Способствует ли росту коррупции сращивание бюрократии и бизнеса

Коррупционный аспект отношений бизнеса с государственной бюрократией относится к числу самых политизированных. Отсутствие закона о лоббизме в значительной мере лишает легальных оснований естественное стремление деловых людей защитить свои интересы перед властью и добиться от нее поддержки в тех вопросах, где без этого нельзя обойтись — а таких вопросов большинство.

Содействие государства обеспечивается практикой нелегальных связей с должностными лицами, которая фактически образовала мощный комплекс неписаных правил и механизмов личных связей, в основе которых лежит многоступенчатая и разветвленная система подкупа.

Энергичные попытки власти искоренить коррупцию, начавшиеся в самом конце 2000-х годов, пока не обеспечили перелома ситуации. Коррупционные практики характерны для многих стран и регионов

мира — государств Южной Европы, Латинской Америки, Арабского Востока, Африки. В России и других странах СНГ они грозят фактически стать неотъемлемой частью экономической жизни, в частности, принятия административно-политических решений по хозяйственным вопросам.

Бизнес против коррупции

Сложность искоренения коррупции имеет свою политическую сторону. Во-первых, в российских условиях коррупция по сути дела выполняет функцию массового перераспределения общественного богатства в пользу обширного социального слоя профессиональных управленцев и сотрудников правоохранительных органов разных уровней, официальные доходы которых ниже, чем в других странах. В этом смысле в коррупции заинтересованы довольно широкие и, самое главное, влиятельные социальные силы. Для них коррупция — инструмент выживания в качестве привилегированного общественного слоя, принадлежность к которому является главным смыслом социального бытия соответствующих категорий служащих. Несмотря на существенное ужесточение официальных наказаний за коррупцию, именно эти силы прилагают усилия для нейтрализации эффективности этих нововведений на практике.

Это не вопрос отдельных руководителей, а системная проблема общества и одна из причин саботажа попыток ввести лоббирование деловых интересов в русло закона и установить контроль над ним. Отсутствие легального лоббизма фактически сводит весь деловой интерес до уровня интереса нелегального.

Во-вторых, коррупция обеспечивает фактически сращивание нелегальных интересов бюрократии и бизнеса, а в более широком смысле — бизнеса и государства. Коррупционный путь, образно говоря, является самым коротким, быстрым и незатратным способом защиты делового интереса в текущей ситуации, и поэтому бизнес не заинтересован в налаживании иных — официальных, легальных, прозрачных, но одновременно и гораздо более громоздких механизмов, в частности судебных и арбитражных институтов и практики. Тайный сговор в известном смысле бизнесу ближе, чем легальная и состязательная защита своих интересов через конституционные институты и структуры гражданского общества.

На Западе страх и незащищенность первых буржуа перед королевской властью заставили зажиточный класс обратить внимание на нотариусов и стряпчих, которые могли помочь буржуа защититься от посягательств на их жизнь и имущество. Затем богатые люди осознали свою потребность в умных и смелых журналистах, которые могли бы обеспечивать им общественную поддержку. Пришло и понимание необходи

Коррупция в США vs РОССИЯ #коррупция #мышлениемиллионера #деньги #бизнес #успех #доход #работа

мости студентов, из которых можно воспитать не только умелых нотариусов, но и разумных депутатов.

Как только тех и других стало достаточно много, идея защиты прав собственника «пошла в массы» — в толщу простых граждан, которые стали стремиться защитить свои права так же, как их умели защищать буржуа. Так формировалась активная гражданская позиция, которая, сделавшись нормой самовосприятия простого человека, и позволила победить гражданскому обществу. Сегодня на Западе не принято об этом говорить, но все-таки гражданское общество исходно было призвано к жизни очень конкретной и практической задачей — защитить еще не набравших силу буржуа от государственной власти.

Ничего похожего пока в России не происходит. Ориентированному на прямой подкуп чиновников бизнесу не нужны работающие институты гражданского общества, и он в них не инвестирует. Проект гражданского общества с этой точки зрения недоинвестирован — поэтому он и буксует. Посредством коррупции бизнес «вкладывает деньги» в государство, вернее, в чиновников. Интересы граждан он игнорирует, а те платят ему «революционной неприязнью».

В-третьих, позиция государства в отношении коррупции содержит в себе внутреннее противоречие. Коррупция, являясь элементом разложения, одновременно обеспечивает, как уже говорилось, слитность бизнеса с государством, консервирование его зависимости от власти, отказ от независимой от государства роли, в том числе политической. Но именно этого отказа и добивалась власть от бизнеса долгое время. Искоренение коррупции в этом смысле будет означать переключение денежных потоков (инвестиций бизнеса) на институты и практики гражданского общества.

Читайте также:  Департамент поддержки малого бизнеса это

Но такое общество по определению оппозиционно любой власти, и прежде всего власти государства. Оно призвано оппонировать власти, перенимая у нее часть полномочий. Нет ясности, готово ли государство в лице его высшего руководства согласиться с переориентацией инвестиций бизнеса с чиновничьего слоя на тех, кто станет защищать интересы бизнеса легально — в том числе перед лицом политической власти. Не говоря о том, что бизнес с учетом практики вообще боится всякой оппозиционности, в том числе лояльной. Государство не доверяет бизнесу и поэтому «боится отпускать его от себя».

Гражданское общество — это общество, приучившее себя «противостоять власти по правилам»: не быть безоговорочно лояльным власти, но и не быть априори против любой власти, как замешенная на нигилизме и обаянии террора русская политическая интеллигенция,

переродившаяся в современных либерал-фундаменталистов. Формула гражданского общества в России — это примиренность власти с активной позицией граждан, которая предполагает существенную меру оппозиционности общества, в которую вкладывает деньги бизнес. Однако эта оппозиционность должна быть принципиально лояльна конструктивной идее сильного и единого государства.

Проблема в том, что ни бизнес, ни власть, ни общество пока не созрели для сотрудничества на базе такой формулы. В обществе недостает терпимости к богатству, во власти — согласия уважать интересы оппозиции, в бизнесе — критики к себе.

Источник: uchebnikfree.com

13. Бюрократия и коррупция

Под бюрократией подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из агентов этой центральной правительственной власти. Коррупция — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Главное действующее лицо государственной коррупции – бюрократия. Специфика российской коррупции в том, что она сильно связана с бюрократической системой государственного управления, которая с одной стороны формирует наиболее опасные для государства и общества формы коррупции, а с другой – нередко способствует переносу, копированию таких коррупционных практик в сферы частного бизнеса и некоммерческой деятельности.

Анализ практики российского государственного управления показывает, что бюрократическое государственное управление рассматривается руководством страны как единственно возможное и как образец эффективности администрирования. Иначе трудно объяснить такую его приверженность постоянным реформам структуры и форм организации администрации Президента РФ, правительства РФ, министерств и ведомств, мотивируемую в средствах массовой информации как стремление улучшить управление теми или иными отраслями, обеспечить решение тех или иных общественных проб Проблема коррупции лежит в контроле над бюрократией, которой поручено управлять чужим, то есть государственным или частным имуществом.

И если бюрократия выходить из- под контроля и устанавливает свои порядки: пишет себе законы, сама их «исполняет» и «судит» за их нарушения – то государство как общественный институт превращается в профанацию. Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы.

Каково соотношение экономических выгод от коррупции и потерь от нее. В современной литературе эта тематика занимает одно из ведущих мест. Так называемая, функциональная теория коррупции (исследование Мертона о скрытых функциях политического механизма) утверждает, что продажа и покупка политических услуг имеет несколько политических и экономических «выгод».

Одна из таких выгод – это та, что взяточничество «смазывает бюрократические колеса», снижая бюрократизм, и тем самым повышая эффективность. Согласно этой точке зрения для экономического роста хуже, чем общество с негибкой, сверхцентрализованной нечестной бюрократией, может быть только общество с негибкой сверхцентрализованной честной бюрократией. Утверждается также, что коррупционные действия являются мощным средством интегрирования людей в экономическую и политическую жизнь.

14. Лоббизм и коррупция

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Лоббизм — это деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти, не связанное с подкупом гос. деятелей.

Читайте также:  Бизнес виза в Индию самостоятельно

При этом речь, как правило, идет о защите интересов не какой-то отдельной компании, а целой отрасли. И легализация этой деятельности позволяет сделать прозрачными взаимоотношения власти и бизнеса, чтобы избиратели видели, чьи интересы отстаивает тот или иной политик. Лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и не связан с коррупцией) и неформальный.

Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо также использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы.

Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям: 1. Процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам. В таком видении лоббизм по сути представляется продолжением конкурентной борьбы, в то время как коррупция – серьезное бремя для государства 2. Отсутствуют секретные или побочные платежи 3. Клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой Одним видом коррупции является лоббирование коррупционногенных правовых норм.

Создаются специальные коррупционногенные законы по заказу тех или иных заинтересованных в них структур, поправки к законам, изменяющим их в какой-либо части в интересах заинтересованных лиц и организаций. Еще один метод — затягивание принятия того или иного правового акта путем внесения в него многочисленных поправок.

Это делается по заказу тех структур, для которых введение этого акта в действие может принести убытки или неудобства. Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности. «Захват государства» (state capture). Этим термином обозначают корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установления теневого контроля за принятием властных решений, имея в виду и разные ветви власти, и разные уровни власти (центральный, региональный и т.п.). К ней относится теневой лоббизм в органах власти, покупка президентских указов или постановлений правительства, установление коррупционного контроля над политиками и партиями и т.п.

Источник: studfile.net

Экономическая коррупция

Основные задачи, которые ставятся в работе следующие: понять методологию анализа коррупционной деятельности; причины и следствия коррупции; выгоды от коррупции; отразить негативные стороны коррупции; выявить возможные причины, вызывающие коррупцию.

Введение 3
Глава 1. Экономическая коррупция
1.1. Понятие экономической коррупции 5
1.2. Перечень наиболее коррупциогенных должностей в сфере экономики 6
1.3. Перечень видов (составов) коррупционных правонарушений в сфере экономики и их классификация 7
1.4. Коррупционные преступления в сфере экономики 9
1.5. Причины и условия (факторы) роста экономической коррупции. Их классификация 12
Глава 2. Конфликт интересов по-российски — сращивание бюрократии и бизнеса 20
2.1. О базовых подходах к противодействию сращиванию бюрократии и бизнеса 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Сегодня, к сожалению, можно говорить о том, что проблема коррупции в России вошла в систему, и несет угрозу безопасности и успешному развитию страны и общества в целом. Она тесно связана с другими видами преступности, как традиционными для любого общества, так и новой, смертельной угрозой — терроризмом и транснациональной организованной преступностью. Вспомним, что банальная взятка на посту ДПС привела боевиков в роддом Буденновска, а поддельные паспорта для террористов, захвативших Дом культуры на Дубровке, за сравнительно небольшие деньги оформлялись в столичном ОВИРе. Это лишь самые вопиющие примеры того, к каким последствиям порой может привести коррупция среди чиновников не самого высокого ранга. Несложно себе представить последствия от принятия (или непринятия) госслужащим любого другого «материально мотивированного» решения, влияющего, так или иначе, на экономическую, экологическую или государственную безопасность.

Глава 2. Конфликт интересов по-российски — сращивание бюрократии и бизнеса

Сращивание бюрократии и бизнеса не является собственно российским «изобретением» и известно в мире с того момента, когда чиновник научился незаконно использовать свои властные полномочия и возможности для непосредственного осуществления предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Понятие и сущность бизнеса кратко

Для целей настоящей работы под сращиванием бюрократии и бизнеса понимается непосредственное (открытое или завуалированное) противоправное участие чиновников (лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих) в предпринимательской деятельности.

От сращивания бюрократии и бизнеса следует отличать феномен «крыши» — коррупционный феномен, проявляющийся в виде навязываемых чиновниками коммерческим организациям псевдоуслуг по защите их интересов от законного и незаконного вмешательства со стороны контролирующих и правоохранительных органов. А также добросовестных и недобросовестных действий со стороны конкурентов, от различных форм вымогательства со стороны преступных сообществ и отдельных преступников.

Принципиальная разница между так называемым «крышеванием» и сращиванием бюрократии и бизнеса состоит в том, что в первом случае коррумпированный чиновник остается, по сути, наемным персоналом, слугой или, в лучшем случае, опекуном (даже с учетом того обстоятельства, что подобный «персонал» трудно уволить «по инициативе администрации»). А во втором — чиновник является явным или латентным хозяином бизнеса, получающим львиную долю прибыли.

Период, когда высокопоставленное чиновничество без каких-либо опасений непосредственно выступало в качестве учредителей и высшего менеджмента коммерческих организаций (включая коммерческие организации с крайне сомнительной деловой репутацией), в основе закончился с завершением XX в. и «эпохи Ельцина». Стихийно возникший новый «этический кодекс» лиц, занимающих государственные должности, уже не поощряет откровенно вызывающее экономическое поведение, угрожающее их репутации.

Большинство из тех, кто в девяностых годах прошлого века занимал высшие должности в российских органах исполнительной (реже — законодательной) власти, стали успешными предпринимателями еще в период своего пребывания у власти. В наибольшей степени этот вывод относится к тем, кто занимал крупные посты в сфере управления экономикой в целом, а также оборота углеводородного сырья, банковской деятельности, телекоммуникаций, финансов.

Число типичных для современной России форм сращивания бизнеса и бюрократии относительно невелико. Это:

  • учреждение нового предприятия (главным образом, посредством родственников и свойственников) или долевое участие в учреждении нового предприятия, которому в дальнейшем предоставляются — с использованием полномочий соответствующего чиновника — льготы и преимущества, оказывается общее благоприятствование;
  • получение права собственности на коммерческую организацию или долей в ее уставном капитале в качестве платы за услуги (отказ от уголовного преследования или контрольной проверки, их прекращение; организация уголовного или административного преследования конкурентов; предоставление государственного закупочного контракта, субсидий без конкурса или в обход конкурса и т. п.);
  • «госрейдерство» — захват чиновниками контроля над коммерческой организацией (включая навязывание компании своих менеджеров, получения долей в уставном капитале через родственников и свойственников), в том числе — посредством фальсификации документов, подкупа судей и судебных приставов.

Несмотря на то, что рейдерство (недружественный захват и поглощение предприятий) является изначально западным ноу-хау, оно прижилось и в современной рыночной России, став основной формой перераспределения собственности после периода насильственного ее передела преступными сообществами в 90-х гг. прошлого века.

Суть рейдерства состоит в создании условий, при которых законный владелец предприятия вынужден отказаться от своего права собственности на него в пользу того или иного лица. Особенностью современного российского рейдерства является так называемое «госрейдерство», т. е. активное участие в качестве его организаторов и выгодополучателей чиновников (нередко руководителей правоохранительных органов), их родственников и свойственников.

Госрейдерство может легко маскироваться как под политику депривати-зации (новой национализации) в стратегически важных отраслях экономики, так и под политику новой национализации, направленной на повышение эффективности управления государственной собственностью посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества.

Одним из наиболее распространенных инструментов госрейдерства является проведение собраний акционеров, на которых избирается новое руководство компании без участия прежних основных собственников.

Если речь идет о рейдерском захвате предприятий в интересах руководителей правоохранительных органов и судей либо высокопоставленных чиновников — лиц, занимающих государственные должности, то подобных случаях нередко происходит зачет взаимных обязательств или применяются схемы нематериальных расчетов между соучастниками:

  1. «позитивные» — продвижение по должности, присвоение внеочередного специального звания или классного чина, представление к государственным наградам и почетным званиям, включение в избирательный список, «устройство» ребенка на бюджетное место в 0447_043d_044b_0439__Char» style=» font

Источник: www.myunivercity.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин