Способы трансформации бизнес модели

Зайниева, А. С. Исследование трансформации бизнес-моделей современных компаний под влиянием диджитализации / А. С. Зайниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70209/ (дата обращения: 28.05.2023).

В статье представлен анализ лучших практик трансформации бизнес-моделей современных компаний под влиянием диджитализаци.

Ключевые слова: бизнес-модель, диджитплизация, трансформация бизнес-процессов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что всеми широко известные в мире специалисты в области менеджмента, такие как Майкл Армстронг, Анжела Бэрон, Гэри Кокинз утверждают, что необходимо осваивать успешные корпоративные практики компаний для принятия обоснованных стратегических решений при построении бизнес-процессов компании под влиянием диджитализации.

В современных компаниях, трансформацию бизнес-моделей компаний можно разделить на пять видов бизнес-моделей, которые основаны на идеях разделения бизнес-модели, «длинного хвоста», многосторонних платформ, FREE как бизнес-модель и открытые бизнес-модели [1,2,3]. Рассмотрим трансформацию бизнес-моделей компаний на примере «разделения» бизнес-модели.

Модель трансформации крупного бизнеса

Идея «разделения» бизнес-модели предполагает наличие три фундаментальных элемента бизнес-деятельности, которые ориентированы:

 на взаимодействие с клиентом,

Каждому элементу присущи свои экономические, конкурентные и культурные правила, которые могут сосуществовать в пределах одной компании, но в идеале должны быть разделены с целью исключения конфликтных ситуаций или нежелательного влияния. На рисунке 1 наглядно представлен пример бизнес-модели «разделения», которая демонстрирует, как происходит разделение и фокусировка на основной деятельности в сфере мобильной связи в отличие от «неразделенной» бизнес-модели [2,3].

Рис.1. Сопоставление «разделенной» и «неразделенной» моделей (составлено автором по [1, с.65–70])

Тем самым, на основании рисунка 1 и [1,2,3] проведем анализ противоречий элементов идеи «разделения» двух бизнес-моделей на примере банковской модели Private Banking[1] и модели в компаниях мобильной связи (табл.1).

Анализ противоречий элементов идеи «разделения» бизнес-моделей

( — инновации, — управление инфраструктурой, — взаимоотношения с клиентами)

Cодержание блока модели в компаниях мобильной связи

блоков у двух моделей

Потребительские сегменты (ПС)

Персональные взаимоотношения с клиентами

Управление крупными счетами

Ценностное предложение (ЦП)

Традиционный сервис для богатых клиентов

Управление банковскими операциями

Передача голосовых данных

Каналы сбыта (КС)

Взаимоотношения с клиентами (ВК)

Внедрение инноваций в бизнесе и трансформация бизнес-модели

Персональные взаимоотношения с клиентами

Управление крупными счетами

Потоки поступления доходов (ПД)

Плата за обслуживание и консультации

Читайте также:  Переработка мебели как бизнес

Вознаграждение за разработки и успешную работу

Процент по сделкам

Прибыль от предоставляемых услуг

Ключевые ресурсы (КР)

Ключевые виды деятельности (КД)

Ключевые партнеры (КП)

Иные источники продуктов

Поставщики телекоммуникационного оборудования

Структура издержек (СИ)

Персонал: отдел исследования и разработок

Персонал: частные банкиры

Таким образом, в модели Private Banking банк предлагает потребительскому сегменту (ПС — № 1) свои продукты конкурирующим банкам, однако при этом возникает конфликт интересов. Что касается взаимоотношения с клиентами (ВК — № 4), то банк обслуживает два сектора рынка с разной динамикой.

Работа с богатыми клиентами — долговременный, ориентированный на взаимоотношения процесс, а продажа финансовых продуктов банкам, предоставляющим услугу private banking — динамичное, подверженное быстрым переменам направление деятельности. В блоке «потоки поступления доходов» (ПД — № 5) — отдел финансовых продуктов убеждает консультантов продавать клиентам продукты, разработанные банком.

Это противоречит интересам клиентов независимых консультантов. Клиенты хотят вкладывать деньги в лучшие продукты на рынке, вне зависимости от того, кому они принадлежат. Управление операционной платформой требует масштаба для снижения издержек, а достичь этого силами одного банка трудно (КР — № 6). Для инновационной деятельности нужна скорость действий и быстрый выход на рынок, что вступает в противоречие с долговременными отношениями с богатыми клиентами (КД — № 7), а управление операционной платформой, ориентированной на издержки и эффективность, вступает в конфликт с оказанием консультационных услуг и разработкой финансовых продуктов, требующих привлечения высокооплачиваемых специалистов.

В телекоммуникационных компаниях приводят «разделение» бизнеса на три составляющих элемента (инновации — № 2, управление инфраструктурой № 6,7,8 и взаимоотношения с клиентами — № 1,3,4), где изначально ориентация была на качество (рис.1, табл. 1). Теперь основным активом этих компаний — бренд и отношения с клиентами.

Компании мобильной связи, такие как France Telecom, KPN и Vodafone передали часть работы по обслуживанию сетей производителям оборудования (Nokia, Siemens, Alcatel, Ericsson), тем самым они могут обеспечивать работу сети с меньшими издержками, так ка обслуживают несколько операторов одновременно и таким образом экономят на масштабе и обеспечивают разделение инфраструктуры — № 6,7,8. Следовательно, компании могут в большей степени сосредоточиться на продвижении бренда и на построении взаимоотношения с клиентами — № 1,3,4.

Читайте также:  Производство фундаментных блоков как бизнес

Что касается инноваций — № 2, то производство новых товаров и услуг можно передавать небольшим фирмам, тем самым получается постоянный приток новых технологий, сервисов и медиа-контента. Например, австрийская Mobilizy и шведская tat. Mobilizy занимается привязкой к местности для смартфонов, а tat. Разрабатывает интерфейс для продвинутых юзеров.

  1. Александр, Остервальдер. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / Остервальдер Александр, Пинье Ив; перевод М. Кульнева; под редакцией М. Савиной. — 2-е изд. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 287 c. — ISBN 978–5-9614–1844–6.
  2. Трейси М., Вирсема Ф. Маркетинг ведущих компаний. Выбери потребителя, определи фокус, доминируй на рынке. — М.: Вильямс, 2007.
  3. “Unbundling the Corporate”. Harvard Business Review. Hagel, John, Singer, Marc. March-April 1999.

[1] Private banking (РВ) — комплекс финансовых и нефинансовых услуг, который предлагается банками VIP-клиентам и включает в себя индивидуальную систему обслуживания. Выделен в банках в отдельное направление бизнеса.

Основные термины (генерируются автоматически): клиент, мобильная связь, нет, операционная платформа, компания, управление инфраструктурой, FREE, KPN, клиентская база, обслуживание сети.

Источник: moluch.ru

Трансформация бизнес моделей

Определения «бизнес-модели» различны, но большинство сходятся в том, что она описывает, как компания создает и получает стоимость. Особенности модели определяют ценностное предложение для потребителя и механизм ценообразования, указывают, какую организационную структуру будет иметь компания и с кем она будет сотрудничать для создания стоимости, и определяют, как она будет структурировать свою цепочку поставок. По сути, бизнес-модель — это система, различные функции которой взаимодействуют, часто сложным образом, для определения успеха компании.

В каждой отрасли доминирующая бизнес-модель имеет тенденцию появляться со временем. В большинстве своем модель будет отражать наиболее эффективный способ распределения и организации ресурсов. В свою очередь это означает, что будут появляться компании, занимающие лидирующее положение, за счет более полного понимания отраслевой бизнес модели.

Большинство попыток ввести новую или трансформировать текущую модель терпят неудачу, но иногда удается свергнуть доминирующую модель, обычно используя иной подход к формированию предложения ценности и организации процессов.

На основе анализа нескольких десятков успешных бизнес моделей в различных отраслях, можно выделить ключевые тенденции в трансформации моделей:

Читайте также:  Как создать свой партнерский бизнес

Основные направления трансформации бизнес модели, по которым компания FNC предлагает экспертную поддержку:

  • Интеграция в ходе слияния или поглощения, когда нужный продукт или технология покупается в готовом виде и интегрируется в бизнес модель компании
  • Создание альянсов, синдикатов, развитие поставщиков, развитие отношений с клиентами
  • Управление рыночной стоимостью компании через оптимизацию цепочки добавленной стоимости

Для успешной трансформации и поддержания изменений бизнес модели так же необходима продвинутая аналитика как окружения, так и процессов внутри компании.

Источник: www.fnc-group.ru

Трансформация бизнес-модели предприятия, внедряющего современные принципы построения производственной системы

RSS-лента сайта

Сокращение государственного оборонного заказа потребовало от предприятий оборонно-промышленного комплекса срочного изменения структуры выпуска в пользу продукции гражданского назначения. Однако, их основная часть оказалась не готовой к решению этой задачи в силу консерватизма производственной системы, свойственной оборонным предприятиям. Как показало исследование, внедрение современных принципов организации производства требует изменения всей модели бизнеса, включая производственную, социальную подсистемы и подсистему управления предприятием. В статье приведены результаты преобразований бизнес-модели одного из оборонных предприятий, получившего за счет проведенных изменений существенный прирост выпуска гражданской продукции.

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения: 27.08.2019).

2. Рязанцев О.Н. Об основных итогах развития ситуации в оборонно-промышленном комплексе в 2018 году и основных задачах на ближайшую перспективу //Оборонно-промышленный комплекс России 2018-2019 гг. Федеральный справочник. Выпуск 15. М.: АНО «Центр стратегических программ», 2019. – 580 с.

3. Бобрышев А.Д., Тарабрин М.Б., Тарабрин К.М. Разработка методических основ построения организационной компоненты бизнес-модели компании //Вестник МИТХТ им. М.В. Ломоносова. 2014.

Т. 9. № 5. С. 73-82.

4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (ред. на 18.07.2017). – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

5. Чекаданова М.В. Исследование путей обеспечения инновационного развития высокотехнологичных производств радиоэлектронной промышленности. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2018. – 308 с.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. на 29.07.2017). – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

7. Перечень особых экономических зон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=docn=98622dst=100006,0https://www.inesnet.ru/article/transformaciya-biznes-modeli-predpriyatiya-vnedryayushhego-sovremennye-principy-postroeniya-proizvodstvennoj-sistemy/» target=»_blank»]www.inesnet.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин