин-оффа, но чаще всего эту процедуру проводят компании, работающие в технологическом и научном секторе, занимающиеся разработкой программных продуктов и исследовательской деятельностью.
Основные цели проведения спин-оффа
1. Повышение мобильности и манёвренности компании при ведении экономической деятельности.
2. Создание более эффективного бизнеса для развития и увеличения конкурентоспособности.
3. Налоговые льготы и уменьшение налоговой нагрузки.
4. Диверсификация рисков и деятельности компании. Если новый проект не сможет развиться, основная компания меньше пострадает.
5. Возможность занять новую нишу в бизнесе и развить новые направления не по основному профилю деятельности компании.
6. Увеличение скорости принятия итоговых решений. Меньше руководителей — быстрее принятие решений.
Плюсы спин-оффа
1. Новая компания, основанная на уже существующей, находится в более выгодном положении по сравнению с компаниями, созданными с нуля.
2. Новая компания пользуется всеми наработками материнской компании и имеет доступ к клиентской базе. Это существенно облегчает продвижение продукта.
3. Дочерняя компания создаётся под конкретные рыночные условия и требования. Нет надобности искать свою нишу.
4. Снижение рисков для материнской компании в выбранном направлении.
Поведение инвесторов при спин-оффе
После проведения спин-оффа все, кто владел акциями материнской компании, получают долю в новой компании и этими акциями можно распорядиться несколькими способами:
1. Оставить их в своём портфеле, тем самым диверсифицировав его. Есть вероятность, что обе компании продолжат рост, и даже если акции одной из них начнут проседать, стоимость портфеля будет удерживаться на прежнем уровне за счёт другой. Несомненно, есть вариант, что акции обеих компаний могут просесть, но тут уже придётся принимать другие решения.
2. После выхода дочерней компании на IPO инвестор может избавиться от причитающейся доли и распорядиться полученными средствами на своё усмотрение. В этом случае портфель останется в прежнем виде, и появится некоторое количество свободных средств. При этом стоит учесть, что в перспективе цена на акцию имеет шансы на рост.
3. Если после изучения новой компании инвестор видит потенциал и перспективы развития, то можно добавить в инвестиционный портфель дополнительное количество её акций. Учитывая, что на «горячие пирожки» народ набрасывается с особой жадностью, шансы на рост стоимости акций новой компании увеличиваются с каждым днём.
4. Риски в торговле и инвестировании всегда присутствуют, и поэтому стоит уделить внимание изучению новой компании для понимания, какую прибыль можно получить и есть ли здесь в принципе перспектива получения прибыли.
Заключение
Проведение спин-оффа компанией в большинстве случаев является положительным событием для инвесторов. Они получают пропорциональное количество акций дочерней компании в плюс к бумагам основной.
После проведения спин-оффа и IPO новой компании, как правило, цена на акции основной компании может открыться с ценовым разрывом (гэпом) и продолжить рост в течении последующих торговых сессий. Не редко случается, что после выхода новой компании на IPO котировки продолжают рост в течение нескольких месяцев.
Инвестируйте в американские акции на выгодных условиях! Реальные акции на платформе R StocksTrader от 0,0045 USD с минимальной комиссией в размере 0,5 USD. Вы можете попробовать свои навыки торговли в платформе R StocksTrader на демо-счёте или открыть реальный торговый счёт, для этого нужно только зарегистрироваться на сайте RoboForex и открыть счёт.
Максим Артёмов
Работает на рынке Forex с 2009 года, торгует также на фондовом рынке. Регулярно принимает участие в вебинарах RoboForex, рассчитанных на клиентов с любым уровнем торгового опыта.
Источник: blog.roboforex.com