Споры между ИП и юл какой суд

Арбитражные суды – это суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской деятельности. Необходимо учитывать, что попытка дать однозначный ответ на вопрос о подведомственности дел этим судам составляет определенную проблему. Подобное положение вещей вызвано различными факторами. Среди них: частое изменение законодательства [1] , регулирующего подведомственность различных категорий дел; нечеткость законодательных формулировок, определяющих правила подведомственности; различный подход арбитражных судов и судов общей юрисдикции в решении вопросов о подведомственности тех или иных дел и т.д.

Подведомственность гражданских дел этим судам зависит от наличия определенных в ст. 27 АПК критериев, как правило, применяемых в совокупности. Такими критериями являются:

  • 1) предметный критерий. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК);
  • 2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел по общему правилу могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст. 27 АПК) [2] .

Следовательно, в том случае если субъектом спора станет лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя или не являющееся юридическим лицом, то дело перестает быть подведомственным арбитражным судам.

Арбитраж и его отличие от суда общей юрисдикции

При этом необходимо учитывать, что указанное выше правило о субъектном составе имеет значение только в отношении истцов, ответчиков и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку в том случае, если в арбитражном процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, выступает физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, дело все равно остается подведомственно арбитражному суду.

Судебная практика (позиция ВС РФ и ВАС РФ): Учитывая, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. подведомственны суду общей юрисдикции.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Спор в СУДЕ между предпринимателями(ООО, ИП)

В отношении лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, также необходимо учитывать, что для определения подведомственности дел с их участием необходимо исходить из того, в каком качестве они в том или ином случае выступали. Если лицо, имеющее такой статус, вступало в правоотношение с целью удовлетворения личных нужд, то такое дело будет подведомственно судам общей юрисдикции.

В ч. 2 ст. 27 АПК определено, что в предусмотренных законом случаях в арбитражных судах рассматриваются дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Указанная формулировка закона позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев арбитражному суду подведомственны дела, отвечающие в совокупности предметному и субъектному критерию, а в случаях, специально оговоренных в федеральном законе, только одному из них – предметному критерию. В данном случае особое значение имеет ст. 33 АПК, где определены дела специальной подведомственности. Такие дела разнородны, но общим является то, что все они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

К делам специальной подведомственности, например, относятся дела: о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам (их общий перечень определен в ст. 225.1 АПК); по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д.

По общему правилу, если гражданское дело не подведомственно арбитражному суду, то оно будет подведомственно суду общей юрисдикции.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В свою очередь, если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134 ГПК).

В практике возник вопрос: подлежит ли дальнейшему рассмотрению принятое к производству судом общей юрисдикции с соблюдением правил подведомственности дело по спору, в котором в результате отказа от иска к физическому лицу сторонами остались юридические лица, а дело, по сути, становится подведомственно арбитражному суду? На указанный вопрос был дан ответ ВС РФ.

Судебная практика (позиция ВС РФ): Действующий ГПК не содержит нормы, которая регулирует порядок производства по делу в том случае, если в результате изменения обстоятельств дело, принятое судом к производству, стало подведомственным другому суду.

Согласно ч. 4 ст. 1 ГПК в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ГПК дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

По смыслу данной нормы изменение обстоятельств, влияющих на определение подсудности дела, после принятия его к производству суда юридического значения не имеет.

Исходя из изложенного и учитывая положения ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 33 ГПК, дело, принятое судом общей юрисдикции к своему производству с соблюдением правил подведомственности, установленных ст. 22 ГПК, должно быть рассмотрено им по существу, несмотря на то что в результате изменения обстоятельств, влияющих на определение подведомственности, оно станет подведомственно арбитражному суду (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2005 г.).

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28–33 АПК.

  • 1. В первую очередь арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В литературе отмечается, что практика толкует понятия «экономические споры» и «споры из иной экономической деятельности» иногда столь широко, что под них подпадают, по существу, все имущественные споры юридических лиц [3] . Следовательно, это могут быть различные споры, в том числе напрямую не связанные с предпринимательской деятельностью, возникающие из договорных и внедоговорных отношений.
  • 2. Арбитражным судам подведомственны экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Их общей перечень закреплен в ст. 29 АПК. К ним относятся дела: а) об оспаривании нормативных правовых актов; б) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; в) об административных правонарушениях; г) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций.

Дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных выше лиц подведомственны арбитражным судам только в том случае, если акт, решение, действие (бездействие) затрагивают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. для подведомственности таких дел арбитражному суду необходимо наличие двух общих критериев, в противном случае они подведомственны судам общей юрисдикции.

Читайте также:  ИП сигареты как открыть

К подведомственным арбитражным судам делам об административных правонарушениях относятся: а) дела о привлечении к административной ответственности; б) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ч. 3 ст. 29 АПК).

Дела о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подлежат рассмотрению в арбитражных судах, только если об этом напрямую говорится в федеральном законе. В настоящее время такие случаи закреплены в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Судебная практика (позиция ВАС РФ): В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения (постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В свою очередь, арбитражным судам подведомственны не все дела об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за совершенные ими административные правонарушения, а только в том случае, если такие нарушения связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций подведомственны арбитражным судам, если законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Так, например, в НК определяется, в каких случаях взыскание происходит в судебном, а в каком – во внесудебном порядке.

  • 3. Арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том случае, если такой факт имеет значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК). Некоторые виды таких фактов определены в ст. 218 АПК.
  • 4. В арбитражных судах так же, как и в судах общей юрисдикции, подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное осуществление решений третейских судов (ст. 31 АПК). Такие дела подведомственны арбитражным судам, только если решения третейских судов приняты по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. объединяют в себе предметный и субъектный критерии подведомственности.
  • 5. Аналогично решен вопрос о подведомственности арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и решений иностранных третейских судов (арбитражей). Такие дела подведомственны арбитражным судам, если они приняты по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК). До 2002 г. все дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных и третейских судов были подведомственны исключительно судам общей юрисдикции.
  • [1] Например, ст. 29 АПК, определяющая подведомственность арбитражным судам экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, существенно изменялась в 2010 и 2012 гг.
  • [2] Арбитражному суду не подведомственны дела с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами, поскольку деятельность таких лиц не является предпринимательской (см.: Инструктивное письмо ВАС РФ от 09.02.1995 № С4–7/ОП-84).
  • [3] Подробнее об этом см.: Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы. М., 2010.

Источник: studme.org

Компетенция Арбитражного суда Московской области (АсМО)

Значение арбитражных судов субъектов Российской Федерации

Занимаясь предпринимательской или иной экономической деятельностью, никто не застрахован от недобросовестного поведения контрагента, неисполнения обязательств стороной по договору, действий государственных органов, препятствующих нормальному ведению бизнеса. Какие-то разногласия можно решить путем переговоров с противной стороной и заключением соглашений, направленных на урегулирование отношений, какие-то проблемы можно решить путем обращения в вышестоящие государственные органы с жалобой. Однако наиболее эффективным способом защиты является обращение в судебные органы.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации являются основными органами судебной власти в экономической сфере, так как практически все арбитражные споры начинаются в арбитражном суде первой инстанции, а только уже потом рассматриваются в вышестоящих инстанциях.

Компетенция Арбитражного суда Московской области

Компетенция Арбитражного суда Московской области (далее — АсМО) в целом схожа с компетенцией других арбитражных судов первой инстанции.

Компетенция арбитражных судов состоит из подведомственности дел (круг дел, которые могут быть рассмотрены арбитражным судом и не могут быть рассмотрены, например, в суде общей юрисдикции) и подсудности дел (т.е. какой конкретно арбитражный суд может рассмотреть тот или иной спор) (глава 4 АПК РФ).

Подведомственность дел Арбитражному суду Московской области (АсМО)

По общему правилу (статья 27 АПК РФ) арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность определяется на основании двух основных критериев: субъектного состава спора (субъектный) и экономического характера спора (предметный).

Предметный критерий подведомственности является основным, доминирующим над субъектным критерием при определении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными. Значимость предметного критерия обусловлена тем, что данный критерий закреплен не только в АПК РФ, но и в части 3 статьи 22 ГПК РФ, где прямо указано на подведомственность экономических споров и других дел, отнесенных федеральным законодательством, к ведению арбитражных судов.

В АПК РФ не дается понятий экономического или предпринимательского спора, экономической деятельности. Суть данных понятий раскрывается в других законах или путем системного толкования законодательства.

В общем виде экономический характер спора отражает суть взаимоотношений спорящих сторон, т.е. спор возникает из осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Так, пунктом 1 статьи 2 ГК РФ определено понятие предпринимательской деятельности, являющейся самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.

Понятие «экономическая деятельность» представляется более широким, чем «предпринимательская деятельность», исходя из анализа статьи 5 Закона об арбитражных судах, пункта 1 статьи 2 ГК РФ. Данный вывод подкрепляется и судебной практикой.

Арбитражный суд рассмотрел требование о взыскание расходов на проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором располагалось помещение ответчика (ИП), имеющее статус нежилого. Так как спорные правоотношения сторон были связаны с использованием общего имущества многоквартирного дома, где располагалось нежилое помещение ответчика, спор был признан носящим экономический характер и подведомственным арбитражному суду в порядке ст а тьи 27 АПК РФ ( Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2014 по делу
№ А64-8115/2013).

Спор между Администрацией г. Владивостока (истец) и Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением по договору социального найма жилого помещения физическому лицу как участковому уполномоченному милиции признан был признан подведомственным арбитражному суду, так как исковые требования основаны на нормах гражданского законодательства и Закона о милиции, спор носит экономический характер и его участниками являются юридические лица ( Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.02.2015 № Ф03-412/2015 по делу № А51-16894/2014).

Данные позиции судов показывают, что некоммерческий характер основной деятельности организации или органа власти не означают, что споры с их участием не носят экономического характера.

Субъектный состав споров, рассматриваемых арбитражным судом, определен частями 2 и 5 статьи 27 АПК РФ. В качестве субъектов споров выделяют:

1. Юридические лица;

2. Индивидуальные предприниматели;

3. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования);

4. Государственные органы и органы местного самоуправления, а также иные органы;

5. Должностные лица;

6. Образования, не имеющие статуса юридического лица;

8. Иностранные организации;

9. Международные организации;

10. Иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

11. Организации с иностранными инвестициями.

Однако помимо общего правила подведомственности дел в законе закреплены специальные случаи отнесения дел к подведомственности арбитражных судов (часть 6 статьи 27 АПК РФ):

Читайте также:  Есть ли у ИП книга жалоб

1. О несостоятельности (банкротстве);

2. По корпоративным спорам, закрепленным в статье 225.1 АПК РФ;

3. По спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, ИП;

4. О защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5. И другие дела, указанные в законе.

Определенные категории дел, возникающих из административных правоотношений (оспаривание нормативных правовых актов, оспаривание ненормативных правовых актов и другие споры), дела об установлении фактов (например, факт владения юридическим лицом или ИП недвижимым имуществом как своим), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также дела, связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля вотношении третейских судов также относятся к подведомственности арбитражных судов субъектов РФ (статьи 29-32 АПК РФ).

Все указанные выше категории дел могут быть рассмотрены в АсМО.

Подсудность дел Арбитражному суду Московской области (АсМО)

Подсудность необходима для разграничения подведомственных арбитражным судам дел между различными звеньями в системе арбитражных судов.Подсудность разграничивает дела между судами, находящихся на одном уровне (например, между апелляционными арбитражными судами) и различных уровне (между арбитражным судом субъекта и окружным арбитражным судом).

Так, арбитражным судам первой инстанции подсудны все споры, за исключением тех, которые АПК РФ относит к подсудности Суда по интеллектуальным права и арбитражным судам округов (рассмотрение заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумные сроки).

В разграничении подсудности между судами одного звена существенную роль играет принцип территориальности. Согласно статье 35 АПК РФ иски предъявляются в арбитражный суд субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения ответчика, по месту нахождения имущества, если первые два обстоятельства неизвестны истцу, по месту исполнения договора, по месту нахождения филиала или представительства юридического лица.

Однако стороны могут самостоятельно определить суд, в котором будет рассмотрено дело, в случае возникновения спора между ними.

В статье 38 АПК РФ определены некоторые категории дел, которые вне зависимости от территориального принципа, должны быть рассмотрены исключительно в Арбитражном суде Московской области:

1. Споры, в которых лицом, участвующим в деле выступает арбитражный суд. Если стороной выступает суд, находящийся в Московском судебном округе, то такой спор будет рассмотрен в Арбитражном суде Тверской области.

2. Споры между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории РФ, подаются в Арбитражный суд Московской области.

Резюмируя все вышесказанное, в АсМО рассматриваются споры, в которых стороны (юридическое лицо — ответчик имеет юридический адрес на территории области) или предмет спора (недвижимое имущество, являющееся предметом спора, находится в области) тесно связаны с территорией субъекта, в данном случае в Московской областью, если стороны сами выберут данный суд для рассмотрения спора, возникшего меду ними, или в силу прямого указания закона.

Полномочия арбитражного суда

В наиболее общем виде полномочия арбитражных судов субъектов обозначены в статье 25 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а именно: рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно статье 36 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к полномочиям арбитражных судов субъектов РФ относится:

1. Рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов.

Данное полномочие является основным и отсылает нас к подведомственности и подсудности дел арбитражным судам.

2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Подвновь открывшиеся обстоятельства понимают юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известны заявителю или суду.

Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам допускается при соблюдении ряда условий:

— вновь открывшиеся обстоятельства существовали на момент рассмотрения дела и вынесения по его существу судебного решения;

— значение таких обстоятельств для разрешения спора является существенным, а в ряде случаев решающим. Оценку значения открывшихся обстоятельств для существа спора производит суд;

— отсутствие каких-либо сведений или информации о существовании указанных обстоятельств как у суда первой инстанции, принявшего решение по делу, так и у участников процесса.

3. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом в арбитражном суде первой инстанции.

4. Изучение и обобщение судебной практики.

Данное полномочие суда направлено на выработку единообразия в судебной практике при применении законодательства.

5. Подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

При выявлении коллизии в законодательстве суд может выступить с предложением о внесении изменений в действующее законодательство.

6. Анализ судебной статистики.

Преследует цель выявления в деятельности суда направлений, требующих особых внимания (например, резкий рост числа споров об обжаловании ненормативных правовых актов органов власти).

Источник: brace-lf.com

Арбитражные суды: система судов, подведомственность и подсудность дел

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие » подведомственность арбитражного суда» заменяется понятием » компетенция арбитражного суда» (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие арбитражных судов

  1. собственную подведомственность;
  2. специфику порядка судопроизводства (установленную АПК РФ).

Таким образом, арбитражные суды — это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, а на основании международных договоров и федеральных законов — и за пределами России.

Система арбитражных судов

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

  1. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  2. арбитражные апелляционные суды;
  3. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  4. специализированные арбитражные суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Арбитражные суды округов являются (ст. 24 ФКЗ):

  • судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции;
  • судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Кроме того, арбитражный суд округа пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (ст. 26 ФКЗ).

Всего образовано 10 арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд:

  1. проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  3. осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.
Читайте также:  Где взять квитанцию об оплате ИП

В настоящее время образован 21 арбитражный апелляционный суд.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

  1. рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов (ч. 2 ст. 33.2 ФКЗ, ст. 35 ФКЗ), т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий.

Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Создаются они по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Подведомственность дел арбитражному суду

Подведомственность — это свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся к компетенции того или иного органа; иначе — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на

1) Исключительную (специальную);

Правила исключительной (специальной) подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

2) Множественную.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:

  • договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
  • императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
  • альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).

Критерии подведомственности дел арбитражным судам:

1) Характер или предмет дела — спор либо иное дело должны:

  1. носить экономический характер и
  2. быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

2) Субъектный состав сторон:

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ИП);
  • РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане) — в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

3) Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора

Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи.

4) Спорность либо бесспорность права

Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.

5) Характер нормативного акта

При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Подсудность дел арбитражным судам

Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня .

По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности (ст. 34 АПК РФ):

  • арбитражных судов округов;
  • Суда по интеллектуальным правам.

Кроме того, согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение (ст. 24 ФКЗ):

  • права на судопроизводство в разумный срок или
  • права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК РФ).

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена , т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.

Территориальная подсудность может быть:

  1. общей;
  2. альтернативной;
  3. исключительной;
  4. по связи дел;
  5. договорной.

Общая подсудность

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Альтернативная подсудность

Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ:

  • иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;
  • иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;
  • иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика;
  • иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;
  • иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ), например:

  • иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;
  • иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;
  • иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика;
  • заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника, и т.д.

Подсудность по связи дел

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор .

Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).

Договорная подсудность

В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

Источник: jurkom74.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин