Способы защиты прав предпринимателей при проверках бизнеса

Защиту прав и законных интересов предпринимателя обеспечивает государство. Защита прав предпринимателя основана на конституционных гарантиях ведения бизнеса.

Правовая защита — это совокупность мер, способов и действий, имеющих юридическое значение и направленных на предотвращение и пресечение правонарушений, восстановление и обеспечение нарушенных прав и применение ответственности.

Каждый предприниматель имеет право на защиту своих прав и законных интересов определенным путем, установленным либо допускаемым законодательством как самозащита (например, признания наличия или отсутствия прав, возмещения убытков; применения штрафных санкций; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т. д).

Все способы защиты можно разделить на юрисдикционные (обращение в компетентные органы) и неюрисдикционные (без обращения в какие-либо инстанции). Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” определяет следующее.

Мастер-класс «Оптимизация рисков от проверок бизнеса и пошаговый алгоритм действий»

  • 1. Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
  • 2. Муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
  • 3. Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
  • 1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • 2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • 3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • 5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • 7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
  • 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
  • 10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Очень важны для понимания взаимодействия участников проверочного процесса те ограничения при проведении проверки, которые указаны в ст. 15 данного Закона.

Я в деле! Актуальные способы юридической защиты бизнеса и предпринимателей

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • 1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
  • 2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подп. “б” п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона;
  • 3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • 4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • 5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • 6) превышать установленные сроки проведения проверки;
  • 7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки указаны в ст. 18 Закона.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:

  • 1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • 3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
  • 4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
  • 5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • 6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • 7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
  • 8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • 9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;
  • 11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • 12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
  • 13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Читайте также:  Обязан ли ИП заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором

Источник: studref.com

О защите прав предпринимателей: законодательство и практика

42

Отношения между контролирующими инстанциями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении проверок государственного и муниципального уровня регулируются законом №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Этот же нормативный акт определяет принципы проведения такого контроля.

Закон о защите прав предпринимателей не применяется в случае отсутствия непосредственного взаимодействия проверяющих инстанций с юридическими лицами и ИП, либо если коммерсанты не обязаны подчиняться и отчитываться перед этими контролирующими органами. Положения Закона не работают при проведении оперативно-розыскных действий, следственных мероприятий, прокурорских проверок, осуществлении финансового и налогового мониторинга, банковского контроля, расследовании чрезвычайных происшествий и несчастных случаев.

Еще одним исключением является проведение госконтроля за пропускными пунктами на Государственной границе России.

Основные принципы

Защита прав предпринимателей подразумевает соблюдение основных принципов при осуществлении контроля. В связи с этим Закон №294-ФЗ определяет следующие положения:

43

  • начало осуществления многих направлений предпринимательской деятельности происходит в уведомительном порядке;
  • юридические лица или ИП ведут свою деятельность добросовестно, если не доказано иное;
  • все регламентирующие нормативные акты, законы, информация о порядке контроля, правах и обязанностях должностных лиц контролирующих органов должны находиться в открытом доступе;
  • проверяющие органы и их должностные лица не должны превышать своих полномочий;
  • нельзя проводить проверки разными проверяющими инстанциями выполнения предпринимателем одних и тех же положений;
  • не допускается требовать от предпринимателя получения разрешений и иных подобных документов, выдаваемых соответствующими органами, при начале осуществления тех видов деятельности, которые подпадают под открытие в уведомительном порядке;
  • контролирующие органы и их должностные лица за нарушения, допущенные при проведении проверок, несут полную ответственность по действующему законодательству;
  • не допускается любое взимание платы при осуществлении проверок деятельности предприятий.

Перечисленные принципы и формы защиты прав предпринимателей позволяют им отстаивать свои права в случае их нарушения контролирующими органами. Одним из основных, среди прочих вводимых законом, является принцип открытия некоторых видов деятельности в уведомительном порядке. Это означает, что в начале ее осуществления предпринимателю достаточно сообщить об этом в уполномоченное надзорное ведомство. В какое именно – зависит от направления работы предприятия. Наиболее часто уведомление направляется в Роспотребназдор.

Уведомление о начале предпринимательской деятельности

Закон о защите прав предпринимателей №294-ФЗ приводит список видов деятельности, подлежащей открытию в уведомительном порядке:

  1. Гостиничные и иные услуги, связанные с организацией временного предоставления жилья.
  2. Бытовое обслуживание населения.
  3. Осуществление общественного питания организациями общепита.
  4. Любые виды розничной торговли, исключая торговлю товарами и продуктами, оборот которых ограничивается законодательством.
  5. Любая оптовая торговля, исключая торговлю товарами и продуктами, оборот которых ограничен федеральным законодательством.
  6. Перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые автотранспортом по предварительному заказу, за исключением регулярных перевозок по установленным маршрутам, а также поездок по собственным нуждам предпринимателей и юридических лиц.
  7. Грузоперевозки автомобильным транспортом грузоподъемностью выше 2,5 т, за исключением перевозок грузов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия.
  8. Производство тканей, швейных и вязаных изделий.
  9. Пошив одежды.
  10. Изготовление кожи, кожаных изделий и обуви.
  11. Деревообработка, изготовление продукции из дерева или пробки, за исключением мебельного бизнеса (производства).
  12. Издательская деятельность и полиграфия.
  13. Виды деятельности, связанные с компьютерными и информационными технологиями, за исключением подобной работы, проводимой для защиты государственной тайны.

44

В уведомлении юридическое лицо или предприниматель обязуются соблюдать все предъявляемые требования к указанным видам деятельности. Такими требованиями могут стать: получение лицензии для определенных видов деятельности, соответствие сотрудников необходимой квалификации, соблюдение установленных норм безопасности, соответствие зданий, сооружений и автотранспорта предъявляемым федеральным и региональным законодательством критериям.

Подобное уведомление должно быть подано сразу после осуществления государственной регистрации и становления на учет в налоговой инспекции, но до того, как будет начата фактическая деятельность по выполнению работ, производству продукции или оказанию услуг.

Способы и формы защиты прав бизнесмена

Способ защиты прав предпринимателя подразумевает юридические механизмы, целью которых является восстановление нарушенных интересов. Способы, с помощью которых проводится обеспечение прав предпринимателей, делятся на две группы:

  1. В области правового регулирования, затрагивающие материальные аспекты деятельности. К таким инструментам относятся восстановительные (например, возмещение ущерба, признание права), штрафные (определение и наложение неустойки), пресекательные (к примеру, когда акты и документы от госучреждения незаконны, а значит недействительны).
  2. Процессуальные способы, суть которых заключается в защите при урегулировании споров относительно нарушения прав предпринимателя. Так, к ним относится право на привлечение органов, обладающих соответствующей компетенцией при разбирательствах.

Защита прав предпринимателя подразумевает законодательные меры по обеспечению интересов бизнеса. Такие формы бывают без судебного урегулирования. К ним относятся нотариальное обслуживание, практика досудебного и третейского регулирования. Форма защиты интересов предпринимателя в суде подразумевает арбитражное разбирательство, а также в судах разного уровня, вплоть до конституционного.

Изменение данных предпринимателя

45

Защита прав предпринимателей во многом определяется добросовестностью выполнения ими всех требований законодательства к осуществлению своей деятельности. В частности, индивидуальные предприниматели должны в письменном виде сообщать в уполномоченные инстанции сведения об изменениях учетных данных.

Эта информация должна подаваться в срок не более десяти рабочих дней после того, как будут внесены поправки в ЕГРИП. Чаще всего речь идет о следующих данных:

  • изменение места ведения предпринимательской деятельности;
  • смена адреса проживания индивидуального предпринимателя;
  • реорганизация предприятия.

Предпринимателям необходимо вести журнал проверок определенной формы. В нем контролирующими органами производятся записи об осуществленных проверках. Этот журнал нумеруется, прошивается и скрепляется личной печатью предпринимателя.

Понравилась статья про особенности ведения индивидуального предпринимательства? Поделитесь в соц. сетях, расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку статье о ведении ИП, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность — это анонимно и всем видно.

Источник: biznes-prost.ru

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля

Контроль, прежде всего публичный, над деятельностью предпринимателей необходим для соблюдения принципов экономической деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т.д.). Контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры.

Читайте также:  Договор по натяжным потолкам образец для ИП

Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля закреплены в действующем законодательстве РФ.

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ № 294) под последним понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных ФЗ № 294, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важная задача государственного регулирования — обеспечение надежных гарантий для свободного развития малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, служит одной из точек роста для экономики. Это потребовало принятия конкретных мер по пресечению правонарушений и преступлений, созданию противодействия для коррупционных действий и злоупотреблений.

Такие меры были определены Указом Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Правительству РФ было поручено в течение двух месяцев разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:

  • · усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • · проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не более одного раза в три года (кроме налогового контроля);
  • · проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;
  • · преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
  • · замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;
  • · исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел России, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;
  • · наделение органов государственной власти субъектов РФ правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или) порядок продажи в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона;
  • · и др.

Во исполнение названного Указа Президента РФ оперативно и был принят ФЗ № 294, который разработан в целях правового регулирования ряда проблем, выявленных по итогам сложившейся правоприменительной практики.

ФЗ № 294 устанавливает:

  • · порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • · порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • · права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • · права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

  • · преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • · презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • · открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено законодательством Российской Федерации;
  • · проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • · недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • · недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных ФЗ № 294 отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • · ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • · недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
  • · финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
  • · разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 847 «Об утверждении Положения о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен порядок направления органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. право предприниматель судебный защита

Читайте также:  Срок подачи декларации НДФЛ для ИП

В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности Генеральной прокуратурой РФ был издан Приказ от 31.03.2008 № 53 (ред. от 30.04.2009) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». Как отмечается в Приказе, «динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. юридический надзор контроль бизнес

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным.

Нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов касаются практически всех сфер экономики.

Наиболее многочисленные из них связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо касающихся незаконного вмешательства в их деятельность. Допускаются нарушения закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля, отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий. …Органами внутренних дел не обеспечено принятие должных мер по декриминализации предпринимательской сферы. Не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности.

Меры прокурорского реагирования неадекватны состоянию законности в данной сфере правоотношений».

В связи с этим на должностных лиц прокуратуры возложены обязанности по постоянному мониторингу в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечению действенного предупредительного надзора и информационному взаимодействию с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, обеспечению надзора за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов, обеспечению безусловного соблюдения требований ФЗ № 294.

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля был издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 (ред. от 12.05.2010) «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вместе с «Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Целью данного Приказа стало обеспечение действенного надзора за исполнением положений ФЗ № 294, а также осуществление организационных мероприятий, направленных на реализацию полномочий по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, Приказ предусматривает издание организационно-распорядительных документов; определение конкретных работников, исполняющих данные обязанности; проведение межведомственных совещаний (рабочих встреч) с руководителями органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующего уровня, обеспечение уведомления органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля о разграничении компетенции органов прокуратуры при согласовании внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с предоставлением соответствующих сведений о таких прокуратурах применительно к каждому территориальному образованию (адреса, номера телефонов, факсов, электронная почта и др.).

Обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данным Приказом были возложены на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.

Согласно данному Приказу, обязательно формирование ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих проекты таких планов, и их сведение в пределах соответствующих территорий, учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Как отмечено в названном Приказе, при проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля особое внимание должно быть уделено исполнению требований ФЗ № 294 и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных законом.

Выводы и результаты обобщений при системном сборе, накоплении и обработке информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности предписывается использовать для совершенствования надзорной практики, а проблемные вопросы организации прокурорского надзора рассматривать на заседаниях коллегий и (или) координационных совещаниях.

Данным Приказом утвержден и введен в действие с 1 мая 2009 г. порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, формы решений о согласовании либо отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Меры по сокращению и упрощению проверки малого бизнеса приняло и Министерство внутренних дел РФ. Предусмотрено, что составлять протоколы об административных правонарушениях будут только сотрудники подразделений полиции, специализирующихся на борьбе с преступлениями в сфере экономики. Все административные процедуры теперь строго регламентированы и упрощены.

Это сделает проверки малого бизнеса более цивилизованными. Взят курс на тесное взаимодействие правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Теперь сотрудники полиции станут включаться в проверки только в самых серьезных случаях, по ходатайству руководства контрольно-надзорных органов.

В ФЗ № 294 закреплен ряд правовых гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В частности, органы государственного и муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Руководитель или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного и муниципального контроля; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного и муниципального контроля, признанных в установленном законодательством России порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, правовые основы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля базируются на системе законодательства, включающего Конституцию РФ, федеральное законодательство (законы), а также подзаконные акты, в том числе указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты отдельных ведомств. Нормативная регламентация оснований, порядка, способов и форм защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении в отношении них мероприятий по государственному контролю (надзору) осуществляется в плоскости как публичного, так и частного права. Комплексное регулирование данного вида деятельности говорит о его важности. В целом, кардинальные изменения в осуществлении контроля за предпринимательской деятельностью вытекают из системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин