Способы государственного контроля бизнеса

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо не только для обеспечения реализации интересов общества и государства, так и для создания условий, необходимых для развития предпринимательства.

Государственный контроль Государственный надзор 248-ФЗ

Задачи государственного регулирования предпринимательства:

1) охрана окружающей среды;

2) выравнивание экономического цикла;

3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

4) защита жизни и здоровья граждан;

5) поддержка конкуренции на рынке;

6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

— государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

— государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

— выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

— государственный (муниципальный) заказ и др.

Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Виды государственного контроля (надзора):

— банковский и страховой надзор, а также другие виды специального государственного контроля за деятельностью на финансовом рынке;

— транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу РФ);

— государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

Государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности

— государственный контроль (надзор), осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

— контроль безопасности при использовании атомной энергии;

— контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

— санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в пунктах перехода Государственной границы РФ;

— контроль объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством РФ, а также особо важных и режимных объектов;

— государственный метрологический контроль (надзор).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые, так и внеплановые проверки.В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

1) получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу;

2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Источник: poisk-ru.ru

Принципы государственного регулирования бизнеса

Toyota Motor Corporation

1. Тема: принципы государственного регулирования бизнеса

2. Государственное регулирование

комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных
органов
власти,
а
также
контрольных
функций,
осуществляемых на основе нормативных правовых актов
государственными
учреждениями
и
общественными
организациями
в
целях
стабилизации
существующей
социально-экономической системы
функции
1) создание условий
цивилизованного
функционирования
рынка
2) стратегическое
планирование науки и
научно-технического
прогресса
3) решение
макроэкономических
проблем

Читайте также:  Открыть свой бизнес музыкальная школа

3.

Вмешательство государства в сферу
предпринимательской деятельности хозяйствующих
субъектов обусловлено следующими обстоятельствами
создание определенных условий, обеспечивающих нормальное
функционирование экономики в целом и стабильное участие
предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от
этого оптимальных выгод
предупреждением экологических
катастроф и решением экологических
проблем, порождаемых свободой
выбора субъектами сферы
экономической деятельности
борьбой с криминализацией
предпринимательских
отношений
контролем за
социальной
использованием
общенациональных
ресурсов
защитой наименее
обеспеченных слоев
населения
предотвращением
экономических
кризисов,
социальных

4.

Способы государственного контроля бизнеса
Патентная
политика
•ограничению срока жизни патента
•осуществлению принудительного лицензирования новых
патентов за относительно умеренную лицензионную плату
Фискальная
политика
•выделение бюджетных ассигнований на
финансирование целевых инвестиционных
программ
•изменение налоговых ставок на
инвестируемую прибыль
• маневрирование уровнем и условиями
процента на государственный кредит
•дотации
Финансовые
методы
•предоставление прямых кредитов
и субсидий,
•снижение ставки
налогообложения организаций,
кредитующих малые предприятия,
предоставление им со стороны
местной администрацией
финансовых гарантий

5.

организация подготовки,
переподготовки и повышение
квалификации кадров
установление
упрощённого порядка
государственной
регистрации,
лицензирования
деятельности,
сертификации
продукции
поддержка
внешнеэкономической
деятельности субъектов
малого предпринимательства,
включая развитие их
торговых, научнотехнических,
производственных и иных
связей с зарубежными
партнёрами
установление
правового режима
благоприятствования
для субъектов малого
предпринимательства,
включающего в себя
льготный режим
налогообложения,
уплаты таможенных
пошлин
Государственная
поддержка малого и
среднего бизнеса
создание системы
привлечения и
использования
инвестиций,
включая
иностранные
создание льготных
условий использования
государственных
финансовых,
статистических,
материальнотехнических и
информационных
ресурсов, а также
научно-технических
разработок и технологий
принятие
специальных
программ
кредитования
субъектов
малого
предпринимател
ьства с
определением
финансовых
источников

6. Тема. Понятие крупной корпорации как объекта государственного регулирования

1.1. Понятие корпорации
1.2. Интеграционные процессы
и формы предпринимательских
объединений

7. Понятие корпорации

«корпорация» — от лат. Corporation –
объединение, сообщество;
Термин «корпорация» в США:
— публичные государственные и
муниципальные структуры (public);
— публичные структуры (корпорации,
обслуживающие общие нужды населения
(quasi-public);
— предпринимательские структуры (private,
business of profit-making);
— непредпринимательские структуры
(корпорации, которые не преследуют цели
получения прибыли) – non-profit

8.

Термин «корпорация» во Франции:
— анонимное общество (societe anonym);
в Германии:
— акционерное товарищество (actiengessellshaft);
в Англии:
— совместная акционерная компания (joint stock
company with limited liability);
в России (ст. 48 ГК РФ):
— организация, имеющая в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

9. В зависимости от способа размещения или обращения акций и ценных бумаг корпорации — хозяйственные общества делятся на публичные и непубли

В зависимости от способа размещения или обращения акций и
ценных бумаг корпорации — хозяйственные общества делятся
на публичные и непубличные.
Публичными признаются только акционерные общества, акции и
конвертируемые в акции ценные бумаги которых публично размещаются
(путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях,
установленных законами о ценных бумагах, а также акционерные
общества, устав и фирменное наименование которых содержат указание
на то, что общество является публичным.
Акционерные общества, не отвечающие этим признакам, а также все
общества с ограниченной ответственностью будут являться
непубличными обществами
.

10. Имущественную основу деятельности корпорации составляют:

— уставный капитал;
— имущество, приобретенное
(полученное) корпорацией в процессе
своей деятельности по различным
основаниям.

11.

Подходы к понятию «корпорация»
Корпорация как организм –
организационная общность,
согласованная и упорядоченная
система определенного
строения – общефилософский
подход
В социальном значении корпорация
представляет собой социальную
организацию, т.е. объединение
индивидов в единое целое для
совместного труда
Корпорация как машина – форма
организации производственной
деятельности по согласованию
взаимосвязей производственной
структуры (управляемой подсистемы)
и аппарата управления – системный подход
В правовом значении корпорация
представляет собой признаваемую
законом правовую форму
объединения лиц и капиталов

12.

Отличительная черта корпорации — наличие собственников,
юридического лица со своими органами управления и контроля
Достоинства
корпорации
Высокая эффективность
привлечения финансовых
ресурсов
Ограниченная
ответственность уч-ов
по обязательствам
Недостатки
корпорации
Сложность
регистрации
Жесткие ограничения со
стороны государства
Высокая степень
специализации
Доход на прирост
капитала
Единственность субъекта
управления
Неограниченность
существования
Ущемление роли
рядовых участников
Двойное
налогообложение
Разделение функций
собственности и
управления

13. Основные положения, формулирующие сущность корпорации

Корпорация является юридическим лицом;
Корпорация представляет коммерческую организацию, в
отношении которой участники имеют обязательные права;
Корпорация предполагает функционирование организации,
объединенной на основе договора лиц или созданный одним
лицом, ответственность которых ограничена;
Корпорация – это участник гражданского оборота с четкой
организационной структурой, включающей структуру органов
управления, высшим среди которых является общее собрание
членов.
Характерной чертой корпорации является объединение
капиталов различных собственников (юридических и
физических лиц, государства) для ведения совместной
хозяйственной деятельности с целью получения
определенного результата.

14. Концепции корпорации


Классическая (дюркгеймовская);
Европейская (экономическая) концепция
корпорации:
Великобритания;
Германия;
Франция;
Японская;
Неоклассическая концепция;
Современная (институциональная)
концепция.

15. .

Назовите отличительные признаки
корпорации;
Перечислите положительные и
отрицательные свойства корпорации;
Перечислите основные подходы,
характеризующие сущность
корпорации.

16. Объединение предпринимательских фирм осуществляется по следующим причинам:

Горизонтальное объединение;
Вертикальное объединение;
Принцип аффиляции (причастности);
Диверсификация (разнообразие);
Полное объединение.

17. Типы предпринимательских объединений в практической предпринимательской деятельности:

1. Холдинг – это форма предпринимательского
объединения (промышленно-хозяйственный или
финансовый комплекс), представляющая собой
группу взаимосвязанных юридических лиц,
взаимоотношения которых построены на
экономической субординации, предусматривающей
возможность холдинговой компании оказывать
влияние на деятельность других участников в силу
преобладающего участия в их уставном капитале
либо в соответствии с договором, либо иным
образом;
2. Картель – форма монополистического объединения
или соглашения. Каждое предприятие, вошедшее в
картель, сохраняет юридическую и
производственную самостоятельность. Действует, как
правило, в рамках одной отрасли.

18.

3. Конгломерат – организационная форма
интеграции компаний, объединяющая под
единым финансовым контролем целую сеть
разнородных предприятий, которая возникает
в результате слияний различных фирм без
всякой производственной общности.
4. Консорциум – временный союз хозяйственно
независимых фирм, целью которого могут
быть разные виды их скоординированной
предпринимательской деятельности, чаще
для совместной борьбы за получение заказов
и их совместного использования.
5. Пул (биржевой пул; конкретный пул;
патентный пул; торговый пул

Читайте также:  Клариевый сом разведение в узв как бизнес

19.

6. Синдикат – более жесткая разновидность
картеля, при которой для всех участников
синдиката сбыт или снабжение
осуществляется одним предприятием.
7. Трест – объединение, в котором входящие в
него предприятия сливаются в единый
производственный комплекс и теряют свою
юридическую, производственную и
коммерческую самостоятельность, а
руководство их деятельностью
осуществляется из единого центра

20. 1.2.2. Современные тенденции экономической интеграции, транснационализации производства и капитала

Интернационализация бизнеса может
осуществляться в различных формах — экспортная
торговля, создание представительств, торговых
фирм, совместных предприятий за рубежом, перенос
производства, проведения НИОКР, разработки
маркетингового комплекса в другие страны и т.д.
Выбор рациональной формы интернационализации
бизнеса зависит от стратегических целей фирмы и
конкретных условий деятельности на родине и за
рубежом. Ниже приводится таблица выбора
предпочтительного этапа интернационализации
бизнеса в зависимости от целей фирмы и условий ее
деятельности

21.

Выбор предпочтительного этапа интернационализации бизнеса
Этап
интернационал
изации
1. Экспортный
Подэтапы
интернационализ
ации
Условия для
реализации
Цели
1.1. Продажа
через агентов
— незначительная доля
экспорта в продажах;
— отсутствие барьеров
для импорта;
— местный спрос
превышает
предложение.
— преодоление
цикличности в спросе;
— реализация отличий в
экономических условиях;
-рост объемов продаж;
1.2. Создание
представительств
— значительная доля
экспорта в продажах;
— отсутствие барьеров
для импорта;
— спрос равен
предложению;
— сильная конкуренция;
— важность
послепродажного
обслуживания.
— продленный спрос;
— выгоды массового
производства;

22.

2.
Международ
ный
3.
Транснацион
альный
2.1. Местный
маркетинг
— различия в условиях
деятельности;
-необходимость
дифференциации
маркетинга;
— интенсивная
конкуренция
— реализация различий в
условиях деятельности
2.2. Местное
производство
— наличие барьеров для
импорта
— доступ к местным
ресурсам
2.3. Местные
НИОКР
— более низкая стоимость
— специфика маркетинга
— мировая конкуренция
—// —-
— выгоды массового
производства
-глобальная
оптимизация: НИОКРресурсы-производство

Источник: ppt-online.org

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знать: права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Уметь: готовить документы, необходимые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также документы, необходимые для защиты прав предпринимателей в связи с осуществлением контрольных (надзорных) мероприятий.

Владеть: навыками поиска и применения норм, регулирующих отношения по осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий; навыками определения правового режима государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Правовая основа, понятие, виды, формы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении является Закон о государственном контроле.

Данным законом устанавливаются:

  • 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Вместе с тем будучи базовым законодательным актом, содержащим принципиальные положения, Закон о государственном контроле имеет ограниченную сферу действия. Так, в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона о государственном контроле перечислены мероприятия по контролю и виды государственного контроля, организация и проведения проверок в рамках которых не регулируется названным актом.

К примеру, Закон о государственном контроле не регулирует отношения, складывающиеся при осуществлении прокурорского надзора, при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ, при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и др.

К видам государственного контроля (надзора), при осуществлении которого не применяются нормы рассматриваемого закона, относятся, частности, контроль за осуществлением иностранных инвестиций; государственный контроль за экономической концентрацией; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; валютный контроль; таможенный контроль; контроль на финансовых рынках; банковский надзор; страховой надзор; государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; контроль за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

Помимо этого, ч. 4 ст. 1 Закона о государственном контроле определены виды государственного контроля (надзора), при осуществлении которого особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

К указанным видам контроля (надзора), в частности, отнесены: лицензионный контроль; экспортный контроль; государственный надзор за деятельностью СРО; государственный надзор в сфере рекламы; федеральный государственный пожарный надзор; государственный строительный надзор; государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) и др.

Частями 4.1 и 4.2 перечень видов контроля, проводимого с особенностями, установленными специальным законодательством, пополнен территориями опережающего социально-экономического развития и сферой государственного оборонного заказа.

Изложенное позволяет говорить о существовании в рамках правового режима государственного контроля дифференциации на:

  • а) общий режим (определен Законом о государственном контроле);
  • б) специальный режим, в рамках которого правовое обеспечение государственного контроля осуществляется:
  • — Законом о государственном контроле с особенностями, установленными специальным законодательством, либо
  • — только специальными законодательными актами.
Читайте также:  Виды ошибок в бизнесе

Анализ изменений и дополнений, внесенных в рассматриваемый

закон за последние годы, позволяет выявить тенденцию постоянного расширения сфер специального режима государственного контроля. Это приводит к тому, что закон, концептуально создававшийся как базовый, постепенно утрачивает свою значимость. Данное явление, как представляется, следует оценить негативно.

При этом особенно важно, вводя специальные правила проведения контрольных мероприятий, основывать их на тех принципиальных началах защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые определены Законом о государственном контроле. В числе таких принципов названы:

  • — презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • — открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
  • — проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц;
  • — ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • — недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю и др.

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Законом о государственном контроле, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В рамках представленной в данном учебнике концепции, государственный контроль является одним из элементов государственного регулирования. Контроль также следует рассматривать как стадию, этап государственного регулирования предпринимательства. При этом с позиции предпринимательского права государственный контроль — явление не самодостаточное, а вторичное и производное, служащее обеспечению основной цели — законности предпринимательской деятельности.

В научной и учебной литературе вопрос о соотношении понятий «контроль» и «надзор» традиционно относится к числу дискуссионных 1 . Обобщение высказанных мнений позволяет выявить следующие основные позиции: отождествление указанных понятий; рассмотрение их в качестве общего и частного (чаще — надзор как вид контроля); представление как самостоятельных способов обеспечения законности, функций государственного управления, обладающих каждый набором специфических признаков. Последняя позиция представляется в наибольшей степени соответствующей правовой природе рассматриваемых явлений. Однако в целях изучения государственного контроля как элемента и стадии государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также учитывая ограниченный объем учебного материала, в данной главе представлены необходимые сведения, в полной мере относящиеся как к государственному контролю, так и к государственному надзору за предпринимательской деятельностью [1] [2] . Такой подход возможен, поскольку базовый закон — Закон о государственном контроле — определяет анализируемые понятия как синонимичные.

Классификацию государственного контроля (надзора) предпринимательской деятельности можно провести по различным основаниям:

1. В зависимости от уровня проверяющих органов власти государственный контроль может быть федеральным либо региональным.

Федеральный государственный контроль (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ.

Региональный государственный контроль (надзор) — деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта РФ, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Полномочия субъектов РФ по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ.

Следует отметить, что муниципальный контроль не входит в систему государственного контроля и является самостоятельным звеном общей системы контроля за осуществлением предпринимательской деятельности в России.

  • 2. В зависимости от проверяемого обязательного требования (комплекса обязательных требований) государственный контроль может быть лицензионным, налоговым, валютным, в сфере технического регулирования, в области регулируемых государством цен (тарифов) и др.
  • 3. В зависимости от вида экономической деятельности проверяемого субъекта осуществляется строительный надзор, надзор в сфере рекламы, инвестиционной деятельности, банковский надзор, контроль на финансовых рынках и др.
  • 4. В зависимости от отношений между государством и проверяемым хозяйствующим субъектом следует различать контроль в государственном секторе экономики (где государство в лице соответствующих органов власти совмещает функции проверяющего субъекта и собственника имущества) и общий государственный контроль, проводимый по одинаковым правилам для всех проверяемых субъектов, независимо от формы собственности.
  • 5. В зависимости от времени проведения государственный контроль (надзор) может быть предварительным, текущим и последующим.

Приведенной классификацией не исчерпывается видовое разнообразие государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Однако она позволяет системно взглянуть на государственный контроль как органическую составляющую государственного регулирования предпринимательства. Важно понимать, что различные основания приведенной классификации позволяют говорить о сочетании в каждом случае нескольких видовых характеристик государственного контроля.

Правовой формой государственного контроля (надзора) являются нормативные правовые акты и ненормативные правовые акты (акты индивидуального регулирования).

Основной организационной формой государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности является проверка.

Специфика контрольных действий предопределила необходимость использования и иных, помимо проверки, форм государственного контроля.

Так, одной из форм финансового контроля является ревизия. Ее основная цель, как отмечает Е. Ю. Грачева, «изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций» 1 .

Анализ законодательного определения государственного контроля (надзора) позволяет сделать вывод о том, что основная функция контрольной деятельности — правоохранительная.

Вместе с тем самостоятельную значимость приобретают превентивная и корректирующая функции, при реализации которых, в рамках проводимого контроля, осуществляется наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ полученной информации, прогнозирование, оценка регулирующего воздействия и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин